КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Орудия на жидких метательных веществах
Появление ракетной техники и накопление опыта эксплуатации ракетных топлив подвело к мысли о возможности применения жидких метательных веществ (ЖМВ) и в ствольной артиллерии. Анализ перспектив использования ЖМВ в артиллерийских системах позволяет сформулировать следующие основные их преимущества перед порохами: существенное увеличение дульной скорости снаряда за счет повышенной удельной мощности (силы пороха), наличия у некоторых композиций ЖМВ более легких, чем у порохов продуктов сгорания, а также за счет повышения коэффициента заполнения индикаторной диаграммы (площади под кривой внутрибаллистического процесса в координатах давление газа - путь снаряда по каналу ствола) (рис. 7.18); повышение живучести стволов вследствие пиковых давлений газа и уменьшения температуры горения топлива; изменение дальности стрельбы совместным варьированием углами возвышения ствола и бесступенчатым дозированием заряда открывает широкие возможности маневра траекториями полета снаряда и обеспечит высокоэффективное компьютеризированное управление огнем; размещение ЖМВ в баках произвольной формы, находящихся в труднодоступных местах, позволяет увеличить возимый боекомплект орудия и повысить плотность заполнения внугреннего объема боевых машин; раздельное хранение жидких компонентов зарядов снижает пожароопасность и создает условия для повышения живучести орудий;
Рис. 7.18. Индикаторные диаграммы удешевление производства метательных зарядов и упрощение материально-технического снабжения, связанного с транспортировкой и хранением ЖМВ. Ожидаемые выгоды от реализации хотя бы части этих достоинств будут настолько значительны, что окупят все расходы, связанные с разработкой новой технологии и существенно расширят возможности ствольной артиллерии. Для применения в артиллерийских системах рассматриваются жидкие метательные вещества двух типов: однокомпонентные и двухкомпонентные. Однокомпонентные представляют собой горючие вещества, действующие на принципе межмолекулярных реакций либо реакций каталитического разложения. Они в свою очередь подразделяются на простые и сложные системы. К простым относятся химические соединения, например, гидразин или изопропилнитрат, а к сложным относятся смеси типа гидразин-гидразинмононитрат, которые при обычной температуре в реакцию не вступают. Двухкомпонентные ЖМВ подразделяются на самовоспламеняющиеся и несамовоспламеняющиеся. В первых системах оба компонента при смешивании вступают друг с другом в спонтанную реакцию, во вторых - реакция протекает очень медленно и, следовательно, как и в случае однокомпонентных топлив, требуется система воспламенения с внешним инициирующим энергетическим импульсом. Примером самовоспламеняющейся системы служит гидразин + азотная кислота, несамовоспламеняющейся - керосин + азотная кислота. Для воспламенения топлива в каморе орудия возможно применение пиротехнических средств, электрического разряда, микроволн, лазерного луча, адиабатического сжатия, что наиболее удобным средством воспламенения являются лазерный луч или электрический разряд. В отличие от обычных пороховых зарядов подача жидких метательных зарядов в камору орудия возможна только с помощью специализированных гидравлических систем. При этом различают два основных способа: подача в камору с помощью насоса сразу всей массы топлива до производства выстрела. Этот способ называют объемным заряжанием; постепенное впрыскивание необходимой массы метательного заряда в процессе производства выстрела. Такой способ подачи носит название инжекционного и предусматривает постоянное присутствие в каморе сгорания лишь небольшого количества несгоревшего топлива в каплеобразном состоянии. Конструктивная реализация вышеназванных способов заряжания привела к разработке нескольких вариантов систем подачи топлива в камору сгорания (рис. 7.19). Наиболее простыми являются схемы подачи топлива в случае объемного заряжания, при этом подача осуществляется с помощью силового агрегата непосредственно в камору орудия. Для однокомпонентных топлив требуется гидросистема, состоящая из резервуара 1, насоса-дозатора 2 и обратного клапана 3 (рис. 7.19, а), а для двухкомпонентных - по одной подобной гидросистеме на каждый компонент топлива (рис. 7.19, б). В последнем случае необходимо обеспечить тщательное перемешивание горючего с окислителем в каморе сгорания. Для обеспечения инжекционного заряжания впрыск топлива в камору должен производиться под давлением, превышающим давление газов в процессе выстрела (~ 300...400 МПа). Получение! такого давления совместно с необходимостью обеспечения высокого расхода горючей жидкости (~ 2...5 м3/с) при помощи постороннего привода потребовало бы чрезвычайно сложной, громоздкой и энергоемкой аппаратуры. Приемлемым техническим решением оказалось применение дифференциального поршня, использующего давление продуктов сгорания в каморе ствола. Метод дифференциального поршня известен в гидравлике и основан на том, что равновесие свободного поршня, имеющего различные площади на его торцах (с одной стороны из площади вычитается площадь штока), обеспечивается обратно пропорциональным соотношением давлений в поршневой и запоршневой полостях. Таким образом, при инжекционной подаче однокомпонентного топлива (рис. 7.19, б) доза жидкости заряжается силовым агрегатом
Рис. 7.19. Схемы систем заряжания ЖМВ 394
в запоршневую полость. С началом горения в каморе, заключенной между дном снаряда и поршнем 4, возникает давление газов, воздействующих на поверхность последнего. За счет эффекта дифференциального поршня происходит мультипликация давления жидкого топлива в запоршневом пространстве, и оно под действием повышенного давления впрыскивается через форсунки, расположенные в поршне, в камору сгорания, самопроизвольно поддерживая процесс выстрела. Метод инжекционной подачи в одинаковой мере применим как для однокомпонентных, так и для самовоспламеняющихся и несамовоспламеняющихся двухкомпонентных топлив. В последнем варианте система подачи должна содержать два дифференциальных поршня и два силовых агрегата заправки. Экспериментальные работы по выбору той или иной концепции и практической реализации использования жидких метательных веществ в ствольной артиллерии ведутся в разных странах весьма активно, однако созданию боевых артиллерийских систем на ЖМВ должно предшествовать решение еще ряда научных и технических проблем.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |