КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия истории
ТЕМА V ТЕСТЫ
I. Какой тезис выражает суть философского подхода к пониманию общества (социума)? Общество – это: 1. совокупность различных общностей (коллективов) людей; 2. определенным образом организованная жизнедеятельность; 3. специфический вид отношений между людьми; 4. обособившаяся часть природы, в которой проявляется сознание; 5. состояния жизнедеятельности людей, в которых имеет место постоянные преобразования самой этой жизнедеятельности. II. Какое положение выражает суть материалистического взгляда на общественную жизнь? 1. духовные явления лежат в основе всех изменений в общественной жизни; 2. определяющим фактором общественной жизни выступают независимые от сознания и воли людей отношения; 3. все содержание общественного сознания определяется материальными факторами естественного и социального происхождения; 4. все, что есть в духовной жизни, есть и в общественном бытии. III. Исторически необходимое в общественной жизни определяется и выражается: 1. стихийным действием «слепых» общественных сил; 2. независимостью хода истории от сознательной деятельности; 3. подчинением деятельности людей установленным в обществе законам; 4. независимостью законов общественного развития от воли и сознания людей; 5. подчинением человека законам природы. IV. Что понимается под социальной структурой общества? 1. основные социальные группы данного общества; 2. система экономических структур и политических организаций; 3. отношения между социальными группами и слоями общества; 4. система базисных (определяющих) и надстроечных (определяемых) явлений; 5. неформальные отношения между людьми. V. Специфика общественной жизни определяется и выражается: 1. самореализацией личностных свойств и качеств человека; 2. формами и способами реализации идейных (духовных) устремлений людей; 3. совокупным результатом многообразных форм деятельности; 4. зависимостью деятельности людей от естественных условий их существования. VI. Социальное бытие человека определяется прежде всего: 1. сложившимися в данном обществе связями и отношениями; 2. осмыслением своего места в социальном мире; 3. утверждением своей независимости от внешних обстоятельств; 4. наличием сознания и свободной воли; 5. совокупностью наследственных задатков (способностей, таланта, склонностей и т. д.).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что значит дать научное объяснение общественной жизни? 2. Какое значение имеет картина общества для сознания и практической жизни людей? 3. Возможна ли несоциальная философия? 4. Когда мы говорим о взаимоотношениях общества и личности, что (кто) подразумевается под обществом? 5. Как реализуются социальные законы? Зачем людям знать законы общественной жизни? 6. Как развитие промышленности меняет характер социальных связей? 7. В чем заключается принципиальное различие эволюционных и синергетических концепций понимания общества? 8. Возможно ли предвосхищение будущего общества на основании синергетического подхода? 9. К чему приводит деидеологизация общества? 10. Какова роль сознания в (а) становлении (б) и функционировании связей социального бытия? СЛОВАРЬ
Идеология – система взглядов и идей, в которых осознается и оценивается отношения людей к действительности и друг другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержание целей (программ) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих социальных отношений. Коммуникация – общественно значимый, содержательный и смысловой аспект социального взаимодействия, в ходе которого с помощью определенных средств (например, языка, текстов) достигается взаимопонимание участников-коммуникантов. Общество – динамическое системное образование, представляющее собой изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая реализуется в функционировании социальных институтов, организаций, общностей и групп в их историческом изменении. Социальная общность – сообщество людей, объединяемое устойчивыми связями и отношениями и характеризуемое социокультурными параметрами (язык, обычаи, традиции, интенции сознания, склад характера и т.п.). Социальное (социальность) – качественная характеристика человеческого бытия, выражающая совокупность свойств и особенностей общественных отношений и связей, в которые включен человек и носителем которых он выступает; характеристика социальной реальности, фиксирующая связи и отношения различных дискретных ее образований. Социальное познание – творческая активность человека, направленная на духовное освоение общественного бытия и на выражение последнего в тех или иных формах знания. Социология – наука о закономерностях функционирования исторически определенных общественных образований и механизмах действия законов в жизнедеятельности людей. Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для существования человека и общества, - всеобщее условие обмена веществ с природой; главная предпосылка человеческого существования, обща всем формам общественной жизни. Формация («общественно-экономическая формация») – в философии К. Маркса, конкретно-исторический тип общества, ступень развития истории, представляющая систему общественных отношений, функционирующих и развивающихся на основе способа производства материальных благ.
1. Понятие истории. Философия истории: методология, концепции, учения. Специфика исторического познания. Философская интерпретация смысла истории. 2. Модели исторического процесса. Единство и многообразие мировой истории. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ
1. Мир философии. Книга для чтения. – Ч. 2. Раздел 6. И. Кант, В. Гумбольдт (146-153), Г. В. Плеханов, Ф. В. Шеллинг (196-201), В. С. Соловьев (208-216), М. Элиаде (227-231). 2. Философия истории: Антология. – М., 1995. Статьи: Ф. Ницше. О пользе и вреде истории для жизни (131-143). К. Ясперс. Смысл и назначение истории (187-219). Ю. Хабермас. О субъекте истории. Краткие замечания по поводу ложных альтернатив (283-289). ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Маслов, В. Ф. Цивилизационный подход к историческому процессу / В. Ф. Маслов // Вопросы философии. - 2010. - №7. 2. Момджян, К. Х. Введение в социальную философию / К. Х. Момджян. – М., 1997. – Раздел 2. Глава 3. 3. Ивин, А. А. Введение в философию истории / А. А. Ивин. – М., 1997. 4. Золотухина-Аболина, Е. В. Страна философия / Е. В. Золотухина-Аболина. – М., 1995. Глава 5. 5. Губин, В. Д. Философия истории: учебное пособие / В. Д. Губин, В. И. Стрелков. - Москва, Воронеж, 2010. - Раздел I, III, IV. 6. Старжинский, В. П. История и теория: на пути преодоления непредсказуемости прошлого / В. П. Старжинский, А. С. Табачков // Вопросы философии. - 2010. - №1.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |