КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Идеальное как структура общественной жизни. Критика вульгарного материализма
Главной задачей при рассмотрении третьего пункта плана является осмысление идеального как специфически человеческого вида отношения. Рассмотрение идеального следует вести в контексте концепции практики (См. Тема IV, особенно пункт 2 первого занятия). Главная проблема, которая должна быть раскрыта – это исследование процесса перехода предмета из естественной (природной) формы существования в неестественную (общественную) форму существования. Первый момент в понимании идеального – это форма функционирования физической вещи в процессе общественной жизнедеятельности. Такое понимание идеального возможно только при условии признания опредмечивания и распредмечивания деятельности в актах труда, то есть перехода деятельности и условий ее реализации – материальных общественных отношений – из актуального состояния в потенциальное и обратно. Идеальное(второй момент), таким образом, оказывается неким «пространством», зазором между а) человеком и его деятельностью; б) деятельностью и ее продуктом; в) вещью и социальным отношением, в котором она функционирует, обеспечивающим их неслияние и одновременно целостное единство. Задание 4. На конкретных примерах продемонстрируйте «жизнь» идеального в качестве структуры общественной практики. Понимание идеального в качестве объективного отношения деятельности и ее продукта, возникающего только в социальной системе, должно стать основой для исследования такого общественного явления, как фетишизм в самых различных его вариантах. Студент должен уметь объяснить механизм данного явления и способ его возникновения, что связано с процедурой абсолютизации чувственного момента познания. Эмпиризм, в основе которого лежит наивная вера, что «на самом деле» существуют только единичные вещи, воспринимаемые органами чувств, исключил из круга своих исследований идеальное как особый вид бытия, а тем самым и проблему специфики психических процессов и сознания, сведя второе к первым. Место проблемы связи нематериальных (невещественных) объективных структур человеческой жизнедеятельности и сознания заняла психофизиологическая проблема. Это выступило основой для вульгарно-материалистической интерпретации сознания. В ходе критического анализа вульгарного материализма необходимо показать различие философского и специально-научного подходов к решению проблемы сознания: при изучении естественного (физического, химического, кибернетического и т. д.) бытия предмета принципиально невозможно раскрыть суть сознания, которое появляется потому, что возникает особый род отношения — идеальное — существование в качестве иного (деятельности как возможного продукта, продукта как потенциальной деятельности, человека как представителя общества, этической нормы как типа хозяйственной жизни и т.д. и т.п.), то есть репрезентативная связь. Поэтому сознание требует неприродного социального способа его фиксации, представления и оформления. Раскрывая гносеологические корни вульгарного материализма, следует обратить внимание на его современные варианты, связанные с достижениями и проблемами современного естество- и техникознания, особенно с развитием компьютерных технологий. Анализ идеального далее следует осуществлять через выделение двух его типов: I. идеального как непсихической и внесознательной реалии, опосредующего звена между актуально текущей деятельностью и ее потенциальным продуктом и наоборот, то есть идеального как атрибутивного отношения в предметно-практической деятельности; II. идеального-нормы как представления и выражения идеального первого типа в объективированной форме в виде нормативных стандартов, схем, правил и т. п., обязательных для всех людей при реализации ими своей жизни. Именно для обозначения всего многообразия этого типа идеального используется теоретическая абстракция – «общественное сознание». При рассмотрении идеального-нормы постоянно надо иметь в виду, что, возникнув в системе общественных связей, оно само становится неотъемлемой составляющей социального пространства и тем самым фактом общественного бытия. Конкретизация данного положения может быть осуществлена по следующим пунктам: 1) взаимозависимость общественного бытия и общественного сознания (соответствие в уровнях развития, общая направленность и коррелятивность развития и др.); 2) многообразность конкретно-исторических видов («элементов») идеального-нормы; 3) взаимовлияние этих видов; 4) феноменальный характер каждого вида и общественного сознания в целом. Если понимание трех первых пунктов не представляет особой сложности, то пункт четвертый требует определенных усилий. Разрешение этой трудности возможно при выполнении следующих требований: а) каждый вид должен быть понят как самостоятельное, сложное и устойчивое образование; б) каждый вид должен исследоваться как постоянно воспроизводящееся образование; в) каждый вид должен рассматриваться как динамичное образование; г) любые изменения данного вида коррелируют с другими видами и наоборот; д) функционирование любого вида возможно только в соотнесенности с другими. Это и означает, что идеальное-норма есть целостное, устойчиво-динамичное образование.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |