КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Занятие первое. 1. Феномен знания в контексте жизнедеятельности человека
ПОЗНАНИЕ 1. Феномен знания в контексте жизнедеятельности человека. Проблема познаваемости мира: гносеологический оптимизм и агностицизм. 2. Формы познания. Сенсуализм и рационализм как основные варианты решения проблемы природы познания. Диалектика чувственного и рационального в познании. 3. Познание как деятельность социально-исторического субъекта. Роль практики в процессе познания. Проблема истины: основные подходы к решению.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ
1. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – 2-е изд. – Т. 3. – C. 1-4. 2. Мир философии. Книга для чтения. – Часть I. С.485-491 (Бэкон), 491-493 (Локк), 493-495 (Гоббс), 508-510 (Кант), 554-562, 639-640 (Соловьев); 621 (Декарт); 622-627 (Лейбниц); 648-656 (Рассел); 657-658 (Поппер). 3. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – Гл. 2. / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 21. – С. 282-284. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев, П. В. Теория познания и диалектика / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1991. – Гл. II-V, VIII. 2. Аронов, Р. А., Баксановский, О. Е. Происхождение знания: истоки и основы // Р. А. Аронов, О. Е. Баксановский // Вопросы философии. - 2008. - №4. 3. Балаклеец, Н. А. Практикум по философии / Н. А. Балаклеец, В. Т. Фаритов. - Ульяновск, 2011. - С.56-64. 4. Ильин, В. В. Теория познания. Введение / В. В. Ильин. – М., 1993. 5. Лекторский, В. А. Вера и знание в современной культуре / В. А. Лекторский // Вопросы философии. - 2007. - №2. 6. Соболева, М. Е. Истина: свойство, оператор, событие / М. Е. Соболева // Вопросы философии. - 2008. - №2. 7. Чесноков, Г. Д. Рационализм contra сенсуализм / Г. Д. Чесноков // Вопросы философии. - 2008. - №5. 1. Феномен знания в контексте жизнедеятельности человека. Проблема познаваемости мира: гносеологический оптимизм и агностицизм. Цель данной темы – уяснение широкого круга вопросов, относящихся к проблемам сущности познавательного отношения человека к миру, механизма и форм его реализации, способов оценки результатов постижения реальности. Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с выявления основных форм активности человека: поведения, деятельности и коммуникации. Деятельность, являющаяся ядром активности человека, направлена на преобразование ситуаций, обстоятельств, внешнего мира в соответствии с целями и намерениями человека; она имеет адаптивно-адаптирующий характер. Естественно, что она нуждается в надежных средствах ориентации в мире, инструментах предвидения результатов и способов преобразования мира, с тем, чтобы выбирать наиболее целесообразные и эффективные формы и технологии. Этим и определяется фундаментальный статус знания во всем многообразии его форм и видов, его эволюция от простейших наблюдений, рецептов, индуктивных обобщений до научных теорий, обращающихся к сущностям вещей и процессов и способных объяснить с единых позиций огромное многообразие явлений. Поскольку деятельность человека носит исторический характер, что выражается в изменениях не только форм и способов преобразования мира, но и масштаба воздействия на действительность, постольку и изменяющееся вместе с деятельностью знание срастается с нравственными нормами, эстетическими представлениями, дополняется содержанием религиозных заповедей. Выявите характеристики статуса знания в культуре, способов связи с такими формами духовного творчества, как миф, религия, искусство, нравственность и оценки последних в античности, в Новое время и в условиях кризиса современной техногенной цивилизации. Познание как феномен духовной жизни пронизывает все сферы бытия человека в мире. Выделите основные виды знания: естественнонаучное, техническое, социально-гуманитарное. Сравните естественнонаучное и социально-гуманитарное познание по таким параметрам, как объект познания, достоверность знания, применяемые методы, степень теоретизации. Рассмотрев первую часть вопроса, можно перейти к уяснению двух основных, оппозиционно настроенных друг к другу позиций по основному гносеологическому вопросу: познаваем ли мир? Содержание предшествующего материала базируется на идее принципиальной познаваемости мира, отсутствии онтологических и гносеологических границ у познания. Выявите корни, питающие позицию гносеологического оптимизма и побуждающие философов заявлять о принципиальной познаваемости мира, раскройте роль успеха предметно-преобразующей деятельности в обосновании этой позиции. Дайте характеристику агностицизма, уясните, в силу каких причин, предпосылок онтологического, гносеологического, социального, коммуникационного, психологического характера философ становится приверженцем позиции гносеологического пессимизма. Обратившись к анализу современного познания, которое характеризуется безусловным ростом в сравнении со временем возникновения агностицизма (XVIII век), постарайтесь ответить на вопрос: исчезла ли основа для воспроизводства агностицизма? является ли сегодня агностицизм фактом истории философии или возможны его современные модификации?
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |