КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема IX
ТЕСТЫ I. Выберите наиболее емкое определение познания: 1. отражение действительности нашими органами чувств; 2. деятельность человека по освоению мира и самого человека; 3. абстрактно-теоретическое мышление, в ходе которого проводятся новые знания; 4. определение сущности явлений; 5. поиск новых мест пребывания человека в мире. II. Какой из перечисленных критериев человеческого знания не относится к научному знанию? 1. формализуемость; 2. спонтанность; 3. систематичность; 4. опровергаемость (фальсифицируемость); 5. динамичность. III. Какие из перечисленных ниже приемов и процедур не применяются в научном исследовании 1. созерцание; 2. медитация; 3. наблюдение; 4. описание исследуемых явлений в символах; 5. доказательство. IV. Какая модель взаимоотношения философии и науки характерна для современной познавательной ситуации? 1. философия – наука всех наук; 2. философия – одна из наук среди других; 3. философия и наука находятся в отношении дополнительности; 4. наука в принципе решает и философские проблемы; 5. в науке есть философское содержание, а в философии – научное; V. Мировоззренческая установка, согласно которой естетсвеннонаучные и технические знания и методы обладают наивысшей культурной ценностью, характеризуется как... 1. прагматизм; 2. антисциентизм; 3. детерминизм; 4. техницизм; 5. сциентизм. VI. Согласно _______________, технические и естественные науки способны лишь негативно влиять на культуру, человека и общество. 1. рационализму; 2. консерватизму; 3. антисциентизму; 4. эмпиризму; 5. либерализму. VII. Чем представлен социально-гуманитарный аспект познания: 1. направленностью на создание технических объектов; 2. организацией искусственно создаваемой среды – техносферы; 3. поисками новых возможностей для деятельности человека; 4. реализацией человеческих способностей; 5. ускорением темпов технического процесса. VIII. Укажите нехарактерную роль познания в жизнедеятельности людей? 1. адаптивное средство в борьбе за выживание; 2. стимул для саморазвития человека; 3. способ удовлетворения интереса (любознательности); 4. способ рационализации общественной жизни; 5. ограничение свободы человека.
СЛОВАРЬ
Агностицизм – гносеологическая позиция, состоящая в отрицании принципиальной познаваемости мира, его сущности. Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. Знание – упорядоченная, определенными методами полученная, критериально (нормативно) оформленная информация, обладающая социальным значением и принимаемая сообществом в качестве необходимого компонента человеческой жизнедеятельности. Истина – адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом; содержание знаний, соответствующее объекту познания. Когерентности теория – гносеологическая позиция, связывающая истину с согласованием элементов знания, отсутствием противоречия между его элементами. Конвенционализм – философское воззрение, объявляющее содержание понятий, определений, аксиом, гипотез, истину в целом результатом соглашения научного сообщества. Критерий – средство проверки, мерило оценки. Ложь –преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в ранг истины. Мистика – понятие, обозначающее дар, свойственный избранным и состоящий в стремлении постичь сверхъестественное, трансцендентное, божественное путем ухода от чувственного мира и погружения в глубины собственного бытия посредством особых процедур. Наука – особая социально организованная сфера человеческой деятельности, которая направлена на выработку системно организованных и обоснованных знаний о действительности. Научная картина мира – обобщенная форма теоретического знания, посредством которой интегрируются, систематизируются и интерпретируются определенные типы и виды знания, полученные в различных областях научного исследования. Научно-исследовательская практика – ситуативные состояния активно действующего человека и всей совокупности обстоятельств, в которых (состояниях) имеет место порождение нового (мысли, смысла, понимания, взгляда, открытия, изобретения и т. д.) Познание – творческая активность человека, реализующая себя в формах и способах духовного освоения человеком действительности, включая самого себя (самопознание), выраженного в тех или иных формах знания. С прагматической точки зрения познание – деятельность, направленная на получение достоверных знаний о явлениях мира, включенных в эту деятельность. Практика – материальная, предметно-преобразующая деятельность, направленная на изменение внешнего мира и обстоятельств человеческого бытия. Практика – форма активности человека как социального существа, в диалектико-материалистической философии признается первичной по отношению к другим формам активности (духовной, познавательной и т. д.). Скептицизм – философское воззрение, возникающее в поздней античности и выдвигающее в качестве основного тезиса сомнение в надежности чувств и мышления как источников познания мира, сомнение в возможности достижения истины. Философия науки – направление в философии (или раздел в рамках различных философских течениях), исследующее особенности и специфику научно-познавательной деятельности, включенной в социокультурный контекст своей осуществимости. Эпистемология – раздел философии, в котором осмысливаются и исследуются предпосылки и условия познавательного процесса и получаемых в ходе него знаний, изучаются всевозможные связи знания с реальностью, разрабатываются методы и методики преобразования знания и выявляются признаки его истинности.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |