Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек в информационно-техногенном мире. Перспективы человечества




ТЕМА X

ТЕСТЫ

 

I. Укажите верное положение:

1. человек и его поведение определяются биологическими законами;

2. человек – социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение;

3. решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты;

4. человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние биологические факторы;

5. поведение человека полностью предопределено его генотипом.

II. Укажите марксистское понимание сущности человека:

1. сущность человека – совокупность наследственных задатков

2. сущность человека заключается в способности создавать орудия труда

3. сущность человека состоит в совокупности всех общественных отношений

4. сущность человека – в его способности к обучению

5. сущность человека заключается в наличии сознания и свободной воли

III. Какое философское учение провозгласило, что человеческое существование предшествует сущности?

1. фрейдизм

2. философия жизни

3. аналитическая философия

4. экзистенциализм

5. прагматизм

IV. Как называется утрата человеком части своих сущностных характеристик, приводящая к чувству бессилия, ощущению одиночества, разрушению своего «Я»?

1. деятельность

2. отчуждение

3. подчинение

4. анархия

5. идентификация

V. Как понимает смысл жизни В. Соловьев: «Внутренними свойствами добра определяется жизненная задача человека; ее нравственный смысл состоит в служении Добру чистому, всестороннему и всесильному. Добро само по себе ничем не обусловлено, оно все собою обуславливает и через все осуществляется»?

1. смысл жизни задается самим человеком как самоутверждение;

2. смысл жизни придает внешний авторитет, поэтому удел человека – страдательная покорность;

3. жизнь бессмысленна, удел человека – самоубийство;

4. смысл жизни – в стремлении к удовольствиям и счастью;

5. нравственный смысл жизни первоначально окончательно определяется добром

VI. Время обретения себя – это…

1. процесс рождения человека;

2. период обучения, овладения знаниями о мире и о себе;

3. нахождение своего Я в Другом;

4. открытие себя в старости, накануне смерти;

5. каждый акт жизни есть самообретение.

СЛОВАРЬ

 

Анархизм (от греч. Anarchia – безвластие) – учение об обществе, которое в качестве руководящего начала признает только волю отдельной личности, всякий же авторитет и государственный строй отвергает.

Антропология (от греч. Anthropos – человек, и logos – понятие, учение) – наука о происхождении и эволюции человека. Философская антропология представляет собой не столько отдельную философскую дисциплину, сколько философскую концепцию, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру. Необходимость решения вопросов, выдвигаемых философской антропологией, в связи с учетом развития других наук, привели к возникновению целого ряда областей антропологии: социальной, культурной, педагогической, теологической и др.

Волюнтаризм (от лат. Voluntas – воля) – философско-мировоззренческая установка, абсолютизирующая свободу человеческого целеполагания, волеизъявления и действия рассматривает их как чисто спонтанные, непознаваемые, слепые силы. Субъективистски решает вопрос о роли личности в истории, отрицает объективность исторического процесса.

Гуманизм (от лат. Humanitas) – рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для недостойных человека целей.

Детерминизм (от лат. Determino – определяю) – учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни, со стороны Бога (теологический детерминизм), или только явлений природы (космологический детерминизм), или человеческой воли (антропологическо-этический детерминизм), или общественной среды (социологический детерминизм) и т. п. Детерминизм может перейти в фатализм. Противоположность – индетерминизм. Жизненный мир (Lebenswelt) – понятие в философии Э. Гуссерля, обозначающее мир в его значимости для человека, конкретно- историческую основу взаимосогласованного опыта, универсум анонимно складывающихся первоначальных очевидностей, априорных по отношению к логико-теоретическим схематизациям природы, культуры, жизни.

Идентификация (от лат. Idem –тот же самый и facere – делать) – уподобление, самоотождествление индивида с другим человеком, группой, образцом.

Идеология – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержание целей (программ) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных социальных отношений.

Императив – требование, приказ, закон; с появлением кантовской “Критики практического разума» императив – общезначимое нравственное предписание, выражающее долженствование в противоположность личному принципу (максиме)

Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

Индивидуализм – такое направление мыслей, чувств и желаний, которое расценивает жизнь отдельного человека (в широком смысле – также и жизнь отдельной особо ценной группы, например, семьи) как более важную, чем жизнь больших ассоциаций и общества в целом.

Индивидуальность – 1) своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного, отдельного индивида; 2) в отличие от личности специфическое, неповторимое в индивиде. Индивидуальность имеет идеальный ценностный характер.

Индивидуум – человек как самостоятельное, наделенное разумом существо (см. также Я), Которое может само распоряжаться собой, но одновременно во внешних своих отношениях является и носителем общечеловеческих достоинств.

Интерес – основная причина действий индивидов, социальных общностей, определяющая их поведение.

Личность – 1) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова); 2) устойчивая система социально- значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия – лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) – терминологически вполне различимы, но они употребляются иногда как синонимы.

Метафизика – философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия, знания, культуры.

Модус (от лат. modus – мера, способ) – способ существования, вид и характер бытия или события.

Натурализм (от лат. natura – природа) – философская позиция, отождествляющая все сущее с природой и исключающая из теоретического объяснения все сверхъестественное. Человек и культура рассматриваются как часть природного порядка и продукты естественной эволюции.

Поступок – всякое действие человека, в котором принимает участие его организм и за которое он чувствует себя ответственным (в отличие от рефлективных движений).

Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения.

Самосознание – осознание, оценка единства и специфичности «Я» как существа, наделенного мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта).

Самость – согласно Хайдеггеру, бытие Я (само-бытие), то есть такое сущее, которое может сказать «Я».

Событие – сосуществование, бытие совместно с другими; «поскольку все существует в мире (Бытие-в-мире), мир – всегда тот мир, который я разделяю с другими. Мир существования есть со-мир» (Хайдеггер).

Социальный (от лат. socialis – общий, общественный) – название всего межчеловеческого, то есть всего того, что связано с совместной жизнью людей, с различными формами их общения, в первую очередь того, что относится к обществу и общности, что имеет общественный характер. Противоположность – асоциальный.

Социобиология – направление в изучении проблемы человека, ставящее свое целью осуществить синтез естественных и общественных наук на основе и исследования эволюционно-биологических предпосылок социального поведения человека.

Социологизм – философско-социологическая концепция, утверждающая первостепенное и исключительное значение социальной реальности и социологических методов в объяснении человека и его среды.

Судьба – предопределенность событий и поступков, совокупность всего сущего, которое влияет и не может не влиять на бытие человека, народа и т.д.

Сущность – то, что составляет суть вещи, совокупность ее качественных свойств, субстанциальное ядро самостоятельно существующего сущего.

Существование (от лат. ex(s)isto – существую) – внешнее бытие вещи, которое, в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом. В «философии существования» (экзистенциализм) существование соотносится с транценденцией, то есть выходом человека за собственные пределы. Конечность, смертность существования – не просто эмпирический факт прекращения жизни, а начало, определяющее структуру существования, пронизывающее собой всю человеческую жизнь. Природа существования выявляется в пограничных ситуациях (страдание, страх, тревога, вина и т.п.).

Универсалии (от лат. universalis – общий) – общие понятия, идеи.

Фатализм (от лат. fatalis – определенный судьбой) – вера в судьбу; мировоззрение, согласно которому, все должно свершиться так, как того хочет слепой рок (фатум), и человек ничего не может изменить в этой судьбе.

Характер (от греч. character – отличительная черта, признак) – особенность поведения человека, проявляющаяся в его манерах, поступках и складе ума.

Цивилизация – социально-историческая целостность, объединяемая единым для ее представителей способом отношения человека к миру, общими оценками смысла деятельности, которые выливаются в единые ориентации и ценности.

Эвристика (от греч. heurisko – отыскиваю, открываю) – искусство изобретения; руководства к тому, как методическим путем находить новое (иное).

1. Понятие цивилизации. Типология цивилизаций. Суть кризиса техногенной цивилизации. Состояние бытия человека в условиях современного информационно-техногенного мира.

2. Предпосылки, истоки и тенденции становящейся антропогенной цивилизации.

3. Философия в мире человека и ее роль в обосновании перспектив человечества.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

 

1. Мир философии. Книга для чтения. Ч. 2. Раздел 8, §2. Фрагменты из работ К. Ясперса, А. Печчеи. – С. 546-571.

2. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Гл. IX. // К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч.-2-е изд. Т. 21.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Груздева, Е. Н.“Властелин колец” как миф постиндустриального, сетевого и информационного общества / Е. Н. Груздева // Вопросы философии. – 2011. - №8.

2. Емелин, В. А., Тхостов А. Ш.Технологические соблазны информационного общества: предел внешних расширений человека / В. А. Емелин, А. Ш. Тхостов // Вопросы философии. – 2010. - №5.

3. Маклюен, М. Понимание медиа: Внешнее расширение человека / М. Маклюен. - М., 2003.

4. Мотрошилова, Н. В. Возникновение и развитие философских идей. - М., 1991. С. 18-37.

5. Марков, Б. В.Образ человека в постантропологическую эпоху / Б. В. Марков // Вопросы философии. – 2011. - №2.

6. Петренко, В. Ф. Конструктивизм как новая парадигма в науках о человеке / В. Ф. Петренко // Вопросы философии. – 2011. - №6.

7. Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. - М., 1985. Гл. 6-9.

В ходе семинарского занятия следует выявить основные черты, проблемы и противоречия современного цивилизационного процесса; вскрыть ведущие тенденции, определяющие становление нового типа цивилизации; понять роль философии в формировании образа будущего и в обосновании его ценностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.