Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия. Апологетика (от греч. Защищающий) – направление в раннехристианской религии, целью которой является защита и оправдание христианства




АПОЛОГЕТИКА (от греч. защищающий) – направление в раннехристианской религии, целью которой является защита и оправдание христианства.

КРЕАЦИОНИЗМ – догмат о сотворении мира Богом «из ничего» актом своей воли и благодаря своему могуществу.

МОНОТЕИЗМ - единобожие, религиозное учение о едином боге.

НЕОПЛАТОНИЗМ - мистико-идеалистическая философия эпохи упадка Римской империи и средневековья, основанная на учении о мисти­ческой эманации (излучение, истечение) материального мира из духовного первоначала. Человек - это соединение божественного с мертвым и кос­ным телом посредством души. Отсюда, цель и смысл жизни - освобожде­ние ума и духа от оков материи (тела) и их слияние с единым великим умом. Источником всяческого зла является телесное и материальное, а ис­точником блага - возвышенное умопостигаемое знание и философия.

НОМИНАЛИЗМ (имя) - философское учение, утверждающее, что общие понятия (или универсалии) являются только обозначениями, име­нами, знаками вещей и их свойств и вне мышления ничего выражать не могут. Реально существуют в объективной действительности только еди­ничные вещи.

НОУМЕН - термин, означающий постигаемую только умом сущ­ность, предмет интеллектуального созерцания, аналог платоновской «идеи» в объективном идеализме средневековья и Нового времени.

ОРТОДОКСИЯ (правоверный) - «правильная» доктрина какой-либо религии, где необходимым условием выполнения долга перед богом признается не только культ, но, главным образом, «чистота учения».

ПАТРИСТИКА - совокупность философских учений христианских мыслителей 11 - XIII вв. («отцов церкви»), имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. В патристике выде­ляют три периода: апологетика (II - 111 вв.), классическая патристика (IV -V вв.) и заключительный её этап (VI - VIII вв.).

ПОЛИТЕИЗМ - многобожие, поклонение нескольким богам. Возник на стадии разложения первобытной общины, когда вера в множество рав­ноправных духов сменяется верой в богов, которые получили конкретный облик, имя, культ.

ПРАВОСЛАВИЕ - разновидность христианства, распространенная главным образом в странах Восточной Европы. Ближнего Востока и на Балканах. Выделилось в самостоятельное направление в XI в. Догматиче­ские отличия православия: признание происхождения святого духа только от бога-отца, неизменность церковных догматов, отрицание чистилища и др. Культовые и канонические отличия: поклонение иконам, обязатель­ность брака для белого духовенства, особая (византийская) система цер­ковного песнопения и т.д. Православие не имеет единого центра. Оно со­стоит их 14 самостоятельных православных церквей.

РЕАЛИЗМ (СРЕДНЕВЕКОВЫЙ) - направление в средневековой схола­стике, утверждающее, что общие понятия имеют реальное существование в объективной действительности и предшествуют существованию единич­ных вещей, фактически продолжая идеализм Платона.

САКРАЛИЗАЦИЯ (священное) - наделение предмета, явления свя­щенным содержанием (в религиозном понимании) в противоположность светскому, мирскому. Символом ее выступает «освящение», т.е. церемо­ния, в результате которой обыденное мирское дело приобретает божест­венный смысл.

СХОЛАСТИКА (школьный) - религиозно-философское учение запад­ноевропейского средневековья и Нового времени, в противоположность мистике утверждающее, что путь постижения Бога в логике и рассуждениях, а не в сверхразумном созерцании и чувстве. В ее истории выделяют следующие периоды: формирования (V - Х вв.), позднюю схоластику (X -XIII вв.), зрелую схоластику (XIII - XIV вв.) и кризис ее (XV - XVIII вв.). Схоластика придерживалась представлений о боге как о вневременном и бесконечном абсолюте, духовном первоначале, сверхъестественной лично­сти, создавшей мир природы и человека.

ТЕИЗМ (бог) - религиозно-философское учение, которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладаю­щего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы.

ТЕОЛОГИЯ (учение о боге) - богословие, систематизация вероучения данной религии. Христианская теология, базирующаяся на Библии, поста­новлениях первых вселенских Соборов и учениях «отцов церкви». Разли­чают историческую (историю церкви), систематическую и практическую теологию.

ТЕОЦЕНТРИЗМ - направление в философии, где в центре мышления находится бог как высшая сущность.

ТОМИЗМ - философия Фомы Аквинского и его последователей, представляющая собой соединение философии Аристотеля с христианским (католическим) мировоззрением и проповедующая подчинение воли разу­му, идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости бога толь­ко по результатам его деятельности в видимом мире.

УНИВЕРСАЛИИ (общий) - понятие, обозначающее общие идеи в средневековой философии в споре между номиналистами и реалистами. Речь шла о том, являются ли они объективными, реально существую­щими (реалисты) или простыми обозначениями, именами реально сущест­вующих единичных вещей (номиналисты).

 

Тема 4 «Философия Нового времени»

1. Эмпиризм Ф. Бэкона

2. Рационализм Декарта

3. Т.Гоббс и Д.Локк о государстве и естественных правах

4. Философия эпохи Просвещения

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.