КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия. ДЕДУКЦИЯ («выведение») - путь мышления, который идет от общего положения - к частному
ДЕДУКЦИЯ («выведение») - путь мышления, который идет от общего положения - к частному. ДЕИЗМ - учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, причем мир, будучи сотворен, предоставлен действию собственных законов. Деизм возник в Англии и выступал в виде естественной религии или религии разума, сыграв положительную роль в развитии свободомыслия XVII - XVIII вв. ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО (право природное) - учение об идеальном, не зависимом от государства праве, вытекающем будто бы из разума и природы человека. Наибольшее распространение получило в XVII - XVIII вв. в Западной Европе. Его сторонники: Спиноза, Локк, Руссо, Монтескье, Гольбах. Согласно их учению, в сознании всех людей действует один и тот же мировой разум, поэтому естественное право для всех одинаково, независимо от времени и места и неизменно. ИНДУКЦИЯ («наведение») - движение знания от отдельного - ко всеобщему. Противоположностью индукции является дедукция. Индукция как способ исследования обосновывается и развивается Бэконом. МЕХАНИЦИЗМ - мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяющиеся на все виды материального движения. МОДУС («мера, способ») - термин в философии Спинозы, обозначающий все преходящие состояния субстанции, имеющие причину своего бытия не в себе самих, а в субстанции и ее атрибутах (неотъемлемых свойствах). В модусах выражается бесконечная множественность вещей и их преходящие качества, в которых находит свое проявление единая, вечная и бесконечная материальная субстанция. Модусы пассивны. МОНАДА («единица») - в идеалистических учениях является духовной единицей бытия и антиподом материального атома. Наибольшее развитие термин получил в философии Лейбница, который утверждал, что все вещи обладают собственной силой, внутренней способностью непрерывно действовать. Согласно Лейбницу, эти силы всегда равновелики и являются их субстанциями. Число этих субстанций бесконечно, и все они - первоэлементы вещей. Монадами Лейбниц называет простые, телесные душевные, более или менее сознательные субстанции, а их действующие силы заключаются в их представлениях. Бог есть первомонада, а все другие монады - её излучения. Тело - совокупность монад, душа - тоже монада. Минералы и растения - спящие монады с бессознательными представлениями. Монады делятся на простые, монады-духи и монады-души. МОНАДОЛОГИЯ («учение о монадах») - философское учение Лейбница, названное по его одноименному произведению (1714 г.). ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР - учение о возникновении государства и права в результате сознательно заключенного между людьми договора. Развернутую форму теория получила в XVII - XVIII вв. в учениях Гоббса, Гассенди, Спинозы, Локка, Тассо и др. РАЦИОНАЛИЗМ – направление в теории познания, признающее единственным источником знания разум. Родоначальником является Декарт. СУБЪЕКТИВИЗМ - мировоззренческая позиция, игнорирующая объективные законы природы и общества, един из гносеологических источников идеализма. Понятие ввел Декарт как обозначение поворота к субъекту, т.е. взгляда на сознание как на первичное данное, в то время как все другое является формой, содержанием или результатом творчества сознания. Идеализм Беркли является самой крайней формой субъективизма. В крайних случаях он приводит к солипсизму, в этике - к эгоизму, в политике - к волюнтаризму. ЭМПИРИЗМ (опыт) - направление в гносеологии, представители которого считают чувственный опыт единственным источником познания. Сильная его сторона - детальный анализ чувственных знаний. Абсолютизация опыта приводит к фактическому отказу от мышления. Различают материалистические и идеалистические его разновидности. ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ - основатели и авторы французской «Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751-1780), которая дала систематический свод достижений своего времени. До 1722 г. во главе «Энциклопедии» стоял Дидро, а ее редактором был Д. Аламбер. В числе энциклопедистов были Монтескье, Руссо, Вольтер, Гельвеций, Гольбах и другие мыслители, которые выступали за невмешательство церкви в дела науки, объявляли себя сторонниками общественного прогресса, критиковали деспотизм, высказывались за освобождение человека от сословного гнета.
Тема 5 «Немецкая философия XVIII – XIX вв.» 1. Философская система И. Канта 2. Философская система и диалектический метод Г. Гегеля 3. Антропологический материализм Л. Фейербаха 4. Философия марксизма
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |