Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия. АРХЕТИП- основной термин теории Юнга, означающий кодирова­ние в структуре головного мозга человека некой «дремлющей мыслеформы»




АРХЕТИП - основной термин теории Юнга, означающий кодирова­ние в структуре головного мозга человека некой «дремлющей мыслеформы», которая составляет основу общечеловеческой символики.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - учение 3. Фрейда, которое рассматривает глубинный фундамент человеческой психики, определяющий всю созна­тельную жизнь и судьбу человека, являющуюся основой интуиции при решении задач и всех актов человеческой деятельности.

ВЕРИФИКАЦИЯ - основной принцип познания в позитивизме, когда истинность научных утверждений устанавливается в результате их опыт­ной проверки путём сопоставления с чувственными данными.

ВОЛЮНТАРИЗМ - направление, признающее волю человека перво­основой всего существующего. Главный его предводитель - Шопенгауэр, а продолжатель - Ницше.

ГЕРМЕНЕВТИКА - искусство и теория истолкования текстов, мето­дология гуманитарных наук и философское учение, согласно которому по­нимание является целью и средством человеческого бытия.

ИНТРОЕКЦИЯ - философское понятие, обозначающее вкладывание сознания в мозг, то есть мыслей об объектах.

ИНТУИТИВИЗМ - идеалистическое течение, в котором рациональ­ному познанию противопоставляется непосредственное постижение дейст­вительности, основанное на интуиции, понимаемой как особой способно­сти сознания, несводимой к чувственному опыту и логическому мышлению.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ - тип философского мировоззрения, согласно ко­торому не разум играет существенную роль в познании и поведении человека, а чувства и интуиция.

ЛИБИДО («страсть») - одно из основных понятий психоанализа, обо­значающее бессознательное чувственное вожделение, половое влечение, т.е. инстинкт любви.

НЕОМАРКСИЗМ - условное обозначение совокупности философских учений, в которых используются принципы и идеи марксизма, модифици­рованные в соответствии с требованиями современности.

НЕОПОЗИТИВИЗМ - обобщенное название современных философ­ских учений, развивающих идеи позитивизма и считающих единственно научным типом знания лишь то, которое соответствует требованиям опыта и логики (логический эмпиризм, лингвистическая философия).

НЕОТОМИЗМ - философское учение современного католицизма, в котором модифицированы идеи средневекового схоласта Фомы (Томмазо) Аквинского.

НЕОФРЕЙДИЗМ - обобщенное название группы учений, в которых использованы модифицированные идеи и положения психоанализа Фрей­да. Его представители: Хорни, Маркузе, Фромм.

ПЕРСОНАЛИЗМ - религиозно-философское учение, согласно кото­рому предметом исследования должна быть личность (персона) как духов­ная сущность и первоэлемент бытия.

ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ - понятие, обозначающее время и место постижения человеком экзистенции, основ собственного существования.

ПОЗИТИВИЗМ (положительный) - философия конкретно-научного знания, отрицающая познавательную и практическую ценность традици­онной философской тематики, особенно проблем онтологии. Позитивизм прошел в своем развитии три этапа: классический (Конт, Спенсер, Милль), махизм (Мах, Авенариус) и неопозитивизм (логический атомизм, логиче­ский эмпиризм, логическая семантика, аналитическая философия).

ПРАГМАТИЗМ - философское учение, согласно которому знанием является только то, что имеет практическую применяемость;

СУБЛИМАЦИЯ - в философии Фрейда переключение энергии с соз­нательно неприемлемых целей на социально приемлемые, т.е. энергия ин­стинктов преобразуется в социально приемлемую.

УТИЛИТАРИЗМ (от «польза, выгода») - тип философского мировоз­зрения, согласно которому полезность является целью и средством че­ловеческого бытия, а ценность поступка определяется его полезностью (такой поступок считается нравственным). Основателем его был Бентам.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ – совокупность приемов и процесс доказательства ложности эмпирической гипотезы или теории на основе установления в опыте (наблюдении и эксперименте) ложности вытекающих из нее логических следствий.

ФЕМИНИЗМ - философский принцип, согласно которому права и свободы женщин должны быть равными с правами мужчин, так как право является высшей ценностью.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - философское учение, согласно которому пред­метом учения должны быть акты сознания самого по себе, познаваемые при помощи особого метода (интуитивного усмотрения идеальных сущно­стей, обладающих непосредственной достоверностью). Задача феномено­логии - раскрытие сущности предмета, явления.

ФИДЕИЗМ (от «вера») - учение, утверждающее примат веры над ра­зумом и стремящееся подчинить науку религии, использовать философию и научные знания для защиты религиозных догм.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ — иррационалистическое философское течение конца XIX - начала XX вв., выдвинувшее в качестве исходного понятия жизни некую интуитивно постигаемую реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Ее представители: Ницше, Дилльтей, Зиммель, Бергсон. Возникла как оппозиция классическому рационализму.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ («существование») - философское учение, в центре которого находится проблема уникальности человеческого сущест­вования, проявляющегося в способности человека испытывать острейшие эмоциональные переживания. Проявления существования определяются через смерть, в пограничных ситуациях, где человек обретает свободу.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ - понятие, обозначающее способ существования личности, посредством которого человек обретает неповторимую уникаль­ность и индивидуальность, проявляющуюся в специфических эмоциональ­ных состояниях и переживаниях.

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ или МАХИЗМ - второй этап развития позити­визма (Мах, Авенариус), в основе которого лежит критика опыта, необхо­димость очищения научного опыта от умозрительных понятий, а основным законом познания является «экономия мышления» (достижений максиму­ма знаний при минимуме затрат).

 

 

Тема 7 «Русская философия»

1. Русская философия XIX: западничество и славянофильство

2.Философия всеединства Владимира Соловьева

3. Философия свободы и творчества Николая Бердяева

4. Философия русского космизма

 

Русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема – человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностях русской души. Кроме того, русская философия традиционно занималась вопросами, которые в европейской традиции вряд ли рассматривались собственно как философские. Например, это проблема места России в мире, которая дискутировалась на протяжении всей истории русской философии и представляет собой специфичную для нее проблему.

Основные этапы развития русской философии:

1. Древнерусская и средневековая философия (11-17 века). Характерно, что философия этого времени не обладает самостоятельным статусом и развивается в рамках всей русской культуры. Ее основная проблематика носит нравственно-этический характер. Представители: Иларион, Андрей Рублев, Владимир Мономах, Филофей, Максим Грек, Юрий Крижанич и др.

2. Период русского Просвещения (18 век). Процесс европеизации России, связанны с реформами Петра Великого, нашел свое отражение и в философии. Основная проблематика связана с идеями европейского просветительства, создается нерелигиозное учение о человеке, появляются первые материалистические идеи. Представители: М. Ломоносов, Н. Новиков, А. Радищев.

3. Самостоятельное философское творчество (19 век). Создается первое в России «Общество любомудров» (1823 г.). Основная проблематика связана с темой личности и социокультурного развития России, ее особой роли в истории. Представители: П. Чаадаев, славянофилы (И. Киреевский, А. Хомяков, К. Аксаков), западники (А.Герцен, Н. Огарев, К. Кавелин), народники (Н. Михайловский, П. Лавров, М. Бакунин), почвенники (А. Григорьев,Н. Страхов, Ф. Достоевский) и др.

4. Возникновение философских систем (конец 19 - начало 20 века). Этот период часто называют «духовным ренессансом». Характерными особенностями философии этого периода являются антропоцентризм и гуманизм, религиозный характер восприятия мира. Представители: Н. Федоров, В. Соловьев, Н. Лосский, В. Розанов, С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Флоренский, Л. Шестов и др.

5. Марксистско-ленинский период развития русской философии (20 век). Основная проблематика не выходит за рамки диалектического и исторического материализма. Отказ от религиозных традиций русской философии при сохранении антропологической проблематики. Представители: В. Асмус, В. Кузнецов, В. Лекторский, Т. Ойзерман, А. Спиркин, И. Фролов.

 

1. Русская философия XIX: западничество и славянофильство

В XIX веке в России формируется два философских направления: западничество и славянофильство. Они рассуждают о будущем России.

Западники: К западникам относятся выдающиеся мыслители: Станкевич, А. И. Герцен, Грановский, Н. П. Огарев, Каве­лин, Боткин, В. Г. Белинский, Тургенев, Аненков, Панаев. Они изучают философию Гегеля и считают, что все страны развиваются одинаково. Они считали, что основной ценностью и целью общества должен быть индивид, а государство призвано защищать его права и свободы. Россия ничем не отличается от стран Западной Европы, лишь отстала от них в развитии. Были сформулированы следующие причины отсталости России:

1) сильная религиозность народа;

2) сохранение самодержавия;

3) неразвитость науки;

4) отсутствие западного индивидуализма.

Герцен пришел к выводу о возможности для России иного, отличного от западноевропейского пути развития, рассматривая общину как основу для такого развития. Он разработал концепцию «русского социализма», прообразом которой стала русская община. Он отмечал, что Россия очень отстала от Запада, но русский человек сохранил свою душу и национальный характер. Герцен был противником частной собственности на землю, по крайней мере, в России она не могла приняться и дать положительный результат. По его мнению, основа для русской жизни – общинная собственность, которая должна быть переведена в буржуазный тип развития, только в этом случае Россия может добиться процветания. Касаясь проблемы личности, Герцен утверждал, что она теперь становиться центральной: личность – вершина исторического мира, к неё все примыкает, ею все живет.

Как и славянофилы, западники желали блага и процветания России.

Вывод западников: необходимо устранить причины отставания и догнать Западную Европу.

Славянофилы: К славянофилам относятся следующие мыслители: Алексей Степанович Хомяков, Иван Васильевич Киреевский, К. Аксаков. В центре их внимания находились судьбы России и её роль в мировом историческом процессе. Они считают, что Россия – это Богом избранная страна, у нее особая роль в истории.

Причины такой избранности следующие:

1) сильная религиозность русского народа;

2) сохранение самодержавия, превращение Москвы в третий Рим;

3) тяга к нравственности и отсутствие рациональности (отсюда и неразвитость науки);

4) отсутствие западного индивидуализма, стремление к коллективному образу жизни.

Славянофилы устои русской жизни определяли при помощи трех слов: православие, самодержавие, народность.

Алексей Степанович Хомяков (1804-1860 гг.) в работе «О старом и новом» вводит понятие «соборность» - умение русского человека соединять личное и общественное счастье.

По мнению видного представителя данного направления К. Аксакова, основой страны является народ, который живет в соответствии со своими внутренними принципами, совпадающими с учениями Христа. Им правит государство, или, по характеристике Аксакова, «публика». Народ и «публика» находятся в постоянном противостоянии. В идеальном случае государство должно устанавливать для народа внешние правила, не вмешиваясь в его внутреннюю жизнь; цель государства – создавать благоприятные условия для жизни народа. Однако, разрыв между народом и властью все увеличивается, и это только препятствует благоприятному развитию России.

Историческое значение славянофильства в том, что оно стало выражением идеологии русского либерализма, игравшего активную роль в подготовке крестьянской реформы 1861 года.

Вывод славянофилов: миссия славянофилов – научить соборности все человечество.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.