Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Позитивизм




Неокантианство

Неокантианство — ряд философских учений, возникших в 60-е годы XIX в., объединенных идеей развития и ре­формирования философии И. Канта. «Назад к Канту» — общий ло­зунг всех направлений в рамках неокантианства, однако это «воз­вращение» понимается по-разному.

Наиболее известными школами являются Марбургская и Баденская, которые сохраняют философ­ский уровень интерпретаций учения И. Канта, избегая психологизма и физиологизма. Основная тематика неокантианства — аксиологи­ческая и гносеологическая.

Общей для Марбургской и Баденской школ является проблема культуры, ее основ, обоснование научного знания. Представители Мар­бургской школы: Герман Коген, Эрнст Кассирер и др. — сосредото­чили внимание на развитии трансцендентального метода И. Канта, освобождая его от психологизма и антропологизма. Представители Баденской школы: Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт и др. — обсуждают тему различения предмета и метода наук о природе и наук о духе и проблему ценностей. Особое внимание неокантианцы уде­ляют обоснованию метода наук о духе. Таким методом они считают соотнесение уникального исторического события, ввютупающего предметом этих наук, с ценностями, существующими объективно. Философию, поскольку она также имеет дело с ценностями, неокан­тианцы относят к наукам о духе.

 

а) Возникновение позитивизма

Позитивизм — философское направление, сло­жившееся в 40-е годы XIX в., основоположником которого является Огюст Конт. В своем развитии позитивизм проходит три этапа:

- Первый позитивизм возник в середине XIX в. и связан с именами О. Конта, Г. Спенсера и Дж. Милля.

- Второй по­зитивизм, или эмпириокритицизм, возник на рубеже XIX—XX вв. и, с одной стороны, развивал принципы первого позитивизма, а с другой — воспроизводил идеи субъективного идеализма XVII в. Вто­рой позитивизм связан с именами Э. Маха и Р. Авенариуса.

- Третий позитивизм сложился в 20-е годы XX в. и называется неопозитивиз­мом. Его представителями являются Морис Шлик, Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел и др.

Позитивизм (положительный) - философия конкретно-научного знания, отрицающая познавательную и практическую ценность традици­онной философской тематики, особенно проблем онтологии.

Классическому взгляду на философию позитивизм про­тивопоставляет новый взгляд: философия из науки о первоначалах должна превратиться в методологию. По мнению О. Конта, прежняя философия представляет собой метафизику, т.е. спекулятивное и не­объективное знание о несуществующих вещах. Позитивная филосо­фия должна стать наукой о методе и освободиться от всяких призна­ков метафизичности. Никаких философских законов в мире нет. По мнению О. Конта, философия не может претендовать на са­мостоятельное познание реальности, поскольку метафизические по­иски первых и последних причин — совершенно бессмысленное и бесполезное занятие. Задачей позитивной философии должно стать обобщение данных естественных наук. Наука сама себе филосо­фия, — таков основной тезис позитивизма. Любые науки, в том чис­ле об обществе и человеке, должны строиться по образцу естествоз­нания, поскольку именно естественные науки являются источником объективного знания о мире.

Историю человеческого духа О. Конт делит на три стадии:

♦ теологическую, на которой человек объясняет мир с помощью взаимодействия сверхъестественных сущностей;

♦ метафизическую, на которой для объяснения мира применяют­ся вымышленные абстракции;

♦ позитивную, на которой человечество наконец-то приходит к объективным, научным объяснениям существующих в природе за­кономерностей.

Позитивизм отождествил все существующее знание только с естественнонаучным, тем самым не просто сузив сферу философского исследования, но уничтожив саму философию с ее мировоззренче­скими и смысложизненными вопросами. В парадигме позитивизма философия исчезает в качестве самостоятельной формы духовной активности человека. Позитивизм получил развитие в концепциях неопозитивизма и постпозитивизма XX в., продемонстрировавших противоречивость и ограниченность его исходных установок.

 

б) Неопозитивизм и постпозитивизм

Неопозитивизм - обобщенное название современных философ­ских учений, развивающих идеи позитивизма и считающих единственно научным типом знания лишь то, которое соответствует требованиям опыта и логики (логический эмпиризм, лингвистическая философия). Основная проблематика неопозитивизма гносеологическая.

Л. Витгенштейн — один из наиболее известных представителей неопозитивизма — предложил рассматривать философию как линг­вистический анализ языка. По его мнению, все философские про­блемы имеют языковый характер. Большинство вопросов возникают из неправильного употребления языка. Псевдопроблемы могут быть преодолены, если использовать в философии и науке строгий язык, понятия которого однозначно определены. Л. Витгенштейн предла­гает идею создания универсального философского и научного языка. На эту роль предлагается язык формальной логики. В поздних работах Л. Витгенштейн вводит понятие языковых игр, под которыми он по­нимает языки, соответствующие различным видам деятельности че­ловека. В теории языковых игр Л. Витгенштейн отказывается от идеи построения строгого формального языка философии и науки и предла­гает рассматривать язык в естественной среде его функционирования.

Неопозитивизм, иначе называемый логическим позитивизмом, развивает верификационистскую концепцию знания и предлагает процедуру опытного подтверждения в качестве критерия отграни­чения научного знания от ненаучного. В логическом позитивизме философия превращается в узко понимаемую методологию научного познания, «очищаясь» от любых мировоззренческих проблем. Нео­позитивизм, быстро обнаружив слабость и противоречивость своих исходных установок, был преодолен в различных постпозитивистс­ких концепциях.

Постпозитивизм - направление в западной философии, пришедшее в 60-70 гг. ХХ в. на смену логическому позитивизму. Постпозитивизмотказался от поиска формально­логического критерия отграничения научного знания от ненаучного и частично реабилитировал философию в ее мировоззренческой функции.

Представителями постпозитивизма являются Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Поль Фейерабенд. В постпозитивиз­ме постепенно вырабатывается новый образ науки, соответствую­щий реалиям современной культуры. Согласно Попперу, главное назначение наблюдений и экспериментов отнюдь не в подтверждении научных гипотез и теорий, доказательственности их истинности. Назначение опыта – в фальсификации ложных моделей и теорий. Среди нефальсифицированных наличным опытом теорий предпочтение должно отдаваться тем теориям, которые имели большую вероятность быть опровергнутыми и, тем не менее, удачно выдержали проверку. Более того, согласно Попперу, только те теории могут вообще могут считаться научными, которые принципиально могут быть фальсифицированы опытом и рано или поздно окажутся опровергнутыми.

 

 

Тема 6.3 «Герменевтика. Феноменология. Прагматизм»

1. Герменевтика

2. Феноменология

3. Прагматизм

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.