Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия. Абсолютный дух- в философии Гегеля в основе всех явлений природы лежит абсолютное и духовное начало - абсолютная идея




АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ - в философии Гегеля в основе всех явлений природы лежит абсолютное и духовное начало - абсолютная идея, миро­вой разум или мировой дух. Это начало активно и деятельно, причем дея­тельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем раз­витии абсолютная идея проходит три этапа: развитие в собственном лоне (в стихии чистого мышления), развитие в форме инобытия (природа) и развитие в ис­тории (философия духа). Абсолютный дух в философской системе Гегеля - это заключительное, третье звено развития духа, реализующее самосоз­нание абсолютной идеи. Пройдя этапы объективного духа, абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает свое содержание в искусстве, религии и философии.

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ - основная категория философии Гегеля, обоз­начающая универсум, то есть смысл «творца всех вещей».

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП - философская концепция, пред­ставители которой основной категорией считают понятие «человек».

АПРИОРИ («изначально») - философская категория, означающая знание, предшествующее опыту, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию. Априорными называются взгляды, пра­вильность которых не может быть доказана или опровергнута опытом.

«ВЕЩЬ В СЕБЕ» И «ВЕЩЬ ДЛЯ НАС» - основные термины философ­ской системы Канта, по мнению которого любая вещь имеет две стороны -«вещь в себе» и «вещь для нас». Первая существует для себя самой, неза­висимо от познающего субъекта и является сущностью вещи (она потусто­роння и непознаваема, дана человеку врожденно, априорно). «Вещь для нас» - это явление, т.е. знание о вещи, постигаемое в опыте.

ОТРИЦАНИЕ - одна из основных философских категорий, рассмат­риваемая в диалектике как необходимый момент развития, условие качест­венного изменения вещей. В немецкой классической философии. Гегель впервые сформулировал закон отрицания отрицания, который выражает преемственность, спиралевидное развитие, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высшей степени развития некоторых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития. Отрица­ние отрицания происходит путем «снятия».

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ - понятие немецкой классической филосо­фии, означающее способность человека к свободному действию на основе высших принципов. По Канту, разум, выступая в своих практических функциях, даёт человеку «законы свободы», т.е. моральные принципы, возвышающие человека над миром природы. Благодаря практическому ра­зуму, человек выступает как свободное существо, независимое в своем по­ведении от механизма природы и конечных условий эмпирического суще­ствования.

РАЗУМ - философская категория, выражающая высший уровень ра­ционального познания, для которого характерно оперирование абстрак­циями и сознательный анализ их природы. На этом уровне мышления че­ловек может постигнуть сущность вещей, закономерности их развития, ло­гику понятий и их взаимосвязь. Цель разума - выявление коренных причин развития явления, его противоположных его начал и логики дальнейшего развития. Логика разума - это диалектика развития явления. Разум в «сня­том» виде включает в себя анализирующую рассудочную деятельность мышления. Кант построил первую развернутую концепцию рассудка и разума. В дальнейшем их трактовка в немецкой философии шла по пути пре­вращения разума в сверхчеловеческий. Заслуга Гегеля в том, что разум и рассудок не противопоставлялись друг другу извне, а представляли собой диалектические противоположности.

РАССУДОК - философская категория, выражающая исходный уро­вень мысли тельной деятельности, которая характеризуется статичностью и формальностью, когда оперирование абстракциями происходит по задан­ному стандарту, когда мысли последовательно выстраиваются, обознача­ются в понятиях и четко классифицируются. Рассудок в обыденной дея­тельности часто называют «здравым смыслом», однако в философии рас­судок - это способность образования понятий, суждений и правил.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ( «переступать») - то, что связано с пред­посылками возможного опыта. В философии Канта означает такое позна­ние, которое направлено не столько на предмет, сколько на то, что воз­можно априори; то, что хотя и предшествует опыту априори, но имеет це­лью сделать возможным опытное познание,

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ - все то, что выходит за границы чувственного опыта, эмпирического познания мира допускается в качестве предмета, существующего вне сознания. В онтологическом смысле это есть призна­ние существования бытия, которое не является объектом наших мыслей и восприятии. В гносеологическом смысле - обозначает то, что находится вне нас. Противоположностью ему является имманентное (внутренне при­сущее миру сознание). По Канту, это - что недоступно теоретическому по­знанию, но является предметом веры (бог, душа, бессмертие).

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - учение о явлениях. В немецкой идеалистиче­ской философии - это учение о феноменах человеческого сознания: у Кан­та оно означает учение об эмпирическом явлении в отличие от учения о «вещи в себе»; у Гегеля - это метафизическое изображение сознания в его диалектическом поступательном движении от чувственной непосредствен­ности через ступени самосознания, нравственности, искусства, религии, науки, философии - к абсолютному знанию.

ФИЛОСОФИЯ ДУХА - философская система Гегеля, который пони­мал дух как единство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме, как единство практической и теоретической деятельности. Бытие духа, по Гегелю, есть его деяние, хотя это деяние понимается как познание. Дух, по Гегелю, преодолевает природное, чувственное и поднимается до самого себя в процессе самопознания. Тем самым Гегель предполагает как бы ле­стницу, поднимаясь по которой, каждый отдельный человек приобщается и духовному опыту, накопленному человечеством. На вершине этой лест­ницы любой индивид, вовсе не будучи гениально одаренным исключени­ем, в состоянии посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившей­ся мировой истории мирового духа.

 

 

Тема 6 «Современная западная философия»

Тема 6.1 «Философия иррационального»

1. Философия жизни и её разновидности. Философия воли Ф.Ницше

2. Психоаналитическая философия

3. Философия экзистенциализма

 

1. Философия жизни и её разновидности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.