Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская мысль Средних веков




 

Принято считать, что Средние века начинаются с 467 года, с падения

последнего римского императора Ромула Августула. Но грань, отделяющая

средневековье от античности, приходится на годы правления

первого христианского императора Константина Великого (306-337).

Возникновение Средних веков — это огромный перелом в жизни европейских

народов. Рухнул весь античный мир с его бытом, религией,

философией, искусством. Нужна была новая мифология, новые мифы,

новые символы. И задачу создания этого нового мира взяла на себя христианская

религия. Так, например, место театра и скульптуры, основных

видов искусства в античности, занимают литургия и икона. Скульптуры

теперь считают идолами, а воздвигать идолов — кощунственно. Литургия

— это четкая форма предстояния человеческого коллектива перед

вечностью. Как пишет по этому поводу известный ученый С. С. Аверинцев,

«литургия объединяла вокруг себя целостный комплекс искусств:

церковные здания, мозаики, росписи, иконы, утварь, облачения

священников, обряды таинств, песнопения, литургические тексты. Все

эти элементы входили в состав культа, являющегося грандиозным художественным

ансамблем, задача которого сводилась к тому, чтобы

одновременно давать эстетическое наслаждение и возносить душу верующего

к небесам. Этот блеск драгоценного убранства, мелодия напевов,

красноречие проповеди, благоухание ладана создавали мощное

синтетическое воздействие чувственного порядка. Театральность богослужения

не уступала по своей продуманности искусствам древности.

На место залитого солнцем и открытого ветрам греческого театра встает

церковный полумрак, пронизанный мерцанием свечей и лампад. Этот

полумрак был призван скрывать очертания тел и выявлять трепет души».

 

Переход от античности к средневековому миропониманию — это

переход вовнутрь человека. У греков все было вовне: истина всегда явлена,

вся публичная жизнь происходила на площадях, нет ничего внутреннего,

скрытого, нет никакой психологии. Главным тезисом в Средние

века стал тезис основоположника средневековой философии Августина

Блаженного: «Не блуждай во вне, но войди внутрь себя!».

 

Сменяются ориентиры человеческого мышления — от внешнего

мира к поискам внутреннего пространства души, сменяется настрой

человека — от мужественной героической жизни к покорности перед

божественным предопределением.

 

Характерной чертой средневековой философии является ее связь с

религией и мистикой. Если брать за критерий античность — то это упадок

философии, но если учесть, что благодаря религии огромные массы

приобщились к культуре, то это явление прогрессивное. Если бы философия

не вступила в союз с религией, она была бы уничтожена нахлы-

нувшими волнами варварства. Философия, мать всех наук, как бы осознала

свою вторичность и стала обслуживать религию. В этом главная

специфика философии той эпохи.

 

В течение Средних веков выделяются два периода развития философии:

патристика — разработка отцами церкви основ христианской

догматики (патер — по-латыни «отец»), во II-VI веках, и схоластика —

зрелое и систематическое учение о Боге, мире и человеке, с VI века до

начала Нового времени (приблизительно XV век). Мы рассмотрим по

одному, наиболее яркому представителю каждого периода: это Августин

Блаженный и Фома Аквинский.,.,

 

Августин Блаженный

 

Августин Блаженный — уникальная фигура, возможная лишь в той

неповторимой обстановке, когда греко-римская культура уже сходила

со сцены, а религиозная идеология и христианская культура еще не восторжествовали.

 

Августин Блаженный родился в 354 г. в Северной Африке, которая тогда

была частью Римской империи, в нумидийском городе Тагасте, а умер в 430 г.,

прожив 76 лет. На его глазах рухнула великая империя, а за годы его жизни

сменилось двадцать императоров. Долгие годы был Августин священником в

Италии, а после рукоположения в епископы вернулся в родную ему Африку, в

город Гиппон. Он умер в то время, когда его город осаждали вандалы. Основные

произведения Августина — «Исповедь» и «О граде Божием».

 

Августин обратился к философии, ища в ней не столько знания,

сколько утешения. Стиль его философии — мифологическое иносказание.

Высшая сила в мироздании — личный Бог. Основное отношение в

этом мироздании — отношение людей и Бога. Это главным образом

эмоциональные отношения: все мироздание пронизано любовью и ненавистью,

надеждой и разочарованием, грехом и раскаянием в грехе,

виной и искуплением вины, обидой и прощением. Человек — это главным

образом душа, Августин презирает тело. Душа — это творение Бога,

она есть только у людей. Души творятся Богом заново из ничего всякий

раз, когда предстоит родиться человеку. Будучи сотворенной, душа,

тем не менее, вечна, так как не пространственна, не состоит из частей и

потому не может быть разрушена. Душе присущи способности — разум,

воля и память. Высший акт воли — это акт веры, вера выше разума.

Вера должна предшествовать познанию, сначала человек должен уверовать

в Бога, возлюбить его, а потом познавать. Августин учил о познавательной

роли любви: «Поздно полюбил я Тебя, Красота, такая древняя

и такая юная, поздно полюбил я Тебя! Вот Ты был во мне, а я —

 


 

был во внешнем и там искал Тебя, в этот благообразный мир, тобой

созданный, вламывался я безобразный. Со мной был Ты, с Тобой я не

был. Вдали от Тебя держал меня мир, которого бы не было, не будь он в

Тебе. Ты позвал, крикнул и прорвал глухоту мою; Ты сверкнул, засиял и

прогнал слепоту мою».

 

 

В книге «О граде Божием» Августин впервые в христианской традиции

попытался переосмыслить историю человечества. Вся история

для Августина определяется борьбой двух институтов — града Божьего

и града земного. Град Божий — это избранное меньшинство. Сначала

оно состояло из верных Богу ангелов, потом ветхозаветных патриархов,

пророков. А после пришествия Христа этим градом стали истинные

христиане, окружавшие Христа и продолжавшие его дело. Град Божий

как бы вкраплен в град мирской, в эту нечестивую среду. Град земной

господствует в мире, где происходят насилие, войны, создаются государства,

руководимые шайками разбойников.

 

Град Божий имеет незримый, идеальный характер. Единственным

зримым его представителем на земле является церковь в лице святых. И

церковь рано или поздно должна прийти к власти и править миром.

 

С именем Августина связана очень важная традиция. Он немало внимания уделял психологии человеческой души. Глубины души человека – представляет для него самого такую же тайну, как и все, сотворенное Богом. Но постижение этих глубин жизненно необходимо для спасения души, ее очищения от греха. По этой причине большое значение приобретает исповедь. Европейская культура обязана именно Августину началом исповедального жанра в философии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.