Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фома Аквинский. В лице Фомы Аквинского религиозная философия сделала большой ,




 

В лице Фомы Аквинского религиозная философия сделала большой,

шаг вперед.

 

Фома Аквинский (1225-1274 гг.) считается величайшим представителем

схоластической философии. И по сей день во всех католических учебных заведениях

в обязательном порядке изучают его труды. Он был сыном графа

Аквинского, имевшего свой замок в неаполитанском королевстве, учился в

Неаполе, Кельне и Париже. За свои труды получил звание «ангельского доктора

». Главные труды — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».

 

В «Сумме теологии» Фома попытался в популярной форме изложить

основные идеи схоластической философии. Важно его учение о

соотношении веры и разума. Цель философии, считал он, заключается в

том, чтобы возвестить истину, исповедуемую католическим вероучением.

Но для этого нужно прибегнуть к помощи естественного разума,

поскольку многие не принимают авторитета Священного Писания. Но

разуму не все доступно, он может доказать существование Бога и бес

смертия души, но ему недоступно понимание Троичности или Последнего

суда, которое дается только откровением. Откровение не противоречит

разуму, но нужно разделять то, что может быть доказано разумом,

и то, что не может. Главная задача — примирить истины веры и истины

разума. Лучше понимать, чем просто верить. На этом основывается «естественное

богословие» — высшая часть философии.

 

Так, сущность Бога разуму недоступна, это предмет откровения, но

можно с помощью логики доказать существование Бога: Бог как первопричина,

как последняя цель развития, как самое совершенное существо,

как источник движения и т.д. Бог может быть познан не только с

помощью веры, но и разума.

 

Важное значение, в том числе и философское, имеет у Фомы соотношение

потенциального и актуального, то есть акта и потенции. Бог является

чистым актом, чистой формой, единственно подлинно существующим. Чем

ниже, дальше от Бога, тем больше материи и меньше духа, меньше актуальности

и больше потенциальности, меньше формы, больше содержания.

Материя — это чистая потенциальность, пассивность, которая становится

чем-то конкретным только благодаря активной форме.

 

Так, ум человека является не абсолютным началом, но только частью

целого. Только в Боге ум есть сущность, в человеке это лишь потенция

сущности, так что не ум мыслит, а человек мыслит при помощи

ума. Ум самое главное, что есть в человеке, именно с его помощью мы

можем хоть как-то познать Бога, ум выше воли, но все-таки ум имеет

свои границы — любовь к Богу важнее, чем познание Бога.

 

Все века господства схоластики в университетах и среди богословов

велись жаркие споры между номиналистами и реалистами. Номиналисты

(от латинского поте — имя) считали, что общее — это только

слово, имя, реально же существуют только единичные вещи. Реалисты,

напротив, полагали, что общее существует реально, что Бог, например,

не просто слово, а реально существующий субъект, Бог должен существовать,

иначе Он не был бы Богом. Споры и диспуты доходили до потасовок

между университетами. С точки зрения Фомы, который был умеренным

реалистом, общее есть продукт нашего ума, однако оно имеет

отношение к реальности, которая существует вне нашего ума. Общее

существует и само по себе, в уме Бога.

 

Наивысшее счастье не может заключаться в деяниях, ибо последние

служат только средствами. Наивысшее счастье в познании Бога. Но познание

Бога, которым обладает большинство людей, недостаточно для достижения

высшего счастья; недостаточно и познания Бога, достигнутого через

доказательства, недостаточно даже познания Бога через веру В настоящей

жизни нам не дано узреть Бога Только в грядущем мире мы узрим Его, и

это будет достигнуто не нашими естественными силами, а благодаря божественному

свету. Тогда мы и достигнем наивысшего счастья.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.