Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Креационизм против ортодоксальной науки




ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КРЕАЦИОНИЗМ НАУЧНЫМ?

Что читать дальше?

В гл. 7 «Существует ли
Бог?» и гл. 1 «Откуда
появилась Вселенная?»
также обсуждаются
аргументы «за»

и «против»
существования Бога.


Заключение

Я не хочу сказать, что следует отказаться от нравственного воспитания наших детей. На самом деле я считаю, что нет ничего более важного, чем такое воспитание. И я не утверждаю, что религиозные школы не подходят для этой цели. Я просто хотел подвергнуть сомнению широко распространенное убеждение в том, что нравственность зависит от Бога и Религии, что без Бога не могут существовать нравственные ценности и что без Бога мы не могли бы быть добродетельными.


Ч

ем отличается хорошая научная теория? Ответ на этот вопрос не столь очевиден, как может показаться. Даже ученым трудно на него ответить. В этой главе рассматриваются утверждения и методы креационизма с целью показать, с какими проблемами сталкиваются попытки точно сказать, какой должна быть хорошая научная теория.

Креационисты верят в то, что библейский рассказ о сотворении мира является истиной. В течение шести дней Бог создал Землю и все существующие на ней формы жизни. Это случилось менее 10 тысяч лет назад (вычисление возраста мира основывается на числе поколений, перечисленных в Библии). Креационисты полагают, что библейский рассказ столь же хорошо подтверждается имеющимися научными свидетельствами, как и другие теории.

Однако подавляющее большинство современных ученых считает мир гораздо старше. Вселенная, говорят ученые, появилась 10—12 миллиардов лет назад в результате Большого Взрыва, породившего материю, пространство и время Наша Земля, согласно ортодоксальной теории, возникла приблизительно 4,5 миллиарда лет назад. Первые эмбриональные формы жизни появились около 3,5 миллиарда лет назад. Посредством естественного отбора эволюция создавала все более сложные формы жизни, включая первых млекопитающих, появившихся 200 миллионовлет назад, исовремеи


лого человека — Homo sapiens, — возникшего 120 тысяч лет назад.

Креационисты имеют свою организацию — Институт науки о творении, они проводят конференции, имеют печатные органы и присваивают докторские степени. Многие из них видят в разработке креационизма не только научную деятельность, но и нравственный долг. Согласно мнению одного из ведущих креационистов Г.М. Морриса, «эволюционизм является питательной почвой атеизма, коммунизма, нацизма, бихевиоризма, экономического империализма, милитаризма, безнравственности, анархизма и вообще всех антихристианских систем убеждений и действий»*.

В Соединенных Штатах креационисты настойчиво борются за введение креационизма в систему школьного преподавания. В двух штатах — в Арканзасе и Луизиане — креационизм преподается параллельно с теорией эволюции как респектабельная научная дисциплина. Даже президент Джордж Буш полагает, что креационизм следует преподавать наряду с теорией эволюции. Один из его секретарей высказался так: «Он считает, что вопрос должны решать сами штаты и местные школы, но сам он склоняется к тому, что следует преподавать и креационизм, и теорию эволюции».

Креационисты добились больших успехов, внушая широкой публике мысль о том, что их теория столь же научна, как и концепция Большого Взрыва. Недавно институт Гэл-лапа сообщил о том, что около сорока пяти процентов граждан Соединенных Штатов верят в то, что Бог создал людей «приблизительно такими, какие они есть сейчас, 10 тысяч лет назад». Даже выпускники университетов принимают креационизм: около трети американцев, окончивших университет, верят в то, что библейская история творения верна. Один ученый из штата Теннесси пишет, что такие ученые, как он, «всегда боролись с Просвещением. Идеи Средневековья, убитые, казалось бы, наукой 300—400 лет назад, ныне

* Н.М. Morris, The Remarkable Birth of Planet Earth (San Diego: Creation-Life Publishers, 1972), p. 75. — Примеч. автора


 


возрождаются и вновь... проникают в школы, колледжи и университеты» («Гардиан», с. 14 колонки редактора, 17 ноября 2001 г.).

Тем не менее существует большое число эмпирических данных, свидетельствующих против креационизма.

Возьмем, например, окаменелые останки живых организмов. Анализ горных пород открывает слои, сформировавшиеся много миллионов лет назад. В этих слоях находят окаменелости, причем в разных слоях обнаруживают окаменелости разных живых организмов. В самых нижних слоях находят лишь очень простые организмы. Поднимаясь выше, мы открываем все более сложные формы вплоть до динозавров. Еще выше начинают встречаться млекопитающие. И только в самых верхних слоях обнаруживаются следы человека.

Это последовательное залегание окаменелостей на разной глубине вполне согласуется с теорией эволюции, но, по-видимому, противоречит библейскому рассказу о том, что все живые организмы появились почти одновременно менее чем 10 тысяч лет назад. Если бы библейский рассказ был вереи, то следовало бы ожидать, что все виды живых организмов будут более или менее одинаково часто встречаться во всех слоях земных пород (предполагая, что этих нескольких тысяч лет хватило для формирования всех этих слоев).

Например, согласно креационизму, человек и все остальные млекопитающие населяли Землю в одно время с динозаврами. Поэтому можно надеяться найти скелеты людей и других млекопитающих в тех же слоях земных пород, в кото -рых мы находим скелеты динозавров. Однако скелеты млекопитающих всегда встречаются только в более высоких слоях. Это представляется решающим свидетельством против креационизма.

Другим важным свидетельством против утверждения о том, что мир возник всего несколько тысяч лет назад, является свет далеких звезд. Световым годом называют расстояние, которое свет проходит за один год. Многие видимые нами звезды находятся от нас на расстоянии многих милли-


онов световых лет. Следовательно, свет должен был покинуть эти звезды много миллионов лет назад. Но как это было бы возможно, если бы мир возник только несколько тысяч дет назад? По-видимому, Бог должен был создать свет одновременно с Землей. Но тогда многие наблюдаемые нами ныне астрономические события не могли бы произойти. Допустим, сейчас мы наблюдаем взрыв сверхновой звезды, находящейся от нас на расстоянии 30 тысяч световых лет. Но такого события не могло быть. Скорее, Бог создает иллюзию того, что оно произошло, посылая нам свет и другие излучения из пункта, находящегося от нас менее чем в 10 тысячах световых лет. Но это означает, что Бог нас обманывает — создает впечатление, будто мир гораздо старше, чем есть на самом деле. Но с таким выводом согласятся лишь очень немногие креационисты.

Еще одно свидетельство гораздо большего возраста мира дает, например, дрейф материков. Наблюдаемые оценки скорости их движения по поверхности Земли и факты, указывающие на то, что они прошли в своем движении тысячи миль, говорят о том, что Земля должна была существовать миллионы, а не тысячи лет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.