КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Решение Юма
Головоломка Инопланетянин подводит итог их разговора об этом странном свойстве — безнравственности, которое, по мнению Вэтью, существует как нечто внешнее. «Тогда как вы можете доказать существование этого странного свойства? Вы не можете его видеть, обонять, слышать, ощущать. Вы не можете вывести его наличие из того, что можно наблюдать, как, скажем, магнетизм. Тем не менее вы утверждаете, что оно существует». Инопланетянин опять пристально смотрит в окно. «Каким же образом вы, земляне, устанавливаете эту «безнравственность»? Если она реально существует, то будьте добры, покажите мне ее!» Вэтью чешет в затылке и вглядывается в человека, который все еще пытается отнять у женщины кошелек. «Честно говоря — не знаю, как это сделать. Я чувствую, что она существует. Я уверена, что этот человек ведет себя неправильно. Но я не знаю, как установить свойство безнравственности». По-видимому, инопланетянин прав: безнравственность нельзя наблюдать непосредственно. Ее нельзя вывести и из того, что мы наблюдаем. Таким образом, если это свойство «объективно» существует, то как распознает его Вэтью? Очковая модель, согласно которой моральные оценки добавляются самим наблюдателем, вполне удовлетворительно объясняет, почему инопланетянин не может обнаружить того свойства, которое ищет. С точки зрения очковой модели, описывая действия человека за окном как «аморальные», Вэтью лишь описывает или выражает свое отношение к тому, что видит. Поэтому инопланетянин смотрит не в ту сторону Чтобы обнаружить аморальность, он должен рассмотреть саму Вэтью. Именно такой была точка зрения философа восемнадцатого столетия Дейвида Юма (для Юма существенно, что инопланетянин только что познакомился с Вэтью). Юм указывает на то, что главная трудность, встающая перед моральным реалистом, заключается в том, чтобы объяснить, каким образом мы получаем знание об объективных моральных свойствах. Если бы мораль действительно существовала «вне» нас, то, по-видимому, мы были бы не способны получить о ней знание. Юм приходит к выводу, что источником моральных ценностей являемся мы сами — наши эмоции: «Возьмем любое действие, которое признается порочным, например, умышленное убийство. Рассмотрите его со всех сторон и попробуйте найти в нем то, что вы называете пороком... Вы ничего не найдете до тех пор, пока не обратите свою рефлексию на свою собственную душу и не обнаружите чувство осуждения, возникающее у вас по отношению к этому поступку» (Дейвид Юм, Трактат о человеческой природе, книга III, часть I, раздел I. — Русский перевод: Юм Д. Сочинения, тт. 1-2, М., 1965). По мнению Юма, «порочность» добавляется наблюдателем. Джордж Мур и «интуиция» Дж.Э. Мур (1873— 1958) был моральным реалистом, который осознал, что реализм сталкивается с серьезной проблемой, поставленной Юмом, и предложил ее решение. Наши пять органов чувств отнюдь не являются единственным окном во внешний мир. Аморальность некоторого поступка мы осознаем не с помощью обычного чувственного восприятия. У нас имеется некоторое дополнительное, шестое чувство — Мур называет его «интуицией», — которое и позволяет нам различать внешние моральные свойства. Как радар помогает
нам находить корабли и самолеты, скрытые от наших глаз туманом или облаками, так «интуиция» помогает нам устанавливать моральные свойства, скрытые от наших органов чувств. Инопланетянин не способен установить аморальность, поскольку в отличие от Вэтью не наделен этим дополнительным шестым чувством. Удалось ли Муру разрешить трудность, встающую перед моральным познанием? На самом деле нет, ибо остается в высшей степени таинственным, как действует наша дополнительная способность «интуиции». С одной загадкой Мур справился, поставив на ее место другую, не менее сложную загадку. Поэтому возражение Юма против морального реализма сохраняет свою силу: все еще кажется, что только очковая модель способна объяснить, как возможно моральное знание. Три варианта очковой модели Мы видели, что очковая модель морали вполне удовлетворительно объясняет, почему инопланетянин не способен обнаружить аморальности. Может быть, нам следует согласиться с очковой моделью? В действительности существует несколько разных вариантов очковой модели морали, из которых мы можем выбирать. Я укажу три из них. Субъективизм. Это наиболее простой вариант очковой модели. С точки зрения субъективизма, назвать что-либо аморальным значит утверждать, что лично вам это не нравится. Точно так же сказать, что нечто нравственно, значит, выразить свое личное одобрение. Интерсубъективизм. Согласно интерсубъективизму, сказать, что нечто аморально, значит, утверждать, что это осуждается вашим сообществом. Точно так же сказать, что нечто нравственно, значит, выразить одобрение сообщества. Следует заметить, что, согласно этим двум теориям, высказать моральное суждение — значит высказать утвержде- ние. Если некоторое утверждение истинно, то оно истинно благодаря какому-то факту. Но в данном случае тот факт, который делает наше утверждение истинным, находится не «вне» нас, он не является независимым от нас. Этот факт относится к нам самим. Однако не все варианты очковой модели признают, что моральные высказывания являются высказываниями о фактах. Об этом свидетельствует третий вариант этой модели. Эмотивизм. Согласно эмотивизму, сказать, что нечто является аморальным, вовсе не означает высказать утверждение. Скорее, это означает выразить осуждение. Точно так же назвать нечто нравственным значит выразить одобрение. Допустим, я пошел на футбольный матч. Моя любимая команда, «Вормингтон Роверс», выигрывает, и я кричу: «Ура «Вормингтон Роверс»!» Утверждаю ли я при этом что-либо? Нет, конечно. «Ура «Вормингтон Роверс»!» не содержит утверждения. Это не истинно и не ложно. Я не высказываю при этом даже утверждения о своих переживаниях. Скорее, я просто выражаю их. С точки зрения эмотивизма, нечто подобное происходит, когда я говорю: «Убийство аморально». Сказать «Убийство аморально» равнозначно выкрику «Долой убийство!». Поэтому высказывание «Убийство аморально» ни истинно, нияожно, поскольку высказывание «Долой убийство!» нельзя квалифицировать как истинное или ложное. Но тогда, чтобы сделать высказывание «Убийство аморально» истинным, никакие факты не нужны. К числу ведущих философов-эмотивистов относятся А.Дж. Айер (1910—1989) и К.Л. Стивенсон (1908-1979). Все перечисленные теории являются вариантами очковой модели, ибо все они исходят из того, что моральные оценки не принадлежат самой объективной реальности, а коренятся в наших субъективных реакциях на нее. Мораль опирается на то чувство, которое мы — индивидуально или коллективно — испытываем по отношению к тем или иным действиям. Именно благодаря переживаниям мы индивидуально или коллективно создаем моральные ценности.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |