КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Иностранные термины и выражения 23 страница
ИНВАРИАБЕЛЬНЫЙ (лат.) – не поддающийся изменению. Инвариантное – неизмененная величина. ИНВЕРСИЯ (от лат. inversio – перестановка) – в психологии объемно-наглядное переворачивание. Напр., когда наблюдатель движется вперед и назад на некотором расстоянии перед маской, расположенной на темном фоне и обращенной к наблюдателю внутренней стороной, то она кажется ему то полой формой, то оживает, как будто становится видной ее лицевая сторона. Подобная же инверсия происходит с некоторыми геометрическими фигурами: напр., переднюю и заднюю грани изображенного на плоскости куба можно мысленно менять местами. ИНВОЛЬВИРОВАТЬ (от лат.) включать, охватывать собой, делать своим содержанием. ИНДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. in – не и determinare – определять) – учение о том, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана; см. Детерминизм, Соотношение неопределенностей. ИНДИВИДУАЛИЗМ – такое направление мыслей, чувств и желаний, которое расценивает жизнь отдельного человека (в широком смысле – также и жизнь отдельной особо ценной группы, напр. семьи) как более важную, чем жизнь больших ассоциаций и общества в целом. Теоретический индивидуализм признает реальность вообще только индивидуального (см. Номинализм), иначе говоря, реальность собственного сознания, или Я (см. Солипсизм), и поэтому отрицает возможность обязательных для всех положений, или взглядов (см. Субъективизм). Этико-политический индивидуализм (см. Анархия, Эгоизм, Либерализм) рассматривает индивида как самоцель, а в счастье и всестороннем развитии отдельной личности он видит конечную цель; в- частности, общество и государство он рассматривает только как вспомогательные средства для достижения индивидом цели. Широко распространенными разновидностями этико-политического индивидуализма являются хозяйственный индивидуализм, предоставляющий хозяйственную жизнь свободной игре сил (см. Laissez faire), и педагогический индивидуализм, который строит воспитательную работу на принципе учета индивидуальных особенностей воспитанника, считая, что настоящее товарищество возможно лишь между всесторонне развитыми индивидами. Социологический индивидуализм утверждает, что общественные процессы совершаются благодаря взаимодействию индивидов, в противоположность солидаризму или универсализму, который рассматривает общественные явления в их целостности; см. также Социализм. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – так называет Альфред Адлер свою психологическо-терапевтическую систему; он исходит из гипотезы, что все человеческое поведение может быть понято из стремления к власти и влиянию. Уже в первые годы жизни ребенок сознает размеры своих способностей, и, если только он не может отстоять свою индивидуальность, особенно перед превосходством взрослых, которые насмешкой или строгостью подавляют ее, им овладевает чувство сознания своей неполноценности. Позже это же чувство неполноценности («комплексы») может быть порождено несовершенствами в смысле социального положения человека или положения его внутри общностей (школа, родство, рабочий коллектив и т. д.). Отсюда возникает либо стремление к возвеличению, которое направлено к достижению чувства превосходства над природой и людьми (компенсация путем тирании домашних, заносчивости, мании величия), либо уход от проблемы путем «бегства в болезнь», злоупотребления беспомощностью и т. д., что приводит или может привести, так же как и тенденция к самовозвеличению, к нервному заболеванию и социальной неполноценности. Задача индивидуальной психологии заключается в том, чтобы найти направляющую жизненную линию «нервозного характера» и исцелить его методом ободрения (см. Глубинная психология). ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЭТИКА – часть этики, касающаяся только индивида, в отличие от общественной этики (см. Социальная этика). Индивидуальная этика рассматривает группу, сообщество как нечто привходящее, побочное по отношению к природе человека, который призван утверждать свою индивидуальность и нравственность вопреки внешним социальным зависимостям. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – 1) своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного, отдельного индивида; неточно употребляется для обозначения отдельной личности, в противоположность неразличимой массе людей (каждый из которых, однако, имеет собственную индивидуальность). 2) В отличие от личности специфическое, неповторимое в индивиде. Индивидуальность как таковая имеет идеальный ценностный характер, т.е. индивидуальная ценность независима от реальной личности. Этическая ценность личности состоит в сохранении верности самому себе, в подлинности и положительности ее сущности. В широком смысле она равнозначна кантовскому интеллигибельному характеру. Осуществление этой этической ценности, т.е. самоосуществление личности, есть добродетель. Но эта добродетель как таковая недостижима, достигнуть ее можно только благодаря индивидуальному осуществлению основополагающих ценностей (добра, благородства, совершенства, чистоты). Ответственность индивида за свое самоосуществление как личности совпадает с ответственностью за все, что находится в сфере его свободы и власти. В частности, индивидуальный «этос» (Ethos – нравственная ценность личности) состоит в основном направлении, избираемом в процессе самоосуществления основополагающих ценностей, т.е. он характеризуется формой, в которой совершается действие при наличии однопорядковых ценностей (см. Этика). В соответствии с этим личность аксиологически автономна (см. Императив, Man). Исторически «великая индивидуальность» отнюдь не должна быть особенно добродетельной, но всегда должна облекать свойственное ей главное направление осуществления ценностей в особенно яркую и эффектную форму. Величие индивидуальности заключается в специфике отношения к царству ценностей. Привлекательность истинной индивидуальности состоит в том, что перед живущим вместе с ней человеком она, с одной стороны, открывает новое царство ценностей, а с др. стороны, устойчивую и ясную структуру. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ДУХ – см. Дух; Субъективный дух. ИНДИВИДУАЦИЯ – разделение всеобщего на индивиды, на особенное. Принцип индивидуации (principium individuations) – основа существования особей или особенного. С понятием индивидуации связаны две проблемы: 1) почему индивидуация имеет место, почему единство действительного не остается неделимым? 2) существовала ли индивидуация действительно с самого начала, а если нет, то откуда и благодаря чему она возникла? Аристотель видит принцип индивидуации в многообразии определенности (качественности) и состояния вещества, так же и Фома Аквинский. Локк и Шопенгауэр считают, что принцип индивидуации мог быть данным во времени и пространстве. Шеллинг видит основу индивидуации в греховном отпадении от Бога. Лейбниц рассматривает мир как состоящий из индивидов (монад). ИНДИВИДУУМ (лат. – нерасчленимое) – особь («единственное»), которая не может быть расчленена без потери ее самобытности, ее индивидуальности и ее собственного бытия, основанных только на ее целостности. Строго говоря, это определение может быть принято только для высших животных, включая человека (см. Видовая душа), тогда как, напр., некоторые растения можно разделить на части и каждая часть будет самостоятельной. «Применимость термина «индивидуум» начинается лишь там, где существует определенное отношение между единством целого и множеством частей, где части делают необходимой определенную замкнутую форму целого или цель целого делает необходимым определенное объединение частей и где поэтому единство не является произвольным и случайным» (Зигварт, Логика, 1909, т. II, с. 224). Трудность определения понятия индивидуума заключается особенно в том, что в своей единичности и особенности индивидуум вообще не поддается описанию с помощью общих отвлеченных признаков, вследствие чего уже философы средневековья вынуждены были сказать: Individuum est innefabile (лат., «индивидуум есть невыразимое»). Начиная с конца средних веков понятие индивидуума все более и более приобретает значение человеческого индивидуума. Под этим понимается человек как самостоятельное, одаренное разумом существо (см. также Я), которое может само распоряжаться собой, но одновременно во внешних своих отношениях является и носителем общечеловеческих достоинств. См. также Индивидуализм. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – так же как и кит., с древнейших времен развивалась непрерывно, без крутых поворотов, подобных тем, какие пережила часто менявшая направление своего развития западная философия. Ее древнейшие, и сегодня считающиеся святыми документы содержатся в ведах (до 1500 до Р. X.). Почти вся литература по инд. философии написана на языке знатоков искусства и ученых – на санскрите. Поскольку большая часть изменений в инд. философии была связана с комментированием основных, признанных авторитетными текстов, старые европейские философские исследователи полагали, что инд. философию следует определить как предысторию философии, в то время как в действительности ее развитие шло параллельно с развитием западной философии, хотя и в др. формах. Подобно европейской философии до 18 в., инд. философия также занималась преимущественно религиозными проблемами, однако она уделяла больше внимания размышлениям над познанием трансцендентного. Поскольку индийцы верят в вечность циклически возобновляющегося мирового процесса, они не создали собственно философии истории. Эстетика и учение об обществе и государстве являются у них особыми, отдельно стоящими науками. В своем историческом развитии инд. философия распадается на три периода: 1) ведийский период (1500-500 до Р. X.), 2) классический, или брахмано-буддийский (500 до Р.Х.- 1000 после Р. X.), и 3) период послеклассический, или индуистский (с 1000). 1.Ведийский период. Мировоззрение ригведы и др. вед, а также брахманизма (тексты о жертвоприношениях, с 1000 до Р. X.) представляет собой крайний плюрализм: боги, люди, животные, растения, элементы, времена года, страны света, жертвоприношения, качества, части тела, духовные способности и т.д. – все являются наделенными жизнью субстанциями, которые связаны друг с другом, взаимно проникают друг в друга и могут превращаться одна в другую, что достигается посредством магических действий. Число этих возможностей уменьшается, поскольку мы все больше и больше обнаруживаем их генетическое отношение друг к другу: каждый огонь есть проявление Бога огня, каждый глаз – проявление Бога солнца и т.д. (примитивный платонизм). Мир и его явления рассматриваются как совершенствование первичной сущности (пуруши). В философских трактатах упанишад (тайное учение, с 800 до Р. X.) учение о всеобщем единстве находит свою действительную для всего позднейшего времени форму во взгляде, что в основе космоса лежит вечно сущее – Брахман, из которого развилось все существующее и которое тождественно вечному внутреннему ядру индивида, Атману. Там же развивается теория о переселении душ, о сказывающемся впоследствии действии хороших и дурных поступков – карме, которая обусловливает новое существование живого существа, как и страстное желание вырваться из кругооборота повторяющихся рождений – сансары – благодаря аскетизму и приобретению высшего познания – решающего фактора всей последующей истории духа. 2. Классический период. В течение этого периода проявляется интерес к этическим проблемам. Агностики, материалисты и фаталисты выступают против брахманов и реформистов. Наряду с брахманизмом выступают теперь вероучения буддизма и джайнизма, которые отрицают авторитет вед и превосходство наследственной касты священников. В результате возникают системы, которые наносят им поражение, основываясь на материалах священных текстов. Внутри брахманизма возникают 6 «даршан» (способов воззрения), которые все считаются равноправной формой толкования истины. а) Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях) имеет дело с объяснением ритуала, но по своим методам может быть отнесена к атеистическим плюралистским системам, б) Веданта (завершение «Вед») в "Брахма-сутре», базирующейся на упанишадах и «Бхагавадгите», учит о возникновении мира из Брахмы; отдельные души через познание или любовь к Богу – бхакти – достигают спасения, достигают единения с Богом, не сливаясь с ним. Находясь под влиянием идеализма позднебуддийской философии, Шанкара (ок. 800) дает текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о реальном превращении Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины; в действительности все многообразие есть иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменной Брахме. в)Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление») проповедует атеистический плюрализм: первовещество только по видимости связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение, г) Иога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; ее теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог. д) Hьяя (правило, логика) – учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм. В одну систему с йогой слилась е)Вайшешика, которая стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире. Вайшешика развивала учение о категориях и атомистику; будучи теистической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении ее в орган мышления. Джайнизм и буддизм – атеистические вероучения. Тогда как первый признает вечные духовные монады и материальные сущности, второй отрицает бытие неизменной субстанции. Личность и познаваемый ею мир рождаются благодаря взаимодействию закономерно возникающих преходящих факторов – дхарм. Признание того, что нет никакого неизменного индивида, а есть лишь поток взаимодействующих дхарм, является предпосылкой для достижения нирваны. Крайнему плюрализму раннего буддизма, плюрализму хинаяны, или «малой колесницы», противоположен монизм махаяны, или «большой колесницы». Согласно «среднему учению» Нагарджуны (1 – 2 вв.), дхармы не обладают истинным бытием, ибо они преходящи; реальна лишь непостижимая, доступная только созерцанию «пустота». Сансара и нирвана с высшей точки зрения на действительность являются одним и тем же. В более позднем учении Асанги и Васубандху (3-4 вв.) о «единственности сознания» буддизм сближается с ведантой в том, что рассматривает духовное как конечное бытие, воспринимаемое через йогу, когда внешний мир познается как проекция сознания. 3. Индуистский период (с 1000). Буддизм в Индии угасает, джайнизм теряет свое значение. Веданта и ньяя-вайшешика еще продолжают развиваться; характерно прежде всего возникновение реалистических вишнуистской и шиваистской систем, которые в схоластической форме пытались доказать, что Брахман брахманистских сутр и есть Бог Вишну, или Шива. Над этими учениями отчасти господствовали гпантризм и шактизм. С 1000 под влиянием ислама возник ряд монотеистических вероучений (кабирпантхи, сикхи), с 19 в. под влиянием западноевропейской мысли – такие учения, которые представляют собой модернизированный теизм, или пантеизм (Брахма-самай, Арья-самай, учения Тагора, Ганди, Ауробиндо Гхоша). Современная инд. философия (С. Радхакришнан) прилагала усилия, чтобы соединить инд. и западное понятия блага. На инд. философии основывается вызванная к жизни Еленой Блаватской теософия (теософское общество было основано в 1875, местопребывание – Адьяр, около Мадраса) и отходящие от нее направления (антропософия и др.). ИНДОЛЕНТНОСТЬ (от лат. in – не и dolere – болеть) – нечувствительность, способность притупленно ощущать боль; см. также Самоопределение, самоназначение. ИНДУИЗМ – возникшая только в течение последнего тысячелетия, широко распространенная в настоящее время религиозно-социальная система хинду в Западной Индии; совокупность всех ритуалов, религиозной практики и религиозных взглядов, традиций и мифологии, санкционированных священными книгами (см. Веды) и предписаниями брахманов. Его основой является кастовый строй (см. Касты) и определяемое последним господствующее положение брахманов (индийских священников). Главные боги – Вишну и Шива; первый является в образе Рамы и Кришны. Индуизм не является общепризнанным исповеданием. Для хинду он есть «санатана дхарма» – вечный закон, ибо он существует испокон века и всегда будет существовать; см. Брахманизм, Дхарма. ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio – наведение) – философский и вообще научный метод движения знания от отдельного, особенного к всеобщему,, закономерному. Противоположность – дедукция. Знание, приобретенное с помощью индукции, называется индуктивным, процесс его приобретения – индуцированием; науки, пользующиеся этим методом, – это индуктивные науки, а открытые с его помощью законы – индуктивные законы. Метод индукции в простейшем случае: из того, напр., обстоятельства, что S и P (временным или пространственным образом) были связаны между собой, будь то один раз или больше, заключают, что они постоянно связаны или будут связаны. Это заключение является, конечно, лишь вероятным, но не абсолютно достоверным. Индуктивным выводом является, напр., следующий: «Золото, серебро, железо и др. суть металлы. Золото, серебро, железо и др. тяжелее воды. Следовательно, все металлы тяжелее воды». Вывод был правильным до тех пор, пока не открыли калий. Индукцию как метод приобретения всеобщего знания из отдельных восприятий знали уже Сократ (в области морали) и Эпикур; сознательно индукция обосновывается и развивается Фрэнсисом Бэконом, Юэллом, Джоном Стюартом Миллем и др. Она состоит в том, что предположение о связи известных явлений, сделанное на основе наблюдений или возникшее каким-то другим путем, систематически устанавливается на фактах и приобретает значение большей или меньшей достоверности. Индукция приводит к всеобщим понятиям и законам, которые могут быть положены в основу дедукции; особенно большое значение имеет индукция для естественных наук. Фрэнсис Бэкон говорит в «Новом органоне» (1620), что эмпирия не поднимается над отдельным, она всегда движется лишь от опыта к опыту, от наблюдения к наблюдению; напротив, индукция из наблюдений и опытов выводит причины и общие положения, а потом снова проводит новые опыты и наблюдения на основе этих причин и общих положений или принципов. "ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО» – см. Арон. ИНЕРЦИЯ – см. Масса. ИННЕРВАЦИЯ (новолат.) – нервное возбуждение; управление или, иначе, воздействие на органы чувств, мышцы, железы и т. д. с помощью нервов. ИННОКЕНТИЙ, в миру Борисов Иван Алексеевич (род.? – ум. 1857, Харьков) – рус. философ, богослов, ректор Киевской духовной академии (с 1830), епископ черниговский (с 1836), архиепископ херсонский, вологодский (с 1841), херсонский и таврический (с 1848). Считался лучшим духовным оратором и проповедником своего времени. Иннокентий занимался археологией, естествознанием, этнографией и др. науками. Его лекции по основам богословия, или, как он сам называл, «религиозистике», проникнуты серьезным философским исследованием философии Канта, Шеллинга, Бёме и др. Три главные его работы – «Жизнь св. Киприана», «Жизнь св. апостола Павла» и «Последние дни земной жизни Иисуса Христа» – получили широкую известность. Кроме того, им были написаны: «История христ. церкви в Польше», 1860; «Начертание церковной истории», 1842 – 1867; «Богословский словарь», «История рус. церкви в связи с историей церквей славянских», «Памятники унии», «История соборов вселенских и поместных в их подменных деяниях», «Историческое обозрение богослужебных книг». ИНСАЙТ – мгновенное и четкое научение или понимание, имеющие место без явного «слепого» поведения, осуществляемого путем проб и ошибок. Многие научные знания о явлениях инсайта почерпнуты из работы нем. гештальтпсихолога 20 в. Вольфганга Кёлера, посвященной изучению поведения животных. В одном эксперименте Кёлер помещал банан снаружи клетки голодного шимпанзе по кличке Султан, и давал животному две палки, каждая из которых была слишком коротка, чтобы втащить еду, но могла быть соединена с другой т. о., что получилась бы одна палка достаточной длины. Султан безрезультатно пытался действовать попеременно с помощью каждой палки и даже одной палкой подталкивал другую, чтобы добраться до банана. Позднее, после того как он как будто оставил эти попытки, Султан случайно соединил палки, увидел результат и внезапно побежал с более длинным орудием, чтобы достать банан. Решение вновь возникло мгновенно, когда задача была повторена. Этот результат, однако, сомнителен. Сюда, по-видимому, можно отнести обусловленные реакции, ведь необходимые навыки уже имелись, когда Султан случайно переставил палки. Конечно, инсайт имеет место при научении у человека, но, как у шимпанзе, только в ситуациях, когда видно, что если стимульный материал разместить иначе, то можно использовать ранее приобретенные способы действия. Считается, что инсайт также имеет существенное значение для некоторых психотерапевтических методов, особенно для психоанализа, в процессе которого достижение нового понимания неосознанных мотивов и причин патологического поведения признается важным шагом к выздоровлению. ИНСПИРАЦИЯ (от лат. inspiratio вдыхание, внушение) – вдохновение; в религиозном смысле – сверхъестественное сношение Бога с людьми, когда он вдыхает в них свой дух; в психологическом смысле – появление внутреннего видения, наступающего внезапно, без сознательных усилий, особенно в художественном творчестве, что было классически изображено Ницше в его работе «Автобиография. Ессе homo», где, характеризуя создание своей книги «Так говорил Заратустра», он писал: «Слышится без поисков; берешь, не спрашивая, кто здесь дает; как молния, вспыхивает мысль, с необходимостью, в форме без колебаний, – у меня никогда не было выбора. Восторг, огромное напряжение которого разрешается порою в потоках слез, при котором шаги невольно становятся то бурными, то медленными; совершенное бытие всего себя с самым ясным сознанием бесчисленного множества тонких дрожаний до самых пальцев ног; глубина счастья, где самое болезненное и самое жестокое действуют не как противоречие, но как нечто вытекающее из поставленных условий, как необходимая окраска внутри такого избытка света; инстинкт ритмических отношений, охватывающий далекие пространства форм... Все происходит в высшей степени непроизвольно, но как бы в потоке чувства свободы безусловности, силы, божественности...» (Фр. Ницше, Прометей. СПБ, 1911, с. 88-89). ИНСТИНКТ (лат. – побуждение, стимул) – естественное влечение; свойственная роду и виду врожденная, т.е. наследственная, склонность к определенному поведению, или образу действий. Осуществляется автоматически или вследствие внешнего раздражения, определяя исход более или менее сложных, «целенаправленных» действий, но так, что необходимое сознательное предвидение исхода рассматриваемых инстинктивных действий – не говоря уже об осознании их целесообразности или необходимости – отсутствует. Такими инстинктами, постоянно связанными с определенной склонностью, являются в основном инстинкт питания, чистоты, спаривания, случки, откладывания яиц, заботы о потомстве, общения, защиты и перелетов. Инстинкты необъяснимы из опыта отдельного индивида; будучи врожденными, они вместе с тем могут усиливаться или ослабляться в течение жизни. О происхождении инстинктов существует множество гипотез, ни одна из которых не является вполне удовлетворительной. Инстинктивные действия отличаются от сознательных главным образом тем, что они совершаются и имеют смысл только в определенных (обычных, естественных) условиях и при резком изменении этих условий могут исчезнуть или стать нецелесообразными. Какую роль инстинкты играют в жизни человека, выяснено недостаточно. Точно известно, что, с одной стороны, сознательное мышление и воля в их глубочайшей основе направляются инстинктами, с др. стороны, вызывающая сожаление лабильность современного культурного человека по отношению к угасанию жизненно необходимых для него инстинктов основывается на образе его жизни, что уже отличает человека от животных. При этом нужно думать, что как раз эта лабильность, эта изменчивость всех склонностей и способностей открывает разуму возможность неограниченной деятельности и очень важна для человека. У Паскаля инстинкт – внутренний опыт, основывающийся на интуиции и движимый ею. ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ – защищавшийся Джоном Дьюи и другими взгляд, согласно которому ум и интеллект (логические, этические и др. формы) точно так же являются средством (инструментом) приспособления к изменяющимся условиям, как части тела и зубы. Инструментализмом является прагматизм амер. философии. ИНТЕГРАЦИЯ (от лат. integer – полный, цельный, ненарушенный) – процесс, или действие, имеющий своим результатом целостность; объединение, соединение, восстановление единства; в философии Спенсера означает превращение распыленного, незаметного состояния в концентрированное, видимое, связанное с замедлением внутреннего движения, в то время как дезинтеграция – превращение концентрированного в состояние распыленности, связанное с ускорением движения. Спенсер многократно использует слово «интеграция» как равнозначащее агрегации. Развитие Солнечной системы, планеты, организма, нации состоит, по Спенсеру, в чередовании интеграции и дезинтеграции. В психологии Иенша интеграция означает распространение отдельных духовных черт на всю совокупность духовной жизни. В учении Сменда о государстве под интеграцией понимается постоянное самообновление государства путем взаимного проникновения всех направленных на него видов деятельности. ИНТЕЛЛЕКТ (лат. intellectus – ум, рассудок) – разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, абстракции, образования понятии, суждения, заключения и т. д.), которые превращают восприятия в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания. Еще во времена средневековья возник спорный вопрос: является воля подчиненной интеллекту или, наоборот, интеллект воле. Первую точку зрения представлял Фома Аквинский, вторую – такие англ, мыслители, как Дуне Скот и Уильям Оккам. Теперь преобладает представление, что хотя интеллект, так же как и воля, зависит от соответствующих обстоятельств, однако он, как относящийся к сфере духа, выше воли, относящейся к сфере психического. ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ – название для теоретического и практического вида «интеллектуального», которое явно или скрытно предоставляет интеллекту – хотя и критическому, но слепому по отношению к себе – управление действиями и поступками. В теории познания интеллектуализм защищает рационализм, в этике – возможность научить добродетелям, в педагогике отдает предпочтение образованию умственному перед нравственным. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ СОЗЕРЦАНИЕ – способ познания, благодаря которому метафизический абсолют постигается непосредственно, наглядно; это понятие было введено нем. идеалистами. Поскольку интеллектуальное созерцание возможно, оно является достижением внутреннего. Кант понимал под интеллектуальным созерцанием интуицию, которая постигает вещи в их абсолютной реальности, «которая присуща, по-видимому, только первосуществу, но не свойственна нам, и возможность которой не может быть усмотрена нами». У Гёте – это «созерцающая сила суждения», «созерцание внутренней творческой природы», которое приводит к возникновению «прообразного, типического». Как источник философского познания, это понятие рассматривается прежде всего Фихте и Шеллингом, Шопенгауэр отрицает только слово, но не его существо; ср. Интуиция. См. Сущности созерцание. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (от лат. intellegere – постигать, схватывать, быть знатоком) – свойственная человеку духовная, разумная способность, в узком смысле – способность быстро находить выход, решение в необычных обстоятельствах, правильно и быстро схватывать главное в положении вещей или процессе и вообще гибкость ума, приспособляемость, умственное любопытство, способность к быстрому мышлению и заключению. Степень развития интеллигенции различна, начиная с близкой к нулевой при идиотизме до непостижимо высокой у гения. По характеру своему она реактивна или спонтанна, судя по тому, нуждается ли она в толчке извне или нет, она критична или созидательна, смотря по тому, рассматривает ли она данное или творит новое, она теоретична или практична в зависимости от того, относится ли она к мыслительной работе или к повседневной жизненной деятельности (типы интеллигенции). Для установления характера и степени развития интеллигенции служат проверки интеллектуальности, которые состоят в том, что ставятся различные задачи (см. Психологическое тестирование), решение (а также характер и быстрота этого решения) или нерешение которых позволяет заключить о характере и степени развития интеллигенции. Словом «интеллигенция» обозначают также духовно ведущий слой народа. Как «буржуазная интеллигенция» она существует уже со времен гуманизма, до этого духовное руководство находилось в руках духовенства. Интеллигенция – прослойка людей, лишенных предрассудков, веротерпимых; поэтому она духовно более подвижна, многообещающа и с большим трудом поддается политическому руководству, чем др. группы населения, но вместе с тем она более лабильна, менее инстинктивна, жизненно опаснее. Интеллигенция ближе стоит к людям искусства, но по своему поведению менее эмоциональна, чем они. ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ (лат. intelligibilis – постигаемый, мыслимый) – доступный пониманию лишь с помощью интеллекта, или интеллектуального созерцания, принадлежащий интеллигибельному миру; по Канту, то, что дано разуму, рассудку, но совсем не дано чувству: трансцендентные идеи имеют чисто интеллигибельный предмет, думать о котором, что он может быть определен через свои различные внутренние предикаты, у нас нет ни оснований, ни оправдания и который поэтому всего лишь мыслимая вещь (Кант, Критика чистого разума; см. также «Пролегомены»). См. Трансинтеллигибельный.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |