Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иностранные термины и выражения 33 страница




МАЛЬРО (Malraux) Андре (род. 3 нояб. 1901, Париж – ум. 1976) – франц. писатель-философ. Занимался археологией и китаеведением, много путешествовал по Южной и Восточной Азии, Афганистану и Персии, России и Северной Америке, проводил исследования в Индокитае. Пребывание в Кантоне и Испании связано с его революционной деятельностью; приблизительно с 1934 Мальро начинает выступать против всех форм тоталитаризма, борясь за духовную свободу. В своих романах он изображает человека как обладающего силой соперника Всевышнего. Как художник слова, Мальро был наиболее сильным из писателей современности, пишущих в духе экзистенциализма. Осн. работы: «Les conquestants», 1927 (рус. пер. «Завоеватель»); «La voie voyale», 1929; «La condition humaine», 1933 (рус. пер. «Условия человеческого существования»); «Le temps du mepris», 1935 (рус. пер. «Годы презрения»); «L'Espoir», 1937 (рус. пер. «Надежда»); «Les noyers d'Altenburg», 1941.

МАЛЬТУС (Malthus) Томас Роберт (род. 1766 – ум. 1834) – англ, священник, экономист и демограф. В своем труде «Опыт о законе народонаселения» (1798; рус. пер. т. 1-2, 1868) сформулировал закон народонаселения, базирующийся, по его мнению, на законах природы, согласно которому население имеет тенденцию расти в геометрической прогрессии, а средства существования могут увеличиваться лишь в прогрессии арифметической. С «абсолютным перенаселением» рекомендовал бороться путем регламентации браков и регулирования рождаемости. Его последователи в настоящее время указывают на то, что природа «сводит счеты» с человечеством за чрезмерное его размножение происходящим загрязнением и разрушением окружающей среды, катастрофическим подчас воздействием на механизм обратной связи между природой и человеком.

МАНГЕЙМ (Mannheim) Карл (род. 27 марта 1893, Будапешт – ум. 9 янв. 1947, Лондон) – нем. социолог; ученик Макса Вебера, до 1933 – профессор во Франкфурте; создатель социологии знания. Исходил из историзма Трёлъча, а также учений Маркса, и Фрейда. Познание – дело не мышления, а переживания, являющегося результатом совместной деятельности в обществе. Ожидание лучшего будущего Мангейм связывал с новым человеческим типом; создать этот тип – задача воспитания, которое «не может обойтись без внутреннего опыта религиозных образцов». Осн. произв.: «Ideologie und Utopie», 1929; «Mensch und Gesellschaft im Zeitalter des Umbaus», 1935; «Diagnosis of our time», 1943.

МАНДЕВИЛЬ (Mandeville) Бернард де (род. ок. 1670, Дордрехт – ум. 21 янв. 1733, Лондон) – англ, писатель. Прославился своей сатирической, снабженной комментариями «Басней о пчелах» («The fable of the bees or private vices made public benefits», 1714), в которой не колеблясь представляет эгоизм движущей силой всей нравственной и культурной жизни; нравственные понятия – выдумка господ, чтобы управлять массами. Влияние Мандевиля сказалось прежде всего на франц. энциклопедистах.

МАНЕГОЛЬД ИЗ ЛАУТЕРБАХА (Manegold von Lauterbach) (род. ок. 1060 – ум. после 1103, Марбах, Эльзас) – теолого-политический странствующий оратор ранней нем. схоластики. «Наставник современных учителей», первый в нем. философии критик интеллектуализма; философию характеризовал как опасное для веры и души «излишество», ссылаясь на противоречия между языческими философами; он признавал значение только за этикой, причем различал, по античному образцу, политические, очищающие и чистые добродетели; защищал принцип народного суверенитета и благородство князей видел не в рождении или привилегиях, а в человеческом достоинстве и выполнении долга.

МАНИХЕЙСТВО – составленное из вави лоне ко-халд ейских, иудейских, христ., иран. (зороастризм) гностических представлений учение перса Мани (род. 216, Мардину, Вавилония – ум. 273, Гундишапур, Вавилония: убит по требованию священников – последователей Заратустры брошенным в него камнем). Учение Мани, воспринимающее точку зрения Заратустры, – это учение о борьбе света и тьмы, добра и зла. Находившееся под влиянием гностики, оно требовало от человека строжайшей воздержанности, особенно в отношении питания, половой жизни, физического труда. Поскольку Мани, как «посланник истинного Бога», стремился заменить прежнюю религию – религию Заратустры, он пал жертвой духовенства, представлявшего ее. Несмотря на это, манихейство приобрело известное влияние и за пределами государства Сассанидов, а позднее – Аббасидов: на восток – вплоть до Китая, на запад – до Испании и Галлии; Августин, который позднее резко выступал против манихейства, некоторое время был его приверженцем.

МАНИЯ САМОГО СЕБЯ – ограничение воли интересами изолированного Я при пренебрежении интересами другого и общими целями (Паульсен); своекорыстие, эгоизм, игнорирующий общее благо.

МАНТИКА (от греч. mantis – пророк) – искусство прорицания, напр. астрология, хиромантия (искусство чтения по руке), гадание на картах, заклинание и вопрошение мертвых (некромантия), толкование снов и др.

МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА – направление в неокантианстве, основанное Германом Когеном и П. Наторпом, примыкающее к кантонской теории трансцендентальной дедукции и развивающее логистику, постигающую созерцание и действительность посредством понятий или математических средств (логический идеализм). Ощущение является не самостоятельным фактором познания, а неизвестной величиной, лишь побуждающей к познанию. Бытие – это переплетение логических отношений (панлогизм). Категории суть условия познания; суждение истинно и соответствует действительности, если оно образуется в соответствии с этими категориями. Наряду с Когеном и Наторпом видные представители этого течения – Э. Кассирер, Ф. А. Ланге, Альберт Герланд (1869-1952), первоначально также Н. Гартман.

МАРГИНАЛИИ (от лат. margo край) – примечания, пометки на полях, короткие содержательные приложения в конце текста. Получили известность «Marginalien und Register», сделанные к «Критикам» Канта Георгом С. А. Меллином; в кратком очерке он дает связное изложение всей системы Канта.

МАРИТЕН (Maritain) Жак (род. 18 нояб. 1882, Париж – ум. 29 апр. 1973, Тулуза) – франц. философ; с 1913 по 1940 – профессора Institut catolique (Париж), до 1944 – в Institut d'etudes medievales в Торонто (Канада), с 1945 по 1948 – франц. посол в Ватикане, позже – доцент в Принстонском ун-те (США). Указал путь через Декарта, Лютера, Руссо и критицизм назад, за пределы «современного», путь к Фоме Аквинскому. Маритен является вождем неотомизма. Осн. его произв.: «Antimoderne», 1922; «Trois reformateurs», 1925 (Лютер, Декарт, Руссо); «Religion et culture», 1930; «Le Docteur Angelique» (o Фоме Аквинском), 1930; «Distinguer pour unir ou Les degres du savoir», 1932; «Humanisme integral», 1936; «La philosophic bergsonienne», 1914; «Raison et raisons essais detaches», 1947; «De Bergson д Thomas d'Aquin», 1944; «Court traite de l'existence et de l'existant», 1947; «L'Homme et l'etat», 1953.

МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН (Marcus Aurelius Antoninus) (род. 26 апр. 121, Рим – ум. 17 марта 180, Виндобона, ныне Вена) – рим. император из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета. Оставил 12 написанных на греч. языке томов под общим названием «Рассуждения о самом себе». В центре его антиматериалистического учения стоит частичное обладание человеком своим телом, душой и духом, носителем которых является благочестивая, мужественная и руководимая разумом личность – владычица (правда, только над духом), воспитатель чувства долга и обитель испытующей совести. Посредством духа все люди принимают участие в божественном и этим создают идейную общность, преодолевающую все ограничения. В Марке Аврелии трагически сочетались мужество и разочарованность.

МАРКУЗЕ (Marcuse) Герберт (род. 19 июля 1898, Берлин – ум. 29 июля 1979, Штарнберг) – нем.-амер. социолог и философ; с 1934 – в СЩА. Полагал, что развитие науки и техники позволяет господствующему классу сформулировать через механизм удовлетворения потребностей новый тип «одномерного человека» с пониженным критическим отношением к обществу. Движущей силой социальных изменений в этих условиях станоэится отказ от всех социальных ценностей, а инициатива революционных изменений переходит к «аутсайдерам» (люмпены, безработные), а также к радикальным интеллигентам и студентам. За свои критические взгляды приобрел в 60-х годах известность среди «новых левых», однако позже отказался от наиболее нигилистических положений своей концепции. Осн. соч.: «Eros and civilization», 1955; «One-dimensional man», 1964; «Das Ende der Utopie», 1967; «Psychoanalyse und Politik», 1980.

МАРСЕЛЬ (Marcel) Габриель (род. 7 дек. 1889, Париж – ум. 9 окт. 1973, там же) – франц. философ; профессор в Сорбонне, глава христ. экзистенциализма во Франции. Человеческую жизнь рассматривает преимущественно через призму противоположности между тем, чем мы владеем (вещи, мысли, чувства), что мы «имеем», и тем, что мы «есть», что составляет нашу сущность. Если то, чем мы владеем, порабощает нас или делает своими служителями, бытие омрачается. С 1950 Марсель отказывается от выражения «христ. экзистенциалист» и делает попытку заменить его термином «неосократик». Марсель проводит различие (по существу) между проблемой как чем-то анализируемым помимо меня и мистерией как тем, во что я вовлечен. С помощью майевтики он пытался помочь тому, чтобы человек трансцендировал мир проблем путем осуществления взгляда: «Бытие есть мистерия». Осн. произв.: «Position et approche du mystere ontologique», 1933; «Etre et avoir», 1935; «Du refus а Г invocation», 1940; «Homo viator», 1945; «La metaphysique de Royce», 1945; «Les hommes contre Phumain», 1951; «Le mystere de l'etre», 2 vol., 1951.

МАРСИЛИЙ ИЗ ИНГЕНА (Marsilius von Inghen) (род. 1330, Инген, близ Нимвегена – ум. 20 авг. 1396, Гейдельберг) – нем. представитель поздней схоластики; в 1367 – 1371 – ректор Парижского ун-та, первый ректор основанного в 1386 Гейдельбергского ун-та. Как теолог близок к Фоме Аквинскому, как философ – к Уильяму Оккаму, а как натурфилософ, или естествоиспытатель, – к Буридану.

МАРТИНО (Martineau) Джеймс (род. 21 апр. 1805, Норвич – ум. 11 нояб. 1900, Лондон) – англ, философ; ученик Тренделенбурга. Исходил из дуализма между явлениями психического мира и волевыми проявлениями мира реального; причинно выводимы лишь последние, которые сводятся в конце концов к Богу, наделяющему человека волей и позволяющему ему в его моральных поступках осуществлять, смотря по обстоятельствам, более высокие этические ценности. Осн. произв.: «Studies of Christianity», 1858; «Types of Ethical Theory», 2 vol., 1885; «Study of Religion», 2 vol., 1888.

МАСАРИК (Masaryk) Томаш Гарриг (род. 7 марта 1850, Годонин, Моравия – ум. 14 сент. 1937, Лана, Богемия) – чешек, философ и политический деятель; с 1918 по 1935 – президент Чехословацкой республики, с 1882 – профессор Пражского ун-та. Представитель теоретического, религиозного, а также национального социализма («Прежде чем я начал думать, хотя бы примитивно, по-социалистически, я думал по-чешски»); с 1884 по 1893 руководил основанным им научно-критическим журналом «Athenдum». Осн. произв.: «D. Humes Prinzipien der Moral», 1883; «Versuch einer konkreten Logik», 1886; «Die philosophischen und soziologischen Grundlagen des Marxismus», 1899; «Zur russischen Geschichts- und Religionsphilosophie», 1913; «RuЯland und Europa», 2 Bde., 1913; «Die Weltrevolution», 1914-1918.

МАССА – 1)в естественнонаучном смысле количество вещества, содержащегося в теле; сопротивление тела изменению своего движения (инерция) называют инертной массой; физической единицей массы является инертная масса 1 см3 воды, что составляет 1 г (грамм массы). Каждое тело обладает также тяжелой массой, которая количественно соответствует инертной массе и которая определяет явление гравитации; см. также Энергия, Поля теория; 2) в социологическом смысле группа людей, внутри которой индивиды до известной степени теряют свою индивидуальность и благодаря взаимному влиянию приобретают схожие чувства, инстинкты, побуждения, волевые движения (см. Коллектив). Массы образуются под давлением экономической или духовной необходимости («омассовление» индивидов). Образуется и действует масса в соответствии с закономерностью, изучение которой является задачей психологии масс и социологии. Буржуазное общество уже примерно с сер. 19 в., вследствие все более быстрого роста населения, стало приходить к убеждению, что оно преобразуется в общество масс. Эту форму общества многие социологи считали единственно возможной для европейской (т.е. для «современной») сферы цивилизации. Для такого общества характерны: массовая потребность в материальных и культурных благах и соответствующее массовое потребление, которое должно направляться частично техническим коллективом, частично государством (которое со своей стороны принимает характер организации масс). Это развитие ведет «в своем конечном результате к прогрессирующей всеобщей механизации, автоматизации и распределению функций во всех областях жизни, к законченной функциональной системе, состоящей из вещной аппаратуры и человеческих носителей этих функций. Все воспринятые под этим углом зрения явления (т.е. экономические, социальные и культурные) в возрастающей степени принимают характер чего-то субстанционально-опустошенного, в ценностном отношении нейтрального, короче говоря – чисто функциональный характер. Эти явления, т.о., выступают в жизни современного общества только в качестве функций др. функций, в совершенно определенных связях и процессах. Но они уже не обладают своей собственной, автономной силой воздействия и способностью самостоятельно формировать др. явления.

МАТЕМАТИКА – наука, или группа наук, о познаваемых разумом многообразиях и структурах, специально – о математических множествах и величинах; напр., элементарная математика – наука о числовых величинах (арифметика) и величинах пространственных (геометрия) и о правилах исчисления этих объектов. Чистая математика занимается величинами как таковыми, прикладная математика имеет дело с измеримыми и исчислимыми явлениями, т.е. с именованными числами. Чистая математика в состоянии вывести, просто «вычислить», свои результаты с помощью некоторых простых понятий и предположений, «аксиом», посредством чисто логических заключений, с правильностью которых должно согласиться каждое здравомыслящее существо («математическая» достоверность, строгая аргументация). Математические построения.относятся к сфере идеального бытия (см. Бытие) и априорного понимания; они становятся лишь носителями апостериорного познания, поскольку могут быть «применены» к эмпирическим взглядам (Кант). На развитие философии математики, т.е. вопроса о ее собственной сущности и ее действительно высших положениях (см. Аксиома) и вопроса о ее значении для теории познания и логики, в новейшее время влияли и влияют Фреге, Рассел, Гильберт, Брауер, или т. н. (математическое) «исследование основ» (см. Логистика). Оно обнаруживает «кризис принципов», углублению которого препятствуют (математический) формализм (Гильберт) и (математический) интуитивизм (Брауэр); это исследование пространно объясняет кризис, но не устраняет его полностью. Оно способствует также важному пониманию того, что в математике существуют неразрешимые вопросы (теорема Геделя). С др. стороны, для обширной области математики может быть приведено окончательное доказательство ее непротиворечивости (Гильберт, Генцен).

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА – см. Логистика.

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis вещественный) – воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действенности – не только материальной, но душевной и духовной – в материи. К материализму нужно отнести натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; затем – неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. Материалистична также философия Б. Рассела и его школы. Для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике и прославление человеческого разума. Развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого ее возникновения и встретить повсюду в истории философии. Своего расцвета материализм достигает в эпоху франц. Просвещения (Ж.Ламетри, П.Гольбах, Д.Дидро), но определяющее влияние на европейскую философию он приобретает только в 19 в. (К.Маркс, Ф.Энгельс, Л.А.Фейербах, Д.Ф.Штраус, Я.Молешотт, К. Фогт, Л.Бюхнер, Э.Геккель, Е.Дюринг). Он представляет собой противовес заблуждениям идеализма, но в своей односторонности совершенно пасует перед всеми решающими, т.е. человеческими, проблемами (сознание, существование, смысл и цель жизни, ценности и т. д.), которые он отклоняет как мнимые. Осн. его положения – это ряд догм и примитивная онтология, давно превзойденная западной мыслью. Материализм – образ мышления, предпочитаемый массами, поскольку они надеются осуществить свои цели прежде всего благодаря своему «весу», своему большому количеству и ощущают себя как нечто более или менее телесное. Необходимо различать следующие разновидности материализма: ОФизическ и и материализм, который усматривал в материи конечную физическую реальность (классическая механика); его принципы поколеблены данными новейшей физики. 2) Биологически и, или физиологический, материализм выставляет те же соображения относительно души и духа, причем он пренебрегает качественным различием между материальным и нематериальным (Ж.Ламетри, В.М.Бехтерев). 4) Нечто совершенно иное представляет собой этический материализм. Он признает достойными только полезные достижения или могущие быть используемыми блага и отрицает признание царства автономной нематериальной ценности. 5) Диалектический материализм («диамат») – был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. Он возник из перенесения гегелевской диалектики в материалистически-монистическое мировоззрение кон. 19 столетия; название «материализм» часто употреблялось при этом в смысле реализма (реальности, независимой от мышления и существующей вне сознания). 6) Исторический материализм (см. Материализм исторический).

МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ (материалистическое, или экономическое, понимание истории) – восходящая к СенСимону, базирующаяся на материализме и упорно защищаемая марксизмом философия истории, переносящая гегелевскую схему на социально-экономическую структуру и присущие ей диалектические связи. «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Маркс). Энгельс рассматривает экономические условия – характер и способ, которым люди определенного общества производят средства поддержания собственной жизни и обменивают продукты между собой, как нечто, определяющее общественное развитие (см. Идеология). Исторический материализм стремится быть не только орудием познания, но и инструментом (наряду с политическими средствами власти), могущими в ходе истории содействовать развитию социализма. Его научным методом является позитивизм, его метафизическую основу (хотя он и отклоняет самую возможность всякой метафизики) составляют натурализм и причинно-механическая картина мира, но гл. о. законы диалектики (см. Диалектика, Гегельянство). Исторический материализм верит в прогресс, в способность человека к совершенствованию и в солидарность человечества. Смысл и цель исторического развития – счастье для всех (см. Эвдемонизм).

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ – это не определение в собственно логическом смысле, т.е. не установление понятия, а вещное определение, которое относится к действительному содержанию того, что имеется в виду в определении.

МАТЕРИАЛЬНЫЙ (от лат. material) 1) вещественный, подчеркивающий в данности момент содержания; противоположность – формальный. 2) телесный, вещный; противоположность – имматериальный.

МАТЕРИЯ (лат. materia) – вещество; понятие, первоначально обозначающее отличительный признак очевидной пространственной телесности, еще без противополагания его жизни, душе и духу (см. Гилоэоизм), и только после ряда исторических превращений развившееся в понятие «мертвого вещества», которое является также и понятием, противоположным понятиям жизни, души и духа; в области мировоззрения это оформляется в материализме, в сфере науки – в современном естествознании, В новейшей физике «материя» – обозначение некоторой особой точки поля (см. Поля теория).

МАУТНЕР (Mauthner) Фриц (род. 12 нояб. 1849, Хоршиц, Богемия – ум. 29 июня 1923, Мерсбург, Боденское озеро) – нем. представитель философии языка. Как сторонник крайнего номинализма отрицал собственную ценность познания; то, что называют прогрессом познания, в действительности представляет собой лишь изменение слова благодаря его метафорическому употреблению. Философы спорят о словах; спор можно решить только путем радикальной критики философской терминологии. Осн. произв.: «Beitrдge zu einer Kritik der Sprache», 1901-1902; «Die Sprache», 1907; «Wцrterbuch der Philosophie», 1910-1911; «Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande», 1920-1923.

MAX (Mach) Эрнст (род. 18 февр. 1838, Моравия – ум. 19 февр. 1916, Хар, близ Мюнхена) – нем. физик и философ; с 1897 по 1901 – профессор в Вене. Причину возникновения и цель науки видел в удовлетворении необходимых жизненных потребностей. 'Поэтому она должна строго ограничиваться минимально возможными затратами мыслительной энергии – т.е. стремиться к экономии мысли – на исследование действительно фактического, в частности отказаться от всех метафизически-религиозных спекуляций. Реальны, по Маху, только ощущения – звуки, цвета, тяжесть, теплота, запахи, пространство, время и т. д. – и их функциональные, непричинные зависимости и связи; вещи – это комплексы ощущений, Я – тоже лишь замкнутая в себе группа ощущений, которая с др. группами ощущений, образующими внешний мир, связана слабее, чем внутри себя. Следовательно, существенного различия между психическим и физическим, Я и миром, представлением и объектом, внутренним и внешним, не существует; различие вытекает лишь из различия точек зрения на научную обработку материала ощущений, который должен обрабатываться строго математически. Мах оказал влияние на теорию относительности и неопозитивизм; его положения оспаривались Лениным. Осн. произв.; «Die Mechanik in ihrer Entwicklung», 1883 (рус. пер. «Механика в ее развитии», 1909); «Die Analyse der Empfindungen», 1886 (рус. пер. «Анализ ощущений и отношение физического к психическому», 1907); «Erkenntnis und Irrtum», 1905 (рус. пер. «Познание и заблуждение», М., 1909).

МАШИННАЯ ТЕОРИЯ ЖИЗНИ – сравнение, а у крайних представителей этой теории (напр., у Юлиуса Шульца) даже отождествление живого организма с машинами. Согласно Декарту, животные – это машины (автоматы) без «души»; Ламетри написал книгу «L'homme machine» («Человек-машина»). Хр. Вольф объяснял, что истина в мире существует «потому, что мир есть машина». Дриш разрабатывал машинную теорию, развивая свое виталистическое учение (см. Витализм); материальное в организме он изображал как машину, а энтелехию, нематериальное, – как «инженера» или «архитектора». Юлиус Шульц разрабатывал машинную теорию в мельчайших деталях; однако его понятие органической «машины», конечно, не тождественно понятию машины технической (см. Типовергенция).

МЕГАРИКИ (мегарская философская школа) – в греч. философии приверженцы Евклида Мегарского (род. ок. 450 – ум. 380 до Р. X.), ученика Сократа. Осн. их интересы были направлены на вопросы логики, искусства, словесного спора, эвристики; сократовскую этику они связывали с элеатским учением о вечном и неизменном Едином.

МЕДИАЦИЯ (лат. mediatio) – посредничество; медиаторный -посредствующий.

МЕДИТАЦИЯ (от лат. meditatio размышление) – интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т. д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и др. напряжение). Восточный тип медитации (представленный всеми формами йоги в Индии, даосизмом в Китае) предлагает религиозно-мистическое растворение индивидуального сознания в безличностном, океаноподобном абсолюте – ситуация, реализуемая образами мотылька, сгорающего в пламени свечи, или соляной куклы, которая растворяется в воде моря. Др. религиозно-мистическое направление медитации, культивировавшееся христианством, трактовало ее как слияние двух личностей (человеческой и божественной). Вообще методы медитации разнообразны. Интерес к ней и ее психотерапевтическим аспектам характерен для некоторых течений психоанализа (Юнг).

МЕЖДУМИРИЕ – метакосмос, введенное Эпикуром обозначение пространства между мирами, где живут боги, не заботясь о мире.

МЕЗОН (от греч. mesos – промежуточный) – неустойчивая частица (продолжительность жизни свободного мезона самое большее – сотая часть одной миллионной доли секунды) со значением массы, промежуточным между массой электрона и массой протона; встречается во многих разновидностях (в природе, в свободном состоянии – в космических лучах) и участвует в построении атомного ядра. К мезонам относятся: пи-мезоны, К-мезоны, многие резонансы; обнаружены мезоны с «очарованием» и «красотой».

МЕЙЕР (Меуег) Ханс (род. 18 дек. 1884, Этценбах, Нижняя Бавария – ум. 30 апр. 1966, там же) – нем. философ и педагог; с 1922 – профессор в Вюрцбурге. Работал над Аристотелем, Платоном, стоиками, патристикой, Фомой Аквинским; выступил с «Geschichte der abendlдndlichen Weltanschauung» (5 Bde., 1946-1949), где он, по примеру Дильтея и Греция, с любовью и пониманием нарисовал картину развития философских проблем, попыток разрешения и влияния их на мировоззрение людей соответствующей эпохи (включая знание о космосе, оценки, переживаемый порядок ценностей и формирование жизни). Это соч. Мейера еще и по сей день является самым объемистым из всех произв. по истории философии, вышедших из-под пера одного автора. Кроме того, Мейер написал: «Systematische Philosophie», 1954-1957.

МЕЙЕРСОН (Meyercon) Эмиль (род. 12 февр. 1859, Люблин – ум. 2 дек. 1933, Париж) – франц. философ. В противовес феноменологии и позитивизму защищал точку зрения, что наука как онтология должна требовать для вещей объективных основ, по возможности независимых от субъективных условий ощущения; она должна заботиться не только о закономерности явлений, но также и об их причинности. Осн. произв.: «Identite et realite», 1908; «De l'explication dans les sciences», 1921; «La deduction relativiste», 1925.

МЕЙМАН (Meumann) Эрнст (род. 29 авг. 1862, Юрдинген – ум. 26 апр. 1915, Гамбург) – нем. психолог и педагог; профессор с 1911. Принадлежал к школе Вильгельма Вундта. Явился основателем экспериментальной педагогики. Осн. произв.: «Vorlesungen zur Einfьhrung in die experimentelle Pдdagogik», 1911-1920 (рус. пер. «Лекции по введению в экспериментальную педагогику», 3 части, 1914-1917); «System der Дsthetik», 1914.

МЕЙНЕКЕ (Meinecke) Фридрих (род. 30 окт. 1862, Зальцведель – ум. 6 февр. 1954, Берлин) – нем. историк; с 1901 по 1928 – профессор в Берлине. Особую известность принес ему труд «Die Entstehung des Historismus» (1936), в котором он защищает историзм от упрека в том, будто он является отступлением в прошлое перед лицом современности. Подлинный историзм равнозначен историческому сознанию и представляет собой «не что иное, как применение к исторической жизни жизненных принципов, выработанных в процессе великого движения в Германии от Лейбница до Гёте». Мейнекке написал также: «Persцnlichkeit und geschichtliche Welt», 1918; «Die deutsche Katastrophe», 1949; «Aphorismen und Skizzen zur Geschichte», 1951; «StraЯburg – Freiburg – Berlin», 1949 (автобиография); Werke, 6 Bde., 1957.

МЕЙНОНГ (Meinong) Алексиус фон (род. 17 июля 1853, Лемберг – ум. 27 нояб. 1920, Грац) – австр. философ и психолог; профессор с 1882. Развивал теорию предметностей, т.е. учение о предметном, не учитывающее соответствующей формы существования этого предметного, но с особым вниманием рассматривающее его отношение к одному из четырех осн. качественно определенных классов. Соответственно этим классам переживаний – представления, мысли, чувства, желания Мейнонг различает четыре класса предметов – объекты, объективное, достойное (дигнитативное) и желаемое (дезидераты). К достойному относятся истинное, доброе и прекрасное, к желаемому – «предметы» долженствования и надобности цели, из чего Мейнонг делает важные выводы для теории ценностей. Осн. произв.: «Psychologisch-ethische Untersuchungen zur Werttheorie», 1894; «Ьber Annahmen», 1902; «Ьber die Stellung der Gegenstandstheorie щ System der Wissenschaften», 1907; «Gesamte Abhandlungen» (изданное его учениками, содержит библиографию), 2 Bde., 1913-1914; «Ьber Mцglichkeit und Wahrscheinlichkeit»,"1915.

МЕЛАНХОЛИЯ (от греч. melas черный и chole – желчь) – уныние, задумчивость, душевное состояние, которое знаменуется мрачным настроением, печальными представлениями, слабостью воли, ослаблением чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Меланхолик склонен к пессимизму, к восприятию жизни, подчиняющемуся больше настроению и чувству, чем действию и воле.

МЕЛАНХТОН (Melanchthon) Филипп, настоящая фамилия Шварцерд (род. 16 февр. 1497, Бреттен – ум. 19 апр. 1560, Виттенберг) – нем. теолог и педагог эпохи Реформации; с 1518 – профессор. В качестве основателя протестант, неосхоластики сохранял известное влияние вплоть до 18 в., особенно благодаря своему учению о праве и государстве. Будучи приверженцем гуманизма, он временно, под влиянием Лютера, отходит от него (к этому времени относятся его «Theologische Punkte», 1521, – первая протестант, догматика); несмотря на то что позднее Меланхтон снова сближается с гуманизмом, он оказывается не в состоянии найти действительный синтез между гуманизмом и протестантизмом и останавливается на аристотелизме (гуманистическом). Философская система Меланхтона охватывает диалектику (учение о логике и познании) как искусство «правильно, систематизированно и ясно обучать», физику (выступая как противник коперниковской картины мира), психологию (само это название ведет начало от Меланхтона) – примыкая здесь к Аристотелю и Библии – и этику. Место метафизики в философии, по Меланхтону, должна занять теология. В духе Эразма Роттердамского и в противоположность Лютеру Меланхтон выступает за свободу воли. И уже совершенно самостоятельно разрабатывает в качестве завершения философии и в качестве этики обстоятельную систему духовной и гражданской справедливости, которая, с одной стороны, является этикой убеждения в божественном повиновении, а с другой – этикой закона десяти заповедей Ветхого завета. Благодаря своей академической преподавательской деятельности и участию в создании классической гимназии Меланхтон получил имя «Praeceptor Germaniae» («учитель Германии»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.