Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иностранные термины и выражения 35 страница




МИРОВОЙ ДУХ – волеизъявляющая, познающая и творящая, исходя из собственных целеполаганий, духовная сила, которая мыслится как принцип всего действительного. Идея мирового духа, испытав влияние учения Анаксагора и Платона о мировой душе, идет от Аристотеля (нус); она оказывала влияние также на стоиков, Плотина и Аверроэса. В христ. философии "мировой дух был заменен Богом. После преодоления картезианского дуализма духа и материи идея мирового духа опять приобретает большое значение. Выражение «мировой дух» встречается у Гердера и Гёте, но у них оно употребляется больше в смысле всеоживляющей мировой души. Для Гегеля историческая действительность является развитием мирового духа, который, проходя все ступени природы и истории, «делает себя тем, что он есть в себе, своим делом, своим творением» («Философия истории»).

МИСТЕРИИ – см. Мистика.

МИСТИКА (от греч. mystikos – таинственный) – первоначально название для тайных религий или тайных религиозных организаций, в которые принимались и посвящались только избранные, позже понятие, обозначающее вообще стремление постигнуть сверхъестественное, трансцендентное, божественное путем ухода от чувственного мира и погружения в глубину собственного бытия (см. Медитация), стремление соединиться с Богом посредством растворения собственного сознания в Боге – мистическое единение (лат. unio mystika). Католич. теология определяет мистику как эмпирическое познание божественной благодати в человеке. Мистика встречается во всех достаточно высоких культурах, но у каждого народа в своей форме; в Китае – гл. о. внутри даосизма, в Индии – во многих разновидностях (от древнейшей мистики природы до абстрактной и одухотворенной мистики буддизма и позднего брахманизма), в исламе – в иран. мистике суфизма. В Древней Греции мистические тайные культы существовали со времен семи мудрецов вплоть до неоплатонизма. Мистические культы орфиков, элевсинские мистерии, культы Дионисия, Изиды, Митры имели важные последствия и для философии, т. к. многие философы присоединялись к учениям о таинствах. К мистическим учениям относились также гностика и манихейство. Мистика средневековья нашла свое выражение прежде всего в соч. Бернара Клервоского и Гуго Сен-Викторского. В Германии история философии начинается христ. женской мистикой Хельфты, Экхартом, Сузо, Таулером, Рюйсбреком, Грооте, Гансфортом, «Немецкой теологией», развивается после Реформации Себастьяном Франком, Парацельсом, Валентином Вейгелем, Якобом Бёме, Франкенбергом, Анджелом Силезским, Эйтингером, Гаманном, а затем вливается в общий поток нем. идеализма и нем. романтики. К мистикам относится француженка Симона Вейль (1909 – 1943), осн. произв. которой – «Attente de Dieu» – вызвало большой интерес. См. также Экстаз, Контемпляция.

МИСТИЦИЗМ – пристрастие к мистическому; склонность к неопределенному, неточному мышлению – в тех случаях, когда речь идет о вещах нематериальных.

МИФ (от греч. mythos – предание) – сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место у определенных народов в определенное время, на заре их истории. В этом смысле понятие мифа толкуется в поздней романтике (а также Крейцером и Шеллингом). В такой связи Бахофен называет миф «экзегезой символа», «изображением событий народной жизни в свете религиозного верования». В настоящее время говорят о мифизации известных понятий, благодаря которой явления, лежащие в их основе как рационально неосвояемые и непостижимые, должны быть представлены в качестве благоговейно принимаемых; подобными понятиями являются, напр., понятия государства, народа, коллектива, техники. В противоположность этому говорят также о демифологизации – в той мере, в какой некоторые унаследованные взгляды и понятия, освобожденные от своей мифической формы, должны быть рационально объяснены.

МИФОЛОГИЯ (от греч). – наука о мифах (древних преданиях), религиях и сказаниях о богах. См. также Миф.

МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович (род. 15 нояб. 1842, Мещовск – ум. 28 янв. 1904, Петербург) – рус. социолог, публицист, теоретик «народничества», один из создателей субъективного метода в социологии. Истина, по Михайловскому, не есть воспроизведение объективных свойств вещей, она существует лишь для человека и удовлетворяет его познавательные способности. Именно эту сторону должна брать социология, имеющая дело с целеполагающими и этическими факторами человеческой деятельности, с преломлением в ней групповых социальных интересов. Мерилом прогресса является личность, ее развитие в «разнородных» направлениях. Однако история шла скорее по линии разделения труда, что приводило к «однородности» личности, превращению ее в простой придаток общественного механизма и появлению конфликтов между личностью и обществом. Но развитие полноценной личности, полагал Михайловский, не должно приводить к ее отчуждению от общества, напротив, она должна развиваться в кооперации с равными себе. Произв. Михайловского были изданы в «Поли. собр. соч.», тт. 1-8, 1906-1914.

МЛАДОГЕГЕЛЬЯНЦЫ – см. Гегельянство.

МНЕМА (от греч. mneme – память) – термин, введенный физиологом Рих. Земоном. Уже физиолог Эвальд Геринг рассматривал память не только как психическую, но и как общеорганическую способность. Ссылаясь на это, Земон постулировал способность протоплазмы, или живой клетки, впитывать, сохранять и передавать впечатления, engramme. Такой способностью, которую Земон называл «мнемой», он стремился объяснить и наследственность. Евгений Блейлер сделал понятие мнемы одной из основ своего учения. Еще до упомянутых выше ученых К. Г. Карус глубже и убедительнее, чем они, обосновал свое учение о телесной памяти, при этом он говорил об «эпиметеистическом» принципе живой души; ср. Установка, Память.

МНЕМОНИКА, МНЕМОТЕХНИКА (греч. mneme – память) – искусство совершенствования памяти, облегчения запоминания известными вспомогательными представлениями. Оно, как правило, состоит в том, что подлежащая запоминанию вещь ставится в искусственную связь (ассоциацию) с др. вещами (обычно по механической схеме), в результате чего наступает запоминание.

МНИМЫЙ (от лат. imaginarius – кажущийся) – воображаемый, существующий лишь в воображении, недействительный.

МНОЖЕСТВ ТЕОРИЯ – разработанный нем. математиком Георгом Кантором (1845-1918) аналитический метод для преодоления парадоксальности бесконечных множеств и дефиниции понятия множества, лишенного внутреннего противоречия. Благодаря дальнейшейму развитию теории множеств в трудах Д. Гильберта и Г. Вейля стала возможной аксиоматизация и четкое разделение различных категорий множеств.

МОДАЛЬНОСТЬ (от лат. modus вид и способ) – вид и способ бытия или события. Категориями модальности являются: возможность, действительность, необходимость, соответственно которым существует модальность проблематического, ассерторического или аподиктического суждений. Модальный – обусловленный обстоятельствами, относящийся к модальности; модальный анализ – исследование существа модальности.

МОДЕРНИЗМ – относящиеся примерно к нач. 20 в. попытки католич. ученых прийти к соглашению между учением о вере и требованиями современной жизни; церковь отвергала такой модернизм. В истории философии «модернистским движением» называют виталистический иррационализм, основой которого является прагматизм и который уходит корнями к соч. Уильяма Джемса, Ф. К. С. Шиллера и Анри Бергсона.

МО ДИ, также Мо-цзы (жил ок. 480- 400 до Р. X.) – великий кит. ученый, специалист в области социальной этики; ярый противник Конфуция, превосходящий его по богатству и глубине мысли. Простоту и умеренность (воздержание) трактовал в христ. смысле, как всеобщую любовь ко всем людям без различий. Его учение содержит социалистические элементы, однако не в современном (коммунистическом) толковании.

МОДИФИКАЦИЯ (от лат. modificatio – изменение) видоизменение характера и способ существования; модифицировать – изменять, ограничивать, доводить до соответствующего размера. В биологии – понятие, противоположное мутации.

МОДУС (от лат. modus – мера, способ) – способ существования, вид и характер бытия или события. Modus vivendi – образ жизни, условия, делающие терпимой жизнь одного подле другого; modus procedendi – характер мер, предпринимаемых для достижения цели; относительно modus rectus и modus obliquus см. Intentio.

МОЛЕКУЛА (уменьшительная форма от лат. moles – масса) – наименьшая частица химического соединения; состоит из системы атомов, с помощью химических средств может распадаться на отдельные атомы. Молекулы благородных газов, гелия и т. д. одноатомны; сложнейшие вещества, напр. молекула яичного белка, состоят из тысяч атомов. Строение и свойства атомов, образующих молекулы, определяют свойства вещества. Молекула водяного пара имеет диаметр 2,6 • 10'8 см. В 1 см3 газа при температуре 0° и давлении в 1 атм содержится около 27 • 1018 молекул. Молекулы находятся в постоянном движении, хотя в целом система пребывает в покое. Выделяемая при этом энергия движения называется теплом.

МОЛЕШОТТ (Moleschott) Якоб (род. 9 авг. 1822, Хертогенбос – ум. 20 мая 1893, Рим) – нидерл. физиолог и философ; с 1847 по 1854 – приват-доцент в Гейдельберге, позже профессор в Цюрихе (с 1856), Турине (с 1861) и Риме (с 1879). Как физиолог и противник метафизики, он пришел к материализму. По Молешотту, все психологические и духовные процессы имеют физиологическую природу и зависят, в частности, от характера пищи. Вещество и силу понимал как единство, которому в мозгу человека соответствуют волнение и мышление. Осн. произв.: «Kreislauf des Lebens. Philosophische Antworten auf Liebigs Chemische Briefe», 1852 (рус. пер. «Круговорот жизни. Физиологические ответы на письма о химии Ю.Либиха», 1866); «Fьr meine Freunde. Lebenserinnerungen», 1894.

МОМЕНТ (от лат. momentum – движущая сила, толчок) – мгновение, временная точка, определенное мгновение; существенное обстоятельство, составная часть. В философию это понятие было введено Гегелем для обозначения составной части обширного целого, выделенной только по качественному или динамическому, но не по пространственному или механическому принципу. Пример: момент мировоззрения в революции. В психологии говорят о моментах образа, гештальта, чтобы избежать вводящих в заблуждение выражений «часть» или «член».

МОНАДА (от греч. monas – единица) – у Джордано Бруно физический и одновременно психический элемент действительности. Но подлинным основателем учения о монадах (монадологии) является Лейбниц. Понятие монады в смысле одушевленной жизненной индивидуальности использовал также Гёте.

МОНИЗМ (от греч. monas – единственность) – учение о всеединстве, согласно которому действительность едина и в осн. своем качестве однообразна. Сущность этого качества толкуется по-разному, поэтому нужно различать множество видов монизма, из которых большая часть, конечно, выступает под иными названиями (Христиан Вольф называл монистами прежде всего тех, кто признает только одну осн. субстанцию), напр. монизм неразличимости в основе мира (философия тождества); монизм божественной субстанции (пантеизм, панентеизм), монизм (все-) жизни (гилозоизм, панвитализм); монизм (всеобщего) одушевления: а) объективно – панпсихизм, б) субъективно – психомонизм; монизм сознания (имманентная философия, феноменализм, экзистенциализм, психологизм, солипсизм, субъективизм); монизм мышления, или духа (идеализм, панлогизм, спиритуализм); монизм материи (материализм, натурализм); монизм энергии (динамизм, энергетизм); монизм (абстрактных) связей (формализм, функционализм). См. также Дуализм, Плюрализм.

МОНОПСИХИЗМ (от греч. monos единственный и psyche – душа) – учение о том, что отдельные души рождаются и умирают не сами по себе, а лишь под воздействием извне, в особенности в результате обусловленных материальными, физическими причинами превращений единой душевной субстанции. Монопсихизм защищали араб. (см. Аверроэс) и иудейские мыслители эпохи средневековья; позднее он проник и в западную философию.

МОНОТЕИЗМ (от греч. monos – единственный и theos – Бог) – учение о едином персонифицированном Боге. Монотеистическими в строгом смысле являются иудейская религия и ислам, а в широком смысле также и христианство (см. Троица).

МОНТЕГЮ (Montague) Уильям Пепперелл (род. 24 нояб. 1873, Челси, Массачусетс – ум. 1953, Нью-Йорк) – амер. философ; с 1920 – профессор Колумбийского ун-та в Нью-Йорке, находился под влиянием Ройса, близок к идеалистическому персонализму. Ведущий представитель амер. неореализма. Знание и веру он пытался соединить в «спиритуалистическом», или «анимистическом», материализме. Задача философии, согласно Монтегю, – формирование действительности. Осн. произв.: «The new realism» (в соавторстве с другими), 1912; «The ways of knowing or the methods of philosophy», 1925; «The ways of things. A philosophy of knowledge, nature and value», 1940.

MOHTEHЬ (Montaigne) Мишель Эйкем де (род. 28 февр. 1533, замок Монтень, в Перигоре – ум. 13 сент. 1592, там же) – франц. юрист, политик и философ, занимавшийся проблемами морали; блестящий писатель и очеркист, по своему мировоззрению ярко выраженный скептик (его постоянный вопрос: Что я знаю? – Que sais je?), о значительном влиянии которого свидетельствует вся франц. философия вплоть до Бергсона. Монтень разоблачал суетность людей и бесполезность человеческого разума, все вновь и вновь ссылаясь на сомнительность человеческого существования (при этом он опирался на идеи Стой). Природа – воспитатель. Большая часть традиционного слишком неважна, чтобы для ее ниспровержения подвергаться опасности. Благоразумие в жизни – самая необходимая добродетель. Осн. произв.: «Essais», 1580 (рус. пер. «Опыты», 1954).

МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu) Шарль Луи, Шарль де Секонда, барон де Ла Бред и де Монтескье (род. 18 янв. 1689, Лабред, близ Бордо – ум. 10 февр. 1755, Париж) – франц. философ права и истории. В своем осн. соч. «De l'esprit des lois», 1748 (рус. пер. «О духе законов», 1809 – 1814) отказался от формалистического мышления о праве и пытался объяснить законы и политическую жизнь различных стран и народов, исходя из их природных и исторических условий, в духе теории среды. На примере англ, конституции, которую он рассматривал как самую прогрессивную, а франц. – как регрессивную (см. «Lettres persanes», 1721 – рус. пер. «Персидские письма», 18,92), Монтескье развивал вслед за Локком теорию разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В своем «Considerations sur les causes de la grandeur des Romains et de leur decadence», 1734 (рус. пер. «Рассуждение о причинах величия и падения римлян», 1769) он исследовал расцвет и упадок рим. государства.

МОПЕРТЮИ (Maupertuis) Пьер Луи Моро (род. 28 сент. 1698, Сен-Мало – ум. 27 июля 1759, Базель) – франц. физик и математик. В 1741 приглашен Фридрихом Великим в качестве президента Берлинской академии; решительно насаждал учение Ньютона во франц. философии; следуя Юму, работал над эмпирическим выведением принципов математики; открыл принцип наименьшего действия и пытался на этом основать доказательство Бога («Essai de cosmologie», 1759), что привело его к конфликту с Вольтером.

MOP (More) Генри (род. 1614, Грентхейм – ум. 1 сент. 1687, Кембридж) – англ, философ и теолог, профессор. Исходным пунктом его философии было кар. тезианство, но со временем он все чаще обращался к платонизму и мистике, в развитии которых сыграл известную роль (с одной стороны, благодаря Якобу Бёме, с другой – благодаря каббале). Соч. (лат.) в 3 тт., 1679.

MOP (More) Томас (род. 7 февр. 1478, Лондон – ум. 6 июля 1535, там же: казнен по повелению Генриха VIII) – англ, юрист и философ, занимавшийся проблемами государства; в 1529 был лордканцлером, поддерживал Контрреформацию. В своем философском соч. о государстве «Утопия» (в соответствии с чем все политические книги стали называться «утопиями»), которое вышло в свет в 1516 на лат. языке (рус. пер. 1947), он переносит свое идеальное государство на далекий остров. Мор требует отчуждения собственности индивидов в пользу государства, напоминающего «государство» Платона, требует религиозной веротерпимости, возможно меньшего количества религиозных догм и передачи дела воспитания юношества духовенству.

МОРАЛИСТЫ – группа писателей и философов, которые во избежание моральных пошлостей стремились исследовать сущность страстей и указать методы, чтобы направлять страсти и бороться с ними. «По чистосердечию и нетерпению они пренебрегают систематическим порядком и логикой, забывая о них... Искренностью и нетерпением приправляют они свои размышления и исследования, находят для них индивидуальный, неровный, волнующий стиль, который называется афористическим. В них еще живет со времен античности и средневековья, благонравия школ, академий и церквей любовь к внутренней жизни, ясности и красоте, что предотвращает непоследовательность и самодержавный произвол» (К. Фослер в предисловии к «Die franzцsischen Moralisten», 1938). К франц. моралистам причисляются Ларошфуко, Вовенарг, Монтескье, Шамфор, Ривароль; см. Французская философия. В 1711 Шефтсбери опубликовал получившую широкую известность книгу «The moralists». Кроме него, наиболее известными англ, моралистами были Кумберленд, Батлер, Кларк, Уильям Волластон, Ачесон, Хом (Ноте) и Фергюсон.

МОРАЛЬ (от лат. moralis – нравственный) – та область из царства этических ценностей (см. Этика), которая прежде всего признается каждым взрослым человеком. Размеры и содержание этой сферы меняются с течением времени и различны у разных народов и слоев населения (принцип множества моралей и единства этики). Осн. проблемами в морали являются вопросы о том, что такое «хороший обычай», что «прилично», что делает возможной совместную жизнь людей, в которой каждый отказывается от полного осуществления жизненных ценностей (потребление пищи, половое влечение, потребность в безопасности, стремление к значимости и к обладанию) в пользу осуществления (меньше всего в силу понимания того, что считается правильным) ценностей социальных (признание прав др. личности, справедливость, самообладание, правдивость, благонадежность, верность, терпимость, вежливость и т. д.); см. Правило. К господствующей морали у всех народов и во все времена, кроме социальных ценностей, принадлежат также и те, которые расцениваются религией как благое поведение (любовь к ближнему, благотворительность, гостеприимность, почитание предков, отправление религиозных культов и т. д.). Мораль – это составная часть индивидуального микрокосмоса, она является одним из моментов, определяющих для личности картину мира.

МОРАЛЬ ГОСПОД и МОРАЛЬ РАБОВ (стадная мораль) – Ницше различает их как два осн. типа морали. Слабый и i угнетенный из озлобления против «господ» создает мораль, в которой слабость и угнетенность являются высшими ценностями; т. о. возникли христ. ценности смирения и сострадания, и поэтому они должны быть заменены соответствующими ценностями морали господ, чувством дистанции, сознанием силы и т. д.

МОРАЛЬ, ОСНОВАННАЯ НА ЧУВСТВЕ – характеристика морали, которая видит мотивы нравственной воли и поступков в чувствах, склонностях, аффектах (главные представители этого направления: Шефтсбери, Хатчисон); противоположность – рассудочная мораль.

МОРАЛЬ РАБОВ – см. Мораль господ и мораль рабов.

МОРАЛЬ РЕФЛЕКТИВНАЯ – мораль, требующая от нравственной воли, чтобы она с необходимостью определяла себя при помощи рефлексии в результате разумного понимания и размышления. В то же время чувственная мораль считает определенное чувство (напр., сострадание, любовь) основой движения нравственной воли.

МОРАЛЬНОСТЬ (от лат. moralitas нравственность) – по Канту, действие только тогда обладает моральностью, когда оно не просто соответствует нравственному закону, а само вытекает из идеи долга. Моральный- относящийся к морали, соответствующий морали, нравственный, а также (особенно у французов и англичан) противоположность физического, т.е.духовное.

МОРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП – всякий принцип, который должен определять нравственную волю, как, напр., радость (гедонизм), счастье (эвдемонизм), польза (утилитаризм), удовлетворение естественных побуждений (этический натурализм), совершенство (эвфоризм), гармония и т.д.

МОРГАН (Morgan) Конви Ллойд (род. 6 февр. 1852, Лондон – ум. 1936) англ, биолог и психолог; с 1884 – профессор в Бристоле; неореалист, близкий по своим взглядам к философии С. Александера (см. Эмердженция). Развитие является не только рядом непрерывных восходящих движений, обеспеченных благодаря результирующей (the resultant), но, кроме того, и возникновением совершенно новых закономерностей и рядов развития, вызываемых посредством восходящего (the emergent). Поскольку каждый физический объект одновременно является и психическим, то сознание относится также к восходящему развитию, которое как целое указывает на существование Богатворца и на божественный план в устройстве мира. Осн. произв.: «Habit and instinct», 1896; «Animal behavior», 1900; «Instinct and experience», 1912; «Emergent evolution», 1923; «A philosophy of evolution», 1924; «Life, mind and spirit», 1926; «The emergence of novelty», 1933.

МОРГАН (Morgan) Льюис Генри (род. 21 нояб. 1818, Аврора, Нью-Йорк – ум. 17 дек. 1881, Рочестер) – амер.,социолог. Известен своей книгой «Ancient society», 1877 (рус. пер. «Древнее общество», 1900), в которой он говорит о существовании ряда ступеней в развитии семьи: 1) неограниченный промискуитет; 2) единокровная семья (браки запрещены только между родителями и детьми); 3) семья пуналуа (запрет браков также между сестрами и братьями; свободный доступ всех мужчин племени ко всем женщинам его; групповой брак); 4) матриархат, начало индивидуального брака, полигамия; 5) патриархат, полигамная семья; 6) моногамный индивидуальный брак. Эта теория приобрела в свое время большое влияние.

МОРЕЛЛИ (Morelly) (род. 1769, Витри-ле-Франсуа – год смерти и настоящее имя неизвестны) – франц. философ-социолог, аббат, представитель франц. утопического коммунизма. Его «Code de la nature», 1755 – 1760 (рус. пер. «Кодекс природы, или Истинный дух ее законов», 1921) явился вкладом в идеологию франц. революции 1789; ссылаясь на Платона, он защищал утопически-гуманистическую коммунистическую доктрину и характеризовал частную собственность и лежащий в ее основе эгоизм как корень всех раздоров и всех несчастий. Морелли предполагал, что коммунизм будет осуществлен не в отдельных небольших общинах, как считали ранние утописты, а в масштабе целой страны с централизованным учетом и распределением труда и его продуктов.

МОРЕНО (Могепо) Якоб (Джекоб) Леви (род. 20 мая 1892, Бухарест – ум. 14 мая 1974, Бикон, США) – амер. психиатр и социальный психолог, основатель социометрии. Изучал психологические аспекты поведения малых социальных групп, уделяя главное внимание эмоциональным отношениям (чувствам симпатии, антипатии, безразличия), поскольку считал, опираясь на психоанализ и гештальтпсихологию, что психическое здоровье человека обусловлено его положением в малой группе, в системе межиндивидуальных влечений. Процедуры социометрии (социометрические тесты и др.) позволяют выявлять невидимые эмоциональные союзы между людьми, измерять их и фиксировать результаты в специальных программах. Применение социометрических методов позволяет достигать определенных практических результатов при лечении неврозов, смягчении конфликтных ситуаций, повышении производительности труда на предприятиях, ослаблении противоречий между структурами управления и т. д. Осн. труды: «Sociometry and the cultural order», 1934; «Sociometry and the science of man», 1956; на рус. яз. – «Социометрия, Экспериментальный метод и наука об обществе», М., 1,958.

МОРФОЛОГИЯ (от греч. morphe форма и logos – учение) – учение о форме, наука о динамически-целостных формах, особенно формах живых существ и их развитии. Понятие морфологии введено впервые Гёте для обозначения учения о форме, образовании и преобразовании органических тел, растений и животных. Но, по сути дела, это понятие применялось в нем. философии уже со времен средневековья. После Гёте им стали обозначать также духовные и культурные образования (см. Структура); так, Шпенглер назвал свои исследования по философии истории и культуры: «Очерки морфологии всемирной истории». Фробениус и др. говорят о культуре морфологии (см. Культуры морфология).

МОТИВ (от лат. moteo – двигаю) – движущая сила, повод, побудительная причина. Мотив не определяет действие, он только проявляется «в и через контуры действия» (Сартр). В эстетике мотивом (или сюжетом) называют материал, давший повод художественному изображению.

МОТИВАЦИЯ (лат. motivatio) – система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного. Разработано множество часто противоречивых теорий для объяснения того, почему индивид действует; почему он выбирает именно те действия, которые совершает; почему некоторые люди обладают более сильной мотивацией, чем другие, в результате чего добиваются успеха там, где имеющие не меньшие возможности и способности терпят неудачу. Одни психологи отдают предпочтение роли внутренних механизмов, ответственных за действия индивида; другие видят причину мотивации во внешних стимулах, поступающих от окружающей среды; третьи изучают основополагающие мотивы как таковые, делая попытку выяснить, какие из них являются врожденными и какие – приобретенными; четвертые исследуют вопрос о том, служит ли мотивация для ориентирования деятельности индивида с целью достижения определенной цели или же просто является источником энергии для поведенческих актов, определяемых др. факторами, такими, напр., как привычка. Уже давно идентифицированы потребности и влечения как осн. элементы в составе человеческой личности, но только со времени приложения теорий Чарлза Дарвина к проблемам психологической адаптации к окружающей среде были обнаружены две важные связи между идеями Дарвина и мотивацией. Первая состоит в том, что люди в силу своей принадлежности к животным, по крайней мере частично, действуют под влиянием инстинктов (утоления жажды, голода, стремления к продолжению рода и т. д.). Вторая заключается в эволюционной роли поведенческих характеристик, к которым относится способность к мотивации, – такой же, как роль характеристик физических. Уильям Мак-пугал считал инстинкты основополагающими в поведении человека и подчеркивал преобладание мотивации над восприятием и эмоциями: человек воспринимает то, что он мотивирован воспринять своими инстинктами, и соответствующий объект, будучи воспринятым, вызывает эмоции, которые, в свою очередь, ответственны за действия индивида. Зигмунд Фрейд также видел основу человеческого поведения в иррациональных инстинктивных влечениях и был чрезвычайно заинтересован бессознательной природой этих мотивов. Фрейд считал двумя основаниями мотивации человека эрос (жизненный, или сексуальный, инстинкт) и танатос (инстинкт смерти). Роберт С. Вудворт ввел в употребление термин «влечение" как замену противоречивому термину «инстинкт». Влечение – это сила, снабжающая организм энергией для действия. Генри А. Мюррей (1893-1988) и Абрахам X. Маслоу (1908-1970) изучали человеческие потребности, а не механизмы, управляющие ими. Мюррей составил перечень потребностей, подразделяемых на первичные (врожденные) и вторичные (выученные). Он считал, что эти потребности делают человеческое поведение целенаправленным. Маслоу разработал иерархию мотивов, от физиологических потребностей, таких, как голод и жажда, как нижних составляющих, до потребности в безопасности, принадлежности, любви, уважении и – как высших – потребностей в самоактуализации и достижении когнитивных и эстетических целей. Он считал, что прежде, чем перейти к высшим потребностям, индивид должен получить удовлетворение осн. нижних составляющих иерархии. С бихевиористской точки зрения не может быть мотивации без существования цели. Вообще говоря, чем сильнее потребность или желание достичь цели, тем более успешным будет ее достижение, хотя в этом участвует множество факторов, таких, как индивидуальных темперамент, воспитание, самовосприятие. Бихевиористы-психотерапевты подчеркивают важность отношения пациента к стоящей перед ним цели и выделяют три фактора, влияющих на мотивацию: степень амбивалентности чувств индивида по отношению к желаемому объекту, способность отчетливо представить себе цель, способность разделить задачу достижения цели на более мелкие достижимые задания. Согласно когнитивной психологии, наличие мотива делает индивида сензитивным в познавательных сферах, связанных с мотивом. Человек с сильной мотивацией достижения хорошо опознает слова, связанные с достижением цели, при их быстром мелькании на экране; бедняку монеты представляются более крупными, нежели богачу, голодный воспринимает пищевые стимулы как более выраженные, чем остальные. Психологами также обнаружено, что мотивация сильно влияет на выбор человеком профессии. Высокая потребность в достижениях, напр., скорее окажется удовлетворенной в сфере управления бизнесом, где результаты деятельности ясно видны, где существует чувство личной ответственности и есть возможность принять вызов, связанный с риском. См. также Эмоция.

МОТОРИКА (от лат. motor – двигатель) – учение о движениях тела и лежащих в их основе телесно-душевных функциях.

МО-ЦЗЫ – см. Мо Ди.

МУДРОСТЬ – «проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью. В строго антиинтеллектуалистском смысле это можно было бы назвать этической духовностью, господствующим положением этики как осн. духовного фактора во всей жизни человечества» (Н. Гартман. Этика, 1935).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.