Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третий — лишний




Когда наше общение межличностно и мы строим диалоги, обмениваемся разными сведениями, в "речевом пространстве" могут оказаться только говорящий и его собеседник, а может быть, и кто-то еще. Поэтому, говоря об адресате, т.е. о том, кому непосредственно направлена речь, нельзя не коснуться и такого обстоятельства, как присутствие посторонних людей, ненужного (а иногда и нужного!) для нашей беседы человека. Это некто "он" ("они"), не участвующий в диалоге между "я" и "ты", но все-таки находящийся на таком расстоянии, что может стать вольным или невольным слушателем1. Бывает так, что адресованная речь в той или иной мере ориентирована на такого слушающего, иногда мы хотим его включить в круг беседующих, а бывает наоборот — мы стремимся исключить присутствие третьего лица, при этом пользуемся одним из выражений: Говори потише!; Не так громко!; Это не для посторонних ушей!; Надо поговорить с глазу на глаз; Поговорим наедине, без свидетелей и мн. др. Если же слушателя не удается избежать, то разговор, как правило, переносится во времени, пространстве: Поговорим в другой раз! (в другом месте).

Вообще говоря, роль постороннего слушающего многообразна, но этикетные правила требуют от него демонстрации незаинтересованности в чужой речи, иначе говоря, его поза, выражение лица, глаз — все говорит о том, что он как бы и не слышит. Наоборот, поза внимания к речи посторонних, подслушивание чужих слов — невежливы, свидетельствуют о невоспитанности присутствующего. И мы говорим в этом случае: Стыдно подслушивать!; Нехорошо так поступать!

Существуют принятые в обществе предписания для говорящего, что можно и чего нельзя сказать при третьем лице, в зависимости от его (этого третьего лица) социальных ролевых признаков. Каждый из нас был, конечно, свидетелем, да и автором таких поправок: Не говорите этого (так) при ребенке! [Как видим, дело касается и темы (этого), и способа (так) выражения.] Другие примеры: Такие слова, и при женщине!; И ты это говоришь при моей матери!; Тише, родители услышат!; У нас гости — это предупреждение вошедшему не слишком откровенничать; Поговорим, когда прозвенит звонок на урок — это учителя не хотят говорить о чем-то при учениках. Как видим, можно насчитать немало случаев, когда третье лицо в том или ином положении, роли так или иначе влияет на ход, тему, манеру нашей речи.

Интересна и такая ситуация, когда разговор двоих намеренно рассчитан на присутствующего третьего. Вот, например, учителя между собой хвалят или ругают ученика при его однокласснике, имея в виду примером, положительным или отрицательным, воздействовать на слушателя. Ясно, что речь в этом случае чуть громче, артикуляция чуть четче, чем если бы она велась без расчета на третье лицо. Так, например, говорят родители при ребенке о чем-то, что, по их расчету, должно его заинтересовать и побудить к действию: У соседей Петя такой сильный стал, а все потому, что ходит в спортивную школу! Г.Г. Почепцов приводит пример. В троллейбусе девушка громко говорит: Мама, иди, тебе есть место! Ясно, что речь обращена здесь не только к матери, но и к присутствующим, которые могут претендовать на свободное место. Конечно, такая речь воздействует на слушателей, потому что ведь трудно себе представить, чтобы после этого кто-то спросил: Это место свободно? Вот такую позицию слушателя, когда говорящий обращается не только к непосредственному адресату, но и воздействует на присутствующего, Г.Г. Почепцов называет позицией косвенного адресата.

А есть ритуальные ситуации, когда та или иная процедура требует для своего осуществления наличия присутствующего, а стало быть, слушающего. Это церемония бракосочетания, клятва врача, присяга военных, пионерская клятва: Перед лицом своих товарищей торжественно обещаю... Перед лицом, в присутствии других! Все это, конечно, сугубо формальные зоны общения. Напротив, неформальное, интимное общение не выносит присутствия постороннего. Попробовали бы мы объясниться в любви при ком-то третьем! Всякого рода исповедь, разговор по душам ведутся, естественно, с глазу на глаз.

В некоторых ситуациях присутствующий человек как бы и не замечается, входит в круг коммуникантов, выполняя роль невольного и не влияющего на речь слушателя. Такой оказывается, например, мать при разговоре детей. Но это не значит, что им не захочется когда-то посекретничать! Тогда уже "коммуникативное пространство" закрыто для матери. Вообще отторжение посторонних предусмотрено и процедурой закрытого собрания, совещания для узкого круга посвященных и т.п.

Нередко приходится наблюдать, как невольный слушатель "прорывает" замкнутое пространство адресанта-адресата и вклинивается в их "владения": Простите, что вмешиваюсь...; Я невольно услышал...; Я нечаянно услышал, что вы сказали... Иногда такое вторжение поощряется, и возникает полилог, разговор нескольких участников, а иногда "агрессор" ставится на место. Вежливый человек старается сделать это молча, просто прервав свой разговор, если считает позицию вторжения бестактной, скорее всего в связи с темой, которую он не хочет обсуждать с посторонним. Всякое же словесное одергивание того, кто "встревает" в чужой разговор, оказывается грубым: Вас не спрашивают!; А вам какое дело?!; Не ваше дело!; Обойдемся без советов и т.д. и т.п.

Как видим, роль третьего лица — присутствующего, слушающего — при разговоре двоих разнообразна. Одно можно сказать: слушатель, вольный или невольный, очень часто оказывает влияние на тот текст, который строит говорящий для своего адресата.

 

 

—————————————

 

1 Специальные исследования о факторе слушателя в коммуникативных актах проведены проф. Г.Г. Почепцовым (см.: Почепцов Г.Г. Слушатель и его роль в актах речевого общения // Языковое общение: Единицы и регулятивы: Межвузовский сборник научных трудов. Калинин, 1987).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.