Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стереотип стереотипу рознь




В настоящее время довольно часто можно слышать: долой стереотип, нужно сломать стереотипы, преодолеем стереотипы... Да, если речь идет о социальной рутине, об отживших канонизированных формах управления, застывших представлениях об устройстве общества — это надо преодолеть. Но стереотип стереотипу рознь. Ведь в нашем повседневном обиходе множество стереотипного, привычного в поведении, в том числе и речевом, и это помогает нам исполнять привычное автоматически, освобождает умственную и физическую энергию для творческих задач. Общество для гармоничного взаимодействия своих членов вырабатывает стандартизованные нормы социального поведения, определяемые представлением об образце, шаблоне. Поведение индивидов (в том числе и речевое), чтобы не быть анархичным, осуществляется в рамках неписанных (и писанных) законов, выработанных обществом в силу многократного повторения одинаковых проявлений в стандартных ситуациях. Классик языкознания Л.П. Якубинский писал: "Говорение в связи с определенными шаблонами быта влечет образование целых шаблонных фраз, как бы прикрепленных к данным бытовым положениям и шаблонным темам разговора"1. В самом деле, если мы присмотримся к тому, что и как мы говорим в повседневно повторяющихся ситуациях общения, то без труда заметим, что пользуемся речевыми клише, стереотипами общения. Сколько стоит...; Покажите, пожайлуста...; Взвесьте...; Отрежьте...; Заверните... — все это стереотипы при обращении к продавцу, но появление магазинов самообслуживания меняет ситуацию, мы совершаем покупку молча, подобные стереотипы выходят из употребления в продовольственном магазине. И все же промышленные товары мы покупаем в индивидуальном общении с продавцом — значит, здесь действуют речевые клише купли-продажи. Есть определенные стандарты, шаблоны, стереотипы в текстах публицистических. Недаром ведь существуют такие оценки: написано (или говорит) газетным языком. Да и как, например, создать информационную заметку, если не воспользоваться "сеткой" стереотипных, клишированных компонентов: Вчера (или в другое время) здесь (или в определенном месте) был дан прием в честь высокого гостя. Прием прошел в дружественной обстановке. И попробовал бы журналист в этом жанре допустить "отсебятину"! Есть забавное свидетельство К.Г. Паустовского о том, как он начинал работать в газете и принес редактору некий "художественный" текст, а редактор не оставил от него живого места, быстро приведя все к газетному "знаменателю". И это правильно! Газете — газетное. Стереотипы, стандарты, клише сберегают читателю массу времени, когда он извлекает информацию из стандартной "упаковки". Другое дело, что стереотип может оказаться скучным и через некоторое время притупляет внимание читателя. Тогда журналист прибегает к экспрессии, выразительности, образным средствам языка. Об этом интересно написал В.Г. Костомаров в книге "Русский язык на газетной полосе".

А это что за текст: "Завершая рассмотрение мультипликативной, дистрибутивной и итеративной неоднократности, мы хотели бы обратить внимание на то, что названные типы множества ситуаций представляют собой результат классификации, для которой используются два бинарных семантических признака"? Конечно же, это отрывок из научного произведения, мы и распознаем это по типизированным способам изложения мысли в сугубо научной терминологии, в синтаксическом строе предложений — с деепричастным оборотом и сложноподчиненным предложением, в авторском "мы" вместо "я".

А это: Настоящим предписывается неукоснительное исполнение вышеназванного? Это, вне всякого сомнения, официально-деловой документ, канцелярская бумага.

Пожалуй, лишь одному типу текста противопоказан стандарт — тексту художественному. Чем талантливее автор, тем индивидуальное его текст. Но ведь и то сказать: мы по каким-то признакам выделяем текст художественный среди других, значит, и у такого текста есть типизированные, стандартизованные черты. Вот хотя бы это: "Кузница стояла у обочины полевого проселка, стороной обегавшего Малые Серпилки. С дороги за хлебами видны были только верхушки серпиловских садов, сами же хаты прятались за сплошной стеной вишняков и яблонь". Нам не придет в голову, что это деловая бумага или научный текст, или газетная передовица, или обиходный разговор, мы каким-то чутьем понимаем, что это — художественное произведение. Да, это Евгений Носов. Следовательно, и здесь свои законы и требования, свои образцы, а значит, и стандарты. Всем этим занимается теория функциональных стилей, нам же важно уяснить, что в самом понятии "стандарт", "клише", "стереотип" нет ничего отрицательного.

Наконец, существуют ритуалы, при исполнении которых текст оказывается жестко стандартизованным, канонизированным. Таковы принятие присяги, посвящение в пионеры, ритуал защиты диссертации, дипломатический протокол и мн. др. В фольклорных текстах отражены ритуализованные действия: отпевание умершего, заговор от болезни, величание невесты... В этой сфере стереотипность текстов достигает своих пределов. Вот как описывает Ч. Айтматов ритуал проводов мальчика на первую охоту, которая равна посвящению в мужчины, в повести "Пегий пес, бегущий краем моря": "Провожала его только мать, и то, не сказав вслух ни слова о предстоящем плавании и не дойдя до бухты, попрощалась. "Ну, иди в лес!" — нарочито внятно сказала она сыну, при этом не глядя на море, а глядя в сторону леса: "Смотри, чтобы дрова были сухие, и сам не заблудись в лесу!" Это она говорила для того, чтобы запутать следы, оберечь сына от кинров — от злых духов". Как видим, здесь обычаи, обряды, традиции народа, которые тоже стереотипны.

В повседневном, обиходно-бытовом общении стереотипов множество. Исследователь общения М.В. Соковнин пишет: "Прежде всего в социальном общении подвергаются стандартизации простейшие, миллионы и миллиарды раз повторяющиеся коммуникативные проявления, каждое из которых как будто не наделено атрибутом значимости, но совокупность которых образует жизненно важную ипостась человеческих отношений. Это в первую очередь отношения этикета, поддержания неантагонистических контактов в человеческом общежитии. Они обрастают семиотическими стереотипами, которые усваиваются с детства в процессе воспитания и продуцируются в коммуникативных ситуациях..."2

Вот мы и подошли к тому, чему эта книга посвящена, — к понятию речевого этикета, который как раз и представляет собой широкую область стереотипов общения. Но прежде подведем итог сказанному ранее.

В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Но мы убедились в том, что для этого надо ориентироваться в ситуации общения, в ролевых признаках партнера, соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей, стремиться к "образцу", сложившемуся в сознании носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно и дистантно, а еще и владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации, о которых речь впереди. А пока "на повестке дня" — речевой этикет, который во многом способствует культуре общения.

 

 

—————————————

 

1 Якубинский Л.П. О диалоговой речи. Пг., 1923. С. 175.

2 Соковнин М.В. О природе человеческого общения: Опыт философского анализа. Фрунзе, 1974. С. 105.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.