КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Барнаул 2007
Педагогического образования Слушателя системы дополнительного Рабочая тетрадь №1 ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ
_______________________________________ _______________________________________
Шаповалов А.А Проектирование системы педагогических целей. Рабочая тетрадь №1 слушателя системы дополнительного педагогического образования: Учебное пособие. ─ Барнаул, 2007 ─ 35с.
В учебном пособии рассматриваются виды педагогических целей и способы их классификации. Предлагаются схема постановки и правило формулирования педагогических целей. При работе с тетрадью необходимо заполнить пропуски собственными примерами. Рабочая тетрадь предназначена для слушателей системы дополнительного педагогического образования. Может быть использована в системах профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
© А.А. Шаповалов, 2007
Предисловие
Рабочая тетрадь «Проектирование системы педагогических целей» является элементом учебно-методического комплекса по курсу « Проектирование образовательного процесса в высшей школе», предназначенного для слушателей системы дополнительного педагогического образования. Данный курс ориентирован на представление педагогического проектирования как вида творческой педагогической деятельности преподавателя вуза, направленной на создание теоретически и экспериментально обоснованных моделей целостных дидактических систем или относительно завершенных их фрагментов. Через призму проектировочной деятельности преподавателя вуза рассматриваются проблемы целеполагания, отбора, собственно проектирования, композиции учебного материала, педагогического исследования. Элементами, дополняющими и сопровождающими проектировочную деятельность педагога, являются моделирование педагогических ситуаций, решение педагогических задач, апробация элементов различных педагогических систем в реальном педагогическом процессе, экспериментальная проверка эффективности собственных методических разработок. Курс «Проектирование образовательного процесса в высшей школе» предполагает выход проектов на педагогические технологии. При этом конкретные технологии не отрываются от теории. Теория не является абстрактной и не ограничивается иллюстративными рамками. Курс нацелен на то, что проблемы повышения педагогической квалификации преподавателей вузов, имея общедидактические корни, будут решаться на конкретно-предметном уровне. В дальнейшем перенос полученных решений из одной предметной области в другую, конечно же, возможен и даже необходим. Но, коль скоро, педагог, как правило, работает на конкретном факультете университета и преподает конкретные предметы, он должен научиться решать задачи, прямо связанные со спецификой его профессиональной деятельности. Основная идея курса «Проектирование образовательного процесса в высшей школе» состоит в том, что можно формирование профессиональных знаний и умений, развитие творческих способностей, создание ценностно-ориентационных установок осуществлять не последовательно, а параллельно, подчинив весь процесс повышения уровня профессиональной подготовки педагога проектировочной деятельности по созданию практически значимого педагогического продукта. В курсе решается проблема установления тесной связи дидактики, элементов общей и педагогической психологии, методики преподавания предмета, курса базовой учебной дисциплины в процессе подготовки педагога к осуществлению проектировочной деятельности. Для практической реализации этой идеи в качестве основной и наиболее крупной дидактической единицы процесса профессиональной подготовки педагога принимается индивидуальная научно-педагогическая разработка логически, структурно и содержательно завершенной темы курса базовой учебной дисциплины, рассматриваемой под вполне определенным углом зрения. Как доминирующая дидактическая единица, научно-педагогическая разработка подчиняет себе все другие дидактические единицы. Выполнение слушателем индивидуальной научно-педагогической разработки рассматривается как педагогическое проектирование. Предполагается, что проектировочная деятельность слушателей системы дополнительного педагогического образования должна носить практический характер и быть ориентирована на создание педагогического продукта, который без дополнительной дидактической адаптации может быть востребован высшей школой. Важным условием успеха в педагогическом проектировании является согласование материала, представленного в учебниках и учебных пособиях, лекционной части курса, семинарско-практических занятиях, в самостоятельной работе слушателей. Заполнение тетради рекомендуется вести параллельно с анализом учебного материала в лекционном курсе, на семинарских занятиях или в процессе самостоятельного изучения материала по литературным источникам. В дальнейшем наработанный материал можно будет использовать при создании научно-педагогической разработки по конкретным темам преподаваемого предмета.
Педагогические цели Цель – это осознанное представление конечного результата определенной деятельности. Педагогические цели, которые ставит перед собой преподаватель вуза, можно рассматривать с формально-логической точки зрения, исключая из поля зрения и педагога и студента. Например, планируя изучение какой-либо темы учебного курса и отталкиваясь от лимита времени, необходимости ознакомления студентов с вполне определенной структурой учебного материала, разработчик этого материала может принимать решение в пользу индуктивного или дедуктивного подхода к логике построения данной темы. (В данном случае разработчиком можно считать не только автора учебника, но и педагога, выбирающего для работы соответствующий учебник, составляющего план учебного занятия). Отображая свои мысли в соответствующих целях, разработчик может не ориентироваться ни на конкретный сценарий учебно-воспитательного процесса, ни на его конкретное исполнение, ни на конкретного студента, воспринимающего данный материал.
Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Цели можно рассматривать и с позиции деятельности педагога, и с позиции деятельности студента, и с позиции конечного или промежуточного продукта деятельности педагога и студента. Так, цель деятельности педагога может заключаться в изложении нового материала, а может заключаться в организации деятельности студентов по изучению нового материала. Эти цели существенно отличаются друг от друга. Цель деятельности студентов может предполагать наблюдение и запоминание опытных фактов, а может предполагать осмысление и объяснение этих фактов. Цели также существенно различны. Результат учебной деятельности студента может отображаться в знании содержания группы понятий и законов, относящихся к определенному разделу учебного курса, а может отображаться в знании метода формирования этих понятой и законов, что далеко не одно и то же.
Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Сама формулировка целей может осуществляться как в терминах деятельности педагога, так и в терминах деятельности студента.
Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Чтобы педагогические цели достаточно полно отражали специфику педагогического процесса, в их формулировке должны в явном виде отображаться деятельность педагога как организатора деятельности студентов, деятельность студентов и тот объект, на который направлена деятельность студентов.
Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ По масштабу педагогические цели можно разделить на стратегические, тактические и оперативные.
Стратегия педагогического процесса определяется социальным заказом высшей школе, отображаясь в теории обучения и воспитания, учебных планах, конкретизируясь в объяснительных записках к программам, образовательным стандартам.
Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Цели тактического характера связаны с решением конкретных, близлежащих проблем педагогического процесса. К тактическим целям будут относиться цели формирования вполне определенных научных понятий и законов, организации самостоятельной работы студентов с вполне определенным фрагментом учебного текста. Именно такие цели чаще всего встречаются в планах преподавателей к конкретным занятиям и именно их часто называют основными дидактическими целями
Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Индивидуализированные и ориентированные на решение не в перспективе, а практически сиюминутно, цели можно назвать оперативными.
Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Альтернативным делению целей по масштабу, является вариант их деления на исходные социальные, поэтапные, конструктивные, оперативные. Высший уровень в системе целей занимают исходные социальные цели образования, которые формулируются обществом на определенном историческом этапе его развития.
Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Исходные цели образования конкретизируются в зависимости от этапа и формы образования.... В отличие от исходных целей образования, которые определяют общую стратегию и поэтому являются относительно обобщенными и устойчивыми, поэтапные цели более динамичны ─ они могут уточняться, корректироваться, обновляться в зависимости от конкретных условий функционирования данного типа школы в тот или иной период времени.
Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Цели, которые ставятся на определенном этапе образования, в свою очередь находят конкретизацию в виде некоторых конструктивных целей, которые разрабатываются в зависимости от особенностей содержания образования, изучаемого на том или ином этапе подготовки студентов к практической работе. Такие конструктивные цели определяются педагогикой, дидактикой, методикой преподавания той или иной научной дисциплины... В конструктивных педагогических целях, которые представлены в учебных программах, отражена специфика данного учебного предмета и раскрыты возможности его содержания для развития студента.
Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Цели, которые ставятся педагогом в процессе реализации программы учебно-воспитательной работы в конкретных условиях данного учебного заведения, можно назвать оперативными. Оперативные цели наиболее изменчивы и динамичны, так как строятся применительно к педагогическим ситуациям, с которыми имеет дело педагог.
Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |