Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проектирование педагогического процесса




Педагогическая деятельность не только воспитателя, но и педагога-предметника связана с формированием и развитием личности, осуществляемом в деятельности и общении. Именно с этими позициями связан психологический аспект целеполагающей деятельности педагога.

Целеполагающая деятельность педагога в области воспитания детерминируется образовательно-воспитательной парадигмой, принятой обществом и системой образования, в которой эта деятельность будет осуществляться.

 

Одним из ориентиров для постановки воспитательных целей могут служить следующие направления воспитательной работы: формирование у студентов диалектико-материалистического мировоззрения, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание, воспитание патриотизма, готовности к защите Отечества, формирование социальной и профессиональной ориентации.

1. Формирование основ мировоззрения (диалектико-материалистическое понимание развития природы, общества и сознания человека; убежденность в познаваемости мира, осознание активной роли человека в преобразовании природы и общества; потребность и умение отстаивать свои взгляды; критическое отношение к антинаучному мировоззрению, активная позиция в борьбе против суеверий и предрассудков).

 

Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Воспитание нравственности, сознательной дисциплины, культуры поведения (осознание принципов и норм нравственности, потребность следовать им в жизни, осознание сущности патриотизма, высокое сознание общественного долга, чувство совести, чести и собственного достоинства, понимание и проявление честности и правдивости, товарищества и дружбы, коллективизма, осознание принципов дисциплины, умение сочетать общественные и личные интересы, понимание сущности гуманизма, доброжелательное и заботливое отношение к людям).

 

Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного труда (понимание роли научных знаний, образования в общественной и личной жизни, стремление развивать познавательные интересы и способности, потребность творческого овладения знаниями, умение самостоятельно добывать знания, постоянно знакомиться с новейшими достижениями науки и техники, выработка положительных мотивов учебной деятельности, потребность прилежного и ответственного отношения к учению, готовность к практическому применению знаний и умений, овладение основами научной организации умственного труда, потребность пользоваться рациональными приемами учебной работы).

 

Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Воспитание ответственного отношения к труду и общественной собственности, расширение политехнического кругозора, подготовка к сознательному получению профессии (понимание роли труда в жизни человека и общества, уважение к людям труда, способность и умение трудиться, желание добросовестно и творчески работать на пользу коллектива и общества, готовность к общественно полезному и производительному труду, понимание общих основ современного производства, стремление расширять свой политехнический кругозор, овладевать общей трудовой культурой и основами научной организации труда,...).

 

Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Другим ориентиром для постановки воспитательных целей могут ценности общечеловеческого характера ─ Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.

Земля ─ общий дом человечества, вступившего в новую цивилизацию XXI века, Земля людей и живой природы....

 

Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отечество ─ единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками....

 

Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Семья ─ начальная структурная единица общества, естественная среда развития человека, закладывающая основы личности....

 

Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Труд ─ основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая сущность человека....

 

Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Знания ─ результат разнообразного и прежде всего творческого труда. Знания студента – критерий труда педагога....

 

Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Культура ─ великое богатство, накопленное человечеством как в материальной, так в особенности и духовной жизни людей....

 

Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мир ─ покой и согласие между людьми, народами, государствами, главное условие существования Земли и человечества....

 

Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Человек – абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, средство и результат воспитания....

 

Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Действия можно делить на физические и умственные, внешние и внутренние, импульсивные и волевые. С мотивационной точки зрения в структуре деятельности можно выделить потребности, мысли и чувства.

 

Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Можно выделять виды деятельности: игру, учение, труд и каждый из них рассматривать с позиции конечного результата, особенностей мотивации, способов организации. Более пристально рассматривая какой-либо вид деятельности, можно продолжать детализацию. Например, среди игр можно выделить манипулятивные и сюжетные игры, среди манипулятивных игр – функциональные и конструктивные.

 

Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Продукты деятельности – знания, умения, навыки, привычки, также делятся на более мелкие элементы. Так, можно выделить элементарные умения и умения, отождествляемые с мастерством. Среди навыков можно назвать сенсорные, двигательные, мыслительные, поведенческие навыки. Среди мыслительных навыков – навыки построения доказательств, чтения схем и чертежей, заучивания. Каждый из выделенных по какому-либо основанию видов деятельности можно преломить через призму целеполагающей деятельности педагога.

 

Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Деятельность неразрывно связана с общением. Общение осуществляется через речь посредством языка. Отсюда следует, что планируя организацию деятельности, мы должны подвергнуть анализу и ее речевой аспект

 

Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если деятельность следует соотносить с любой педагогической целью, то формирование и развитие личности студента с целеполагающей точки зрения имеет смысл выделять в отдельный блок в достаточной мере условно называемый блоком развивающих целей.

В блоке развивающих целей анализу можно подвергнуть личностные качества, свойства личности, психические процессы, индивидуально-типологические особенности личности. Среди основных свойств личности можно выделять ее идейность, целеустремленность, моральную восприимчивость, духовное богатство, цельность, активность, оригинальность. К психическим процессам принято относить ощущения, восприятия, наблюдательность, память, представления, интеллектуальные свойства, речь, воображение, творчество, эмоции, чувства, волю.

Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Согласно несколько иной классификации, систему развивающих целей можно выстраивать в направлениях развития собственно личности – ее основных компонентов, свойств, структуры, направленности, возможностей, потребностей, системы управления; индивидуально-типологических особенностей личности – темперамента, характера, способностей; эмоционально-волевой сферы – чувств и воли; познавательных процессов и свойств личности – внимания, ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения.

Пример: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.