Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Настоящая дружба придает вкус жизни




Но дружеская любовь филео, несмотря на такую свою пози­тивность и пользу для жизни, не расценивается как высочай­шая и глубочайшая форма любви. По сути дела, филео зачастую проявляет определенные свойства, которые могут создать про­блемы в отношениях, если мы не будем внимательны. Одним из этих свойств является чувство долга. Из-за того, что филео очень часто основывается на взаимных симпатиях и сходствах, она может легко превратиться в отношения типа «сделать друг другу одолжение». Из-за своих отношений мы чувствуем себя обязанными делать что-то в ответ друг другу.

Еще одно распространенное свойство филео — это то, что та­кая любовь склонна сосредоточиваться на личности и физиче­ской привлекательности. Это естественно, и до тех пор пока мы не путаем это с «истинной любовью», в этом нет ничего плохо­го. Черты личности и физические характеристики со временем меняются, поэтому сами по себе они не являются надежными показателями, на которых можно основывать постоянные, дли­тельные отношения.

Этот акцент на личности и физической привлекательности часто выливается в отношения филео, которые основываются на взаимной совместимости. Одна из причин появления друж­бы заключается в том, что люди до той или иной степени чув­ствуют совместимость друг с другом. Это хорошо для обыч­ной дружбы, но многие люди смотрят на «совместимость» как на критерий для потенциального супруга. Главная проблема в этой идее заключается в том, что в длительных отношениях два человека, которые «совместимы» или очень похожи, мо­гут ощущать, что они соревнуются друг с другом, а это может привести к разногласиям. Судя по моему опыту, самые благо­получные отношения выстраиваются у людей, которые либо противоположны, либо по крайней мере очень отличаются друг от друга. Из-за своих различий они нейтрализуют друг друга, восполняя и дополняя себя. Такие отношения, как у магнитов, подтверждают верность поговорки, что противоположности притягиваются.

С такими критериями филео склоняется к тому, чтобы счи­таться любовью «условной»: пока существует какое-то опреде­ленное условие, существуют и отношения. Если эти условия ме­няются, меняются и отношения. Условия в отношениях создают ожидания, а ожидания неминуемо приводят к разочарованию. Вот почему условные отношения непригодны для построения длительных обязательств, таких как брак. Конечно, супруги должны быть лучшими друзьями друг другу, в их отношениях должна присутствовать нежная привязанность, характерная для филео, но более важно, чтобы их отношения поддержива­лись длительное время.

 

Сторге: семейная любовь

Сторге тесно связана с филео, но подразумевает большую сплоченность. Это слово греки использовали для обозначения любви в семейных отношениях. Сторге описывает нежную при­вязанность родителей к своим детям и детей к своим родителям. Она также передает нежные и близкие чувства, которые обычно существуют между братьями и сестрами и по отноше­нию к дальним родственникам: дедушкам и бабушкам, кузенам и кузинам, тетям и дядям, племянникам и племянницам.

Сторге — это любовь, связанная более тесными узами, чем филео, потому что сторге имеет отношение к семье, а семья предполагает отношения. И именно в этом заключается опас­ность данного вида любви. Так как мы связаны семейными от­ношениями, то полагаем, что любим своих родителей и братьев и сестер, и что они любят нас. Мы принимаем эту любовь как само собой разумеющееся, ведь в конце концов мы семья, не так ли? Хотя в большинстве случаев эта любовь искренняя, все равно такое предположение опасно. Проблема в том, что быть семьей — это еще не гарантия отношений. Быть связанным по крови не ведет автоматически к дружбе.

Рассмотрите свои собственные отношения, внутри и вне ва­шей семьи. С кем вы ближе всего? С кем вы делитесь самыми интимными и личными мыслями и чувствами? Кто знает вас, вас настоящего, лучше, чем кто-либо другой? Это член семьи или друг? Если мы честны, то большинство из нас признает, что мы ближе к другу, чем к членам нашей собственной семьи.

Там, где дело касается родителей, братьев и сестер, мы пред­полагаем существование отношений и любви просто потому, что мы семья. Если бы кто-нибудь спросил вас:

— Любите ли вы своих родителей?

Вы, возможно, автоматически ответили бы:

— Да, конечно.

Если бы человек, задавший вам вопрос, затем спросил:

— Почему?

Вы, возможно, ответили бы:

— Ну... потому что это мои родители.

Вот в этом-то вся суть и заключается. Несмотря на то, что Наша любовь к родителям и братьям и сестрам реальная, все же за ней стоит ощущение, что мы любим их, потому что счита­ется, что так должно быть. Когда в нас поднимается чувство нелюбви по отношению к членам нашей семьи, вместе с ним поднимается чувство вины. Мы не чувствуем, что любим, но в то же время мы чувствуем, что должны любить.

С этой точки зрения сторге похожа на филео в том, что она может легко вызывать чувство долга. Мы любим не потому, что хотим, но потому, что должны. Долг вызывает напряже­ние, напряжение вызывает стресс, а длительный стресс ставит под угрозу любые отношения. Если мы вовлечены в такие ус­ловные отношения, то испытываем вину каждый раз, когда нам не удается выполнить свои обязательства. А когда другим лю­дям не удается выполнить их обязательства, мы злимся, огорча­емся или обижаемся. Итак, как и в случае с филео, мы возвраща­емся к ожиданиям и условиям.

Семейная любовь, которую представляет собой сторге, не ог­раничивается кровными узами. Среди людей в Церкви, тех, кто верит и следует за Христом как за Спасителем и Господом, счи­тается обычным говорить о себе в целом как о Божьей «семье» и относиться друг к другу как к братьям и сестрам в Господе. Этот взгляд полностью соответствует учению Слова Божьего. В Послании к Галатам (6:10) Павел говорит о «своих по вере». В Послании к Евреям (2:11) говорится, что все «освящаемые» Иисусом — Его братья. В Первом послании Петра (4:17) Петр говорит о верующих, как о «доме Божием».

Из-за этого ощущения себя семьей общины верующих стал­киваются с теми же искушениями, что и «кровные» семьи, — если принять в расчет отношения, позволяющие фамильярности заставлять их принимать друг друга как должное и развивающие мышление, основанное на чувстве долга. Поэтому для верующих может оказаться действенным думать друг о друге не только как о семье, но также и как о друзьях, таким образом открывая путь к большей близости и более глубоким отношениям.

Невзирая на риск развития мыишения, мотивированного чувством долга, сторге тем не менее является важной и полез­ной движущей силой в человеческих отношениях как в «кров­ной» семье, так и в семье верующих. Любовь семьи — непре­менное условие для мира и стабильности любого общества. Семья — основной строительный блок общества. И если семьи распадаются, вскоре распадется и общество.

Любовь семьинепременное условие для мира и стабильности любого общества.

Эрос: сексуальная любовь

Говорить об эросе как о «сексуальной любви» на самом деле не совсем точно, потому что, строго говоря, секс не имеет ни­какого отношения к истинной любви. Секс может иметь место и без любви, это происходит постоянно. Любовь может сущест­вовать и без секса, они не зависят друг от друга. В рамках свя­щенных и моногамных уз брака, как это установлено и предо­пределено Творцом, секс — это теплое, интимное и прекрасное выражение любви, но сам по себе он не является любовью. Вот где мирская точка зрения стала абсолютно перевернутой.

Древние греки наслаждались красотой человеческого тела и сексуальностью и в некотором роде даже поклонялись им. Эрос было словом, обозначающим сексуальную активность во всех ее формах, которую они считали любовью. Эрос было также именем, которое греки дали своему богу любви. Поклоне­ние Эросу включало в себя, среди прочего, ритуальные половые акты и проституцию.

«Бог» Эрос до сих пор виртуально правит в каждом сегменте общества. Миллионы людей ежедневно поклоняются у алтаря Эроса и называют это любовью.

В рамках священных и моногамных уз брака, как это установлено и предопределено Творцом, сексэто теплое, интимное и прекрасное выражение любви, но сам по себе он не является любовью.

В своем самом полном и буквальном смысле слово эрос включает в себя страстное сексуальное стремление, влечение и желание без уважения к святости, плотский экстаз, который оставляет воздержание и чувство меры далеко позади. Еще одно слово для описания эроса — это похоть. Крайне эгоистичная по своей сути любовь эрос ищет удовлетворения своей похоти за счет другого.

В отличие от истинной любви эрос — полностью плотская любовь. Она сосредоточивается на физической стимуляции пяти чувств: зрения, обоняния, слуха, вкуса и осязания, и на же­ланиях и влечениях, вызываемых этими чувствами. Так как лю­бовь эрос является физической по своей природе, она контро­лируется химическими реакциями и взаимодействиями внут­ри тела. В силу этого она полностью движима плотью. Чего бы плоть ни захотела, эрос ищет удовлетворения. Эротическая лю­бовь — это эмоциональная любовь, питаемая чувствами, и по­этому она то поднимается, то падает, как это обычно происхо­дит с чувствами. Истинная любовь, в отличие от этого, не моти­вируется и не контролируется эмоциями.

Человек, движимый только эросом, видит в своем потенци­альном партнере не больше чем просто сексуальный объект, цель, которую нужно завоевать. И на самом деле печальным можно назвать состояние дел, если наше современное обще­ство так часто поддерживает взгляд, в соответствии с кото­рым люди противоположного пола — это вызов, проверяющий нашу способность победить, или «очки», которые надо «на­брать», а потом назвать это «любовью». Отношения, постро­енные на эросе, длятся ровно столько, сколько на первом месте остается физическое влечение или желание, которое соединя­ет людей.

В своем эгоизме любовь эрос не имеет никакого уважения к чувствам и желаниям другого человека, будучи заинтересо­ванной только в личном удовлетворении, которое она может получить от того человека. Эрос мало знает и меньше всего за­ботится о человеческом достоинстве или уважении. Это некон­тролируемое желание, развязная и необузданная страсть в духе современной философии, которая говорит: «Если тебе хорошо, делай это».

 

Агапе: божественная любовь

Во многих отношениях агапе, четвертый и наивысший тип любви, единственная в своем роде. Из-за уникальной природы этой любви ей были необходимы уникальные слова, чтобы опи­сать ее. Ни одно обычное слово, которое можно использовать для такой любви, как филео, сторге или эрос, не было достаточ­ным для того, чтобы проникнуть в глубину значения, представ­ленного этой наивысшей степенью любви. Поэтому вдохнов­ленные Духом Святым писатели Нового Завета создали слово агапе, чтобы удовлетворить эту потребность. Вне Нового Завета агапе находится только в одном примере в древнегреческих тек­стах, в отрывке, описывающем родительскую любовь к своему единственному ребенку. В сущности агапе — это уникальное библейское слово для уникального библейского понятия, кото­рое находится в соответствии со своей уникальной духовной природой.

Агапе относится к божественной любви, к любви, которую Имеет Бог к Своему народу, а также к любви, которой Его народ отвечает Ему. Это также тот тип любви, который Божьи люди Должны иметь по отношению друг к другу. В отличие от филео и сторге агапе не несет никаких обязательств, не придержива­ется никаких ожиданий и не устанавливает никаких условий. Агапе — это безусловная любовь. В отличие от эроса, являюще­гося образцом эгоизма, агапе прежде всего действует на добро и благо другого. Агапе — не корыстная, а бескорыстная, жерт­венная любовь, которая изливает себя во имя кого-то другого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.