Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сейид Мохаммад Хусейн Табатабаи 1 страница




ИСЛАМЕ

В

ШИИЗМ


Оглавление

Предисловие одного из студентов автора. 5

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ ШИИЗМА.. 12

Глава 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ШИИЗМА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ.. 12

Глава 2. ПРИЧИНА ОТДЕЛЕНИЯ ШИИТСКОГО МЕНЬШИНСТВА ОТ СУННИТСКОГО БОЛЬШИНСТВА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ.. 13

Глава 3. ДВЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И НАУЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.. 14

Глава 4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД ПРАВЛЕНИЯ ПО ИЗБРАНИЮ И НЕСООТВЕТСТВИЕ ЕГО ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ ШИИЗМА.. 14

Глава 5. ЗАВЕРШЕНИЕ ХАЛИФАТА ЭМИРА ПРАВОВЕРНЫХ АЛИ (ДБМ) И МЕТОД ПРАВЛЕНИЯ ЕГО СВЕТЛОСТИ.. 17

Глава 6. ДОСТИЖЕНИЕ ШИИЗМА ЗА ПЯТЬ ЛЕТ ПРАВЛЕНИЯ АЛИ (ДБМ) 18

Глава 7. ПЕРЕХОД ХАЛИФАТА К МУАВИИ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЕГО В ЦАРСКУЮ НАСЛЕДСТВЕННУЮ ДИНАСТИЮ... 19

Глава 8. ТЯЖЕЛЕЙШИЕ ДНИ ДЛЯ ШИИТОВ.. 20

Глава 9. УСТАНОВЛЕНИЕ ВЛАСТИ ДИНАСТИИ ОМАВИДОВ.. 21

Глава 10. ШИИТЫ ВО ВТОРОМ ЛУННОМ ВЕКЕ.. 22

Глава 11. ШИИТЫ В ТРЕТЬЕМ ЛУННОМ ВЕКЕ.. 23

Глава 12. ШИИТЫ В ЧЕТВЕРТОМ ЛУННОМ ВЕКЕ.. 23

Глава 13. ШИИТЫ В ДЕВЯТОМ ЛУННОМ ВЕКЕ.. 24

Глава 14. ШИИТЫ В 10-11 ВЕКАХ.. 24

Глава 15. ШИИТЫ В 12-13 ВЕКАХ.. 25

ФРАКЦИИ ШИИЗМА.. 26

Глава 1. ПРИНЦИП ФРАКЦИОНИЗМА.. 26

Глава 2. ШИИТЫ СЕКТЫ ЗЕЙДИЕ.. 26

Глава 3. ШИИТЫ СЕКТЫ ИСМАИЛИЕ И ЕЕ ПОДСЕКТЫ... 27

Глава 4. НАЗАРИЕ, МАСТАЛИЕ, ДАРУЗИЕ И МОГАННАЕ.. 28

Глава 5. ШИИТЫ-ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ДВЕНАДЦАТИ ИМАМОВ И ИХ ОТЛИЧИЕ ОТ ЗЕЙДИЕ И ИСМАИЛИЕ. 29

Глава 6. РЕЗЮМЕ ИЗ ИСТОРИИ ШИИЗМА ИМАМИЕ.. 30

РЕЛИГИОЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ ШИИЗМА.. 31

Глава 1. ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО МЫШЛЕНИЯ.. 31

Глава 2. ПЕРВОИСТОЧНИК - РЕЛИГИОЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В ИСЛАМЕ.. 31

Глава 3. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ СВЯЩЕННЫМ КОРАНОМ МЕТОДЫ РЕЛИГИОЗНОГО МЫШЛЕНИЯ.. 31

Глава 4. РАЗНИЦА В ТРЕХ ВЫШЕНАЗВАННЫХ МЕТОДАХ.. 32

Глава 5. МЕТОД ПЕРВЫЙ - ВНЕШНИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ. 33

Глава 6. ПРЕДАНИЯ О САХАБА.. 33

Глава 7. НОВАЯ ТЕМАТИКА В КНИГЕ БОЖЕСТВЕННОЙ И ТРАДИЦИЯХ.. 33

Глава 8. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ АСПЕКТЫ КОРАНА.. 34

Глава 9. ТОЛКОВАНИЕ КОРАНА.. 35

Глава 10. В ЗАВЕРШЕНИИ ТЕМАТИКИ О ПРЕДАНИЯХ.. 36

Глава 11. МЕТОД ШИИТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДПИСАНИЙ.. 37

Глава 12. ВСЕОБЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ В ИСЛАМЕ.. 37

Глава 13. ШИИТЫ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ.. 38

МЕТОД ВТОРОЙ.. 40

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТЕМАТИКА.. 40

Глава 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ФИЛОСОФСКОЕ И СХОЛАСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.. 40

Глава 2. ИНИЦИАТИВА ШИИТОВ В ФИЛОСОФСКОМ И СХОЛАСТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ.. 40

Глава 3. ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕ УСИЛИЯ ШИИЗМА В областИ ФИЛОСОФИИ И ДРУГИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАУК.. 41

Глава 4. ПОЧЕМУ ФИЛОСОФИЯ ОСТАЛАСЬ В ШИИТСКОЙ СРЕДЕ?. 41

Глава 5. НЕКОТОРЫЕ ИЗ НАУЧНЫХ ГЕНИЕВ ШИИТОВ.. 42

МЕТОД ТРЕТИЙ.. 43

ОТКРЫТИЕ.. 43

Глава 1. ЧЕЛОВЕК И МИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.. 43

Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИСТИКИ В ИСЛАМЕ.. 43

Глава 3. СОВЕТЫ КНИГИ НЕБЕСНОЙ И ТРАДИЦИЙ ПУТИ МИСТИЧЕСКОГО ДУШЕВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И Ее ПРОГРАММЕ.. 44

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.. 46

ИСЛАМСКИЕ УБЕЖДЕНИЯ ШИИТОВ ОТ 12 ИМАМОВ ТЕОЛОГИЯ.. 46

Глава 1. ОБЗОР МИРА БЫТИЯ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ - ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СУЩЕСТВОВАНИЯ АЛЛАХА.. 46

Глава 2. ВЗГЛЯД НА СВЯЗЬ ЧЕЛОВЕКА И МИРА.. 46

ЗАВЕРШЕНИЕ РАЗДЕЛА ЕДИНСТВЕННОСТЬ АЛЛАХА.. 47

Глава 3. СУТЬ И ПРИЗНАКИ.. 48

Глава 4. ЗНАЧЕНИЕ ГОСПОДНИХ ПРИЗНАКОВ.. 48

Глава 5. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ ПО ПОВОДУ ПРИЗНАКОВ.. 49

Глава 6. ПРИЗНАКИ ДЕЙСТВИЯ.. 49

Глава 7. ПРЕДОПРЕЛЕНИЕ.. 50

Глава 8. ЧЕЛОВЕК И СВОБОДА ВЫБОРА ДЕЙСТВИЯ.. 51

ПОЗНАНИЕ ПРОРОЧЕСТВА.. 52

Глава 1. ДВИЖЕНИЕ К ЦЕЛИ - ОБЩАЯ ОРИЕНТАЦИЯ.. 52

Глава 2. ОСОБАЯ ОРИЕНТАЦИЯ.. 52

Глава 3. УМ И ЗАКОН.. 53

Глава 4. ТАИНСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ, ИМЕНУЕМОЕ БОЖЕСТВЕННЫМ ОТКРОВЕНИЕМ 54

Глава 5. ПРОРОКИ - ВОПЛОЩЕНИЕ ЦЕЛОМУДРИЯ ПРОРОЧЕСТВА.. 54

Глава 6. ПРОРОКИ И НЕБЕСНАЯ РЕЛИГИЯ.. 54

Глава 7. ПРОРОКИ, ПРЕДВЕСТИЕ БОЖЕСТВЕННОГО

ОТКРОВЕНИЯ И ПРОРОЧЕСТВО.. 55

Глава 8. ЧИСЛО БОЖЕСТВЕННЫХ ПРОРОКОВ.. 56

Глава 9. ПРОРОКИ И ВЕЛИКИЕ СОСТАВИТЕЛИ СВОДА ЗАКОНОВ.. 56

Глава 10. ПРОРОЧЕСТВО МУХАММАДА (ДБАР) 56

Глава 11. ВЕЛИКИЙ ПРОРОК (ДБАР) И КОРАН.. 58

ПОЗНАНИЕ ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ.. 60

Глава 1. ЧЕЛОВЕК- СОЧЕТАНИЕ ДУШИ И ПЛОТИ.. 60

Глава 2. ВОПРОС О СУТИ ДУХА С ИНОГО УГЛА ЗРЕНИЯ.. 60

Глава 3. СМЕРТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСЛАМА.. 61

Глава 4. ПРЕИСПОДНЯЯ.. 61

Глава 5. ДЕНЬ СТРАШНОГО СУДА - ВОСКРЕСЕНИЕ.. 61

Глава 6. ВЫРАЖАЯСЬ ИНЫМИ СЛОВАМИ.. 63

Глава 7. НЕПРЕРЫВНОСТЬ ПРОЦЕССА ТВОРЕНИЯ.. 64

ПОЗНАНИЕ ИМАМА.. 65

Глава 1. ПОНЯТИЕ ТЕРМИНА ИМАМ... 65

Глава 2. ИМАМАТ И ПРЕЕМНИЧЕСТВО

ВЕЛИКОГО ПРОРОКА И ИСЛАМСКАЯ ВЛАСТЬ. 65

Глава 3. В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ВЫШЕСКАЗАННОГО.. 67

Глава 4. ИМАМАТ В БОЖЕСТВЕННОМ ПРОСВЕЩЕНИИ.. 68

Глава 5. РАЗНИЦА МЕЖДУ ПРОРОКОМ И ИМАМОМ... 69

Глава 6. ИМАМАТ ПО СУТИ ДЕЛА.. 69

Глава 7. ИСЛАМСКИЕ ИМАМЫ И ПРЕДВОДИТЕЛИ.. 71

Глава 8. КРАТКИЙ ОБЗОР ЖИЗНИ 12 ИМАМОВ.. 71

Глава 9. ОБЩАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВОКРУГ ВОПРОСА ПОЯВЛЕНИЯ МАХДИ.. 82

Глава 10. ЧАСТНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВОКРУГ ВОПРОСА ПОЯВЛЕНИЯ МАХДИ.. 82

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ.. 83

ЭПИЛОГ: МОРАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ШИИТОВ.. 83

 


 

Предисловие одного из студентов автора

 

Книга, предлагаемая вашему вниманию, составляет часть программы, находящейся на стадии реализации, которая предусматривает ознакомление мира Запада с шиизмом. Хотя в прошедших столетиях учеными Запада предпринимались значительные попытки в изучении различных аспектов ислама и исламской цивилизации, тем не менее большинство этих трудов носит яркий отпечаток фанатической настроенности против ислама и отчетливо прослеживается курс на его извращение.

Кроме того, все источники, которыми пользовались европейцы в исламоведческих исследованиях, были суннитского происхождения и когда речь шла о Коране, преданиях, истории жизни пророка, исламском законоведении (фикх - пер.) или схоластике (калам - пер.), то подразумевалась прежде всего сунна и сунниты и даже эти две точки зрения были полны извращений и враждебного пристрастия.

В существующих на европейских языках трудах шиизм представлен в виде секты и все ее мировоззрения и мотивы возникновения были ограничены политической и социальной борьбой и очень мало уделено внимания религиозному аспекту возникновения шиизма.

Даже в исследованиях по поводу шиизма, в целом, основная доля приходится на изучение исмаилизма и шиизму от двенадцати имамов не было уделено внимания даже на уровне учения фракции исмаилизма.

Причиной этого ограничения, возможно, служит исторический процесс развития Запада. До сего времени Запад имел с шиизмом всего лишь два непосредственных контакта: с арабами в Андалузии и Сицилии и с турками - на востоке Европы. В обоих этих контактах ислам был представлен суннитами и связь с шиитами была ограничена сравнительно ограниченными и тайными контактами с некоторыми духовными центрами исмаилитской фракции в Палестине во времена крестовых походов и, возможно, в некоторых районах Андалузии.

Мир Запада никогда до новых времен не сталкивался с миром шиизма и, в частности, иранским шиизмом и впервые ознакомился с иранской исламской культурой в Индии.

Так или иначе, эти мотивы и, возможно, усилия европейцев, направленные на принижение тех аспектов ислама, а именно, интеллектуальных, в которых силен был ислам, привели к тому, что шиизм за пределами мира последователей этой веры не был распознан таким, каким он был на самом деле в истории ислама и сейчас также является религией десятков миллионов иранцев, арабов, пакистанцев, индийцев и других национальностей.

На Западе бытовали признанные в большинстве кругах мнения востоковедов прошлого века, считавших шиизм нововведением в исламе или же выдумкой врагов ислама в последующих веках.

Достаточно изучить несколько известных имеющихся в распоряжении книг, связанных с шиизмом или же в которых имеются некоторые указания на него, чтобы убедиться в достоверности этого утверждения.

Учитывая вышесказанное и новый образ мышления, постепенно устанавливающийся в необходимости проводить исследования в области религии на Западе и, в частности, в англо-саксонских странах, с каждым днем все больше чувствуется необходимость проведения ряда фундаментальных исследований в области шиизма

После второй мировой войны постепенно в США и затем в Англии пришли к такому мнению, что наилучшим представлением религии является личность, рассматривающая религию из чрева самой религии и совершенно недостаточным и некомпетентным является мнение так сказать "очевидца", который сам совершенно не верит в религию или же определенную религию, являющуюся предметом его изучений, считает пустой и безосновательной.

Раскрытие этой истины связано со всевозрастающей потребностью ученых Запада и, в частности, молодежи пользоваться религиями Востока с тем, чтобы восполнить пробел, созданный ослаблением христианства и удивительной победой материализма. Это привело к тому, что в США были созданы центры, предметом деятельности которых были фундаментальные изучения в области религий и, по мере возможности, к делу привлекались ученые и источники из самой религии и, конечно, ислам, в целом, и шиизм, в частности, не были исключением.

Одним из начинателей этого движения был американский ученый колгейтского университета профессор Коне Морган, который часть своей жизни провел на Востоке и имел непосредственный контакт с виднейшими учеными, преподавателями и мыслителями религий Востока.

Этот профессор, получивший популярность в исламском мире за составление книги "Ислам прямой линии", написанной группой мусульманских ученых и раздел о шиизме которой написал профессор Махмуд Шахаби, несколько лет тому назад в колгсйтском университете создал центр, в котором могли собираться представители исконных мировых религий и сейчас он возглавляет его и ведет лекции об истории религий для самых талантливых студентов.

Профессор Морган во время публикации важных восточных религиозных источников и представления их миру Запада всегда пользовался мнениями истинных последователей этих религий.

Восемь лет назад, когда автор этих строк посетил этот центр, речь шла о нехватке исконных книг о шиизме и шиитах. Конечно, профессор Генри Карбон из сарбонского университета сделал очень многое для ознакомления Запада с шиитским образом мышления, но во-первых, его труды на французском языке были написаны на очень высоком уровне и, во-вторых, он имел дело с философией и догматикой и не затрагивал самых общих аспектов религии. Две или три, написанные на английском языке книги, представляют собой вдохновение христианских проповедников, посвятивших жизнь делу отвержения и искоренения шиизма.

К счастью, через один - два года летом 1964 года профессор Морган приехал в Иран. В то время я имел честь быть студентом почтенного профессора сейид Мухаммад Хусейна Табатабаи и в неделю несколько раз посещал его дом в Дараке и восполнял пробелы своих знаний у живого источника его преосвященства. Однажды я с господином Морганом посетил дом алламе Табатабаи. С первых минут духовно-нравственное присутствие алламе Табатабаи произвели на профессора Моргана чрезвычайное воздействие и он сразу почувствовал, что находится в присутствии такой крупной личности, в котором знания и мудрость из состояния мысли перешли в область практического воплощения в жизнь.

Возвращаясь после встречи с профессором по узким и пыльным улочкам Дараке, он сразу же запланировал написание профессором Табатабаи и моем содействии ряда книг, которые могли бы ознакомить мир Запада с шиизмом. Была составлена программа работы и достопочтенный профессор в течение трех лет написал две ценные книги, одной из которых является настоящая книга, а другая - "Коран с точки зрения шиитов", чем оказал огромную услугу исламской науке.

Текст этой книги был переведен на английский язык и некоторое время был предметом обучения в американских университетах и скоро, после окончания этого испытательного срока и оценки реакции студентов в усвоении этого произведения, написанного крупным исламским ученым, будет окончательно издан.

Второй том книги о Коране находится в состоянии перевода и третья книга из этой серии, имеющая целью представить шиизм на мировой арене, представляет переводной сборник высказываний шиитских имамов (духовных предводителей - пер.), неизвестных и скрытых от Запада.

Таким образом, книга "Шиизм в исламе" представляет собой новое исследование с новой целью, имеющей ввиду ознакомление не знакомых с исламским образом и. шиизмом людей, которые всеохватывающе желают взглянуть на общее мировозрение этого важного звена ислама.

Уважаемый автор книги эту цель преследовал без нанесения оскорбления суннизму и суннитам и в то же время выступил в защиту исконности шиизма и высказал причины и мотивы его возникновения. Он старался показать, что шиизм имеет совершенно исконные корни в исламе, не предусматривая при этом создать малейший раскол между шиитами и суннитами. Напротив, защищая исконность шиизма, он облегчил диалог между этими основными составными частями ислама, ибо действительное сближение возможно лишь при сохранении исконности сторон.

Удивительным качеством нашего времени является то, что потребность в этой книги на персидском языке, возможно, не меньше английского.

Тысячи молодых иранцев на сегодняшний день находятся в состоянии неведения и невежества по отношению к своей религии и в то же время чувствуют в себе потребность познать ее, но уровень их познаний нс позволяет им пользоваться религиозными книгами.

За истекшие годы вопрос религиозного обучения среди различных классов общества обрел удивительное состояние, тогда как религиозные меньшинства и иностранцы, проживающие в Иране, в своих домах и школах прилагают максимум усилии для того, чтобы передать своим детям свою культуру и религию. Это происходит в условиях, когда среди мусульман, составляющих подавляющее большинство иранского общества, в некоторых социальных прослойках религиозное обучение полностью предано забвению. Родители в этом смысле полностью лишили себя ответственности и надеется, что школа самым удивительным образом сможет взять на себя эту важную и тяжелую ответственность, тогда как школы, имеющие в свою очередь нехватку в учителях обычных предметов, естественно, не могут иметь никакой компетентности для воплощения в жизнь этого весьма важного дела.

Таким образом, постепенно воспитываются люди, которые располагают всеми материальными средствами жизни и могут приобрести все, что им захочется за исключением морали и целенаправленности. Они знают как двигаться, но не знают куда им идти, но ввиду того, что человек является существом, нуждающимся иметь цель и определенную направленность и не может всю жизнь посвящать пустому материальному времяпрепровождению и сладострастию, поэтому некоторые из них мучаются своим бездельем и бесцельностью и многие из них находятся в состоянии поиска своего рода духовного и религиозного обучения. В то же время найти учителя или даже книгу, которая могла бы на их языке разъяснить религиозные истины, историю и образ мышления шиизма очень трудно.

В таких условиях публикация подобной книги, которая в первую очередь написана для студентов и исследователей Запада, имеет большое значение и следует сказать, что это произведение является беспрецедентным в своем роде.

Алламе Табатабаи самым простым и доступным языком изложил почти все аспекты шиизма, начиная от истории и кончая философией и догматикой и в рамках небольшого объема книги раскрыл многие важнейшие истины исламского просвещения и шиизма. В результате публикации этого труда впервые персо-язычные читатели получили возможность постичь основы шиитского мышления и обрести ключи к последующим познаниям и исследованиям. Фактически, этот ценный труд является путеводителем, с помощью которого человек, для которого нравственный и духовный мир шиизма был неощутим, сможет встать и пойти по этому пути и с опорой на этот заслуживающий внимания путеводитель, может быть уверен, что не впадет в заблуждения и точно придет к назначенной цели.

Все этапы шиитской науки и просвещения, начиная от его истории, законоведения и шариата и до тончайших духовных и моральных истин, изложенных самым простым языком и могут принадлежать лишь действительному профессору-преподавателю, сконцентрированы в четырех частях. Впервые на простом и весьма доступном персидском языке вниманию иранского читателя, сейчас больше всего нуждающегося в самопознании и ориентации, была предложена подобная обширная тематика. Эта работа со всем его обширным охватом могла принадлежать лишь мысли и перу алламе Табатабаи.

Биография автора

Алламе сейид Мухаммад Хусейн Табатабаи является выходцем из крупной ученой семьи, члены которой род от рода были видными учеными Тебриза. Родился он в конце 1321 лунного года, соответствующего 1282 солнечному году (1903 г) в Тебризе и там же получил среднее образование.

В 1304 с. г. после завершения начального периода образования отправился в священный город Неджеф и в этом крупном центре шиизма в течение десяти лет пополнял свои знания различными сферами исламских наук. Исламское законоведение и методологию он изучал у известных преподавателей Наини и Компани, а философию - у сейид Хусейна Бадкуби, который сам был учеником Джелве и Али Мударреса, математику изучал около сейид а Абульгасема Хансари, а этику - у Хадж Мирза Али Гази, который считался виднейшей личностью в практической философии и мистике. В 1314 г он возвратился на родину.

Учеба алламе Табатабаи не ограничивалась обычными рамками фикха. Он помимо глубоко изучения арабской грамматики и литературы, законоведения и правоведения прошел полный курс древней математики, начиная от "Начала" Евклида и до "Великого математического построение астрономии" или же "Магесты" Пталомея, а также философию, догматику и комментирование Корана и в этих научных областях достиг высшей научной степени.

Популярность алламе Табатабаи в Тегеране и в других научных кругах началась с того времени, когда он после политических событий во второй мировой войне и их последствий в 1325 с. г. из Тебриза переселился в Кум и без всяких церемоний приступил к преподавательской деятельности в области философии и комментирования Корана. В своих поездках в Тегеран он встречался с любителями исламской философии и просвещения. Он не отказывался также от встреч с противниками религии и благодаря своему разуму и логическому суждению наставил на путь истинный и побудил познать религиозные истины и философию многих из тех, кто впал в глубокое заблуждение. Он в течение двадцати с лишним лет труда оставил после себя глубокий след не только среди духовенства, но и среди широкой аудитории образованных людей Запада. В течении ряда лет каждой осенью он в присутствии группы ученых и мыслителей встречался с профессором Генри Карбоном и на этих встречах обсуждались актуальные проблемы религии и философии, вопросы, которые пытается раскрыть каждый мыслящий человек.

Эти собрания имели весьма важные результаты. Несомненно, те заседания на том высоком уровне и с теми обширными горизонтами в настоящее время являются беспрецедентными и можно сказать, что со времен средневековья, когда прекратились действительные идейно-нравственные контакты между исламом и христианством, подобные контакты между исламским Востоком и христианским Западом не были достигнуть.

В кумской высшей духовной академии большой услугой алламе Табатабаи было возрождение интеллектуальных наук и комментирование Корана. Он постепенно ввел в предмет обучения основные положения философии, а именно книги "Шафа" и "Асфар". Высокая эрудиция и добрый нрав профессора привлекали к нему все больше и больше слушателей и талантливых студентов. Он за двадцать с лишним лет воспитал много ученых-богословов, которые сейчас являются профессорами философии.

Возможно, важнейшей его услугой философии, достигнутой подготовкой и воспитанием большого числа студентов и изданием книг, было то внимание алламе Табатабаи, которое он уделял значению нравственного воспитания и душевного очищения среди студентов. Он, фактически, создал новую школу воспитания личностей, которые сочетали в себе знания и нравственность и дал обществу достойных людей. Он постоянно настаивал на сочетании обучения и воспитания, что всегда было одним из важнейших принципов исламской культуры Ирана и что, к сожалению, на сегодняшний день в новой школьной системе и даже в школьной системе прошлого в некоторой степени предано забвению.

Труды алламе Табатабаи

Алламе Табатабаи создал большое научное наследие следующего содержания:

1- Комментарий к "Аль-мизан" - 14 томов на арабском языке, переведенные на персидский язык.

2- "Принципы философии реализма" - с комментариями господина Муртада Мотаххари, три тома из пяти которых до сего времени опубликованы, а остальные имеются в рукописи, опубликован также один том на арабском языке.

3- Глосса к "Асфар" Садраддина Ширази" - написанная к новому изданию "Асфар", подготавливаемая к печати под руководством алламе Табатабаи, и 6 томов которых до сего времени изданы.

4- Беседы с профессором Карбоном - в двух томах, один том которого издан в ежегоднике "Школа шиизма" в 1339 с. г. и второй том подготавливается к изданию.

5- "Трактат об исламской власти" - опубликованный на персидском, арабском и немецком языках.

6- "Глосса к "Аль-кифая"

7- "Трактат о силе и действии"

8- "Трактат о доказательстве сути"

9- "Трактат о качествах"

10- "Трактат о действиях"

11- "Трактат о средствах"

12- "Человек до религии"

13- "Человек в религии"

14- "Человек после религии"

15- "Трактат о пророчестве"

16- "Трактат о преемственности"

17- "Трактат о производных"

18- "Трактат об аргументации"

19- "Трактат о паралогизме"

20- "Трактат об аналитическом суждении"

21- "Трактат о структурах"

22- "Трактат о доверии"

23- "Трактат о пророчестве и постах"

24- "Стихотворение о каллиграфическом почерке наста'лик"

25- "Али и божественная философия" - переведена на персидский язык

26- "Коран в исламе"

27- "Шиизм в исламе" - имеется ввиду настоящая книга и несколько других трактатов и статей.

Кроме того, большое число статей алламе Табатабаи издано различными изданиями, такими как "Мактабе ташайу" (школа шиизма- пер), "Дарсхаи аз мактабе эслам" (исламские уроки - пер.) и др.

Важнейшим произведением алламе Табатабаи, несомненно, является вышеназванный труд "Комментарий к "Аль-мизан", семнадцать томов которого до сего времени изданы и составляют комментарий к более чем половине Корана.[1] Это ценное произведение является крупнейшим комментарием Корана нашего века и для нынешнего поколения представляет ту же услугу, которые оказали комментарии прошлого с учетом уровня знаний и философии в осознании Корана для мусульман тех времен. Помимо того, алламе Табатабаи в своем комментарии использовал новый метод, опирающийся на текст преданий и комментирование коранических стихов другими стихами из Корана.

На сегодняшний день алламе Табатабаи все свое время посвящает созданию этого колоссального труда и надеемся, что он сможет довести его до конца.

Алламе Табатабаи с большим упорством, не обращая внимания на блеск окружающей жизни, свой простой образ жизни посвящает услужению науке, религии, воспитанию учеников и написанию своего ценного труда.

Конечно, нет нужды представлять его иранским научным кругам и, если бы уважаемые читатели этой книги были бы из этого числа, то я не посмел бы так малословно представить эту великую личность. Но ввиду того, что новая группа читателей через эту книгу впервые знакомится с выдающимся профессором богословия, я, долгие годы имевший честь быть его учеником и свой долг перед ним исполнивший переводом этой книги на английский язык, считаю свой обязанностью сказать несколько слов об алламе Табатабаи и своим недостойным слогом в некоторой степени представить Вам величайшего профессора философии нашей эпохи.

Конечно, перо затрудняется описать эту великую личность и словами очень трудно описать степень совершенства, мудрость и его духовное положение. Эти строки описания являют собой каплю в море, в котором он долгие годы молчаливо и терпеливо служил исламскому и иранскому обществу и ввиду того, что достиг степени приближения к Господу, подобно факелу осветил все вокруг себя и определил путь многим своим ученикам и читателям своих произведений и придал их идейно-нравственной жизни новое вдохновение, целенаправленность и новое содержание.

Эта книга, названная "Шиизм в исламе", повествует о действительной сути шиитского вероиспове-дования, составляющее одно из двух крупных вероиспрведований ислама (шиизм и суннизм). Книга рассматривает условия зарождения и проявления, шиитский образ мышления, исламское просвещение с точки зрения шиизма.

Религия - нет сомнения в том, что каждый человек общества в своей жизни, естественно, имеет склонность к себе подобным и совершает определенные дела в рамках своей общины и общества и совершаемые им дела неотделимы от дел других членов общества. Дела, которые совершает человек, такие как есть и пить, спать и будить, говорить и слушать, сидеть и ходить, дружеские встречи и раздоры и др., хотя на первый взгляд внешне отличаются друг от друга, тем не менее, они имеют тесную взаимосвязь. Нельзя совершить любое дело в любом месте и один вслед за другим, ибо в каждом деле имеется свой счет.

Значит, дела, совершаемые человеком на его жизненном пути, претворяются в жизнь согласно определенным законам, которых нельзя обойти и, фактически, имеют определенный первоисточник, а именно то, что человек хочет иметь счастливую жизнь, где ему будет сопутствовать успех и он может достичь своих пожеланий. Иными словами, он по мере возможности, хочет для своего существования полностью устранить свои потребности.

Именно поэтому человек постоянно согласовывает свои действия с законами и положениями, которые он составил по своему усмотрению или же принял от других, и выбирает себе на жизненному пути определенный метод. Он работает, чтобы приобрести средства для жизни, ибо средства для жизни он считает одним из законов. Он для того, чтобы постичь наслаждение, утолить голод и жажду ест и пьет воду, ибо обед и воду считает необходимыми для продолжения и сохранения счастливой жизни и т. д.

Названные законы и положения, господствующие в человеческой жизни, основываются на одну основополагающую веру и человек в своей жизни опирается на нее и это есть то представление, которое имеет человек о мире бытия и сам является частью этого мира и, фактически, есть суждение, которое выносится о нем. Этот вопрос с учетом различных суждении людей о действительности мира бытия совершенно ясен. Те, кто считают мир бытия этим материальным и ощутимым миром и человека рассматривают как стопроцентно материальное существо, своим принципом в жизни считают удовлетворение материальных потребностей и достижение краткосрочных мирских наслаждений и все их усилия на этом пути сводятся к тому, чтобы подчинить себе все условия и природные факторы.

Те, кто подобно идолопоклонникам, считают природу творением сверх природного Бога, сотворившего мир и, в частности, человека и одарившего его всевозможными благами с тем, чтобы пользовались его дарами, свой жизненный принцип составили таким образом, чтобы привлечь к себе удовлетворение божье и не допустить его гнева, ибо если они достигнут божьего удовлетворения, то он вдоволь и долго будет одарять их своими благами, а если они вызовут его гнев, то он отберет у них эти блага.

Те, кто помимо веры лишь в Бога предусматривают для человека вечную жизнь и считают его ответственным за добродеяния и злодеяния и, в итоге, подтверждают существование дня Воскресения и дня Воздаяний (день Страшного суда) подобно огнепоклонникам и евреям, христианам и мусульманам, по своему жизненному пути идут так, чтобы этот принцип веры был соблюден и обеспечено счастье на этом и в потустороннем мире.

Комплекс этих убеждений и принципов (вера в человеческую и мирскую действительность) и соответствующие им законы и положения, реализуемые на жизненном пути, именуется религией и, если в религии возникнут разветвления, то каждую религиозную фракцию называют верой или вероисповедованием. К примеру, суннитская и шиитская вера в исламе и протестантская и католическая вера в христианстве.

Итак, подводя итог сказанному, можно сказать, что человек никогда не может быть (если даже не имеет веры в Бога) отделим от религии (жизненной программы, основывающейся на принципе вероисповедования).

Значит, религия - это метод жизни и неотделим от человека.

Священный Коран считает, что человек не может избежать религии и это есть путь, открытый Господом для человека, чтобы он прошел по нему и пришел к Нему. Вся разница лишь в том, что те, кто приняли религию истины (ислам), правильно прошли путь божественный, а те, кто не приняли - пошли по неверному и кривому пути.[2]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.