Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сейид Мохаммад Хусейн Табатабаи 2 страница




Ислам- в словарном смысле означает покорность и повиновение и священный Коран, религию к которой призывает, потому называет исламом, что вся ее основная программа состоит в покорности человека Богу мира и миров с тем, чтобы он не преклонялся ни перед кем, кроме как Богом и не подчинялся ни чьим указам, кроме указов божьих,[3] Как видно из Корана, его светлость Ибрагим (да будет мир с ним -впредь в форме ДБМ) первым эту религию назвал ислам, а его последователей - мусульманами.[4]

Шиит - шиит в словарном смысле означает последователь, приверженец и этим именем называют тех, кто достойным преемничества великого пророка (да благословит Аллах его и род его - впредь в форме ДБАР) считает род пророка и является последователем учения рода пророческого.[5]


 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ ШИИЗМА

 

Глава 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ШИИЗМА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Возникновение шиизма, получившего известность шиизма от Али (ДБМ) (первый духовный предводитель из рода пророческого - пер.), следует относить ко времени, когда великий пророк был еще жив и процесс возникновения и призыва к исламу в течение двадцатитрехлетнего срока миссии пророка имел многие предпосылки, естественно требовавшие создание большого числа сторонников из числа близких родственников пророка.[6]

1-Великий пророк, в первые дни своей пророческой миссии получивший, как свидетельствует Коран, указ от Господа призвать к своей религии ближайших родственников, совершенно открыто заявил им, что самый первый из них, кто примет его призыв к религии, будет его преемником и наследником[7] Али раньше всех других принял ислам и великий пророк принял его решение и обязался исполнить свое обещание.[8] Обычно невозможно, чтобы глава какого-либо движения в первые дни своей миссии представил чужым людям одного из своих соратников в качестве своего преемника и не представил бы его своим преданным друзьям, или же считал его своим преемником, но в течение всей своей жизни игнорировал его положением преемника и не уделял бы ему должного внимания и не ставил разницы между ним и другими людьми.

2- Великий пророк (ДБАР), согласно некоторым весьма достоверным преданиям суннитского и шиитского происхождения, говорил, что Али (ДБМ) в своих деяниях и словах защищен от всяких грехов и ошибок.[9] Любое его слово и любое его дело полностью согласуется с религиозным призывом и он является самым мудрым в исламском просвещении и законах.[10]

3 Али (ДБМ) сделал очень много ценного для ислама, шел на удивительные самоотверженные дела и, к примеру, в ночь на историческое переселение великого пророка, зная, что должно совершиться покушение на жизнь пророка, он самоотверженно лег в его постель,[11] в сражениях Бадр и Ухуд, Хандаг и Хсйбар совершил чудеса мужества и смелости и, если не его присутствие в этих сражениях, ислам и мусульмане предстали перед вопросом искоренения.[12]

4- Событие Кадира Хома известно тем, что в этом местечке великий пророк ислама (ДБАР) представил Али народу в качестве своего преемника и назначил его себе подобным правителем.[13]

Естественно, что отличительные особенности и качества, которые также подтверждались и другими,[14] а также чрезмерная любовь пророка к Али (ДБМ),[15] побудили многих приверженцев и сторонников пророка полюбить Али и следовать его курсу и это в свою очередь вызвала гнев и злобу среди других.

Помимо всего этого, в речах великого пророка часто употреблялось название шиитов от Али и шиитов рода пророческого.[16]

Глава2. ПРИЧИНА ОТДЕЛЕНИЯ ШИИТСКОГО МЕНЬШИНСТВА ОТ СУННИТСКОГО БОЛЬШИНСТВА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ

Сторонники и последователи Али (ДБМ), учитывая положение, которое имел его светлость в отношении к великому пророку (ДБАР), его приближенным и мусульманам, были уверены, что преемственность после смерти великого пророка будет принадлежать Али (ДБМ) и внешнее положение дел и событий, за исключением тех дней, когда великий пророк (ДБАР) был болен, подтверждают их мнения.[17] Но вопреки их ожиданиям, сразу после смерти великого пророка, когда еще его труп не был предан земле и члены рода пророческого и их сторонники были погружены в море горя и печали, пришло известие о том, что группа лиц, впоследствии получивших название большинства, очень быстро и без совета с семьей пророка и, даже не поставив их в известность, натянув на лицо маску доброжелательности, избрала халифа и правителя для мусульман и поставила Али и его приверженцев перед свершившимся фактом.[18] Али (ДБМ) и его сторонники такие как Аббас и Зейбар, Салман и Абузар, Мегдад и Амар после завершения церемонии погребения пророка (ДБАР) стали протестовать против избранного халифа и заправил этого дела, но им ответили, что интерес и выгода мусульман заключены именно в этом избрании.[19]

Именно эта критика и протесты способствовали отделению меньшинства от большинства и последователи Али (ДБМ) этим именем, то есть шииты от Али, получили известность в обществе. В то же время правящий аппарат, как требовала политика того времени, был начеку, чтобы вышеназванное меньшинство не обрело популярность и не произошло раскола общества на меньшинство и большинство, ибо халифат они считали законным, а протестующее меньшинство - стоящим вне закона и называли их противниками халифата, а иногда и другими недостойными названиями.[20]

Конечно, шиизм в те первые дни был осужден политикой того времени и не смог добиться чего-либо своими протестами и Али с тем, чтобы соблюсти интересы и ислама и мусульман и не имея достаточных военных сил, не пошел на кровавое восстание. В то же время протестующее население по своим соображениям не покорилось большинству и преемственность пророка (ДБАР) и научную компетентность считало несомненным правом и присущим лишь Али (ДБМ).[21] Они научно-нраваственную компетентность считали присущим его светлости и призывали мусульман на его сторону.[22]

Глава 3. ДВЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И НАУЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Шиизм, согласно исламскому учению, считал, что для общества первостепенную значимость имеет освещение учения ислама и религиозной культуры,[23] и второстепенным он считал полное проникновение и обретение авторитета в обществе.

Иными словами, во-первых, важно, чтобы члены общества рассматривали мир и человека реальным взглядом, знали и исполняли свои человеческие обязанности (как того требует действительность), если даже это им не по душе.

Во-вторых, всякая религиозная власть должна соблюдать в обществе действительно исламский порядок, да так, чтобы люди не преклонялись ни перед кем, кроме Аллаха и обладали бы полной свободой и общественно-индивидуальной справедливостью. Эти две цели должны осуществляться тем, кто обладает божественной честью и неприкосновенностью. В противном случае может оказаться так, что у власти или во главе науки могут оказаться идейно извращенные и недостойные лица, и постепенно свободолюбивая справедливая исламская власть превратится в деспотический царский аппарат или же несознательную военную машину. В результате, такое чистое религиозное дело как просвещение других религий будет подвержено извращениям и изменениям эгоистичных "ученых". Действительным преемником, по утверждению великого пророка, чьи слова и действия полностью согласовались с Кораном и традициями пророка, был именно Али (ДБМ).[24]

Хотя большинство утверждало, что курейшиты были противниками власти Али, было необходимо побудить противников поверить в Бога и "посадить на свои места" непокорных, да так, что его сторонники вступали в сражение с противниками выплаты заката (налог с имущества с пользу бедных мусульман- пер.) и не отказывались от получения заката, но не в страхе перед тем, что курейшиты посягнут на их право. Да, то, что воздерживало шиитов от принятия власти по избранию, был страх перед его тяжелыми последствиями, а именно, порочным методом правления исламской власти и разрушением основ высших учений исламской религии. Последующие события с каждым днем все больше проясняли верность этой мысли.

Первоначальное число сторонников Али (ДБМ) было настолько незначительно, что не могло идти ни в какое сравнение с большинством и они хотя ради сохранения и усиления мощи ислама не проявляли никакого легального противодействия, тем не менее продолжали пополнять свои исламские знания у источника рода пророческого и нелегально призывать людей к поддержке рода пророка. Шииты даже сражались плечом к плечу со своими противниками из большинства и старались обрести больше популярности в обществе. Его светлость Али (ДБМ) сам в случае необходимости ради сохранения исламской власти давал советы и напутствия представителям большинства.[25]

Глава 4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД ПРАВЛЕНИЯ ПО ИЗБРАНИЮ И НЕСООТВЕТСТВИЕ ЕГО ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ ШИИЗМА

Шииты считали, что небесный исламский кодекс содержание которого изложено в книге господней и традициях пророка великого. должен остаться в силе до дня Страшного суда и ни в коем случае не должен быть изменен[26] и исламское правительство ни под какими предлогами не должно отказаться от его исполнения. Единственной обязанностью исламской власти является принятие решения в совете в рамках шариата и интересов ислама того времени. В то же время из событий, происшедших ввиду реализации политики "союза" шиитов с большинством, а также событий, связанных с преданием "бумаги и чернил", которое относится к событиям последних дней болезни великого пророка, выяснилось, что заправилы и сторонники халифата по избранию такого мнения, что Книга господняя в качестве основного закона должна оставаться неприкосновенной, а традиции и высказывания пророка не могут оставаться постоянными и даже считали, что исламская власть того времени ради интересов того времени может игнорировать ими. Это мнение подтверждалось многими преданиями, высказанными впоследствии в адрес сподвижников пророка (сахаба - пер.), ибо сахаба являются муджтехидами (шиитский законовед, достигший высшей степени в толковании религиозных законов - пер.) и если они в своем толковании окажутся правыми, то их ждет вознаграждение на этом и в потустороннем мире и если ошибется, то они будут прощены. Ярким примером к тому было то, что один из полководцев халифа Халед бин Валид однажды вечером был в гостях у исламского просветителя Малека бин Новейре и когда представился удобный случай, он убил его и бросил в печь его голову и вступил в незаконные отношения с женой убитого. После этого позорного преступления халиф под предлогом того, что его власть нуждается в этом полководце, в отношении Халеда не исполнил положений шариата,[27] а также запретил выплату хомса (пятая часть любой военной добычи, шедшая на содержание потомков пророка, вдов, сирот и нищих - пер.) родственникам пророка. Также полностью было запрещено писать предания о пророке (хадис - пер.),[28] и если у кого-либо находили письменное предание о пророке, то личность подвергалась аресту, а предание - сжигали.[29] Этот запрет продолжался в течение всего срока правления рашидитских правителей и до правления омавидского халифа Омара бин Абдульазиза (99 - 102 л. г.).[30] Во время правления второго халифа (13 - 25 л. г.) эта политика приняла более суровые формы и он запретил осуществление таких положений шариата как "хадж таматта' " (необязательное паломничество - пер.) и "неках мот'э (временный брак - пер.), а также высказывание выражения "хайа ала хейр-оль-амаль" (спешите к добродеянию - пер.) в призыве к молитве (азан - пер.)[31] и ввел положение о трех разводах.[32] В период его халифатского правления народное добро (бейт-оль-мал-пер.) распределялось крайне несправедливо, что впоследствии привело к тяжелым классовым различиям и страшным кровавым схваткам. В период его правления Муавие в Шаме (Сирия - пер.) правил традициями полновластного повелителя и кесаря, да так что халиф называл его арабским кесарем и не противился его действиям.

Второй халиф в 23 л. г. был убит своим иранским слугой и согласно решению большинства членов совета из шести человек, созданного по инициативе второго халифа, уздцы правления в свои руки взял третий халиф. Он в различных районах халифата в Аравии, Ираке, Египте и других исламских странах правителями назначил своих родственников из рода омавидов.[33] Они в этих странах заложили основы деспотии и открыто приступили к гнету, тирании, распутству и нарушению существующих исламских законов. В результате, во дворец халифа начали стекаться жалобы и протесты, но халиф, находившийся под впечатлением омавидских куртизанок и Марвана бин Хакма,[34] не предпринимал никаких мер, а в некоторых случаях распоряжался усилить гнет, притеснения и преследования жалобщиков.[35] Наконец, в 35 л. г. народ поднял бунт и после нескольких дней блокады в своем дворце халиф был убит возбужденной толпой. Третий халиф за время своего правления чрезвычайно усилил в Шаме власть своего омавидского родственника Муавие и, фактически, основная власть была сконцентрирована в Шаме, а его халифатский дворец имел второстепенное значение.[36] Первый халиф был избран большинством голосов аристократической верхушки, а второй согласно завещанию первого халифа, третий же пришел к власти решением совета шести, члены и устав которого были определены вторым халифом. В целом, политика трех халифов, правивших двадцать пять лет, сводилась к осуществлению в обществе исламских законов, опирающихся на решение муджтахида и составленных в соответствии с условиями того времени правящим халифом. В отношении исламского просвещения дело обстояло так, что Коран читали просто без всяких комментариев и пояснений, а предания о великом пророке (ДБАР) высказывались без всяких записей. Переписка священного Корана имела свою монополию, а переписывание преданий (хадисы - пер.) было запрещено.[37] После сражения Ямаме, завершившегося в 12 л. г., в котором была убита группа чтецов Корана, Омар бин Хаттаб предложил первому халифу собрать в одной книге все коранические стихи. Он, делая свое предложение, сказал, что если вновь вспыхнет война и погибнут остальные чтецы Корана, то мы навсегда лишимся небесной Книги и поэтому необходимо все стихи из Корана собрать в одной книге.[38] Они приняли это решение в отношении к священному Корану, тогда как преданию о великом пророке (ДБАР), составляющем ядро Корана, ввиду того, что эта книга была запрещена и где только находили ее, то предавали огню, угрожала та же опасность и оно могло быть подвергнуто искажениям и извращениям противоречивыми фактами.

Дело дошло до того, что возникли противоречивые предания по поводу первостепенных основ ислама подобно чтению намаза (молитвы - пер.). За это время в научных областях не было предпринято никаких действенных шагов и поощрения, которые делались в Коране и на чем постоянно твердил великий пророк в деле развития наук и знаний, оказались безрезультатными и большинство людей было занято непрекращающимися войнами и уповало на огромные богатые трофеи, стекавшиеся в Аравию со всех сторон, и роду пророка, во главе которого стоял Али (ДБМ) и которого великий пророк представил народу как глубоко осведомленного в исламском просвещении и целях Корана человека, не уделялось никакого внимания. Они даже не привлекли Али к делу сбора коранических стихов, тогда как знали, что после смерти пророка (ДБАР) он долгое время сидел дома и занимался сбором коранических стихов в одном сборнике.[39] Все эти вопросы побуждали сторонников Али быть более твердыми в своем решении, более внимательными в своих действиях и словах и больше активизировать свою деятельность. Али, которому уже было невозможно в широких масштабах заниматься воспитанием исламских кадров, давал частные уроки.

За эти двадцать пять лет трое из верных соратников Али (Салман Фарси, Абузар Гафари и Мегдад), которые в любых условиях были последователями и соратниками его светлости, скончались, но в то же время он обрел много сторонников в Аравии, Йемене в Ираке и, в результате, после убийства третьего халифа, со всех сторон к нему стали стекаться люди, которые объявили ему свою верность и избрали его халифом.

Глава 5. ЗАВЕРШЕНИЕ ХАЛИФАТА ЭМИРА ПРАВОВЕРНЫХ АЛИ (ДБМ) И МЕТОД ПРАВЛЕНИЯ ЕГО СВЕТЛОСТИ

Правление его светлости Али (ДБМ) началось в конце 35 л. г. и продолжалось почти четыре года и пять месяцев. Али (ДБМ) в период своего правления следовал методу и традициям великого пророка (ДБАР) и вернул в первоначальное состояние большинство изменений, введенных в период правления предыдущих халифов. Он отстранил от государственных дел многих недостойных людей,[40] решил многие проблемы народа и это, фактически, было своего рода революционным движением.

Али (ДБМ) в первый день своего правления во главе халифата в своей речи сказал народу: "Знайте, что проблемы, которые вы имели в период пророческой миссии пророка, вновь вернулись к вам. вы должны полностью преобразоваться. Люди науки и знаний должны продвинуться, а те, кто совершали злодеяния, должны отойти (всегда имеются истина и неистинна и каждая из них имеет своих сторонников и следует идти по пути истины). Если неистинны много это не новость, а если же истины не много, то такое также встречается и есть надежда на продвижение. Конечно, редко случается, чтобы что-то отвернулось от человека и затем вновь вернулось к нему".[41] Али (ДБМ) продолжил свое революционное правление и как обычно происходит при любом революционном движении, недовольные элементы, интересам которых власть Али угрожала опасностью, со всех сторон стали поднимать голову и встали на позиции противоборства. Они под предлогом мести за третьего халифа затеяли кровопролитные гражданские войны, которые продолжались почти в течение всего срока правления Али (ДБМ). По мнению шиитов, зачинщики этих гражданских войн не имели никаких целей, кроме личных интересов и месть за третьего халифа была лишь удобным демагогическим предлогом, в чем не было никакого сомнения.[42]

Причиной первой войны, получившей название Джамел, были межклассовые противоречия, возникшие со времен второго халифа в результате несправедливого раздела народного добра. Али (ДБМ), после того как стал во главе халифата, справедливо и поровну в соответствии с традициями великого пророка разделил имущество среди народа.[43] Этот метод раздела вызвал гнев Зобейра и Талехе и они отвернулись от Али и под предлогом паломничества в Мекку покинули Медину. Они в этот путь отправились вместе с "умм-аль-муминин" (мать правоверных-пер.) Аише (одной из жен великого пророка ислама -пер.), которая была не в ладах с Али (ДБМ), и под предлогом мести за третьего халифа начали кровопролитную войну Джамел.[44]

Следует заметить, что когда разгневанный народ в Медине окружил и затем убил третьего халифа, Талехе и Зобейр не только не защитили его,[45] но и после его убийства первыми объявили Али свою преданность и союз.[46] Аиша в свою очередь была из тех, кто побуждал народ убить халифа,[47] и услышав весть о его убийстве, разнеслась в потоке ругани в его адрес и облегченно вздохнула. Фактически, основными зачинщиками убийства третьего халифа были сахаба, которые из Медины писали письма во все стороны и подстрекали народ к убийству халифа.

Причиной второй войны, получившей название Саффейн и продлившейся полагатора года, было желание Муавие править халифатом, который под предлогом мщения за третьего халифа начал эту войну, в которой была пролита кровь боле ста тысяч невинных людей. Конечно, в этой войне Муавие не защищался, а нападал, ибо война во мщение никогда не может быть оборонительной.

Эта война получила название мщения за третьего халифа, тогда как халиф, попросивший его о помощи в последние дни своей жизни, не получил ее от него. Муавие с войском из Шама отправился в Медину, но по пути сделал столько преднамеренных остановок, что пришло известие об убийстве халифа и тогда он вернулся в Шам и поднял бунт во мщение за халифа.[48]

После мученической гибели Али (ДБМ), Муавие захватил власть в халифате и забыл о мести за третьего халифа и прекратил преследование убийц халифа.

После войны Саффейн началась война Нахраван. В этой войне некоторые сахаба по подстрекательству Муавие восстали против Али (ДБМ) и подняли в исламских странах против Али мятежи. Где только появлялись сторонники Али (ДБМ), их убивали и даже не жалели беременных женщин, им вспарывали животы и безжалостно отрезали головы зародышам.

Али (ДБМ) подавил эти мятежи, но через некоторое время в куфийской мечети во время совершения молитвы был предан мученической гибели за веру хавариджами (отступившимися - пер.).

Глава 6. ДОСТИЖЕНИЕ ШИИЗМА ЗА ПЯТЬ ЛЕТ ПРАВЛЕНИЯ АЛИ (ДБМ)

Хотя Али за четыре с лишним года правления в халифате не смог полностью восстановить развалившееся положение дел в исламских странах, тем не менее в трех аспектах он достиг полного успеха:

1- Благодаря своим качествам справедливого человека, показал людям и, в частности, будущим поколениям притягательные качества великого пророка ислама (ДБАР). Он напротив царского образа жизни Муавие, жил простой жизнью бедного человека и никогда своих родственников и друзей не предпочитал незнакомцам, богатого - бедному, сильного - слабому.

2- Несмотря на чрезвычайную занятость, он все же распространял среди народа ценные запасы божественного просвещения и исконные исламские знания.

Противники Али (ДБМ) говорили: "Он был человеком отваги, а не политики, ибо с самого начала своего правления в халифате мог бы временно пойти на дружбу и союз с недовольными элементами и тем самым упрочить основы своей власти и затем уж разгромить своих врагов".

Они, говоря это, не учитывали, что халифатское правление Али было своего рода революционным движением, а революционные движения не должны идти по пути соглашательства и двуличия. Подобное положение возникло и в период пророческой миссии пророка, когда безбожники и вероотступники неоднократно предлагали ему пойти на соглашательство с ними или же, если он оставит в покое их богов -противиться его божественной миссии. Несмотря на это, он не согласился с этим, хотя мог в те трудные для него дни ради упрочения своего положения пойти на компромисс и затем избавиться от своих противников.

В принципе, исламский призыв не позволяет ради восстановления своих прав попирать правами других или же устранять не истину другой неистинной и в священном Коране имеется много стихов в подтверждение этого.[49]

Хотя противники ради достижения своих целей не брезговали никакими преступлениями и нарушениями четко выраженных исламских законов (всех без исключения) и под предлогом того, что являются сахаба и муджтахидами, делали все, что им было угодно, тем нс менее Али четко придерживался исламских законов.

Имеются записи более одиннадцати тысяч выражений Али (ДБМ) в самых различных областях интеллектуальных, религиозных и общественных наук, которые он в своих речах выразил самой красноречивой форме.[50] По его распоряжению была составлена грамматика арабского языка и заложена основа арабской литературы. Он первым в исламском мире глубоко вник в божественную философию,[51] он говорил методом свободной аргументации и логического доказательства, выдвинул проблемы, которые до него не рассматривались философами мира и даже в разгар войны вступал в научные споры.[52]

3- Он воспитал большую плеяду религиозных служителей и исламских ученых,[53] среди которых были такие ученые как Овейс Гарани, Камил бин Зияд, Мейсам Таммар и Рашид Хеджри, широко признанные в исламском мире, а также многие личности, известные в исламском законоведении, догматике, комментировании и чтении Корана и других исламских науках.

Глава 7. ПЕРЕХОД ХАЛИФАТА К МУАВИИ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЕГО В ЦАРСКУЮ НАСЛЕДСТВЕННУЮ ДИНАСТИЮ

После мученической гибели эмира правоверных Али (ДБМ), согласно завещанию его светлости и как того хотел народ, Хасан бин Али (ДБМ). которого шииты считают своим вторым имамом или духовным предводителем, возглавил халифат, но это было совершенно не по душе Муавие и он в таких обстоятельствах не мог сидеть сложа руки и вместе со своим войском двинулся в Ирак, где находилась ставка халифата, и вступил войну с Хасаном бин Али.

Он самыми различными кознями и огромными взятками постепенно вывел из колеи некоторых сторонников и командующих Хасана бин Али и, наконец, заставил его в качестве перемирия передать ему власть в халифате и Хасан бин Али с тем условием передал ему власть, что после смерти Муавие власть перейдет к нему и права шиитов не будут попраны.[54]

В 40 л. г. Муавие стал во главе халифата и сразу же по приезду в Ирак в своей речи к народу сказал: "Я не сражался с вами ради того, чтобы запретить вам молиться и соблюдать пост, я хотел властвовать вами и добился своей цели".[55] Он также сказал: "Я порвал и растоптал мой договор с Хасаном".[56] Он этим хотел сказать, что впредь политика будет отделена от религии и для религиозных законов не будет никакой исполнительной гарантии и он приложит все свои силы для сохранения своей власти. Было совершенно ясно, что предполагалось установление не власти преемника пророка господнего, а самодержавной царской власти. Поэтому некоторые при аудиенции приветствовали его по-царски, сам же он на некоторых церемониях расписывал себя чуть ли не царевичем или королем,[57] тогда как на общих сборищах называл себя халифом. Естественно, власть, опирающаяся на могущество и насилие, ведет дело к наследственной династии и он, наконец, достиг своей цели и посадил на трон своего сына Язида, молодого, полностью распутного, без малейшей религиозной принадлежности человека,[58] приведший к известным в истории позорным событиям.

Муавие, говоря о своем прошлом, хотел напомнить, что не позволит Хасану после него стать во главе халифата и в отношении правления халифатом после его смерти он имеет на то особый счет. Именно поэтому он отравил Хасана и открыл путь для своего сына Язида. Муавия, ликвидировав вышеназванный договор с Хасаном, хотел дать понять, что шииты-сторонники рода пророческого никогда впредь не будут иметь безопасности и спокойствия и продолжать свою религиозную деятельность и это он воплотил в жизнь.[59]

Он объявил, что всякий кто выскажет предание в восхваление рода пророческого, его жизнь и имущество лишатся всякой неприкосновенности.[60] Он также распорядился, чтобы всякий, кто расскажет предание или же восхвалит других сахаба и халифов, будет удостоин большого вознаграждения и, в результате, было создано множество измышленных хвалебных од.[61] Он распорядился также, чтобы во всех исламских странах с мечетных кафедр в адрес Али (ДБМ) высказывалась ругань и это распоряжение исполнялось до омавидского халифа Омара бин Абдульазиза (99 - 101). Агенты и приспешники Язида убили многих близких и соратников-шиитов Али и головы некоторых из них были нанизаны на копья и показаны в городах. Шиитов, где только могли, подвергали оскорблениям и ругани и доставляли отвернуться от Али, а кто отказывался - убивали. (41)

Глава 8. ТЯЖЕЛЕЙШИЕ ДНИ ДЛЯ ШИИТОВ

Самые тяжелые времена для шиитов за всю историю шиизма было время двадцатилетнего правления Муавие, когда шииты не имели малейшей безопасности и большинство из них были распознаны и были так сказать заклейменными. Двое из шиитских предводителей (второй и третий имам), жившие во времена правления Муавие, не имели малейшей возможности изменить существовавшее положение дел. Даже третий имам шиитов его светлость Хусейн (ДБМ), поднявший бунт в первые шесть месяцев царствования Язида, вместе со своими детьми и всеми соратниками был предан мученической гибели, а за десять лет правления Муавие он не имел малейшей возможности поднять подобное восстание.

Суннитское большинство в ответ на чинимые бесчеловечные преступления и убийства, на все распутства и презренные дела, совершаемые сахаба и приближенными Муавие, приводило такое оправдание, сводившееся к тому, что они являются сахаба и как говорит предание о пророке (ДБАР) сахаба являются муджтахидами и их действия заранее прощены и Господь доволен ими и всякое совершаемое ими действие полностью прощается им. Но шииты имели на этот счет другое мнение, а именно:

во-первых, совершенно неразумно и уму непостижимо, чтобы глава какой-то общины подобно пророку (ДБАР) начал бы движение ради восстановление попранных прав, свободы и справедливости и с этой целью привлек на свою сторону большую группу людей, которые были бы готовы отдать все ради воплощения в жизнь этой святой цели, и воплотил в жизнь свою идею и после достижения этой цели предоставил бы полную свободу действий своим соратникам в отношении к людям и священным законам и прощал бы всякие чинимые ими преступления, насилия и разврат. Иными словами, с помощью средств, благодаря которым он построил здание, разрушил бы это здание;

во-вторых, предания, которые возносят на уровень святости сахаба и оправдывают их незаконные действия и представляют их прощенными и оберегаемыми Господом, дошли до нас от самих же сахаба или же приписываются им. Сами же сахаба, как свидетельствуют исторические факты, не предусматривали друг в отношении друга никакой неприкосновенности и неповинности. Именно сахаба начали убивать, проклинать и позорить друг друга и в отношение друг к другу не шли ни на какие уступки.

Таким образом, сами действия сахаба свидетельствуют о несправедливости этих утверждений и если даже они будут верны, то предусматривают не законность действии и святость сахаба, а нечто другое.

Если предположить, что Господь всевышний как-то выразил удовлетворение за их услуги в исполнение его указов, то это в смысле выражения благодарности за их действия в прошлом и не означает, что в будущем они могут творить все, что им вздумается.

Глава 9. УСТАНОВЛЕНИЕ ВЛАСТИ ДИНАСТИИ ОМАВИДОВ

В 60 л. г. Муавие умер и его сын Язид согласно союзу преданности народа, которым заручился для него отец, взял бразды правления исламской властью в свои руки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.