Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аграмматическая дисграфия




Проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Является составной частью единого симптомокомплекса лексико-грамматического недоразвития. Чаще всего отмечается у детей с ОНР. Программа рассчитана на 80 часов и охватывает следующие уровни: слово, предложение, текст.

Задачи коррекционного обучения:

1. Установление логических и языковых связей между предложениями;

2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);

3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);

4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;

5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);

6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;

7. Обучение конструированию сложного предложения.

Данный раздел программы рекомендован для работы с детьми с ОНР.


План работы по преодолению

аграмматической биографии

Тема занятия Содержание работы Часы  
1. Слово. Словосочетание. Предложение  
А. Развитие навыков словообразования  
1. Родственные слова Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с одно­коренными словами. Дифференциация одноко­ренных и родственных слов. Пополнение слова­ря и развитие навыков словообразования    
2. Корень слова Знакомство с понятием «корень». Дифференци­ация однокоренных и родственных слов. Соот­несение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и одноко­ренных слов    
3. Приставка Знакомство с приставками. Тренировка в нахож­дении приставки в словах. Графическое обозна­чение приставки. Правописание приставок. Раз­витие временных и пространственных представ­лений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами    
  4. Суффикс Знакомство с суффиксами. Объяснение значе­ний различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существи­тельных с уменьшительно-ласкательным значе­нием. Выбор суффикса  
  5. Морфологический состав слова Закрепление знаний о корне, приставке, суф­фиксе и окончании. Формирование навыка раз­бора слов по составу. Уточнение значений слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов  
  6. Предлоги Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога  
  Б. Развитие навыков словоизменения
  7. Слова-предметы Знакомство со словами-предметами. Обозначе­ние изучаемых слов при помощи схемы.  
             

 

Тема занятия Содержание работы Часы  
    Обогащение номинативного словаря  
  8. Практическое упот­ребление существи­тельных в форме единственного и мно­жественного числа Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Фор­мирование навыка образования форм един­ственного и множественного числа имен сущес­твительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зри­тельного)  
9. Практическое употребление существительных разного рода Знакомство с понятием рода. Тренировка в по­становке вопроса к существительным различ­ного рода, в разборе слова по составу. Обога­щение словаря. Развитие Логического мышле­ния    
10. Употребление существительных в косвенных падежах Знакомство с падежными формами имен сущес­твительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизмене­ния. Преодоление аграмматизма в устной речи    
В. Развитие навыков согласования слов  
11. Слова-признаки Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и слово­образованию. Развитие навыка постановки воп­роса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой    
12. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе Развитие словаря признаков. Работа по слово­изменению и согласованию имен прилагатель­ных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами    
13. Согласование прилагательных с существительными в падеже Согласование существительных с прилагатель­ным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже. Прео­доление аграмматизма в устной речи    
             

 

 

Тема занятия Содержание работы Часы  
14. Слова-действия Знакомство с действиями предметов. Обогаще­ние глагольного словаря. Развитие навыков сло­воизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой    
  15. Согласование глагола с существи­тельным в числе Работа по словоизменению. Согласование имен существительных с глаголами в числе. Обога­щение словаря действий. Преодоление аграм­матизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия  
  16. Согласование глагола с существи­тельным в роде Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами  
  17. Согласование глагола с существи­тельным во времени Знакомство с категорией времени глагола. Раз­витие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений  
  18. Имя числительное Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи  
  II. Предложение
  19. Предложение Соотнесение предложений с графическими схе­мами. Знакомство со словосочетанием и предло­жением. Виды связи в словосочетаниях и пред­ложениях. Построение сложных предложений различных типов. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение — сло­восочетание — текст  
             

 

 

  Тема занятия Содержание работы Часы
20. Состав предложения Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложе­ния в зависимости от перестановки слов, изме­нения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями    
III. Текст  
21. Работа над текстом Установление смысловых связей между пред­ложениями в составе текста. Знакомство с поня­тием текст, его признаками: смысловой целост­ностью, законченностью. Выделение логико-смысловых частей текста    
             

К концу обучения дети должны знать:

— признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части — корня);

— состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа;

— правописание суффиксов и приставок;

— части речи;

— как согласуется существительное с прилагательным, глаголом и числительным;

— главные и второстепенные члены предложения;

— сложное предложение и его состав; виды связи в сложном предложении;

— виды связи в словосочетании (смысловые и логические).

К концу обучения дети должны уметь;

— распознавать части речи и их основные признаки;

— изменять слова по числам, родам и падежам;

— определять род, число и падеж существительных и прилагательных;

— производить разбор слова по составу;

— различать понятия словоизменение и словообразование;

— выделять из текста слова, словосочетания и предложения;

— устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении и между предложениями в тексте;

— устанавливать связи между частями сложного предложения;

— составлять и анализировать сложное предложение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.