Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шляпка из итальянской соломки




Класс

Класс

Класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Задания школьного этапа

 

 

Пермь

2013-2014 учебный год


Время выполнения – 120 минут

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Объясните значения выделенных слов:

 

Бе(з,с)смысле(н,нн)ое бе(з,с)действие без(и,ы)глого ежа

Без(и,ы)глый ёж зате…л без(и,ы)с(?)кус(?)ную игру со своей бе(з,с)чес(?)ной па(д,т)ч…р…цей. Пр…старелый ёж (экс)чемпион по по(д,т)тягиванию ис(?)туплё(н,нн)о устав…вшись на шахм…тную доску (з,с)делал грос(?)мейстерский ход. (Не)обращая вн…мания на столь ч(?)резвычайное прои(?)шествие па(д,т)ч…р…ца пр…дл…жила (з,с)дат(?)ся без пром…дления что(бы) (з,с)береч(?) (з,с)д…ровье. Ежиха под(и,ы)тож…ла игру извес(?)ным высказыванием Сопр…тивление бе(з,с)полезно

 

2. Какие буквы в современном русском языке не обозначают звуков? Для чего нужны эти буквы? Приведите примеры.

 

3. В стихотворных строчках И. А. Бунина:

1) отметьте прилагательные, определите их разряд;

2) найдите случаи перехода прилагательных из одного разряда в другой, укажите их лексическое значение.

Ещё блестит оконное стекло,

Но волчьей мглой поля заволокло.

 

Сырой и тёплый ураган

Проносится в сыром лесу,

И сыплет изумрудный лес

Свою жемчужную красу.

 

За Мёртвым морем – пепельные грани

Чуть видных гор. Полдневный час, обед.

 

4. По мнению писателя Б.Тимофеева, во фразе «Я знаю её и её июльских подруг» рядом стоят девять гласных. Можно ли согласиться с этим утверждением?

 

5. В черновом варианте романа в стихах «Евгений Онегин» в строфе, заканчивающей «Письмо Татьяны», были строки, не вошедшие в текст:

И думала: что скажут люди?

И подписала Т. Л.

Почему современный читатель не может понять пушкинскую рифму?

 

6. Есть ли среди таких слов, как изба, богатырь, сарафан, собака, сундук, лошадь, халтура, ерунда, исконно русские? Назовите их.

 

7. Замените устойчивые выражения, которые используют англичане, русскими эквивалентами:

1) Для каждой собаки наступит её день.

2) Чёрная овца в семье.

3) Возить уголь в Ньюкасл.

4) На другой стороне холма и трава зеленее.

5) Птичка в руке стоит двух в кустах.

6) Хранить в вате.

7) Когда море вернёт всех погибших в нём.

 

8. Выделите окончания в следующих словах: планетарий, помещичий, служащий, санаторий, рабочий, верблюжий, сценарий, гений, летний.

 

9. Ниже приведено 12 русских слов, относительно близких по своему звучанию. Однако только некоторые из них являются родственными по происхождению. Найдите эти несколько слов и докажите их родство.

Обещать, обед, оборот, беда, ведать, ворота, превратить, привести, оборона, ворона, переворачивать, брать.

 


Время выполнения – 150 минут

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Объясните значения выделенных слов.

 

Бе(з,с)смысле(н,нн)ое бе(з,с)действие без(и,ы)глого ежа

Без(и,ы)глый ёж зате…л без(и,ы)с(?)кус(?)ную игру со своей бе(з,с)чес(?)ной па(д,т)ч…р…цей. Пр…старелый ёж (экс)чемпион по по(д,т)тягиванию ис(?)туплё(н,нн)о устав…вшись на шахм…тную доску (з,с)делал грос(?)мейстерский ход. (Не)обращая вн…мания на столь ч(?)резвычайное прои(?)шествие па(д,т)ч…р…ца пр…дл…жила (з,с)дат(?)ся без пром…дления что(бы) (з,с)береч(?) (з,с)д…ровье. Ежиха под(и,ы)тож…ла игру извес(?)ным высказыванием Сопр…тивление бе(з,с)полезно

 

2. Есть ли антонимы у слова зелёный? Если есть, назовите их.

 

3. Отметьте слова, не соответствующие нормам русского литературного языка. Свой ответ обоснуйте.

Кипущий, залегающий, растрепавшийся, пронизанный, балованый, придущий, грядущий, расколотый, падаемый, оторвущий, обгрызанный.

 

4. Соедините перепутанные прилагательные и существительные в верные фразеологизмы, объясните их значение.

Гераклов узел, ахиллесова ослица, авгиевы муки, тришкин меч, валаамова пята, дамоклов кафтан, вавилонское ложе, филькина труба, гордиев труд, иерихонская грамота, танталовы конюшни, прокрустово столпотворение.

 

5. Определите, по какому грамматическому признаку объединены слова, найдите «лишнее». Свой ответ обоснуйте.

 

1. Крылышко, домишко, пальтишко, полюшко.

2. Соусник, взрывник, призывник, баловник.

3. Резюме, салями, какао, лобби.

4. Тиски, брюки, пари, щи.

5. Запевала, плакса, актриса, сирота.

 

6. Почему на Руси и в России до 1917 года было так распространено имя Иван?

 

7. Какой художественный прием использован в следующих строках? Дайте его определение. В каждом случае уточните, что имел в виду поэт.

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы…

 

Унылая пора! Очей очарованье!

 

Погасло дневное светило…

 

Пока Морфей не прилетит…

Приведите другие примеры употребления этого средства выразительности.

 

8. В «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев пишет: «Совершив мою молитву, ярость вступила в мое сердце»; «лежа в кибитке, мысли мои были обращены в неизмеримость мира». В чём заключается синтаксическое своеобразие этих фраз и каково отношение к ним с точки зрения современной литературной нормы?

 

9. Ответьте на вопросы.

а) Выпишите слова, в которых перед буквой Е произносится твердый согласный. Укажите слова, в которых современной литературной нормой допускается двоякое произношение – с твердым и мягким согласным перед Е.

Детектив, кабаре, фонема, декан, термин, рейтинг, артерия, тенденция, крем, музей, академия, тенор, индекс, экспресс, бартер, коттедж, сессия, Нинель, декольте, бизнес, компьютер, темп, кофе.

 

б) Какие функции выполняет в современном языке буква Э?

 


Время выполнения – 150 минут

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Объясните значения выделенных слов.

 

Бе(з,с)смысле(н,нн)ое бе(з,с)действие без(и,ы)глого ежа

Без(и,ы)глый ёж зате…л без(и,ы)с(?)кус(?)ную игру со своей бе(з,с)чес(?)ной па(д,т)ч…р…цей. Пр…старелый ёж (экс)чемпион по по(д,т)тягиванию ис(?)туплё(н,нн)о устав…вшись на шахм…тную доску (з,с)делал грос(?)мейстерский ход. (Не)обращая вн…мания на столь ч(?)резвычайное прои(?)шествие па(д,т)ч…р…ца пр…дл…жила (з,с)дат(?)ся без пром…дления что(бы) (з,с)береч(?) (з,с)д…ровье. Ежиха под(и,ы)тож…ла игру извес(?)ным высказыванием Сопр…тивление бе(з,с)полезно

 

2. После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года в русском языке стали появляться новые личные имена, в том числе Марлен, Владлен, Вилор, Нинель, Даздраперма. Что они означали?

 

3. На рубеже XIX-XX вв. А.П.Чехов писал в одном из писем:

«Если бы от меня зависело, я бы устранил и ять, и фиту (дурацкая буква), и ижицу, и «i». Эти буквы мешают только школьному делу... и составляют совершенно излишнее украшение нашей грамматики».

Напишите буквы, названные в тексте, и объясните, почему они мешали «школьному делу». В каком году сбылось желание писателя устранить это «излишнее украшение»?

 

4. В русском языке есть такие фразеологические выражения, как пуганая ворона и стреляный воробей. Что общего и различного в их значениях?

 

5. а) Каково наибольшее число причастий, образуемых от одного глагола?

б) Почему не от всех глаголов можно образовать все формы причастий? Какие морфологические признаки глаголов препятствуют образованию отдельных форм? Обоснуйте свой ответ, приведите примеры.

 

 

6. Какое средство выразительности использовано в данных примерах? Дайте его определение, назовите функции, приведите другие примеры употребления этой фигуры речи.

Мы любим все – и жар холодных числ,

И дар божественных видений…

 

Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг…

 

Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнаженной.

 

Кого позвать мне? С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив?

 

7. Раскройте значения выражения глас вопиющего в пустыне. Каково его происхождение? Есть ли связь между существительными глас и глаз? Если есть, то в чём, на ваш взгляд, она заключается?

 

8. Выделите историческую приставку су- в тех случаях, где она была. Укажите основания для её выделения.

Сугроб, сустав, суровый, сутолока, сумятица, сумасшедший, сумка, суеверие, супруг, сутки.

 

9. Найдите в каждой паре предложений слова, которые состоят из одних и тех же звуков.

1) Ты румян, как маков цвет, я, как смерть, и тощ, и бледен. – Князь для белочки потом выстроил хрустальный дом, караул к нему приставил и при том дьяка заставил строгий счет орехам весть.

2) Лещ лежал в сырой траве между плетей ежевики. – Неуклюжие постройки клетки… лепились к домам, сходясь вверху черепичными крышами так близко, что от неба оставалась лишь узкая щель, и на улице, даже днем, было темно.

3) И тут краб каким-то незаметным боковым, чисто крабьим движением вильнул вбок, где лежала большая плоская зелено-белая глыба. – Кабинет был огромный, чистый, светлый, с высокими окнами на детский парк.

Автор сценария: Светлана Орлова

Роли:

1. Фадинар – Алексей Родин

2. Антуан Петипьер Ноненкур, отец невесты – Андрей Дроздов

3. Месье Тардиво – Константин Казаков




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.