КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная ситуация развития. Изменение социальной ситуации развития ребенка проявляется в том, что ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и
Изменение социальной ситуации развития ребенка проявляется в том, что ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Главная особенность социальной ситуации состоит в том, что ребенок входит в предметный мир — «мир постоянных вещей», осваивая функции предметов, их названия, значения и смысл. Новое отношение ребенка к миру предметов заключается в том, что они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления (В. С. Мухина, 1985). Ребенок открывает для себя, что он является источником разнообразных желаний, действий и своей воли. Он начинает демонстрировать свою волю в общении со своими близкими, со взрослыми и другими детьми. Подобного рода социальная активность достаточно глубоко занимает ребенка и является значимой для него. Ребенок осваивает приемы привлечения и удержания внимания взрослых. Ребенок учится выражать чувство привязанности и симпатии, а также чувство неудовольствия. Постепенно развивается мотивация достижения, ребенок стремится к овладению физическими действиями, готов демонстрировать свои успехи и ожидает признания окружающих. Раннее детство — возраст социализации, т. е. приобщения детей к нормам и ценностям общества. Взрослые и их формы взаимодействия с ребенком служат эталонами поведения. Ребенок внимательно следит за тем, как поступают и общаются окружающие его люди. Однако для присвоения ребенком этих норм требуются соответствующие указания, разъяснения и образцы поведения взрослых. Наиболее эффективные методы социализации детей раннего детства заключаются в последовательном моделировании приемлемых форм поведения и установлении с малышом теплых, дружеских отношений. Внутренняя позиция ребенка основывается на понимании им того, что с требованиями, которые предъявляют к его поведению окружающие люди, необходимо считаться. Ребенок начинает постепенно осознавать и учитывать тот факт, что от характера отношений с близкими окружающими людьми зависят его успехи и неудачи. 2. Ведущая деятельность – предметная Действуя с предметом, ребенок усваивает функцию предмета, закрепленную за ним в культуре. Предметные действия — общепринятые способы употребления предметов — осваиваются детьми через посредство взрослого человека, с его помощью и под его руководством. В совместной деятельности взрослые организовывают действия ребенка по образцу, а затем осуществляют функции поощрения и контроля за ходом осуществления и формирования этих действий. Например: Ребенок не умел слезать с дивана. Он пытается спуститься с него вниз головой. Бабушка учит его: она поворачивает его головой к спинке дивана, затем спускает одну его ногу, затем другую. При этом бабушка все время приговаривает: «Вот так! Вот так!» При последующих попытках она уже только поддерживает малыша, помогая ему произвести соответствующие движения и поощряя его: «Так! Так! Молодец!» Через некоторое время, когда ребенок вновь оказывается на диване, он самостоятельно поворачивается головой к спинке дивана и осторожно начинает спускать одну ногу за другой, каждое движение сопровождая его словами: «Баба! Так! Баба! Так! Затем, встав на ноги, восклицает: «Молодец!» (Д. Б. Эльконин). Связь действия с предметом проходит три фазы развития: а) ребенок выполняет с предметом все известные ему действия; б) употребляет предмет только по назначению; в) производит различные действия, при твердом усвоении основной функции предмета. В ходе развития предметных действий наблюдаются два типа переноса. 1. Перенос действия с предметом, усвоенного в одних условиях, в другие условия. Например, ребенок освоил одну схему действия причесывания настоящей расческой собственной головы, а затем начинает причесывать расческой куклу, лошадку, медведя. 2. Осуществление того же действия, но уже с предметом-заместителем. Например: причесывать себя, куклу, лошадку, медведя, но не расческой, а, например, зубной щеткой. Одновременно с этим или несколько позже происходит замещение одного предмета другим: камешек заменяет мыло, палочка - градусник и т. д. Таким образом появляются зачатки игровой ситуации. Внутри предметной деятельности зарождаются такие новые виды, как игра, и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Центральными новообразованиями: Овладение прямохождением Овладение прямой походкой позволяет расширить круг общения с интересующими предметами, делать выбор и проявлять самостоятельность. Благодаря ходьбе происходит интенсивное развитие координации движений, чувства расстояния и пространственного расположения. Ребенок испытывает удовольствие от самого процесса хождения. Постоянные добровольные упражнения в ходьбе доставляют ребенку радость от чувства овладения своим телом. Это чувство придает малышу уверенность, что поло-жительно влияет на его самочувствие. Постепенно достигается автоматизация передвижения, и оно перестает представлять для ребенка самостоятельный интерес. На первых порах овладение ходьбой является для ребенка особой задачей, свя-занной с сильными переживаниями и периодом интенсивного формирования образа тела. Овладение телом и способность передвижения человеческим спосо-бом позволяет ребенку более свободно и самостоятельно общаться с внешним миром. Расширяется круг объектов его внимания, ребенок получает возможность действовать с самыми разнообразными предметами, с которыми прежде родители ему не предлагали. Увеличивая самостоятельность ребенка, ходьба открывает новые возможности для ознакомления с окружающим миром. Овладение речью Сензитивный период для развития речи — с 1 года 6 месяцев до 3 лет Развитие речи идет по двум направлениям: —совершенствуется понимание речи взрослых; —формируется собственная активная речь. Причем сначала понимание речи ситуативно: через конкретную ситуацию устанавливается связь с определенным предметом или действием. Понимание сообщений, выходящих за пределы ситуации общения, создает возможность использовать речь как средство освоения действительности, недоступной непосредственному опыту. На первом этапе раннего детства ребенок оперирует так называемой «автономной» речью, малопонятной для окружающих. Развитие речи до полутора лет происходит медленно. В этот период ребенок осваивает от 30 до 100 слов и употребляет их редко. После полутора лет ребенок начинает проявлять инициативу в разговорах. Темп развития речи возрастает. К концу второго года ребенок употребляет около трехсот слов, а к концу третьего года — от пятисот до полутора тысяч слов. Наряду с развитием словаря происходит усвоение грамматического строя речи, разнообразных грамматических форм. Слово приобретает стимулирующее значение раньше, чем тормозящее: ребенку значительно легче начать какое-либо действие по словесному указанию, чем прекратить его. Речевые указания взрослых начинают регулировать поведение ребенка на третьем году жизни. Понимание речи взрослых в этот период меняется качественно — ребенок становиться способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять и принять в них участие (В.С. Мухина,1985). Овладение предметной деятельностью Виды действий: 1. Соотносящие; 2. Орудийные. На первых этапах овладения предметной деятельностью действие и предмет тесно связаны: ребенок может выполнять действия только с тем предметом, который предназначен для данной деятельности. В связи с овладением предметной деятельностью изменяется характер поведения ребенка в новых для него ситуациях. Если в младенчестве ребенок, получив незнакомый предмет, действует с ним всеми известными способами, то в последующий период его активность направлена на выяснение того, для чего этот предмет служит, как можно его употребить. Ориентировка типа «Что такое?» сменяется ориентировкой типа «Что с этим можно делать?». Ребенок начинает соотносить предметы между собой и использовать один предмет как средство воздействия на другие. Осваивая соотносящие и орудийные действия, ребенок усваивает общий способ употребления орудий. Соотносящие и орудийные действия имеют наибольшее значение для развития психики ребенка. Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов в определенные пространственные взаимоотношения. Например, собирать пирамидку из колец, вставлять фигуры определенной формы в соответствующие углубления, использование сборно-разборных конструкций. Способы выполнения соотносящих действий, которые формируются у ребенка, во многом зависят от особенностей обучения. Если взрослые дают только образец действия, например, многократно разбирая и складывая пирамидку на глазах у ребенка, он, скорее всего, запомнит место, на которое попадает каждое кольцо. Если взрослые фиксируют внимание ребенка на ошибках и их исправлении, он начнет действовать путем проб. Наиболее продуктивный способ обучения состоит в том, чтобы предварительно научить ребенка сравнивать кольца, выбирая самое большое кольцо. Таким способом вырабатывается умение подбирать их на глаз. Дети, обученные первыми двумя способами, затрудняются собрать пирамидку, если вместо привычных пяти колец получат большее количество. Орудийные действия — действия, в которых один предмет (орудие) употребляется для воздействия на другие. Овладение орудийными действиями требует полной перестройки движений руки ребенка, их подчинения устройству орудия: копать песок совочком или есть кашу ложкой совсем не то, что рукой. Орудийные действия ребенка раннего детства несовершенны, они продолжают отрабатываться на протяжении следующего возрастного этапа. Усвоение принципа употребления орудий в раннем детстве позволяет переходить к самостоятельному употреблению предметов в качестве простейших орудий. Например, использование палки для доставания далеко лежащего предмета. 3. Психическое и личностное развитие Под влиянием речи совершенствуются ощущение, восприятие, мышление, память ребенка Восприятие (сенсорное развитие) Важнейшим новообразованием данного возраста является восприятие, которое впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение (Л. С. Выготский). Ребенок возраста раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом; придать взаимное положение в пространстве (матрешки, пирамидки, коробки с вырезами определенной формы). Развивается зрительное и слуховое восприятие, дифференциация отдельных звуков речи, и к концу второго года дети уже воспринимают все звуки родного языка. Становление цветоощущений у девочек и мальчиков возникает в разные сроки. У девочек ощущение красного появляется в 14 мес., ощущение зеленого - в 16 мес., синего в 18 мес. У мальчиков этот процесс запаздывает на 2 месяца + 15 дней. Появление цветоощущения характеризуется несколькими периодами: до 14 мес. у девочек и до 16 мес. у мальчиков наблюдается период полного невосприятия цветов. Затем появляется ощущение красного, спустя 2 месяца возникает ощущение зеленого, еще спустя 2 месяца появляется ощущение синего цвета. Между 14 и 16 месяцами и 2 годами происходит резкое повышение цветоощущения, а после 20—24 месяцев цветоощущение нарастает медленнее. Заканчивается становление цветоощущения в 7,5 года у девочек и в 8 лет — у мальчиков. Надо знакомить ребенка с основными разновидностями цветов, форм, соотношениями предметов по величине. Дети могут различать 5—6 форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный). Но не всегда правильно их называют. И не следует искусственно снижать их возможности Все высшие психические функции этого возраста развиваются на основе восприятия, через восприятие, с помощью восприятия. Мышление Основная форма мышления ребенка вплоть до 3-летнего возраста — наглядно-действенное, когда используется связь между предметами для достижения цели и устанавливаются новые связи между свойствами предметов в практических действиях с ними. Например, Миша говорит: «Мама, конфеты «Слива» делают из слив, «Коровка» — из коров, а «Кис-кис» — из кошек?». Однако уже в период раннего детства начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления, т. е. такой формы мышления, когда решение задачи происходит путем оперирования образами предметов. Так, познакомившись с употреблением палки для доставания отдельного предмета, ребенок догадывается применить ее и для того, чтобы вытащить мячик, закатившийся под диван. Формируются обобщения — мысленное объединение предметов или действий, обладающих общими признаками. Начинает формироваться знаковая функция сознания, т. е, усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого. Начав устанавливать связь между предметом-заменителем и обозначаемым предметом, ребенок впервые приобретает возможность представлять себе то, о чем ему рассказывает взрослый, или что изображено на рисунке. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка — сказки, рассказы, истории. Память Память в раннем детстве развивается чрезвычайно интенсивно, особенно двигательная и эмоциональная. Память принимает участие в развитии всех видов познавательной деятельности. Доминирует непроизвольная память — дети до трех лет в основном запоминают то, что запомнилось само — повторяющиеся, яркие, необычные впечатления, ритмичные речевые сочетания. Ребенок не умеет запоминать, не владеет способами запоминания. Поэтому необходимо часто повторять действия, слова. Пластичность мозга позволяет запоминать длинные стихи и сказки. Внимание ребенка также непроизвольно. Сознательный контроль за выполнением действия отсутствует. Слова мало действуют на внимание, здесь командуют внешние объекты. Многое зависит от привлекательности предмета, действия с ним. Ребенок раннего возраста еще плохо переключает свое внимание, легко отвлекается. Устойчивость: 1-2 сек. Объем: 1 предмет. Развитее личности Ранний возраст — это начальный этап формирования личности ребенка. К концу раннего детства происходит зарождение самосознания. Ребенок начинает узнавать себя на фотографии, в зеркале, пользуется своим именем в общении («Миша упал!») Начинает осознавать себя как самостоятельную личность (самостоятельное Я) со своими собственными желаниями, а также свои возросшие возможности (например, по самообслуживанию) только к 3 годам. Сравнивает себя со взрослыми и хочет быть похожим на них во всем. В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается прежде всего в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям и требованиям взрослых. Взрослый же ни объективно, ни субъективно не может перестроить своего отношения к ребенку, полностью удовлетворить его стремление к самостоятельности. Возникает кризис трех лет. Кризис трех лет разрешается путем перехода к игровой деятельности.
4. Кризис 3-х лет
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |