Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональное развитие в детском возрасте




Классификации эмоций и эмоциональных состояний

Для того чтобы представить целостную психологическую природу эмоций, необходимо затронуть один из наиболее важных вопросов – рассмотреть классификацию эмоциональных состояний.

В психологии выделяют собственно эмоции, чувства, аффекты, а также такие эмоциональные состояния, как стресс, фрустрация, настроение и др. Однако подобная классификация эмоциональных состояний не является однозначной.

Так, В.И. Вилюнас, анализируя классификационные концепции, выделяет фактор для их различия по теоретической и эмпирической обоснованности, а также по используемым критериям. По его мнению, в качестве подобных критериев можно использовать модальность (качество), в частности знак, интенсивности, продолжительность эмоции, их глубина, степень осознанности, генетическое происхождение, сложность, условия возникновения, выполняемые функции, особенности воздействия на организм или стеничность (стенические и астенические эмоции), форма развития, уровень проявления в строении психики (высшие и низшие), особенности связи с психическими процессами, потребностями и инстинктами, предметное содержание и направленность (на настоящие, прошлое или будущие), особенность выражения и др. Причем ученым подчеркивается, что данный набор критериев является пестрым и позволяет представить проблему классификации эмоций в достаточно общем виде.

Рассмотрим классификации эмоций, разработанные в зарубежной психологии.

В работах К. Изарда говорится о фундаментальных и производных эмоциях. К фундаментальным автор относить десять эмоций, таких как интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Фундаментальные эмоции в различных сочетаниях составляют производные эмоции. Например, составляющими тревоги, по мнению автора, являются такие фундаментальные эмоции, как страх, гнев, вина, интерес-волнение.

Подобного рода классификации эмоций предложены в работах С.Томпкинса и Р. Плутчика. Томпкинс выделяет первичные и вторичные эмоции. К ряду первичных эмоций относятся девять переживаний: страх, гнев, наслаждение, отвращение, интерес, удивление, презрение, стыд, горе. В сочетании первичные эмоции составляют вторичные. Р. Плутчик определяет эмоцию как реакцию организма, связанную с приспособительным процессом. Он выделяет восемь основных эмоций: страх, гнев, радость, отвращение, предвкушение, удивление, печаль, одобрение – и показал, что они в различных комбинациях образуют вторичные эмоции. Р. Плутчик считает, что различные эмоции, такие, как опасение, страх и ужас, содержат одну и ту же вторичную эмоцию, переживаемую с разной интенсивностью. Автор также утверждает, что и личные черты могут анализироваться в терминах вторичных эмоций.

Для концепций отечественных психологов характерен анализ эмоциональных явлений в их взаимосвязи с деятельностью субъекта и потребностями, реализуемыми в деятельности. С точки зрения данного основания выстраиваются и классификации эмоций.

Так, Б.И. Додонов классифицирует эмоции в связи с реализацией той или иной потребности человека. По мнению автора, коммуникативные эмоции, такие, как нежность, симпатия и др., возникают при удовлетворении потребности в общении; альтруистические эмоции – потребности в проявлении альтруизма; голерические (чувство превосходства и др.) – при удовлетворении потребности в самоутверждении и славе; праксические (усталость, увлеченность, напряжение и др.) – в ходе деятельности и зависят от степени ее успешности - неуспешности; пугнические (жажда острых ощущений, спортивная злость и др.) – в процессе преодоления опасности, борьбы и реализации потребности во избежание опасности; романтические (ожадание чуда, восхищение и др.) – при удовлетворении стремления к необыкновенному; гностические (интерес и др.) – при удовлетворении потребности в эстетическом удовольствии; гедонические (веселье, чувство сытости и др.) – при удовлетворении потребности в физическом и духовном комфорте; акизитивные (чувство алчности и др.) – связанные с реализацией интереса к накоплению.

Приоритет в переживании тех или иных эмоций создает, по мнению Б.И. Додонова, общую эмоциональную направленность личности. Автор считает, что переживания человека имеют самостоятельную ценность для личности, так как он имеет потребность в эмоциональном переживании, эмоциональном насыщении. Для полноты переживаний субъекту важны не только положительные, но и отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции рассматриваются как сигнал тревоги, крик организма о том, что ситуация для него гибельна. Положительные эмоции характеризуется как сигнал возвращенного благополучия.

Качественную характеристику специфики эмоциональных явлений показывают классификационные схемы, опирающиеся на представления о генезисе и взаимодействии эмоций. К ним относятся классификации эмоций В. Вундта. Э. Клапаред и В.К. Вилюнас.

Так, в работах В. Вундта говорится об основных и высших формах чувства. Основные формы чувства характеризуются в системе трех координат модальности и составляют в своем согласовании высшие формы – аффекты и настроения. Аффект рассматривается Вундтом как «быстро проходящее движение», а настроение – как «продолжительное возбуждение души». В свою очередь аффекты и настроения разделяются ученым на приятные и неприятные, а внутри аффектов и настроений выделяются страсть (сильный, часто повторяющийся аффект), горе и радость (наиболее неопределенные по форме аффекты), влечение, отвращение и равнодушие.

Модальность же рассматривается В. Вундтом как составное свойство эмоции, определяющиеся ее отношением к инвариантом удовольствие – неудовольствие, напряжение – разрядка, возбуждение – успокоение. Таким образом, основные формы чувства (или эмоции) классифицируются в системе трех координат.

В. Вундт говорит, что каждое чувство, рассматривающееся в системе из шести направлений, может сосуществовать с чувствами тех измерений, к которым оно не принадлежит. В то же время имеющиеся в данный момент эмоционального состояния субъекта чувства в системе одного и того же измерения взаимоисключают друг друга. Душевные процессы, таким образом, объединяются из эмоциональных различных элементов по принципу единства, взаимно модифицируются общей равнодействующей и составляют единое меняющееся чувство. Анализ составляющих элементов путем наблюдения ситуативного состояния субъекта позволяет выделить общие формы течения его чувств.

В работах Э.Клапареда выделяются первичные и вторичные эмоции. И первичные и вторичные эмоции регулируют состояние субъекта в связи с мотивацией, но первичные эмоции постоянны, а вторичные – ситуативны, развиваются из вторичных. Первичные эмоции выражают приспособительные установки индивида, вторичные эмоции возникают в тех условиях, в которых индивиду сложно приспособиться. Ведущей считается эмоция успеха – неуспеха. Таким образом, Э. Клапаред функционально разводит собственно эмоции (вторичные эмоции) и чувства (первичные эмоции).

В.К. Вилюнас различает ведущие и производные (ситуативные) эмоциональные явления. Однако при этом он связывает эмоции не с ситуацией, а с развитием мотивов. С его точки зрения, ведущие и производные эмоции, различаются как по своему воздействию, так и по специфике функционирования. Ведущие эмоции – это переживания, превращающие предметы потребностей в мотивы. Они побуждают человека к деятельности для удовлетворения определенной потребности и отвечают за ее общую направленность. Эти эмоции релевантные деятельности в целом. Производственные эмоции возникают уже при наличии ведущего побуждения, в процессе деятельности и выражают определенное отношение субъекта к сложившейся ситуации, они обусловлены ведущими эмоциями. Их предмет обладает лишь ситуативной значимостью для субъекта. Эти эмоции универсальны и независимы от специфики потребности. Ведущие эмоции, напротив, соответствуют потребностям и распадаются на высшие и низшие.

Таким образом, в «повествовательном» классификационном подходе говорится о собственно эмоциях и чувствах, что позволяет проследить качественную специфику этих видов эмоциональных явлений.

Рассматривая классификационные подходы к разграничению эмоциональных явлений, нам необходимо также остановиться на теориях, авторы которых представляют эмоциональные явления в виде уровневой структуры (С.Л. Рубинштейн и др.). Структурные компоненты при этом выстраиваются на основании той или иной качественной закономерности, которая позволяет, в том числе проследить и генезис эмоциональных процессов.

С.Л. Рубинштейн различает несколько уровней эмоциональных переживаний. Первый уровень (уровень органической аффективно – эмоциональной чувствительности) составляют элементарные физические чувствования, связанные преимущественно с органическими потребностями и выступающие в качестве тона или эмоциональной окраски отдельных ощущений. Данные чувствования могут приобретать общий характер и выражать общее самочувствие индивида; в этом случае состояние индивида носит неопредмеченный характер.

Второй уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, которые являются более осознанными и имеют отношение к нескольким предметным сферам, определяющим содержание переживаний по отношению к определенным объектам. Таким образом, выделяются интеллектуальные, моральные и эстетические чувства.

Третий уровень составляют обобщенные мировоззренческие чувства (ирония, юмор и др.). Данные переживания являются высшим уровнем переживаний индивида, по уровню обобщенности они аналогичны отвлеченному мышлению, выражают более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности, хотя могут выступать как частные состояния.

Именно таким образом Рубинштейн определяет специфику чувств человека, которые характеризуются автором как переживания, связанные с мотивационными факторами личности.

В работах А.Н. Лука выделяются три уровня эмоциональных явлений: низшие эмоции, чувства промежуточного этажа и высшие эмоции. Различия имеют физиологические обоснование и определяются «степенью участия корковых и особенно второсигнальных процессов».

Низшие эмоции (голод, жажда и др.) являются биологически целесообразными, незначительно подвержены эмоциональным изменениям и имеют анатомическую привязку (например, устав при переносе тяжестей, человек сменяет руку).

Чувства промежуточного этажа – положительные, отрицательные и нейтральные чувства, активация и течение которых связаны с определенными физиологическими закономерностями. Так, приятные чувства сопровождаются преимущественным возбуждением парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, а неприятные – преимущественно ее симпатического отдела.

Высшие эмоции разделяются автором на социальные, эстетические, а также чувства, связанные с понятием собственности. Рассматривается и классификация чувств на основании направленности на других людей, на себя, а также чувства, связанные с оценкой тех или иных событий. Высшие эмоции отражают социальные потребности человека, «спаяны с умственной деятельностью», поэтому в функционировании затрагивают деятельность корковых структур головного мозга и второй сигнальной системы. А.Н. Лук говорит о том, что чувства имеют индивидуальные различия, связанные со спецификой их переживания тем или иным человеком, и подвержены достаточно быстрым изменением в ходе исторического развития общества и зависит от специфики воспитания в различных социальных группах и коллективах.

Таким образом, мы видим, что результаты исследования проблем функционирования и классификации эмоций привели ученых к мысли о том, что в эмоциональной сфере человека существуют несколько уровней. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных, секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Но в ходе развития эмоции утрачивают свою инстинктивную основу, дифференцируются и образуют многообразные виды высших эмоций: социальных, интеллектуальных, эстетических и др.

Ребенок рождается с некоторыми аффективными безусловными реакциями. Эти реакции на протяжении онтогенеза трансформируются в сложные эмоциональные процессы, что составляет сущность последующего развития человеческих чувств. Новорожденный уже способен испытывать страх, неудовольствие и удовольствие.

При рассмотрении эмоциональных реакций в качестве сигналов удовлетворения тех или иных потребностей ребенка можно заключить, что врожденной эмоциональной обусловленностью обладают следующие потребности: самосохранение (страх); в свободе движения (гнев); в получении специфических раздражителей, свидетельствующих о психической защищенности (удовольствие).

С точки зрения таких ученых, как Э. Гельгорн и Дж. Луфтборроу, именно эти потребности составляют основу эмоциональной жизни человека.

Общую тенденцию развития эмоциональной сферы ребенка точно выразил Г. Мюнстерберг: «Вначале чувствования вызываются только состояниями собственного тела ребенка. Голод, усталость и физическое раздражение неприятны, легкое возбуждение и принятие пищи приятны; позднее предметы внешнего мира и люди доставляют удовольствие и неудовольствие, а затем, наконец, достигается та стадия, когда вещи заменяются словами, и объекты мысли становятся источниками удовлетворения и неудовлетворения».

На протяжении дошкольного детства происходит ряд закономерных изменений эмоциональной сферы, обусловленных ее усложнением и обогащением, социализацией содержания и форм проявления эмоций.

Можно выделить следующие закономерности изменений эмоциональной сферы в детском возрасте:

1. Ситуативная вариативность эмоционального реагирования. Условия изменений: отрыв эмоции от конкретной ситуации или объекта, выражающийся в варьировании эмоционального реагирования в зависимости от конкретной ситуации.

2. Расширение ряда эмоциональных модальностей. Условии изменений: переход на новый уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками на основе обогащения эмоционального опыта.

3. Опознание эмоциональных состояний по выражению лица. Условия изменений: необходимость расширения средств коммуникации и сопровождения игровой деятельности при условии дифференцированности восприятия эмоциональных различных состояний.

4. Социальное преобразование выражения эмоций. Условия изменений: произвольная регуляция эмоционального переживания и его выражения.

5. Расширение и усложнение знаний об эмоциях. Условия изменений: необходимый уровень когнитивного развития и объем эмоционального опыта.

6. Формирование структуры представлений об эмоциях. Условия изменений: образование системы знаний об эмоциональном явлении, включающей причины, содержание, способы выражения и последствия определенного эмоционального переживания.

7. Вербальное обозначение эмоции. Условия изменений: формирование «словаря эмоций», обозначающего сущность и название эмоциональных проявлений.

Динамика эмоциональной сферы в раннем детстве характеризуется также свойствами эмоционального процесса: силой непосредственного реагирования организма на удовлетворение-неудовлетворение витальных потребностей, кратковременностью реакции, эмоциональной неоднозначностью реагирования.

С точки зрения деятельного подхода нормативно-возрастное поле эмоционального развития ребенка составляют эмоциональные новообразования. Отсюда онтогенез эмоционального развития отечественными исследователями понимается как процесс «последовательного и закономерного возникновения и функционирования новообразований, специфических и необходимых для данного возрастного этапа».

Итак, деятельностный подход характеризуется следующими представлениями о ходе индивидуального эмоционального развития:

1. Эмоции в процессе онтогенеза проходят путь прогрессивного развития.

2. Деятельность- основа эмоционального развития.

3. Эмоциональные процессы играют важную роль в регуляции деятельности.

4. Онтогенез эмоций рассматривается в неразрывной связи с общим ходом психического развития.

5. На развитие эмоций оказывают влияние все структурные компоненты психики (познавательные процессы, мотивационно–потребностная сфера, самосознание).

Содержание эмоционального развития и его возрастную динамику определяют «эмоциональные новообразования», последовательно формирующиеся на разных этапах онтогенеза.

Рассмотрим каждое из эмоциональных новообразований в той последовательности, в которой они появляются в онтогенезе.

Известный отечественный психолог А.В. Запорожец рассматривает деятельность субъекта как процесс, в котором «он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и под влиянием которого он начинает по-новому не только понимать, но и эмоционально реагировать на происходящие события и явления». По мнению А.В. Запорожца, эмоциональная окрашенность взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью обнаруживается на самых ранних этапах онтогенеза с возникновением у младенца положительного эмоционального отношения к матери или другому близкому взрослому. Данное явление в психологии определяется термином «комплекс оживления», введенным отечественными исследователями закономерностей развития в период новорожденности и младенчества. «Комплекс оживления» представляет собой систему поэтапных действий новорожденного: концентрацию на привлекшем внимание объекте и активное привлечение внимания взрослого. Эмоции по типу «комплекса оживления» формируются у ребенка на основе приобретаемого опыта практического взаимодействия и общения с близкими людьми, которые помогают ему удовлетворять все жизненные потребности, обеспечивают комфорт и безопасность. Если такой опыт у младенца отсутствует или он недостаточен, то проявление «комплекса оживления» задерживается или блокируется, что оказывает негативное влияние на все дальнейшее развитие детской личности.

Эмоция «комплекс оживления» представляет собой первое новообразование эмоционального развития, которое рассматривается практически во всех отечественных исследованиях эмоциональной сферы ребенка. Эта эмоция, по мнению А.В. Запорожца, является зародышем всех в дальнейшем формирующихся высших чувств.

При переходе от раннего к дошкольному возрасту происходит изменение содержания эмоций. П.М. Якобсон отмечает, что возрастная динамика содержания эмоций у ребенка заключается в том, что «одни значимые чувства, сменяются другими, появляются нового типа эмоциональные состояния, ранее не бывшие; объекты и действия, вызывающие прежде горячий интерес, теперь его больше не вызывают, но зато появляются новые объекты и действия, приковывающие к себе большое внимание».

По мнению А.В. Запорожца, возникновение новых эмоций, прежде всего, связано с изменением содержания и структуры деятельности ребенка. В дошкольном возрасте в контексте продуктивных различных видов деятельности (лепка, рисование), знакомства с природой и музыкой развиваются эстетические переживания как умение чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства. Занятия и дидактические игры развивают интеллектуальные эмоции: удивление, любопытство, уверенность или сомнение в своих суждениях и действиях, радость от найденного решения. Группа интеллектуальных эмоций способствует овладению ребенком познавательной деятельностью, ее способов и приемов. Нравственные эмоции развиваются у ребенка в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди. Группа нравственных эмоций играет важную роль в становлении личности ребенка и формировании его активной жизненной позиции.

К ряду новообразований дошкольного детства можно отнести формирование языка эмоций как совокупности вербальных обозначений эмоциональных состояний, которые служат средством их осознания.

Возрастные нормы усвоения словаря эмоций определяют этап онтогенеза, в котором ребенок начинает понимать названия эмоций и активно использовать их для обозначения тех или иных эмоциональных переживаний.

По данным зарубежных исследователей, начало приобретения и использование слов, обозначающих эмоции, приходят на возраст около 18-20 мес. С последующим быстрым ростом их числа в течении 3-го года жизни. Причем между 13 и 36 мес. Дети начинают называть эмоции других людей так же хорошо, как и собственные. Кроме того, они обсуждают эмоции, уже пережитые в прошлом и возможные в будущем, а также причины и последствия этих эмоциональных состояний.

В последующие возрастные периоды отмечается тенденция к увеличению словаря обозначений эмоций. При этом наиболее значительный скачок происходит между 10 и 12 годами. В этом возрасте выраженная способность подробно описывать эмоциональные переживания связана с возрастанием вербальных возможностей ребенка.

Сложность структуры значений эмоций определяется возрастными особенностями. Для каждого эмоционального переживания в определенном возрасте существует свой набор параметров, т.е. его вербальных характеристик. Возрастная динамика параметров, анализирующих эмоцию, выражается в тенденции увлечения их количества. Два основных параметра – гедонический тон (удовольствие - неудовольствие) и активация (возбуждение - покой), характерные даже для детей младшего дошкольного возраста, были обнаружены во многих зарубежных исследованиях, посвященных изучению детского языка эмоций. Однако набор параметров, используемых детьми для анализа и осмысления конкретных эмоциональных переживаний, намного шире и богаче по содержанию. Отдельно следует остановиться на зависимости категоризации значений эмоций от уровня общего психического развития ребенка.

С точки зрения отечественной психологии развитие языка эмоций нельзя рассматривать без включения в развитие осознания ребенком эмоциональных переживаний и его самосознания в целом. Такое осознание формируется в контексте различных отношений ребенка с миром, определяющих развитие эмоциональной сферы. Ведущим взаимодействием для детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Ребенок, действуя в воображаемой ситуации, находится в определенной ролевой позиции. В процессе игры он присваивает черты изображаемого персонажа и испытывает его чувства, таким способом осознавая их.

Таким образом, ссылаясь на учение о развитии высших психических функций (Л.С. Выготский), мы можем рассматривать способность к осознанию своих эмоций как высшую психическую функцию, условиями формирования которой выступают игра и общение, а средством – речь.

Таким образом, можно отметить, что в современной психологической науке нет единого понимания, как категории «эмоциональное развитие», так и понятия эмоциональная сфера. Еще Кларапед отмечал, что «психология эмоциональных процессов – наиболее запутанная часть психологии. Именно здесь между психологами существуют наибольшие расхождения. Они не находят согласия ни в фактах, ни в словах». Будучи столь хорошо известными (как наиболее явно выраженный феномен внутренней жизни человека), и, казалось бы, доступными на­учному пониманию эмоции продолжают оставаться предметом споров при попытке осмыслить их в рамках психологической теории.

Изучив и проанализировав разные источники, можно заключить, что эмоциональное развитие – это целенаправленный процесс приобретения и усовершенствования имеющихся эмоциональных качеств, вследствие чего происходят количественные и качественные изменения в эмоциональной сфере человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.