Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональный интеллект. нятия разумных решений, так и просто способности ясно мыс­лить






нятия разумных решений, так и просто способности ясно мыс­лить.

Возьмем, к примеру, способность эмоций срывать сам про­цесс мышления. Неврологи придумали специальный термин «оперативная память» для обозначения емкости (объема) вни­мания, которая позволяет удерживать данные, необходимые для завершения поставленной задачи или решения насущной проблемы, будь то идеальные черты архитектуры дома, кото­рые ищет некто, колеся по разным проспектам большого го­рода, или элементы задачи на логическое мышление на экза­мене. Предлобный кортекс составляет отдел головного мозга, ответственный за оперативную память. Однако наличие це­пей, идущих от лимбической системы к предлобным долям, означает, что сигналы сильной эмоции — тревоги, гнева и т.п. — могут создавать невральные помехи, лишая предлобную долю возможности поддерживать оперативную память. Имен­но поэтому мы, потеряв душевное равновесие, говорим, что «никак не можем собраться с мыслями», и по этой же причи­не постоянный эмоциональный дискомфорт обычно приво­дит к ослаблению умственных способностей у детей, снижая их обучаемость.

Подобные нарушения умственных способностей, если они к тому же не слишком серьезные, не всегда выявляются во вре­мя теста на определение коэффициента умственного развития, хотя их обычно без особого труда обнаруживают в процессе целевых нейропсихологических измерений, или они проявля­ются постоянным возбуждением и импульсивностью ребенка. Подтверждением тому стали результаты исследования, прове­денного в одной из начальных школ с использованием таких нейропсихологических тестов: у мальчиков, которые, имея ко­эффициент умственного развития выше среднего уровня, учи­лись тем не менее плохо, было обнаружено нарушение функ­ционирования лобной зоны коры головного мозга. Они к тому же были импульсивными и беспокойными, часто бывали раз­рушительными и попадали в беду, что наводило на мысль о не­правильном предлобном контроле за лимбическими порыва­ми. Несмотря на свой умственный потенциал, эти мальчики подвергались опасности столкнуться на жизненном пути с та-



Дэниел Гоулман


кими проблемами, как неуспеваемость, алкоголизм и преступ­ность, и отнюдь не по причине их умственной неполноценнос­ти, а из-за того, что у них нарушен контроль за их эмоциональ­ной жизнью. Эмоциональный мозг, совершенно независимо от этих кортикальных зон «выдоенный» в смысле информации во время тестов на определение коэффициента умственного раз­вития, сдерживает гнев точно так же, как и сочувствие. Эти эмоциональные цепи формируются переживаниями на протя­жении детства, а мы на свой страх и риск полностью отдаем такие переживания на волю случая.

Давайте рассмотрим роль эмоций в процессе даже самого «рационального» принятия решения. В рамках работы, пред­полагающей далеко идущие с точки зрения понимания менталь­ной жизни выводы, д-р Антонио Дамазио, невролог на меди­цинском факультете университета штата Айова, провел тща­тельнейшие исследования того, что же именно ухудшается у пациентов с поврежденной линией связи между предлобной зоной и миндалевидным телом. Процесс принятия решений у них чудовищно «искорежен» — и при этом у них не обнаружива­лось ни малейшего уменьшения коэффициента умственного развития или познавательной способности. Несмотря на непо­страдавший ум, они делают катастрофический выбор как в де­ловой, так и в личной жизни и даже могут испытывать беско­нечные терзания по поводу такого простого решения, когда назначить свидание.

Д-р Дамазио утверждает, что они принимают такие неудач­ные решения, потому что лишились доступа к своим эмоцио­нальным знаниям. Будучи местом схождения мысли и эмоции, линия связи между предлобной зоной и миндалевидным те­лом являет собой имеющий решающее значение путь в хра­нилище симпатий и антипатий, приобретаемых нами на про­тяжении всей жизни. Отрезанному от эмоциональной памя­ти, сосредоточенной в миндалевидном теле, неокортексу, что бы он ни обдумывал, больше не удается запускать эмоциональ­ные реакции, ассоциировавшиеся с этим в прошлом, — все становится безрадостно нейтральным. Стимул, будь то люби­мое домашнее животное или ненавистный знакомый (нена­вистная знакомая), уже не вызывает ни притяжения, ни от-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.