Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональный интеллект. чего ведь на самом деле не случилось»




Дэниел Гоулллан


чего ведь на самом деле не случилось». К тому времени, ког­да Айрин пришла лечиться, у нее уже были симптомы рас­стройства вследствие посттравматического стресса, она со­всем перестала бывать в обществе и чувствовала себя узни­цей в собственном доме.

Случай с Айрин упомянула д-р Джудит Льюис Герман, пси­хиатр из Гарвардского университета, чья новаторская работа намечает в общих чертах шаги по пути к восстановлению преж­него психического состояния после травмы. Герман рассмат­ривает три этапа: достижение чувства безопасности, восста­новление в памяти подробностей травмировавшего события и оплакивание потери, которую оно принесло, и, наконец, восстановление нормальной жизни. Как мы увидим далее, в расположении шагов в таком порядке присутствует биологи­ческая логика: судя по всему, эта последовательность отражает то, как эмоциональный мозг заново учится не относиться к жизни как к чрезвычайной ситуации, которая может разразить­ся в любой момент.

Первый шаг — обретение заново чувства безопасности — вероятно, подводит к нахождению способов успокоить слиш­ком напуганные и слишком легко приводимые в действие эмо­циональные цепи до такой степени, чтобы можно было перей­ти к повторному научению. Часто этот этап начинается с того, что пациентам помогают понять, что их нервозность и ночные кошмары, сверхбдительность и панические состояния — это всего лишь часть симптомов расстройства вследствие посттрав­матического стресса. А понимание этого делает сами симпто­мы менее пугающими.

Еще один шаг, который надо сделать в самом начале, это помочь пациентам вновь обрести некоторое ощущение конт­роля над тем, что с ними происходит, то есть сразу забыть о том уроке беспомощности, который преподнес травмировавший их эпизод. Айрин, к примеру, мобилизовала друзей и семью, что­бы они образовали буфер между нею и ее преследователем, и сумела заставить полицию вмешаться в ситуацию.

Чувство «небезопасности» у пациентов с расстройствами вследствие посттравматического стресса выходит за пределы




страха, что они со всех сторон окружены опасностями; его при­чина коренится гораздо глубже, в ощущении, что им неподкон­трольны ни то, что происходит в их организме, ни их эмоции. И это вполне понятно, учитывая мгновенный запуск механиз­ма эмоциональной атаки, обеспечиваемый подобными рас­стройствами, которые делают цепь миндалевидного тела сверх­чувствительной.

Лекарственная терапия предлагает один из способов вер­нуть пациентам понимание того, что они не должны пребывать во власти эмоциональных вспышек, которые накрывают их волной необъяснимой тревоги, лишают сна или наполняют их сновидения кошмарами. Фармакологи надеются, что когда-нибудь приготовят лекарства, целенаправленно устраняющие результаты воздействия расстройств вследствие посттравмати­ческого стресса на миндалевидное тело и соединенные с ним цепи нейротрансмиттеров. Кстати сказать, сегодня уже имеются лекарственные препараты, противостоящие некоторым изме­нениям такого рода, в частности, антидепрессанты, воздейству­ющие на систему выделения серотонина, и бета-блокаторы типа пропранолола (иначе анаприлина), которые блокируют возбуж­дение симпатической нервной системы. Кроме того, пациен­ты имеют возможность изучить методы релаксации, которые помогают им справляться с пограничными состояниями и не­рвозностью. Физиологический «штиль» дает возможность по­мочь доведенной до звероподобного состояния эмоциональной системе снова сделать открытие, что жизнь не представляет уг­розы, и возвратить пациентам чувство безопасности, которое у них было до того, как случилось происшествие, нанесшее им психическую травму.

Еще один шаг к исцелению предполагает пересказывание и воссоздание картины эмоционально травмирующего собы­тия в каком-нибудь безопасном месте, что позволяет эмоцио­нальной системе выработать новый, более реалистичный взгляд и реакцию на травмирующие воспоминания и их «запускате-лей». Когда пациенты пересказывают ужасающие подробнос­ти трагедии, воспоминания начинают видоизменяться как по эмоциональному значению, так и в отношении их воздействия на эмоциональный мозг. Что же касается темпа такого пере-



Дэниел Гоулман


сказа, то это дело тонкое: в идеале он соответствует темпу, от природы присущему тем людям, которые способны оправить­ся от психической травмы, не получив расстройства вследствие посттравматического стресса. У таких людей, вероятно, есть внутренние часы, которые «отмеряют» им навязчивые воспо­минания, оживляющие эмоциональную травму, а эти порции воспоминаний перемежаются неделями или месяцами, когда они едва ли вообще вспоминают о пережитых ужасах.

При таком чередовании погружений в воспоминания и пе­редышек происходят спонтанный пересмотр события, вызвав­шего психическую травму, и усвоение новой эмоциональной реакции на это событие. По утверждению Герман, у пациентов с трудноизлечимыми расстройствами вследствие посттравма­тического стресса пересказ того, что с ними случилось, иногда может вызвать приступ непреодолимых страхов, и тогда пси­хиатру надлежит сбавить темп, чтобы удержать реакции паци­ента в приемлемом диапазоне, который не будет мешать пере­учиванию.

Психиатр рекомендует пациенту пересказывать травмиро­вавшие его эпизоды как можно более живо и ярко, как видео­фильм ужасов для домашнего просмотра, восстанавливая в па­мяти все отвратительные подробности. К ним относятся не только детальные описания того, что пациенты видели, слы­шали, обоняли или ощущали, но также и их реакции — ужас, отвращение, тошнота. Цель заключается в том, чтобы облечь все воспоминания в целом в слова, уловив и те части воспоми­нания, которые, возможно, уже отделились и поэтому отсут­ствуют в сознательно вызванной в памяти картине событий. При выражении подробностей чувственных восприятий и пе­реживаний словами воспоминания, вероятно, в большей сте­пени подчиняются контролю неокортекса, в котором возбуж­даемые ими реакции могут стать более понятными и, следова­тельно, больше поддающимися управлению. В этот момент повторное эмоциональное научение осуществляется большей частью путем переживания заново событий и сопутствовавших им эмоций, но на этот раз в безопасной обстановке, создаю­щей чувство защищенности, в обществе вызывающего доверие


Эмоциональный интеллект



психотерапевта. С этого начинается научение эмоционально­го контура тому, что одновременно с воспоминаниями об эмо­циональной травме можно испытывать не беспрестанный ужас, а чувство безопасности.

Пятилетний мальчик, нарисовавший огромные глаза пос­ле того, как стал свидетелем жуткого убийства своей матери, не сделал больше ни одного рисунка; вместо этого он со своим психотерапевтом Спенсером Этом играл в разные игры, нала­живая связь, основанную на взаимопонимании. Мальчик на­чал понемногу рассказывать историю убийства, вначале заучен­но, перечисляя все подробности совершенно одинаково при каждом пересказе. Однако постепенно его повествование ста­новилось более откровенным и лилось свободнее, а тело во вре­мя рассказа было меньше напряжено. Одновременно страшные сны со сценой убийства стали реже посещать его, что уже сви­детельствовало, по мнению Эта, о некоторой «способности справиться с психической травмой». Мало-помалу их разговор отходил от страхов, оставленных этой травмой, и переходил на то, что происходило с малышом, когда он привыкал к жизни в новом доме со своим отцом. И в конце концов ребенок смог просто говорить о своей повседневной жизни, когда власть пси­хической травмы постепенно сошла на нет.

В заключение, как считает Герман, пациентам необходимо оплакать потерю, вызвавшую психическую травму, будь то те­лесное повреждение, смерть любимого человека или разрыв отношений, сожаление о каком-то шаге, не сделанном ради спасения кого-то, или просто разглашение секрета, который им доверили. Такое оплакивание, происходящее во время переска­зывания тягостных событий, имеет крайне важное назначение: это возможность до некоторой степени освободиться от самой травмы. Это означает, что пациенты, вместо того чтобы вечно оставаться в прошлом, в плену у этого момента, смогут начать смотреть вперед и даже надеяться и заново устраивать свою жизнь, свободную от власти психической травмы, как если бы осуществляемые эмоциональной схемой постоянная рецирку­ляция и оживление в памяти ужаса, сопутствовавшего травме, были чарами, от которых можно в конце концов освободиться.



Дэниел Гоулман


Каждая сирена не должна вызывать прилив страха; каждый звук в ночи не должен сопровождаться мгновенным возвращением к пережитому ужасу.

Эффекты последействия или случающиеся время от време­ни рецидивы симптомов часто сохраняются, но, как утвержда­ет Герман, существуют и характерные признаки того, что с трав­мой в основном удалось справиться. К ним относятся ослабле­ние физиологических симптомов до контролируемого уровня и способность переносить чувства, обусловленные воспомина­ниями об эмоциональной травме. Особенно важно не то, что­бы больше вообще не было вспышек воспоминаний о травме в неподдающиеся контролю моменты, а скорее то, чтобы быть способными обращаться к ним сознательно, как к любым дру­гим воспоминаниям, и — что, возможно, еще важнее — забы­вать их, как любые другие воспоминания. В конечном итоге это означает построение новой жизни с прочными, доверительны­ми отношениями и системой убеждений, позволяющей отыс­кивать смысл даже в таком мире, в котором может существо­вать столько несправедливости. Все это, вместе взятое, и обес­печивает успех при переобучении эмоционального мозга.

Психотерапия

в качестве эмоционального наставника

К счастью, для большинства из нас трагические моменты, когда на сцену выходят воспоминания, связанные с эмоцио­нальной травмой, случаются крайне редко. Однако та же самая система, которая так мощно отпечатывает в памяти неприят­ные эпизоды, по-видимому, работает так же и в более спокой­ные периоды жизни. Чем более ординарными бывают страда­ния в детстве, к примеру, когда к ребенку постоянно относятся с пренебрежением и он лишен внимания и заботы родителей, тогда собственная ненужность, утраты или социальное непри­ятие, возможно, так никогда и не достигнут столь высокого уровня эмоционального воздействия, чтобы вызвать психиче­скую травму, хотя, конечно, эти факторы оставляют свой отпе­чаток на эмоциональном мозге, становясь впоследствии при-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.