Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С. Абсолютная идея 1 страница




§ 236

Идея как единство субъективной и объективной идеи есть понятие идеи, для которого идея как таковая есть предмет, объект, объемлющий собой все определения. Это единство есть, следовательно, абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея, и именно мыслящая себя в качестве мыслящей, логической идеи.

Прибавление. Абсолютная идея есть прежде всего единство практической и теоретической идеи и, следовательно, вместе с тем единство идеи жизни и идеи познания. В познании перед нами выступала идея в форме различия, и процесс познания, как мы узнали, представляет собой преодоление этого различия и восстановление вышеуказанного единства, которое как таковое и в своей непосредственности есть ближайшим образом идея жизни. Недостаток жизни состоит в том, что она пока есть только в себе сущая идея; познание, напротив, есть столь же односторонне лишь для себя сущая идея. Единство и истина их обоих есть в себе и для себя сущая, следовательно, абсолютная идея. До сих пор мы имели своим предметом идею в ее развитии, в ее прохождении через различные ступени; теперь же идея сама для себя предметна. Это — ^όΤ(3ΐς νοήσεως 72, которое уже Аристотель называл высшей формой идеи.

§ 237

Абсолютная идея есть для себя, потому что в ней нет нп перехода, ни предпосылок и вообще никакой определенности, которые не были бы текучи и прозрачны; она есть чистая форма понятия, которая созерцает свое содержание как самое себя. Она есть свое собственное

 

==419


содержание, поскольку она есть идеальное (ideelle) различение самой себя от себя, и одно из этих различенных есть тождество с собой, которое, однако, содержит в себе тотальность форм как систему содержательных определений. Это содержание есть система логического. В качестве формы па долю идеи ничего не остается, кроме метода этого содержания — определенного знания о достоинстве (der Währung) ее моментов.

Прибавление. Когда говорят об абсолютной идее, то можно подумать, что здесь наконец мы услышим настоящее объяснение, что здесь будет непременно дано все. Можно, конечно, растекаться в бессодержательных декламациях об абсолютной идее; истинным содержанием идеи является, однако, не что иное, как вся система, развитие которой мы проследили. Можно также сказать, что абсолютная идея есть всеобщее; но она есть всеобщее не как абстрактная форма, которой особенное содержание противостоит как нечто другое, а как абсолютная форма, в которую возвратились все определения, вся полнота положенного ею содержания. Абсолютную идею можно сравнить в этом отношении со стариком, высказывающим то же самое религиозное содержание, что и ребенок, но для первого оно является смыслом всей его жизни. Если даже ребенок и понимает религиозное содержание, оно все же представляет для него нечто такое, вне которого еще простирается вся жизнь и весь мир. То же самое можно сказать о человеческой жизни вообще и о событиях, составляющих ее содержание. Все старания человека направлены к достижению цели, а когда эта цель достигнута, мы удивляемся, не найдя ничего другого, кроме того, что хотели. Но интерес представляет именно все движение в целом. Когда человек проследит свою жизнь, ее последний этап может казаться ему очень ограниченным, но этот конец есть decursus vitae 73, вмещающий в себя все. Точно так же и содержанием абсолютной идеи является все то обширное содержание, которое развернулось перед нашими глазами. Напоследок мы узнаем, что содержание и интерес есть не что иное, как весь путь развития. Далее, философское понимание состоит в том, что все то, что кажется ограниченным, взятое самостоятельно (für sich), получает свою ценность в силу того, что оно принадлежит целому и составляет момент идеи. Так и здесь. Мы узнали содержание и имеем помимо этого знание, что содержание есть живое развитие идеи, и этот

 

К оглавлению

==420


простой ретроспективный взгляд содержится в форме. Каждая из рассмотренных до сих пор ступеней есть образ (ein Bild) абсолютного, но вначале абсолютное выступает в этих ступенях лишь ограниченным образом, и поэтому оно гонит себя дальше к целому, раскрытие которого есть то, что мы называем методом.

§ 238

Моментами спекулятивного метода являются: а) начало, и это начало есть бытие, или непосредственное; оно непосредственно по той простой причине, что оно есть начало. Но, рассматриваемое со стороны спекулятивной идеи, оно есть ее самоопределение, которое как абсолютная отрицательность или движение понятия производит перводеление (urteilt) и полагает себя как отрицание самого себя. Бытие, которое представляется началу как таковому абстрактным утверждением, есть, таким образом, наоборот, отрицание, положенностъ, опосредствованность вообще и предположенность. Но как отрицание понятия, которое в своем инобытии всецело тождественно с самим собой и есть уверенность в самом себе, оно есть понятие, еще не положенное как понятие, или понятие в себе. Это бытие как еще неопределенное, т. е. лишь в себе, или непосредственно определенное понятие, есть столь же и всеобщее.

Примечание. Начало в смысле непосредственного бытия заимствуется из созерцания и восприятия; это начало аналитического метода конечного познания; в смысле всеобщности это начало есть начало синтетического метода конечного познания. Но так как логическое есть непосредственно столь же всеобщее, сколь и сущее, столь же предположенное понятием, сколь и непосредственное, то его начало есть столь же синтетическое, сколь и аналитическое начало.

Прибавление. Философский метод столь же аналитичен, сколь и синтетичен, но не в смысле только рядоположности или попеременности этих двух моментов конечного познания, а в том смысле, что философский метод содержит их в самом себе как снятые, и соответственно в каждом своем движении он в одно и то же время аналитичен и синтетичен. Философское мышление аналитично, поскольку оно лишь воспринимает свой предмет (идею), предоставляет ему свободу и как бы лишь наблюдает его движение и развитие. Философствование

 

==421


постольку совершенно пассивно. Но философское мышление точно так же синтетично и обнаруживает себя как деятельность самого понятия. Для этого необходимо усилие, нужно не давать воли собственным затеям и особенным мнениям, которые всегда тут как тут.

§ 239

β) Поступательное движение есть положенное суждение идеи. Непосредственное всеобщее как понятие в себе есть диалектика, состоящая в том, что оно свою непосредственность и всеобщность низводит в самом себе на степень момента. Таким образом, полагается то, что есть отрицательного в начале или первое в его определенности; оно есть 'для единого, есть отношение различенных — момент рефлексии.

Примечание. Это поступательное движение столь же аполитично, сколь и синтетично; аналитично, так как имманентной диалектикой полагается лишь то, что содержится в непосредственном понятии; синтетично, так как в этом понятии это различие еще не было положено.

Прибавление. В поступательном движении идеи начало обнаруживает себя тем, что оно есть в себе, а именно как положенное и опосредствованное, а не как сущее и непосредственное. Лишь для того сознания, которое само непосредственно, природа есть первоначальное и непосредственное, а дух — опосредствованное ею. На деле природа есть положенное духом, и сам дух делает природу своей предпосылкой.

§ 240

Абстрактная форма поступательного движения есть в бытии некое другое и переход в некое другое, в сущности — видимость в противоположном, в понятии — отличие единичного от всеобщности, которая как таковая продолжается в отличное от нее определение и тождественна с этим отличным от нее.

§ 241

Во второй сфере понятие, которое было вначале сущим в себе, достигло видимости, и, таким образом, оно в себе уже есть идея. Развитие этой сферы становится возвращением в первую сферу, подобно тому как развитие первой сферы есть переход во вторую; лишь благо-

 

==422


Даря этому двойному движению различию воздается должное, так как каждая из двух различенных сфер, рассмотренная сама по себе, завершается в тотальности и в этой-то завершенной тотальности деятельно приводит себя к единству с отличной от нее сферой. Лишь самоснятие (das Sichaufheben) односторонности обеих е них самих не дает единству стать односторонним.

§ 242

Вторая сфера развивает отношение различенных в то, что оно есть вначале, в противоречие в самом себе. Это противоречие, которое выступает в виде бесконечного прогресса, разрешается γ) в конечный результат, в котором небезразличное различенное (das Différente) положено как то, что оно есть в понятии. Оно есть отрицание первого, и как тождество с первым оно есть отрицательность самого себя. Оно есть, следовательно, единство, в котором эти оба имеются как идеальные, а моменты как снятые, т. е. вместе с тем как сохраненные. Понятие, которое, таким образом, исходя из своего в-себе-бытия посредством своей дифференции (Differenz) и снятия ее приходит к тому, что смыкается с самим собой, и есть реализованное понятие, т. е. понятие, содержащее положенностъ своих определений в своем для-себя-бытии. Оно есть идея, для которой вместе с тем как для абсолютно первого (в методе) этот конечный результат состоит лишь в исчезновении видимости, что начало есть нечто непосредственное, а она есть некий результат; реализованное понятие есть познание того, что идея есть единая тотальность.

§ 243

Метод, таким образом, есть не внешняя форма, а душа и понятие содержания, от которого он отличается лишь постольку, поскольку моменты понятия также и в себе самих приходят в своей определенности к тому, чтобы обнаружиться как тотальность понятия. Тем самым определенность, или содержание, приводит себя вместе с формой обратно к идее, и, таким образом, идея представляет собой систематизированную тотальность, которая есть лишь одна идея, особенные моменты которой столь же суть в себе, сколь и порождают благодаря диалектике понятия простое для-себя-бытие идеи. Наука, таким образом, кончает тем, что понятие постигает самое себя как чистую идею, для которой идея есть ее предмет.

 

==423


§ 244

Идея, сущая для себя, рассматриваемая со стороны этого своего единства с собой, есть созерцание, и созерцающая идея есть природа. Но как созерцание идея положена внешней рефлексией в одностороннем определении непосредственности или отрицания. Но абсолютная свобода идеи состоит в том, что она не только переходит в жизнь и также не только в том, что она как конечное познание позволяет жизни светиться видимостью (scheinen) в себе, а в том, что она в своей абсолютной истине решается свободно произвести из себя момент своей особенности или первого определения и инобытия, непосредственную идею как свою видимость (Widerschein), решается из самое себя свободно отпустить себя в качестве природы.

Прибавление. Мы теперь возвратились к понятию идеи, с которой мы начали. И вместе с тем это возвращение назад есть движение вперед. Мы начали с бытия, с абстрактного бытия. На том этапе нашего пути, на который мы теперь вступили, мы имеем идею как бытие. Но эта идея, обладающая бытием, есть природа.

 

==424

К оглавлению

К тексту

 

ПРИМЕЧАНИЯ

УКАЗАТЕЛИ

ПРИМЕЧАНИЯ *

В настоящем — первом — томе «Энциклопедии философских
наук» Гегеля содержится первая часть его философской системы —
«Логика», обычно называемая «Малой логикой» в отличие от его
«Большой логики». «Малая логика» Гегеля издавалась на русском
языке дважды: в 1861 году в переводе В. Чижова и в 30-х годах
нынешнего века в переводе Б. Столпнера. Этот перевод выдержал
четыре издания и ныне стал библиографической редкостью.
Перевод Б. Столпнера, который был сделан со второго издания
собрания сочинений использован и в настоящем, первом томе
«Энциклопедии».

Перевод Б. Столпнера подвергнут некоторым незначительным
исправлениям. Так, в прежнем издании термин Schein (види-
мость) в некоторых случаях переводился русским словом «отраже-
ние», что могло создать ошибочное представление, будто у Гегеля
имеет место теория отражения. В настоящем издании это исправ-
лено, причем глагольная форма термина es scheint, ранее перево-
дившаяся словом «отражается», переведена более точно (по Ле-
нину) — «светится видимостью».

Термин Identität переводится словом «тождество» — в соответ-
ствии с тем, как это сделано в издании «Науки логики» (Гегель.
Наука логики, т. 1—3. M., 1970—1972). Вообще русская терминоло-
гия в настоящем издании согласована с терминологией «Науки
логики». Термин Totalität, который в прежнем издании «Ма-
лой логики» переводится русским словом «целостность»,
в настоящем издании переводится словом «тотальность», по-
скольку этот термин играет специфическую роль в гегелевском
учении о диалектическом противоречии. Переводы некоторых дру-
гих терминов разъясняются в примечаниях к настоящему тому.

1 Гегель говорит здесь о логике как «первой части целого», т. е.
философской системы «абсолютного идеализма» (так Гегель опре-
деляет свою систему). В § 63 он разъясняет, почему первоначально
«Феноменология духа» — его первое крупное произведение — была
обозначена как первая часть системы. К этому вопросу Гегель воз-
вращается в § 187 и 575—577 «Энциклопедии». — 53.

2 Речь идет здесь главным образом о критической философии
Канта. Оценка этой философии дается Гегелем дальше в примеча-

* Составлены Е. П. Ситковским.
14* 427


нии к § 60 «Энциклопедии» и, особенно, в развернутом виде в «Лек-
циях по истории философии» {Гегель. Соч., т. I—XIV. М. — Л.,
1929—1959; т. XI, стр. 419 и 457—458). — 54.

3 «От злого избавились, но зло осталось» — вольный пересказ
Гегелем выражения Мефистофеля в «Фаусте» Гёте (см. «Фауст»,
перевод Н. Холодновского. М., 1962, стр. 137). — 58.

4 Система тождества, или философия тождества — это назва-
ние философской системы Шеллинга (Гегель. Соч., т. XI, стр. 487,
т. IV, стр. 28—«чистое тождество, бесформенная белизна»). — 60.

5 Гомер. Илиада, песнь 1—401, 11—813, XIV—290, XX—
74. — 65.

6...amor generosus—благородная любовь (лат.).—68.

7 «Мне кажется небрежением, если, утвердившись в вере, мы
не стараемся понять то, во что мы веруем» (лат.). Это же положе-
ние Ансельма цитируется Гегелем в § 77 «Энциклопедии». — 68.

8...philosophus tentonicus — тевтонский философ (лат.).— 69.

9 Элохим — древнееврейское слоко, одно из имен бога. У Баа-
дера — разумное начало, уполномоченное богом произвести мате-
рию. — 70.

10...index sui et fais; — показатель себя и лжи (лат.). Согласно
Спинозе, истина есть показатель себя и заблуждения. — 72.

11 «Философия довольствуется немногими судьями и намеренно
избегает толпы, которой и она также подозрительна и ненавистна;

тот, кто хочет хулить ее, получит одобрение толпы» (лат.).— 73.

12 В другом месте — Гегель, очевидно, имеет в виду опублико-
ванную в 1802 г. статью «О сущности философской критики вообще
и ее отношении к современному состоянию философии в особен-
ности» (см. Гегель. Работы разных лет, т. l. M., 1970, стр. 268).
Гегель неоднократно и в самой резкой форме отвечал различным
критикам философской науки. Здесь же, в предисловии к третьему
изданию «Энциклопедии» Гегель дает отповедь противникам фило-
софии. — 74.

13 Одна новейшая философская система — философия Фих-
те. - 74.

14 Преворстская пророчица — речь идет о названии книги
Иустина Кернера «Преворстская пророчица. Откровения о внут-
ренней жизни человека и относительно внутреннего духовного
мира в нас» (1829). Гегель был против религиозно-мистической
тенденции этой книги, иронически о ней отзывался и намеревался
написать против нее специальную рецензию. — 75.

15 «Дабы он превозмог» — выражение из религиозного псалма.
На стр. 96 Гегель цитирует это выражение в несколько ином ва-
рианте. — 78.

16 Теория есть высшее благо и высшее добро—см. Аристотель.
Метафизика, перевод Кубицкого. М., 1934, стр. 211. Гегель полно-
стью приводит соответствующее место из «Метафизики» Аристо-
теля в заключительных строках «Энциклопедии». Здесь он пере-
дает мысль Аристотеля в произвольном виде. — 78.

17 Здесь на стр. 82 речь идет о «критической философии»
Канта. — 81.

18 Заключительные слова речи Гегеля от 22 октября 1818 года
повторяются в «Лекциях по истории философии» (см. Гегель. Соч.,
т. IX, стр. 5). — 83.

19 Более полную трактовку этого тезиса о разумности действи-
тельного см. в «Философии права» (Гегель. Соч., т. VII, стр. 15—


16). См. об этом тезисе Гегеля замечания Энгельса в работе «Люд-
виг Фейербах и конец классической немецкой философии»
(К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 274—275). См. также заме-
чания Маркса в работе «К критике гоголевской философии права»
(там же, т. 1, стр. 225—226, 291 и -лр.).—83.

20 «Искусство сохранения волос согласно философским прин-
ципам» (англ.).—92.

21 «Nihil est in sensu, quod non fnerit in intellectu» — «нет ни-
чего в ощущении, чего не было бы в интеллекте» (лат.). См. разъ-
яснение этого тезиса в § 442 «Энциклопедии»..Νους — разум
(греч.).—95.

22 Понятие спекулятивное мышление широко применяется Ге-
гелем в «Энциклопедии». В § 82 Гегель отмежевывается от обыва-
тельского употребления этого термина в смысле «торговых или
брачных спекуляций» и здесь же, а так же в § 9 и во многих дру-
гих случаях, поясняет, что «спекулятивное» в том смысле, который
он вкладывает в этот термин, означает не что иное, как фшюсоф-
ско-мотафизическое мышление, мышление в понятиях его фило-
софского идеализма. Гегель называет спекулятивное мышление
«мистикой», но при этом поясняет, что он имеет в виду не рели-
гиозную мистику и вообще не мистику, но рациональное философ-
ское мышление в духе его идеалистической диалектики (см.
§82). -94.

23 Отношение разумной диалектической «спекулятивной нау-
ки» к эмпирическим наукам более обстоятельно разъясняется
Гегелем в § 38 и 246 «Энциклопедии», а также в «Лекциях по исто-
рии философии» (Гегель. Соч., т. XI, стр. 219). — 94.

24 Карл Леонард Рейнгольд (1758—1823) — немецкий философ,
о философии которого Гегель крайне неодобрительно отзывается
в «Лекция-х по истории философии» (Гегель. Соч., т. XI, стр. 460).
Рейнгольд опирался на обычный, эмпирически-аналитический ме-
тод философствования, каковой Гегель признает недостаточным,
ибо он^ есть метод «конечного познания», между тем как спекуля-
тивный (философский) метод Гегеля «столь же аналитичен, сколь
и синтетичен» («Энциклопедия» § 238).—95.

25 Мизология (μΐ3έ-/,^ι',?) —ненависть к науке, отвращение
к научным рассуждениям (термин Платона, Плутарха) (греч.).—

if 0.

26 О непосредственном анаши см. дальше «Третье отношение
мысли к объективности» («Энциклопедия» § 61—76).—Я<?.

27 В § 14 Гегель фиксирует то важнейшее положение, что
истинная научная философия возможна только в виде системы,
целостности, притом имеется в виду не абстрактная, а конкретная
целостность, имеющая внутри себя различия. Эти различия внутри
системы упорядочены определенным образом, а не суть набор слу-
чайных умонастроении и мнений, не суть агрегат («Энциклопедия»
§ 16). В данном параграфе Гегель определяет порядок системати-
ческого расположения материала внутри философской системы.
Целое «есть поэтому круг, состоящий из кругов», или, как форму-
лирует эту мысль Ленин, — «круг на великом круге (спирали) раз-
вития человеческой мысли вообще» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч.,
т. 29, стр. 221, а также стр. 322). См. также «Лекции по истории
философии» Гегеля {Гегель. Соч., т. IX, стр. 32).— 100.

28 В немецком языке существуют несколько близких по со-
держанию понятий, обычно переводимых на русский язык одним


понятием «отчуждение» — Entäußerung, Entfremdung, Entfernung.
В настоящем издании даны более уточненные переводы на рус-
ский язык этих немецких слов: Entäußerung — овнешнение (обна-
ругкение вовне, у Гегеля в смысле инобытия, внешнего существо-
вания духа), Entfernung—отстранение, отдаление, Entfremdung—
отчуждение. — 103.

29 См. Аристотель. Метафизика. M., 1934, стр. 21, пер. Кубип-
кого.— 120.

30 На немецком языке игра слов: zugrandegehen. — идти ко
дну, погибать, уходить в основание. См. об этом замечание Эн-
гельса (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 38, стр. 177).

Гегель фиксирует здесь часто встречающееся в его сочинениях
положение: все конечное надломлено внутри себя (§ 146), пред-
ставляет собой противоречие бесконечного (родового) начала и
индивидуальной единичности. Это противоречие служит про-
явлением несоответствия между понятием и существованием.
каковое несоответствие является причиной гибели ко-
нечного. «Абсолютное, как бы по своей доброте, отпускает от себя
единичности, чтобы они наслаждались своим бытием, и это же
наслаждение само затем гонит их обратно в абсолютное единство»
(§ 42). Конечный индивид умирает, но эта его гибель есть торже-
ство всеобщего, абсолютного, понятия—рода (§ 222).—126.

зоа См. замечание Энгельса: «В введении Вы найдете § 26 и
т. д. прежде всего критику вольфовской обработки Лейбница
(метафизика в историческом смысле), затем англо-французского
эмпиризма, § 37 и т. д., затем Канта, § 40 и следующие, наконец,
мистицизма Якоби, § 61» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 38,
стр. 176).—ИЗ.

31 До sensum eminentiorem—до совершеннейшей чувственно-
сти (лат.). — 144.

32 Слова Мефистофеля из «Фауста» Гёте (Гёте. Фауст. М.,
1962, стр. 110, пер. Н. Холодковского). Encheiresin naturae—способ
действия природы (лат.).—ISO.

33 Гегель имеет в виду свою работу «Отношение скептицизма
к философии. Показ их различных модификаций и сравнение но-
вейших с древними». Работа эта не переводилась на русский язык,
немецкий текст см. в книге «Jenaner Schriften». Berlin, 1972. — 152.

34 См. примечание 2. —153.

35...caput mortaum—мертвая голова (лат.). См. также стр. 264
и 267. — 161.

36 Об онтологическом доказательстве бытия божия см. также
§ 193, где выясняется происхождение этого доказательства, а также
см. «Лекции по истории философии», т. XI, стр. 129—130, 266, 438—
441. Мысль Гегеля состоит в том, что бог не есть чувственная вещь,
для бытия которой нужно нечто большее, чем быть в поня-
тии. Бог есть идея, сама производящая свое бытие. — 173.

37 Положение Спинозы о том, что бог есть то, что может быть
«мыслимо лишь как существующее», см. в «Этике» (Спиноза. Из-
бранные произведения, т. 1. M., 1957, стр. 361). —174.

38 Своими приравниваниями философского материализма
к одностороннему эмпиризму, натурализму Гегель стремился, как
это отмечает Энгельс (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 569),
унизить материализм. Это еще более ярко просвечивает у Гегеля
в § 38 «Энциклопедии». См. у Ленина: «Невыносим идеалисту дух


материализма!!» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 239).—
182.

39 Речь в последующих параграфах «Энциклопедии» идет пре-
имущественно о «философии чувства и веры» Ф. Г. Якоби (1743—
1819) — философии иррационализма, против которой решительно
выступил Гегель как защитник рациональной гносеологии. См.
подробней о философии Якоби в «Лекциях по истории философии»
(Гегель. Соч., т. XI, стр. 405). —185.

40 Слова известного математика Ж.-Ж. Лаланда (1732—1807),
обращенные к Наполеону. Гегель приводит их как образец узкого
эмпиризма, в коем повинна и теория непосредственного знания
Якоби. — 186.

41 «Cogito, ergo sum» — «Я мыслю, следовательно, я сущест-
вую» (лат.) — знаменитое положение Декарта, из коего он делал
вывод о субстанциальности души, встречается в разных сочине-
ниях Декарта, в частности, в «Рассуждениях о методе» («Избран-
ные произведения». М., 1950, стр. 282). Декарт доказывал, что при-
веденное положение есть результат не умозаключения, а усмотре-
ния путем естественного света разума (lumen naturalis), и его
поддерживает Гегель. Философы-эмпиристы доказывали наличие
в приведенном положении Декарта умозаключения и, помимо того,
доказывали, что свое существование можно вывести не только из
факта своего мышления, но из факта любого своего действования
(см. Гассенди. Сочинения, т. 2. М., 1968, стр. 533; см. также Гоббс.
Избранные произведения, т. 1. М., 1964, стр. 414). — 189.

42...médias terminus — средний термин умозаключения
(лат.) — 190.

43...consensus gentium—согласие всех народов (лат.).—195.

44 «Читатель будет более расположен верить, что существует
всесовершеннейшее существо, если он заметит, что он не находит
в себе представления никакой другой вещи, в котором содержалось
бы таким же образом необходимое существование. Он увидит, что
это представление обнаруживает истинную и неизменную при-
роду,—которая не может не существовать, так как она содержит
в себе необходимое существование» (Декарт. Начала философии.
См. Декарт. Избранные произведения. М., 1950, стр. 432).—199.

45...causa sui—причина самой себя (лат.), есть то, «сущность
чего заключает в себе существование, или то, природа чего не мо-
жет быть представлена несуществующей» (см. Спиноза. Этика.
Избранные произведения, т. l. M., 1957, стр. 361). См. примечание
37.— 199.

46 См. примечание 7. — 300.

47...summum jus summa injuria — высшее право — высшее бес-
правие (несправедливость) (лат.).— 309.

48 Смысл и правильность гегелевского разделения логики на
три части: 1) учение о бытии, 2) учение о сущности и 3) учение
о понятии показывает Ленин (см. т. 29, стр. 297). Ленин подчерки-
вает историческую основу гегелевского разделения логики, говоря:

«таков действительно общий ход всего человеческого познания
(всей науки) вообще». Правильность и историческую основу геге-
левского разделения логики отмечает в отрывке, посвященном ге-
гелевской систематике суждений, Энгельс (ff. Маркс ϊΐΦ. Энгельс.
Соч., т. 20, стр. 538—540), ибо порядок развития суждений в логике
Гегеля воспроизводит общую структуру (разделение) логики (суж-
дения бытия, сущности понятия). Здесь же стоит обратить внима-


Ние на то, что Ленин гегелевский термин «понятие» толкует в
смысле «познание», Энгельс — в смысле «общая природа» субъекта
суждения: «...о субъекте высказывается, в какой мере он соответ-
ствует своей всеобщей природе, или, как выражается Гегель, сво-
ему понятию» (там же, т. 20, стр. 538). Маркс в «Капитале» также
говорит: «...рассматривать явления в их закономерном, соответст-
вующем их понятию виде...» (там же, т. 25, ч. 1, стр. 208).—213.

49 Это важнейшее место в «Малой логике» является утвержде-
нием принципа единства логического и исторического: историче-
ское развитие философии служит Гегелю объективной основой
систематики категорий в «Логике» и ступеней развития всех ча-
стей его философской системы. См. об этом «Лекции по истории
философии» (Гегель. Соч., т. IX, стр. 40—51) и особенно главу
«Результат» в заключительной части указанных «Лекций» (там же,
т. XI, стр. 512—519). — 218.

50 Aliud-aliud — одно (нечто) равно другому (нечто) (лат.); см.
подробней а «Науке логики» (Гегель. Соч., т. V, стр. 11).— 231.

51 ϊυυ ετέρου —другое (греч.). Вопрос о сотворении богом
(«умом») мира обсуждается Платоном в диалоге «Тимей» (см.
Платон. Сочинения, т. 3, часть 1. M., 1971, стр. 471; см. также ком-
ментарий к этому диалогу на стр. 651; см. «Лекции по истории
философии» Гегеля, т. X, стр. 191). — 231.

51 а Выражение «как нечто в себе ничтожное— как нечто лишь
идеальное» проистекает из того, что используемый в данном кон-
тексте термин ideell означает то, что подлежит идеализации, т. е.
сведению к своей истинной идеальной сущности — роду, понятию.
См. также стр. 389, где по поводу лейбницевской монады Гегель
говорит, что различия в монаде носят только идеальный, несамо-
стоятельный характер, поскольку Лейбниц все сводит к чистой
идеальности, упуская момент чувственной реальности, реальной
природы. Гегель был несогласен с такой постановкой вопроса
(Гегель. Соч., т. XI, стр. 344). — 236.

62 Слова Зенона приводятся в комментарии Симплиция к «Фи-
зике» Аристотеля. — 252.

53 progressus in infinitum — прогресс в бесконечность (лат.). —
253.

54 См. «Метафизику» Аристотеля, пер. А. Кубицкого. М.,
1939, стр. 27—28. Гегель обращает внимание на то, что сам Пифа-
гор отнюдь не считал числа, полагая их в качестве субстанции в
основание вещей, мыслями или идеей, он не отделял числа от
вещей и признавал числа самими вещами. При этом Гегель ссы-
лается на Аристотеля (Гегель. Соч., т. IX, стр. 196). Лишь впослед-
ствии пифагорейцы внесли в учение Пифагора то новшество, что
прямо стали толковать число как мысль. См. цитаты из сочинений
пифагорейца Малха в этом духе (там же, т. IX, стр. 186—187).
Гегель и в данном мосте «Энциклопедии», и в «Лекциях по исто-
рии философии» (там же, т. IX, стр. 187) проявляет известное
колебание по вопросу о том, можно ли отнести пифагорейскую
философию к идеалистическому лагерю в философии. — 354.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.