Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С. Абсолютная идея 2 страница




55 Гегель в § 16 и 90 оговаривается, что в «Энциклопедии»
философская наука не излагается подробно. Гегель ограничива-
ется здесь лишь изложением начал, отмечает некоторые катего-
рии только суммарно. Этим объясняется, что в § 109 дается лишь
беглое упоминание об узловой линии отношений меры и опу-
скается вопрос о диалектических скачках (перерывах постепен-


ности) при качественных изменениях. О скачках в «Энциклопе-
дии» имеется лишь попутное замечание в § 35 в связи с критикой
метафизического принципа, что «в природе нет скачков». Поэтому
понимание гегелевского толкования диалектики перехода количе-
ственных изменений в качественные (и обратно) будет неполным
без обращения к соответствующим местам «Большой логики»
(Гегель. Соч., т. V, стр. 429— 436). — 261.

56...il y a un être suprême — есть высшее существо (фр.).—
267.

5ба Смысл часто употребляемого Гегелем понятия «рефлексия»
раскрыт Гегелем достаточно четко в § 112 и 121. Рефлексия, или
рефлективное соотношение понятий, — это свечение одного поня-
тия в другом, диалектически связанном с первым понятием, диа-
лектическое взаимопроникновение понятий, что свойственно каж-
дому попятшо сущности, имеющему свое парное понятие.
«Чистые рефлективные определения» (понятия) присутст-
вуют в «Критике чистого разума» Канта (см. И. Кант. Соч., т. 3.
M., 1964, стр. 314—319). Кант не наптел места для этих понятий
в общей таблице категории логики и вынес их в особое приложе-
ние. По Канту, это только субъективные приемы рассмотрения
явлений. Гегель же, сохранив для этих понятий то же название,
что и у Канта, «рефлективные понятия», в соответствии с духом
своего объективирования понятий (объективный идеализм)
помещает указанные диалектические понятия в общий логический
последовательный ход развития диалектических категорий логики
и притом отводит им основополагающую роль как категорий
сущности. — 269.

57 Принцип разности сформулирован Лейбницем в пункте 9
его «Монадологии» (см. «Избранные философские сочинения». М.,
1890, стр. 340). См. также «Лекции по истории философии» Гегеля,
т. XI, стр. 346. — 275.

57а См. примеч. 30. — 280.

58 Обычно в этом месте обращается внимание на то, что в
«Большой логике» Гегеля развитие учения о диалектическом про-
тиворечии идет по пунктам: а) тождество, Ь) различие (сюда вхо-
дят разность и противоположность), с) противоречие. Все это
составляет содержание второй главы первого раздела «Большой
логики», и лишь затем следует третья глава, посвященная кате-
гории основания (Гегель. Соч., т. V, стр. 525). Между тем в энци-
клопедической логике развитие тех же категории идет иначе, а
именно: а) тождество, Ь) различие (сюда входят разность и про-
тивоположность), с) основание. Возникает вопрос: почему в «Ма-
лой логике» отсутствует в указанной последовательности катего-
рия противоречия? Прежде всего на этот вопрос надо ответить
так, что и в «Малой логике» противоречие не отсутствует, ибо и
тождество, и различие, и противоположность суть ступени разви-
тия именно диалектического противоречия. Затем надо иметь
в виду, что основанием всякого процесса, по мысли Гегеля, служит
именно диалектическое противоречие, что Гегель и разъясняет
в своих определениях основания в § 120 и 121 «Малой логики»,
равным образом и в «Большой логике» (там же, т. V, стр. 524—
525). Впрочем, нетрудно заметить некоторую перегруппировку ка-
тегорий в этой части «Малой логики» по сравнению с «Большой
логикой». В «Малой логике» в первый раздел учения о сущности
отнесены: а) чистые рефлективные понятия, Ь) существование,


с) вещь. В «Большой логике» категории «существование» и «вещь»
перенесены во второй раздел — учение о явлении. Это важное
видоизменение, но вызвано оно, очевидно, соображениями того со-
кращения материала, по поводу которого Гегель оговаривается
в § 16. Такая реконструкция, между прочим, говорит о свободном,
а не догматическом отношении Гегеля к конструкции своей «Ло-
гики». — 281.

59...causae efficientes—действующие причины (лат.); causa
finalis—конечная причина (лат.). У Лейбница действующие при-
чины, которые он толкует как механический принцип, подчи-
няются целевым причинам, то есть принципу телеологии, энтеле-
хии. Гегель в этом вопросе близок к Лейбницу, ибо и он действую-
щие причины относит к неодушевленной природе, а конечные
причины — к органическому миру, к живой природе и к духу (см.
§ 209 наст. изд., а также т. V, стр. 680—681). — 284.

60 Стихотворение немецкого поэта Галлера. — 308.

61...decursas vitae—течение жизни (лат.): см. так же § 237.—
311.

62 δύναμις—сила, мощь, возможность (греч.); ενεργεί«—дея-
тельность (греч.). — 314.

63 См. Кант. Критика чистого разума. Соч., т. 3. M., 1964,
стр. 281.— 315.

64...amor intellectualis Dei—интеллектуальная любовь к богу
(лат.). (См. Спиноза. Избранные произведения, т. 1, стр. 610).—
338.

65 О гегелевской систематике суждений см. замечания Энгельса
(К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 538). —350.

66...panctam saliens—ключевой пункт, источник (лат.).—
351.

67 Terminus minor — меньшая посылка умозаключения (лат.).—
368.

68 См. об этом: Гегель «Лекции по истории философии». (Ге-
гель. Соч., т. X, стр. 313), а также «Науку логики» (там же, т. VI,
стр. 128).— 370.

69 Об онтологическом доказательстве см. примечание 36. — 381.

70 «Несомненно, что то, больше чего не мыслимо, не может
существовать в одном только интеллекте. Ибо если оно существует
в одном лишь интеллекте,, то мыслимо, что оно существует реаль-
но, что больше, чем существовать только в интеллекте. Если, сле-
довательно, то, больше чего не мыслимо, существует лишь в ин-
теллекте, тогда то, больше чего не мыслимо, есть то, больше чего
мыслимо, а это, несомненно, невозможно». —381.

71 См. замечание Ленина к § 213—215 «Энциклопедии»; «Здесь
же замечательно гениально показано совпадение, так сказать,
логики и гносеологии» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 29,
стр. 174). Ленин в «Философских тетрадях» неоднократно подчер-
кивает, что совпадение логики, гносеологии, диалектики у Гегеля
и в марксизме объясняется не чем иным, как именно диалектиче-
ским — историческим подходом к каждой из этих областей фило-
софской науки, на что и имеется указание в этих параграфах
«Энциклопедии». — 399.

- идея бога (греч.). — 419,

....-.|-,=,,.^^^^ Si^li.J^i

73 См. примечание 61. — 42Q.

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН *


Ансельм Кентерберийский 68,
200, 381, 382

Аристотель 64, 67, 72, 78, 93,
115, 120, 147, 252, 253, 309,
314, 369, 372, 393, 411, 419

Баадер, Франц 68—71
Бёме, Якоб 66, 69, 70
Бругем, Генри 92
Брукнер, Иоганн Якоб 64

Вольф, Христиан 415

Галлер, Альбрехт 252

Гераклит 226

Гердор, Иоганн Готфрид 303

Германн, Готфрид 182

Геродот 196

Гёте, Иоганн Вольфганг 127,

203, 308, 311
Гомер 65

Гото, Генрих Густав 190
Греции, Гуго 92

Данте, Алигьери 74
Декарт, Рене (Картезий) 190,
193, 199, 381, 382

Зенон 227, 252


 

Каннинг, Джордж 92

Кант, Иммануил 114, 153,
155-159, 161-165, 167,
168, 170, 174—184, 186, 207,
209, 240, 241, 253, 296, 315,
355, 393, 414, 415, 418

Кестнер, Абрагам Готгельф
241

Клопшток, Фридрих Готтлиб
252

Лаланд Ж. Ж. 186
Лейбниц, Готфрид Вильгельм

273—275, 284, 383
Лессинг, Готхольд Эфраим 63
Ливерпул, Чарльз Дженкин-

сон (граф) 92
Локк, Джон 411
Лонг, Чарльз 92

Моцарт, Амадей 310
Ньютон, Исаак 91, 92, 306

Парменид 219, 253

Парри, Вильям Эдвард 196

Пилат 109

Пифагор 253, 254, 414

Платон 64, 67, 72, 96, 147, 192,

193, 207, 231, 235, 285, 309,

314,343
Протагор 207


* Указатели составлены В. И. Башиловым.
435


Рафаэль (Санцио) 310
Рейнгольд, Карл Леонард 95
Росс, Джон 196
Руссо, Ж.-Ж. 347

Секст Эмпирик 209

Сократ 64, 207, 285

Солон 118

Спиноза, Бенедикт (Барух)
62, 63, 172, 186, 199, 200,
217, 229, 328—330, 338, 381,
382, 413

Толюк, Фридрих Август 60—

62, 66—68
Томсон, Томас 92


 

Фихте, Иоганн Готтлиб 157,
184,297, 418

Цицерон 195

Шекспир, Вильям 299
Шеллинг, Фридрих Вильгельм

121,413
Шиллер, Фридрих 178

Юм, Давид 152, 153, 164, 170,
176

Якоби, Фридрих Генрих 68,
171, 172, 186, 187, 190, 217,
331

К оглавлению

К тексту

 

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


Абсолют 96, 216

— как тождественное с собой

(см. мера)
Абсолютное 125, 138, 158, 215,

221,270, 400

— как бытие 217

— как единство субъектив-
ного и объективного 212

— как понятие 342

— как чистое количество 242

— как умозаключение 366

— умозаключение 373

(см. время, добро, идея,
конечное, сущность)

Абстрактное 271

— и конкретное 226

(см. бытие, или-или)
Абстракция 161, 169, 197, 220,

223, 264, 269, 277, 305, 348

— чистая 210

(см. материя)
Анализ 150

— и синтез 414
Аналогия 375, 376, 377
Антиномии 166—168, 208, 246,

Антропология 102
Апперцепция

— чистая 158
Априорное

— формы 154

(см. мышление)


 

Атеизм 172, 196, 329
atom 239, 249, 250

Безмерность 261
Бесконечное

— доказательство 182

(см. единство, конечное)
Бесконечность

— как отрицательное 303

— дурная 232, 252, 253

— истинная 234, 262

— прогресс в (бесконечный
прогресс) 180, 232, 233,
251—253, 255, 256, 261,302,
304, 332—334, 371, 376, 417
(см. конечность, мир)

Благо 419

— как конечная цель мира
418

— цель 417
Бог 61, 93, 137, 145, 169, 174,

187, 189, 197, 214, 215, 266,

363, 384

— как абсолютный дух 172

— как совокупность всех
реальностей 217

— как субстанция 62, 200, 329

— как сущность 267

— антропатическое представ-
ление 185

— доказательства бытия 86,
144, 146, 170—173, 194—
196, 380—382



— отрицание 173

— и дух 197, 198

— и мир 144

(см. материя)
Бытие

— определение 215

— как абстрактное 257

— как видимость 200

— как отрицание 421

— как сущность 262

— как чистое определение
мышления 125

— формы 216

— единичное 400

— наличное 89, 136, 225, 227,
228, 230, 232, 236, 256

— чистое 217

— снятое 290

— в-себе- 229, 268, 303

— -для-другого 229

— для-себя- 230, 234, 236, 237,
239, 241, 256, 378, 408

— и знание 190

— и не-бытие 223

— и ничто 263

— и понятие 175, 338

— и существование 313

— и сущность 213, 263, 264,
266, 268, 287, 339, 340, 355
(см. абсолютное, единст-
во, мышление, противопо-
ложность, тождество, «я»,
явление)

Величина 242, 243, 252, 256

— определение 243

— интенсивная и экстенсив-
ная 250,251

(см.граница)
Вера 75-77, 133. 175, 188,

192—194, 196, 197

(см. мышление, религия)
Вещь 122, 141, 242, 288. 292

— как особенное, всеобщее и
единичное 125


 

— как тотальность 289, 294

— как явление 294

— конечность 280

— свойство 290, 291

— изначальная 331

— конечная 199

— чувственная 187
Вещь-в-себе 119, 134, 161, 163

— познаваемость 288

— и для нас 162
Взаимодействие 334—336
Видимость

— как рефлектирование каж-
дого в другом 276

— как снятое бытие 265

— как существование 295

— как сущность 286

— исчезновения 423

— и сущность 264, 268, 269,

(см. бытие, противоречие)
Влечение 393
Внеположность 114
Внутреннее

— определение 307

— и внешнее 117, 118, 307—

(см. действительность,

единство)
Возможность (возможное)

— и действительность 315—
317, 320, 321

— и случайность 318

(см. конечность, необхо-
димость, случайное)

Воление 417

Воля 177

— всеобщая 347

—— и мотив 286

(см. мир, случайное, слу-
чайность)

Воспоминание 417
(см. познание)

Восприятие 165



— как форма постижения

внешнего мира 150
Время

— абсолютное 270

(см. движение, мир, про-
странство)

Всеобщее 91, 118, 148, 353, 395

— как один из моментов по-
нятия 121,179

— и конкретное 178

— и особенное 93, 99, 177,178,
207, 363

— и противоположность 118
(см. вещь, единичное, ма-
терия, мышление, род,
«я»)

Всеобщность 113, 153, 412

— абстрактная 185, 345

— и особенность 348, 354

— и особенность в суждении
351,352

(см. единичность, жизнь,
мышление, определение,
род)

Гармония

— субъективная 180
Гипотеза 343

Государство 204, 240, 260, 388,
389

— в себе 289
Граница 230

— как величина экстенсивная
249

— как отрицание 231

Движение

— как единство пространства
и времени 390

(см. деятельность, диа-
лектическое)

Дедукция 184, 190, 222, 241

Действительное 174


 

— и внешность 313

— и разумное 314

— и случайное 90
Действительность 90, 296

— как единство внутреннего
и внешнего 314

— как единство сущности и
существования 312

— как содержание филосо-
фии 89

— разумного 89, 90

— и мысль 315

— и случайное 317

(см. возможность, мышле-
ние, необходимость, явле-
ние)

Дефиниция 95, 125, 126, 215,
217, 218, 221, 222,'242, 243,
252, 256, 264, 342, 366,
412-416

—— абстрактная 59
Деятельность

— как движение 327

— целесообразная 396, 397

(см. мышление, цель)
Диалектика 96, 155, 201, 206,

210, 227, 262, 395, 403, 405,

407, 422

— субъективная 205

— и софистика 206, 207

— в природе 208

(см. идея, количество, ко-
нечное, нравственность,
чувства)

Диалектическое

—- как принцип всякого дви-
жения 206

— как скептицизм 205, 210
Добро 176, 179

— как конечная цель мира
180

— абсолютное 399

— и зло 61-63, 130, 131, 143
Догматизм 139



Доказательство 157, 182, 416
Долженствование 90, 149, 162,

178, 232, 252, 417
Дух 93, 95, 110, 124, 142

— как абсолютно конкретное
348

— абсолютный 214

— всемирный 79

— и душа 141

(см. бог, природа, снятие,

сущность)
Душа 136, 137, 140, 146, 164

— бессмертие 141

— материальность 165

— простота 148

— и тело 397, 405, 406—407
(см.дух)

Единичное 122, 123, 153

— определение 345

— и всеобщее 118, 174, 358,
361, 371, 389, 403

— и особенное 350, 366, 368,
377

(см. вещь, животное, субъ-
ект, чувственное, явле-
ние)

Единичность 112, 114, 345, 396

— как отрицательная рефлек-
сия 349

— всеобщность 348, 354, 359,

— 388,390
Единство 224, 404

— отрицательное 388

— бытия и ничто 223—225

— внутреннего и внешнего
317

—- жизни и понятия 419

— идеи и бытия 194

— конечного и бесконечного
231

— субъекта и предиката 365

— субъективного и объектив-
ного 398


 

(см. движение, действи-
тельность, идея, материя,
мера, необходимость, ос-
нование, познание, пре-
красное, самосознание,
умозаключение)
Естествознание (естественная
история) 101, 275, 279

Жизнь 226

— как непостижимое 406

— как отрицательное для себя
сущее единство 405

— всеобщность 181

— в себе и для себя 407

— и смерть 181, 232, 409

Закон (законы) 91, 182

— исключенного третьего 277,
279

— основания 282—284

— противоположности 276

— противоречия 193

— различия 273—275

— тождества 276

— тотальности обнаружения

(см. мышление)
Знание

— как опосредствование 97

— как факт 191

— непосредственное 89, 96,
191-194

— опосредствованное 192
(см. бытие, философия)

Идеал 178
Идеализм 139, 236

— абсолютный 163, 341

— субъективный 159, 162,297
Идея 313

— как абсолютное 100

— как абсолютное единство
понятия и объективности
399



— как бесконечное суждение
404

— как всеобщая субстанция
400

— как единство идеального и
реального 402

— как единство тождества и
различия 403

— как процесс 404, 405

— развитие 160, 218, 219

— абсолютная 419, 420

— абстрактная 400

— врожденная 192, 193

— конкретная 178, 400

— и понятие 348

— и природа 424

(см.цель)
Или-или 362

— абстрактное 205

— рассудочное 191, 238, 279
Индукция 374—376

— скептическая 176

Инобытие 272, 399
(см.отрицание)

Искусство 132, 204, 205, 299

Истина 69, 72, 75—77, 81—84,
88, 109, 126, 127, 132, 133,
169, 178, 183, 186, 191, 194,
214, 339, 344, 356—358,408,
409, 417

— как объективное 119

— как объективность, тожде-
ственная с понятием 401

— как предмет логики 108

— критерий 195, 196, 198

— первоистина 95

— познаваемость 108

— конечная и бесконечная
410

— объективная 66

— философская 71

— и заблуждение 399

— и правильность 357, 401

— и неистинное 301


 

— и противоречие 140

(см. мышление, познание)
Истинное (истинность) 126,

127, 139, 150, 152, 198

— и неистинное 126, 213

(см. мышление)
История 102

(см. философия)

Категории 58, 64, 87, 157, 159—
164, 176, 182, 185, 187, 228,
313, 315, 355

— метафизические 149

— конечность 186

— и ощущения 159

— и противоречие 166
Качество 229, 230

— определение 216 ·

— и свойство 290

(см. количество, мера,

снятие)
Количество 239, 242, 244, 24.5,

252,266

— определение 216, 242, 247

— как непрерывная и дис-
кретная величина 246

— диалектика 257

— и качество 228, 255, 256,

(см. абсолютное, мера,

снятие)
Конечное 215

— определение 135

— как абсолютное 197

— диалектика 208

— бесконечное 60, 139, 144,
151, 162, 174, 184,186, 233—
236, 253, 303, 382, 402—404
(см. единство, истина,
мышление, определение,
познание)

Конечность 353, 400, 405, 409
— случайного и возможного
318



— и бесконечность 134

(см. вещь, категории, мир,
определение, познание,
цепь)

Конструкция 414—415

Логика 110, 116, 124, 125, 127.
, 157, 219, 282, 300

— определение 107

— польза 108

— разделение 213

— как история развития мыс-
ли 211

— как наука об идее в себе
и для себя 103

— как наука о мышлении 110

— обычная 343

— рассудочная 210

— спекулятивная 94

— формальная 115, 367, 368,
378

— и метафизика 120

(см. истина, мышление)
Логическое 121, 202, 204, 420

— как объективное 204

— как система определений
121

— три стороны 201
(см. противоречие)

Математика 111, 158, 203,
242-245, 252, 274, 373, 415
Материализм 151, 244, 306

— как последовательная си-
стема эмпиризма 182
Материя 179, 220, 225, 238,

240—242, 244, 290, 317, 386

— как абстракция 151

— как всеобщее 186

— как единство существова-
ния 92

— как сущая вечность 292

— как существование 293

— делимость 168, 246, 302

— и бог 70


 

— и вещество 291

— и форма 142, 292—294, 297
Мера 91, 256, 260

— определение 216, 257

— как дефиниция абсолюта
258

— как единство количества и
качества 259, 261

— как процесс 261, 262

— в природе 258, 261

Метафизика 70, 133—140, 143,
145, 147—151, 154, 164,
165, 167, 169, 183, 235, 240,
241, 253, 275, 295, 415

— определение 120

— дурная 244

— наивная 199

(см. логика)
Метод 53, 57, 151

— аналитический и синтети-
ческий 411—414, 421

— геометрический 415

— математический 330

— синтетический 415

— спекулятивный 421

— сравнительный 274

— познания 84, 200

— рефлексии рассудочной 291
Механизм 386—387
Мир 137, 166

— как идея 418

— конечность и бесконен-
ность 136

— ограниченность в простран-
стве и времени 168
(см. также благо, бог, вос-
приятие, добро, сущность)

— эмпирический 171
Мысль 124, 151, 155

— как определение мышле-
ния 121

— объективная 120, 176

— субъективная 176

— чистая 124



— и эмпирическое 164

— «мыслю, следовательно су-
ществую» 189, 190, 199
(см. действительность,
прекрасное, число, чув-
ства, чувственное)

Мышление 59, 66, 71, 86, 95—
97, 107, 112, 115, 123, 153,
164, 171, 184, 185, 187, 199,
203, 235, 271, 272, 379

— как всеобщее 122

— как деяюльность 112

— как способность к позна-
нию 155

— как субъект 114

— как форма 85

— восхождение от эмпириче-
ского к абсолютному 170

— всеобщность абстрактная
98

— законы 115, 270

— объективность 156

— формы 154

— априорное 97

— истинное 279

— конечное 115, 116, 128, 136

— разумное 135

— рассудочное 202

— рефлектирующее 85

— самостоятельное 120

— спекулятивное 93, 212

— философское 300

— чистое 100

— и бытие 125, 174, 199, 226

— и вера 188

— и действительность 111

— и истина 198

— и истинное 116

— и необходимость 339

— и опыт 93

— и свобода 120
— и чувства (чувственное)

85, 158, 170

(см. мысль, определение,


 

познание, разум, тожде-
ство)

Начало 102, 217, 224, 421
Наука (науки) 69, 72, 80, 94,
96, 101

— позитивность 102

— разделение 104

— целостность 103

— конечные 273

— точные 244

— философские 91, 103

— эмпирические 102, 376

— и философия 57, 98, 299,
384

— и церковь 305, 306
Необходимое

— как абсолютное отношение
328

— как сущее 327

— и случайное 320
Необходимость 71, 83, 84, 91,

93, 96, 153, 221, 279, 323,

324, 326, 332, 336
·— как единство возможности

и действительности 322

— и внешняя 327

— и действительность 315,
317,322

— и свобода 142, 143, 168, 169,
337, 339, 368

— и случайность 142, 320

(см. мышление, суждение,

умозаключение)
Нравственность 132, 207, 258

— и воспитание 192

— диалектика 209

Объект 385, 387

— как единое 379

— как противоречие абсолют-
ное 383

— как противоречие своей то-
тальности 389

— как тотальность 383



— развитие 384

— и цель 396—398

(см. субъект)
Объективное (объективность)

— определение 153

— как недуховное 121

(см. единство, истина, ло-
гическое, мысль, мышле-
ние, отрицание, противо-
положность, субъектив-
ное, субъективность)

Овнешнение 350, 362

— определение 103
Онтология 140, 173, 381
Опосредствование 186, 217,
255, 321

— и непосредственность 191

(см. знание)
Определение

— истинность 107

— конечность 132

— конечное 133, 135, 149, 183

— отрицательное 161

— рассудочное 136

— рефлективное 347

— мышление 107, 157

(см. логическое)
Определенность

— бесконечная 150
Опыт 89, 91, 96, 127, 147,.152,
153, 160, 176, 189, 193

— апостериорный 97

(см. мышление)
Основание 280, 283, 284, 286,

— как единство тождества и
различия 281

— как снятие самого себя 287

— как тотальность 281

— достаточное 283, 284

(см.закон)
Особенное 120, 197

(см. вещь, всеобщее, все-


 

общность, единичное)
Отношение 255

— количественное 256

— непосредственное 301

— отрицательное 302, 336

— рефлективное 380

— целевое (телеологическое)
384, 385

(см. необходимое, оттал-
кивание, субстанция, яв-
ление)

Отрицание 91, 171, 205, 210,
230, 294, 323, 378, 391, 394

— как инобытие 229

— бога 173

— отрицания 234, 236, 262
(см. бытие, граница)

Пантеизм 62, 66, 144, 225, 329,

Паралогизм 164, 165, 167
Познание 55, 69, 81, 83, 88, 93,
95, 109, 119, 150, 155, 165,
186, 199, 405, 406, 409—412

— как воспоминание 193

—— как единство противопо-
ложных определений 167

— как определяющее и опре-
деленное мышление 166

— конечность 411

— конечность основания 102

— критика 175

— потребность в философ-
ском способе 88

— предел 181

— способ эмпирический 211

— способность 94, 154, 156

— истинное 136

— мнимое 82

— философское 94

— в себе 411

— истины 57, 58

— конечного 200

— природы 386



— формы 127, 128

(см. метод, религия)
Положительное

— и отрицательное 263, 269,
278

Понятие (понятия) 54, 71, 84,
87, 94, 120, 121, 144, 185,
213, 270, 278, 308, 335, 336,
338, 339, 345, 352, 366—
368, 380, 384, 396

— как сущность, возвратив-
шаяся к бытию 338

— как форма творческая 342

— истинность и неистинность
140

— абстрактное 348

— всеобщее 346, 404

— конкретное 347

— контрадикторное 277, 349

— контрарное 349

— определенное 344

— спекулятивное

— субординированное и коор-
динированное 349

— утвердительное и отрица-
тельное 349

— формальное 343

— рассудка 153

— и идея 348

— и представление 349

(см. бытие, всеобщее, все-
общность, единство, исти-
на, понятие, развитие,
суждение, умозаключе-
ние)

Потребность

— как чувствуемое противо-
речие 393

(см. человек)
Предмет 120, 135, 185, 327

— предполагаемый, полагае-
мый 326
Представление 84, 86, 87, 123

(см. рассудок, цель)


 

Прекрасное 204

— как единство мысли и чув-
ственного 178
Природа 173, 204, 318, 319,335

— неорганическая 291

— органическая 291

— и дух 83, 143, 245, 309, 373
(см. диалектика, идея,
мера, познание, скачок,
снятие)

Причина 168, 199, 284

— действующая 392

— конечная 332, 392

— и действие 117, 137, 331—
335

— и следствие 159

— самой себя (causa sui) 199
Причинность 121, 182

— цель 142
Произвол 318, 319

(см.свобода)
Простота 113, 136

(см. душа)
Пространство 148

— абсолютное 270

— и время 169, 232, 246
(см. движение)

Противоположность 61, 96,
144, 174, 180, 201, 212, 222,
225, 239, 251, 252, 270, 275,
277, 279, 280, 283, 298, 301,
307, 313, 315, 324, 325, 403,
409, 410

— абсолютная 142

— бытия и ничто 220

— субъективности и объек-
тивности 396

— формы и содержания 341

(см. всеобщее, закон)
Противоречие 96, 180, 181,227,

257, 269, 280, 315, 392, 417

— видимость 205

— как диалектический мо-
мент логического 167



снятое 228

(см. закон, истина, кате-
гории, объект, противоре-
чие)

Развитие

— как движение понятия 343

(см. идея, объект, цель)
Различие 221

— как разность 273




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.