Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы семинарских занятий. ТЕМА: Особенности раннеевропейской художественной культуры




ТЕМА: Особенности раннеевропейской художественной культуры. Раннесредневековая литература

1. Общая характеристика эпохи средневековья

2. Концепция и осмысление художественного творчества в эпоху раннего и зрелого средневековья

3. Литература раннего средневековья как часть мировой литературы

4. Соотношение языческого и христианского в произведениях героического эпоса

5. «Беовульф» как памятник, объединяющий различные проявления англо-саксонской эпической традиции». Роль сказочного и мифологического элементов в поэме. Понятие об аллитерационном стихе древнеанглийской поэзии.

6. Ранняя скандинавская словесность. «Старшая Эдда» как основной источник знаний о скандинавской мифологии. Особенности представлений о мире и человеке в «варварской» модели средневекового сознания.

7. Проблема исторического фона в произведениях героического эпоса

8. Значение Каролингского Возрождения для развития письменной словесности. Академия Карла Великого и ее виднейшие деятели. Основные жанры Каролингского Возрождения. Соотношение античной традиции и христианства. Оттоновское Возрождение.

Источники:

· Беовульф. // Старшая Эдда. Беовульф. Песнь о Нибелунгах. М., 1975, с. 27-180

· Беовульф. Песнь о Нибелунгах. М., 1975, с. 181-333

· Беовульф. Песнь о Нибелунгах. М., 1975, с. 358-628

· Исландские саги. М., 1956 или Исландские саги. Ирландский эпос. М., 1973, с. 23-544

· Песнь о Нибелунгах. М., 1972 или Старшая Эдда.

· Снорри Стурлусон. Младшая Эдда. М., 1970 или 1994

· Старшая Эдда, Сказание о Беовульфе, Песнь о Нибелунгах. http://izbakurnog.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st002.shtml

· Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. М. - Л., 1963 или Старшая Эдда

· Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1992

· Эпос зрелого Средневековья

· Эпос раннего Средневековья Ирландские саги. // Исландские саги. Ирландский эпос. М., 1973, с. 547-792 или Ирландские саги. М., 1961

 

Литература:

1. Ауэрбах Э. Мимесис. М., 1976

2. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984

3. Гуревич А. Я. Пространственно-временной континуум в Песни о Нибелунгах // Традиция в истории культуры. М., 1978.

4. Гуревич А. Я. Эдда и сага. М., 1979

5. Гуревич А.Я. История и сага. М., 1972

6. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990

7. Гуревич. А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981

8. Гутнова Е.В. Средневековье: место в европейской цивилизации // Средние века. М., 1990. Вып. 53

9. Иванов В.Г. Этика средневековья. Л., 1983

10. Историко-культурные основы европейской цивилизации. М., 1992

11. История Всемирной литературы в 9 т.т. Т. I., М.. 1983, с. 271-302, 501-515; Т. 2, М., 1984, с. 438-592

12. История философии и вопросы культуры. М., 1975

13. Мелетинский Е. М., "Эдда" и ранние формы эпоса, М., 1968

14. Мельникова Е. А. Меч и лира. М., 1987

15. С.С. Аверинцев. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью.

16. Стеблин-Каменский М. И. Древнескандинавская литература. М., 1979

17. Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Л., 1984

18. Хойслер А., Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах, М., 1960

19. Шкунаев С. Герои и хранители ирландских преданий // Предания и мифы средневековой Ирландии. М., 1991.

20. Шкунаев С. Похищение быка из Куальнге и предания об ирландских героях // Похищение быка из Куальнге. М., 1985.

 

ТЕМА: Литература зрелого Средневековья.

1. Развитие устной традиции. Проявление ее в памяти героического эпоса зрелого Средневековья. Роль жонглеров, хугларов и шпильманов. Различные теории происхождения эпоса. Теория «индивидуализма» (Ж. Бедье) и «традиционализма» (Р. Менендес Пидаль)

2. «Песнь о Роланде» – выдающийся памятник французского героического эпоса. Отражение в поэме исторической действительности разных эпох и ее восприятие творцами песни

3. «Песнь о моем Сиде» – крупнейший памятник испанского героического эпоса. Ее связь с событиями недавнего исторического прошлого. Отражение Реконкисты в поэме

4. Литература зрелого Средневековья на латинском языке. Творчество Пьера Абеляра. Его связь с основными философскими направлениями XII века – реализмом и номинализмом. «История моих бедствий»

5. Поэзия вагантов. Значение для ее развития античной и библейской традиции, а также народной смеховой культуры

6. Место животного эпоса в системе жанров городской литературы. «Роман о Лисе» как наиболее характерный образец животного эпоса. Его истоки (античная и фольклорная традиции)

 

Источники:

· Песнь о Роланде. М. - Л., Academia, 1934 или М., 1958

· Песнь о Сиде. М., 1959

· Пьер Абеляр. История моих бедствий. М., 1959, с. 9-88.

· Абеляр Петр. Диалог между Философом, Иудеем и Христианином // Вопросы философии 1995. N 3.

· Памятники средневековой латинской литературы. Т. I, М., 1970, с. 34-45, 165-204, 209-314, 359-369; т. 2, М., 1972, с 8-16, 81-109, 176-180, 412-429.

· Франсуа Вийон. Стихи. М., 1984.

 

 

Литература:

1. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью.

2. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. М., 1987

3. Аникст А.А. История английской литературы. М., 1956

4. Гаспаров М.Л. Поэзия вагантов // Поэзия вагантов. М., 1975, с. 421-514.

5. История Всемирной литературы в 9 т.т. Т. I., М.. 1983

6. Косиков Г.К. Франсуа Вийон // Франсуа Вийон. Стихи. М., 1984, с. 5-41.

7. Менендес Пидаль Р. Избранные произведения. М., 1961

8. Неретина С.С. Абеляр и Петрарка: пути самопознания личности // Вопросы философии 1992. N 3

9. Поэзия вагантов. М., 1975

10. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М., 1974

11. Поэзия вагантов. М.. 1978

12. Иванов К.А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. М., 1997

13. Фавье Ж. Франсуа Вийон. М., 1991

 

ТЕМА: Средневековый замок и его культура

1. Возникновение и эволюция средневекового западноевропейского рыцарства. Его формирование и специфика.

2. Идеология средневекового рыцарства. Источники информации о нем. Социально-политические взгляды сословия.

3. Рыцарская культура: одежда и вооружение, доспехи и оружие, воспитание и образование.

4. Куртуазная литература: возникновение, особенности, эволюция. Лирика прованских трубадуров. Рыцарский роман. Артуровский цикл.

5. Замок: происхождение, предназначение, эволюция. Замок как военный центр и часть комплекса «город – деревня». Замковая архитектура, интерьер, искусство.

Источники:

· Вольфрам фон Эшенбах. Парцифаль // Средневековый роман и повесть. М., 1974, с. 261-580

· Окассен и Николетт. М., Средневековый роман и повесть. М., 1974, с. 229-260

· Кретьен де Труа. Ивейн или Рыцарь со львом // Средневековый роман и повесть. М., 1974, с. 31-154

 

Литература:

1. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. М., 1995

2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975

3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1972

4. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987

5. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М., 1991

6. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987

7. История зарубежной литературы. Средневековье и Возрождение. М.. 1987

8. Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде. М., 1955

9. Песни трубадуров. М., 1979

10. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М., 1974

11. Фридман Р.А. Любовная лирика трубадуров и ее истолкование. М., 1965

12. Михайлов А. Д. История легенды о Тристане и Изольде // Легенда о Тристане и Изольде. М., 1976, с. 623-697.

 

ТЕМА: Средневековый город и его культура

1. Средневековый город и его эволюция. Историография средневекового города.

2. Социально-экономические отношения внутри города

3. Городская культура. Источники по истории средневековой городской культуры.

4. Роль архитектуры в культуре европейского средневековья. Культовая архитектура как основа романского синтеза

5. Новое слово в искусстве западного средневековья. «Французская манера». Готика как порождение совокупности общественных, политических и идейных устремлений эпохи.

6. Городская литература. Поэзия городского сословия:

§ фаблио

§ сатирический животный эпос

§ аллегорический эпос

 

Источники:

· Ленгленд У. Видение Вильяма о Петре Пахаре. М.-Л., 1941

· Фаблио. Старофранцузские новеллы. М., 1971.

· Средневековые французские фарсы. М., 1981, с. 51-108, 329-348.

· Роман о Лисе. М., 1987.

· Хуан Мануэль. Граф Луканор. М., 1961.

Литература:

1. Gothic Subculture Illustrated FAQ by Coroner & Claire (www.gothic.ru).

2. http://francegothic.boom.ru

3. Агибалова Е.В. История Средних веков.- СПб., 1970

4. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви

5. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. С-Пб., 1995

6. Всеобщая история искусств. Под. ред. Климова Р.Б., Никоновой И.И. Энциклопедия, т. II, кн. 1. М., 1960.

7. Всеобщая история искусств. Том 2. Искусство средних веков.- М., 1994

8. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. Под редакцией Ю.С. Яралова. М., 1979

9. Грашенков В.Н. Искусство Западной Европы и Византии.- М.,1978

10. Гуревич А.Я. Средневековый мир; культура безмолвствующего большинства. М., 1990

11. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Пародия в литературе и искусстве 10 - 16 вв. М., 1992

12. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студентов. - 4-е изд., стереотип. - М., 2000

13. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство.- М., 2000.

14. История зарубежного искусства.- М., 1984.

15. Крыжановская М.Я. Искусство западного средневековья, М., 1963

16. Лясковская О.А. Французская готика XII-XIV веков. М., 1973

17. Овсянников Ю. История памятников Средневековья.- М., 1995

18. Петров М.К. Социально-культурные основания развития современной науки. М., 1992

19. Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры/ Пер. с чеш. В.К. Иванова

20. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры; М., 1984

21. Тяжлов В.Н. Малая история искусств. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1964

22. Хезинга Й. Осень средневековья, М., 1988

23. Эрши Анна. Живопись интернациональной готики. СПб., 1984

24. Якобсон А.Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры. Л., 1985

25. Сидорова Н.А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953

26. Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. М.-Л., 1964

27. Карсавин Л.П. Культура Средневековья. Киев, 1998

28. Михайлов А. Д. Старофранцузская городская повесть "фаблио" и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. М., 1986

29. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. М., 1987

 

ТЕМА: Культура, литература и религия эпохи Ренессанса.

1. Возрождение как переходный этап от средневековой культуры к культуре Нового времени. Понятие ренессансного гуманизма. Титаны Возрождения как воплощение гуманистического идеала эпохи.

2. Гуманизм и эволюция политической морали и правосознания от Чезаре Борджиа до Чезаре Беккариа, от Роджера Бэкона к Фрэнсису Бэкону, от знания подтверждающего к знанию подтверждаемому: рождение эмпирической науки.

3. Идейное единство научной и художественной культуры Ренессанса. Данте и «новая учёность».

4. Возрожденческий антропоцентризм, титанизм и неоплатонизм (Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Франческо Патриции). Трактовка Бога как вечного творящего начала, "мастера" (opifex) и художника (artifex).

5. Универсальные черты и национальные особенности возрожденческой литературы.

6. От Джотто до Бернини — великая художественность Возрождения.

7. Уроки. Итоги и противоречия эпохи Возрождения.

Источники:

· Антология мировой философии. Т. 2. М., 1970

· Боккаччо Дж. Декамерон (любое изд. в пер. М. Любимова)

· Боккаччо Дж. Фьяметта. Фьезоланские нимфы. М., 1968

· Бэкон Ф. Сочинения. Т. 1-2. М., 1971-1972

· Данте. Божественная комедия. М., 1961 (или другое издание в пер. с итальянского М.Лозинского)

· Данте Алигьери. Новая жизнь // Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968

· Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Т. 1-2. Саратов, 1984-1988

· Итальянские гуманисты о церкви и религии. М., 1963

· Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Т. 1-2 (любое изд.)

· Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989

· Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982

· Монтень М. Опыты в трёх книгах (любое изд.)

· Мор Т. Утопия (любое изд.)

· Образ человека в зеркале гуманизма. М., 1999

· Петрарка Ф. Избранная лирика. М., 1970 и др. изд.

· Петрарка Ф. Лирика. Автобиографическая проза. М.,1989

· Петрарка Ф. Сочинения философские и полемические. М., 1998

· Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. М., 1982

· Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль (любое изд. в пер. М. Любимова)

· Рёскин Дж. Прогулки по Флоренции. Спб., 2007

· Сочинения великих итальянцев XVI века. СПб., 2002

· Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.). М., 1985

· Хрестоматия по западноевропейской литературе. Эпоха Возрождения. М., 1999

· Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М., 1996

· Шекспир У. Трагедии. Комедии. Сонеты (любое изд.)

· Эразм Роттердамский. Похвальное слово глупости (любое изд.)

· Эразм Роттердамский. Разговоры запросто. М., 1969

· Эстетика Ренессанса. Т. 1. М., 1981

 

Литература:

Обязательная:

1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. - М., РГГУ, 1995

2. Баткин Л.М. Данте и его время. М., 1979

3. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления. М., 1978

4. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965 или 1992

5. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. - Интрада, 1996.

6. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.,1978

7. Культура Возрождения и общество. М.,1986

Дополнительная:

1. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М.,1990

2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.,1989

3. Лазарев В.Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., 1979

4. Неретина С.С. Абеляр и Петрарка: пути самопознания личности // Вопросы философии 1992. N 3

5. Брагина А.Х. и др. Культура эпохи Возрождения. - М., 1986

6. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. - Л., 1990

7. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. - М., 1988

8. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. - Саратов, 1984

9. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. - М., 1991

10. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1996

11. Секуляризационные процессы и христианская цивилизация. Спб., 1995

12. Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОЛЛОКВИУМОВ

Тема 1: Народная культура средневековья

1. Выявить сущность народной культуры и проанализировать ее содержание. Выяснить смысл понятия «народная смеховая культура» в концепции М.М. Бахтина и показать ее соотношение с культурой официальной. Определить место карнавала в жизни средневекового города, истоки карнавала и его связь с первобытным мифологическим сознанием. Понять, как проявлялась народная смеховая традиция на разных этапах средневековой словесности (в раннем эпосе, в драматургии, в лирике) и проанализировать суть уточнений, внесенные в теорию М.М. Бахтина А.Я. Гуревичем и С.С. Аверинцевым.

2. Показать специфику источников народной культуры и сущность взаимоотношения «ученой» и фольклорной культур.

3. Выяснить суть происхождения средневековой драмы и показать ее связь с литургией и с народной карнавальной традицией. Ответить на вопрос, как воспринималась античная драма средневековым сознанием. Показать суть взаимоотношений церкви и театра. Основываясь на анализе творчества Хротсвиты Гандерсгеймской и Рютбефа («Микраль о Теофиле»), определить меру и степень влияния античных авторов на их творчество, и проявление в нем христианской идеи. Выделить этапы развития религиозного театра и его основные жанры (литургическая драма, микраль, мистерия). Показать процесс возникновение городской драмы (моралите, фарсы и соти), их жанровое своеобразие. Выявить черты, объединяющие их с фаблио. Попытаться проследить связь фарсов, соти, фастнахшпилей с народной смеховой традицией Средневековья. («Фарс об Адвокате Патлене»).

4. Дать оценку «низовым», демократическим жанрам, не принадлежащим городской словесности. Показать специфику проявления крестьянской идеологии в «Видении о Петре Пахаре» Ленгленда. Оценить в нем патриархальный уклад и его соотношение с христианской концепцией мира и человека.

5. Изучить и проанализировать светскую праздничную жизнь эпохи средневековья: (жонглеры, шпильманы и их репертуар, состязания и игры). (Изучение проблемы по методике деловых игр с участием двух рабочих групп). Инсценировав фрагмент праздника (одно из состязаний и выступление шпильманов), в дискуссионной форме обсудить мировоззренческие основы средневековой смеховой культуры.

Литература:

v Аверинцев С. Истоки и развитие раннехристианской литературы. //В кн.: История всемирной литературы. Т. 1. М., 1983

v Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху. М., 1993

v Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской культурной традиции. М., 1996

v Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от Античности к Средневековью. М., 1976

v Аверинцев.С.С. Бахтин, смех, христианская культура.// В кн.: М.М.Бахтин как философ. М., 1992

v Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М., 1965

v Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975

v Гуревич А.Я. Народная культура раннего средневековья в зеркале «Покаянных книг» // Средние века. М., 1973

v Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981

v Гуревич А.Я. Смех в народной культуре средневековья //Вопросы литературы. 1966. № 6

v Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Пародия в литературе и искусстве IX – XVI вв. М., 1992

v Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве IX – XVI вв. М., 1988

v Дживелегов А.К. народные основы французского театра (жонглеры)// Ежегодник. Институт истории искусств. М., 1955

v Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. История: миф, время, загадка. М., 1994

v Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. М., 1996

 

 

Тема 2: Региональные особенности европейского Возрождения.

1. Выделить основные черты бюргерской культуры Германии и Нидерландов. Обратить внимание на особенности изобразительного искусства региона на основании изучения религиозной живописи братьев Ван Эйк, погружения в мрачные фантазии Иеронима Босха, народный колорит Питера Брейгеля - старшего. Отметить повышенную экспрессию и личностное начало немецкой религиозной живописи. Изучить особенности творчества великого живописца, гравера и мыслителя Альбрехта Дюрера.

2. Проследить влияние протестантизма на духовную жизнь Германии.

(Доклад): Иоганн Гуттенберг и появление первых печатных книг революция в культуре Европы.

(Доклад): “Похвала глупости” Эразма Роттердамского - великий памятник немецкого гуманизма.

3. Выявить особенности художественной культуры Возрождения в Англии на основании анализа гуманистических тенденций в творчестве Джефри Чосера и Уильяма Шекспира. Показать выдающуюся роль Шекспира в мировой художественной культуре.

(Доклад): Человек перед лицом истории - хроники Шекспира.

(Доклад): Ситуация ошибок и превратностей судьбы - комедии Шекспира.

4. Основываясь на анализе гуманизма Франсуа Рабле,поэзия Франсуа Вийона и Пьера де Ронсара, философской концепции Мишеля Монтеня, сделать вывод об особенностях французской модели Ренессанса. Доказать придворный характер французского искусства (архитектурный ансамбль Лувра и Фонтенбло).

5. Показать отличительные черты эпохи Возрождения в Испании, а так же специфику становления художественной культуры страны. Охарактеризовать стилевой синкретизм испанской живописи.

(Доклад): Призрачное искусство Эль Греко (Доменико Тьетокопули).

 

Литература:

v Авермат Р. Петер Пауль Рубенс. М., 1977

v Аникст А.А. Театр эпохи Шекспира. М., 1965

v Барг М.А. Шекспир и история. М., 1979

v Бахтин М.М. Дополнения и изменения к "Рабле" // Вопросы философии. 1992. N 1

v Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.,1990

v Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973

v Бордонов Ж. Мольер. М., 1983

v Виппер Ю.Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII в.М., 1967

v Воронина Т.С. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. М., 1994

v Герси Т. Шедевры немецкого Возрождения

v Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.,1990

v Егорова К.С. Портрет в творчестве Рембрандта. М., 1975

v История искусства Западной Европы от Возрождения до начала ХХ века. Италия. Испания. Фландрия. М., 1988

v История французской литературы. М., Л. 1946. Т.1

v Коттье Ж. Эти ценности создали Европу // европейский альманах. История. Традиции. М., 1991

v Крусман В.Э. На заре английского гуманизма. Одесса, 1915

v Кузнецов Ю.И. Рисунки Рубенса. М., 1974

v Культура Западной Европы в эпоху Возрождения / Брагина Л.М. и др. М., 1996

v Либман М.Я. Искусство французского Возрождения. Опыт анализа // Классическое и современное искусство Запада. М., 1989

v Либман М.Я. Очерки немецкого искусства позднего средневековья и эпохи Возрождения. М., 1991

v Люблинская А.Д. Особенности культуры Возрождения и Реформация во Франции // Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л, 1981

v Михайлов А.Д. Некоторые черты французского Возрождения // Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967

v Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. Очерки. М., 1968

v От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела. М., 1969

v Петрарка Ф. Лирика. Автобиографическая проза. М.,1989

v Пуришов Б.И. О своеобразии немецкого Возрождения // Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967

v Ротенберг Е.И. Голландское искусство XVII в. М., 1971.

v Сапрыкин Ю.М. От Чосера до Шекспира: этические и политические идеи в Англии. М., 1985

v Спор о древних и новых. /Сост. В.Я.Бахмутский М., 1985

v Тарасов Ю.А. Голландский пейзаж XVII в. М., 1983

v Утопический роман XVI - XVII вв./Волгина В.П., Шуваева Ф.Б. М., 1956

v Хейзинга Й. Осень средневековья. М.,1988

Тесты:

 

ВАРИАНТ 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.