КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планы семинарских занятий. ТЕМА: Особенности раннеевропейской художественной культуры
ТЕМА: Особенности раннеевропейской художественной культуры. Раннесредневековая литература 1. Общая характеристика эпохи средневековья 2. Концепция и осмысление художественного творчества в эпоху раннего и зрелого средневековья 3. Литература раннего средневековья как часть мировой литературы 4. Соотношение языческого и христианского в произведениях героического эпоса 5. «Беовульф» как памятник, объединяющий различные проявления англо-саксонской эпической традиции». Роль сказочного и мифологического элементов в поэме. Понятие об аллитерационном стихе древнеанглийской поэзии. 6. Ранняя скандинавская словесность. «Старшая Эдда» как основной источник знаний о скандинавской мифологии. Особенности представлений о мире и человеке в «варварской» модели средневекового сознания. 7. Проблема исторического фона в произведениях героического эпоса 8. Значение Каролингского Возрождения для развития письменной словесности. Академия Карла Великого и ее виднейшие деятели. Основные жанры Каролингского Возрождения. Соотношение античной традиции и христианства. Оттоновское Возрождение. Источники: · Беовульф. // Старшая Эдда. Беовульф. Песнь о Нибелунгах. М., 1975, с. 27-180 · Беовульф. Песнь о Нибелунгах. М., 1975, с. 181-333 · Беовульф. Песнь о Нибелунгах. М., 1975, с. 358-628 · Исландские саги. М., 1956 или Исландские саги. Ирландский эпос. М., 1973, с. 23-544 · Песнь о Нибелунгах. М., 1972 или Старшая Эдда. · Снорри Стурлусон. Младшая Эдда. М., 1970 или 1994 · Старшая Эдда, Сказание о Беовульфе, Песнь о Нибелунгах. http://izbakurnog.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st002.shtml · Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. М. - Л., 1963 или Старшая Эдда · Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1992 · Эпос зрелого Средневековья · Эпос раннего Средневековья Ирландские саги. // Исландские саги. Ирландский эпос. М., 1973, с. 547-792 или Ирландские саги. М., 1961
Литература: 1. Ауэрбах Э. Мимесис. М., 1976 2. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984 3. Гуревич А. Я. Пространственно-временной континуум в Песни о Нибелунгах // Традиция в истории культуры. М., 1978. 4. Гуревич А. Я. Эдда и сага. М., 1979 5. Гуревич А.Я. История и сага. М., 1972 6. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990 7. Гуревич. А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981 8. Гутнова Е.В. Средневековье: место в европейской цивилизации // Средние века. М., 1990. Вып. 53 9. Иванов В.Г. Этика средневековья. Л., 1983 10. Историко-культурные основы европейской цивилизации. М., 1992 11. История Всемирной литературы в 9 т.т. Т. I., М.. 1983, с. 271-302, 501-515; Т. 2, М., 1984, с. 438-592 12. История философии и вопросы культуры. М., 1975 13. Мелетинский Е. М., "Эдда" и ранние формы эпоса, М., 1968 14. Мельникова Е. А. Меч и лира. М., 1987 15. С.С. Аверинцев. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью. 16. Стеблин-Каменский М. И. Древнескандинавская литература. М., 1979 17. Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Л., 1984 18. Хойслер А., Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах, М., 1960 19. Шкунаев С. Герои и хранители ирландских преданий // Предания и мифы средневековой Ирландии. М., 1991. 20. Шкунаев С. Похищение быка из Куальнге и предания об ирландских героях // Похищение быка из Куальнге. М., 1985.
ТЕМА: Литература зрелого Средневековья. 1. Развитие устной традиции. Проявление ее в памяти героического эпоса зрелого Средневековья. Роль жонглеров, хугларов и шпильманов. Различные теории происхождения эпоса. Теория «индивидуализма» (Ж. Бедье) и «традиционализма» (Р. Менендес Пидаль) 2. «Песнь о Роланде» – выдающийся памятник французского героического эпоса. Отражение в поэме исторической действительности разных эпох и ее восприятие творцами песни 3. «Песнь о моем Сиде» – крупнейший памятник испанского героического эпоса. Ее связь с событиями недавнего исторического прошлого. Отражение Реконкисты в поэме 4. Литература зрелого Средневековья на латинском языке. Творчество Пьера Абеляра. Его связь с основными философскими направлениями XII века – реализмом и номинализмом. «История моих бедствий» 5. Поэзия вагантов. Значение для ее развития античной и библейской традиции, а также народной смеховой культуры 6. Место животного эпоса в системе жанров городской литературы. «Роман о Лисе» как наиболее характерный образец животного эпоса. Его истоки (античная и фольклорная традиции)
Источники: · Песнь о Роланде. М. - Л., Academia, 1934 или М., 1958 · Песнь о Сиде. М., 1959 · Пьер Абеляр. История моих бедствий. М., 1959, с. 9-88. · Абеляр Петр. Диалог между Философом, Иудеем и Христианином // Вопросы философии 1995. N 3. · Памятники средневековой латинской литературы. Т. I, М., 1970, с. 34-45, 165-204, 209-314, 359-369; т. 2, М., 1972, с 8-16, 81-109, 176-180, 412-429. · Франсуа Вийон. Стихи. М., 1984.
Литература: 1. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью. 2. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. М., 1987 3. Аникст А.А. История английской литературы. М., 1956 4. Гаспаров М.Л. Поэзия вагантов // Поэзия вагантов. М., 1975, с. 421-514. 5. История Всемирной литературы в 9 т.т. Т. I., М.. 1983 6. Косиков Г.К. Франсуа Вийон // Франсуа Вийон. Стихи. М., 1984, с. 5-41. 7. Менендес Пидаль Р. Избранные произведения. М., 1961 8. Неретина С.С. Абеляр и Петрарка: пути самопознания личности // Вопросы философии 1992. N 3 9. Поэзия вагантов. М., 1975 10. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М., 1974 11. Поэзия вагантов. М.. 1978 12. Иванов К.А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. М., 1997 13. Фавье Ж. Франсуа Вийон. М., 1991
ТЕМА: Средневековый замок и его культура 1. Возникновение и эволюция средневекового западноевропейского рыцарства. Его формирование и специфика. 2. Идеология средневекового рыцарства. Источники информации о нем. Социально-политические взгляды сословия. 3. Рыцарская культура: одежда и вооружение, доспехи и оружие, воспитание и образование. 4. Куртуазная литература: возникновение, особенности, эволюция. Лирика прованских трубадуров. Рыцарский роман. Артуровский цикл. 5. Замок: происхождение, предназначение, эволюция. Замок как военный центр и часть комплекса «город – деревня». Замковая архитектура, интерьер, искусство. Источники: · Вольфрам фон Эшенбах. Парцифаль // Средневековый роман и повесть. М., 1974, с. 261-580 · Окассен и Николетт. М., Средневековый роман и повесть. М., 1974, с. 229-260 · Кретьен де Труа. Ивейн или Рыцарь со львом // Средневековый роман и повесть. М., 1974, с. 31-154
Литература: 1. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. М., 1995 2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975 3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1972 4. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987 5. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М., 1991 6. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987 7. История зарубежной литературы. Средневековье и Возрождение. М.. 1987 8. Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде. М., 1955 9. Песни трубадуров. М., 1979 10. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М., 1974 11. Фридман Р.А. Любовная лирика трубадуров и ее истолкование. М., 1965 12. Михайлов А. Д. История легенды о Тристане и Изольде // Легенда о Тристане и Изольде. М., 1976, с. 623-697.
ТЕМА: Средневековый город и его культура 1. Средневековый город и его эволюция. Историография средневекового города. 2. Социально-экономические отношения внутри города 3. Городская культура. Источники по истории средневековой городской культуры. 4. Роль архитектуры в культуре европейского средневековья. Культовая архитектура как основа романского синтеза 5. Новое слово в искусстве западного средневековья. «Французская манера». Готика как порождение совокупности общественных, политических и идейных устремлений эпохи. 6. Городская литература. Поэзия городского сословия: § фаблио § сатирический животный эпос § аллегорический эпос
Источники: · Ленгленд У. Видение Вильяма о Петре Пахаре. М.-Л., 1941 · Фаблио. Старофранцузские новеллы. М., 1971. · Средневековые французские фарсы. М., 1981, с. 51-108, 329-348. · Роман о Лисе. М., 1987. · Хуан Мануэль. Граф Луканор. М., 1961. Литература: 1. Gothic Subculture Illustrated FAQ by Coroner & Claire (www.gothic.ru). 2. http://francegothic.boom.ru 3. Агибалова Е.В. История Средних веков.- СПб., 1970 4. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви 5. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. С-Пб., 1995 6. Всеобщая история искусств. Под. ред. Климова Р.Б., Никоновой И.И. Энциклопедия, т. II, кн. 1. М., 1960. 7. Всеобщая история искусств. Том 2. Искусство средних веков.- М., 1994 8. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. Под редакцией Ю.С. Яралова. М., 1979 9. Грашенков В.Н. Искусство Западной Европы и Византии.- М.,1978 10. Гуревич А.Я. Средневековый мир; культура безмолвствующего большинства. М., 1990 11. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Пародия в литературе и искусстве 10 - 16 вв. М., 1992 12. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студентов. - 4-е изд., стереотип. - М., 2000 13. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство.- М., 2000. 14. История зарубежного искусства.- М., 1984. 15. Крыжановская М.Я. Искусство западного средневековья, М., 1963 16. Лясковская О.А. Французская готика XII-XIV веков. М., 1973 17. Овсянников Ю. История памятников Средневековья.- М., 1995 18. Петров М.К. Социально-культурные основания развития современной науки. М., 1992 19. Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры/ Пер. с чеш. В.К. Иванова 20. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры; М., 1984 21. Тяжлов В.Н. Малая история искусств. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1964 22. Хезинга Й. Осень средневековья, М., 1988 23. Эрши Анна. Живопись интернациональной готики. СПб., 1984 24. Якобсон А.Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры. Л., 1985 25. Сидорова Н.А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953 26. Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. М.-Л., 1964 27. Карсавин Л.П. Культура Средневековья. Киев, 1998 28. Михайлов А. Д. Старофранцузская городская повесть "фаблио" и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. М., 1986 29. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. М., 1987
ТЕМА: Культура, литература и религия эпохи Ренессанса. 1. Возрождение как переходный этап от средневековой культуры к культуре Нового времени. Понятие ренессансного гуманизма. Титаны Возрождения как воплощение гуманистического идеала эпохи. 2. Гуманизм и эволюция политической морали и правосознания от Чезаре Борджиа до Чезаре Беккариа, от Роджера Бэкона к Фрэнсису Бэкону, от знания подтверждающего к знанию подтверждаемому: рождение эмпирической науки. 3. Идейное единство научной и художественной культуры Ренессанса. Данте и «новая учёность». 4. Возрожденческий антропоцентризм, титанизм и неоплатонизм (Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Франческо Патриции). Трактовка Бога как вечного творящего начала, "мастера" (opifex) и художника (artifex). 5. Универсальные черты и национальные особенности возрожденческой литературы. 6. От Джотто до Бернини — великая художественность Возрождения. 7. Уроки. Итоги и противоречия эпохи Возрождения. Источники: · Антология мировой философии. Т. 2. М., 1970 · Боккаччо Дж. Декамерон (любое изд. в пер. М. Любимова) · Боккаччо Дж. Фьяметта. Фьезоланские нимфы. М., 1968 · Бэкон Ф. Сочинения. Т. 1-2. М., 1971-1972 · Данте. Божественная комедия. М., 1961 (или другое издание в пер. с итальянского М.Лозинского) · Данте Алигьери. Новая жизнь // Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968 · Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Т. 1-2. Саратов, 1984-1988 · Итальянские гуманисты о церкви и религии. М., 1963 · Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Т. 1-2 (любое изд.) · Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989 · Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982 · Монтень М. Опыты в трёх книгах (любое изд.) · Мор Т. Утопия (любое изд.) · Образ человека в зеркале гуманизма. М., 1999 · Петрарка Ф. Избранная лирика. М., 1970 и др. изд. · Петрарка Ф. Лирика. Автобиографическая проза. М.,1989 · Петрарка Ф. Сочинения философские и полемические. М., 1998 · Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. М., 1982 · Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль (любое изд. в пер. М. Любимова) · Рёскин Дж. Прогулки по Флоренции. Спб., 2007 · Сочинения великих итальянцев XVI века. СПб., 2002 · Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.). М., 1985 · Хрестоматия по западноевропейской литературе. Эпоха Возрождения. М., 1999 · Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М., 1996 · Шекспир У. Трагедии. Комедии. Сонеты (любое изд.) · Эразм Роттердамский. Похвальное слово глупости (любое изд.) · Эразм Роттердамский. Разговоры запросто. М., 1969 · Эстетика Ренессанса. Т. 1. М., 1981
Литература: Обязательная: 1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. - М., РГГУ, 1995 2. Баткин Л.М. Данте и его время. М., 1979 3. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления. М., 1978 4. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965 или 1992 5. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. - Интрада, 1996. 6. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.,1978 7. Культура Возрождения и общество. М.,1986 Дополнительная: 1. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М.,1990 2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.,1989 3. Лазарев В.Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., 1979 4. Неретина С.С. Абеляр и Петрарка: пути самопознания личности // Вопросы философии 1992. N 3 5. Брагина А.Х. и др. Культура эпохи Возрождения. - М., 1986 6. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. - Л., 1990 7. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. - М., 1988 8. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. - Саратов, 1984 9. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. - М., 1991 10. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1996 11. Секуляризационные процессы и христианская цивилизация. Спб., 1995 12. Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОЛЛОКВИУМОВ Тема 1: Народная культура средневековья 1. Выявить сущность народной культуры и проанализировать ее содержание. Выяснить смысл понятия «народная смеховая культура» в концепции М.М. Бахтина и показать ее соотношение с культурой официальной. Определить место карнавала в жизни средневекового города, истоки карнавала и его связь с первобытным мифологическим сознанием. Понять, как проявлялась народная смеховая традиция на разных этапах средневековой словесности (в раннем эпосе, в драматургии, в лирике) и проанализировать суть уточнений, внесенные в теорию М.М. Бахтина А.Я. Гуревичем и С.С. Аверинцевым. 2. Показать специфику источников народной культуры и сущность взаимоотношения «ученой» и фольклорной культур. 3. Выяснить суть происхождения средневековой драмы и показать ее связь с литургией и с народной карнавальной традицией. Ответить на вопрос, как воспринималась античная драма средневековым сознанием. Показать суть взаимоотношений церкви и театра. Основываясь на анализе творчества Хротсвиты Гандерсгеймской и Рютбефа («Микраль о Теофиле»), определить меру и степень влияния античных авторов на их творчество, и проявление в нем христианской идеи. Выделить этапы развития религиозного театра и его основные жанры (литургическая драма, микраль, мистерия). Показать процесс возникновение городской драмы (моралите, фарсы и соти), их жанровое своеобразие. Выявить черты, объединяющие их с фаблио. Попытаться проследить связь фарсов, соти, фастнахшпилей с народной смеховой традицией Средневековья. («Фарс об Адвокате Патлене»). 4. Дать оценку «низовым», демократическим жанрам, не принадлежащим городской словесности. Показать специфику проявления крестьянской идеологии в «Видении о Петре Пахаре» Ленгленда. Оценить в нем патриархальный уклад и его соотношение с христианской концепцией мира и человека. 5. Изучить и проанализировать светскую праздничную жизнь эпохи средневековья: (жонглеры, шпильманы и их репертуар, состязания и игры). (Изучение проблемы по методике деловых игр с участием двух рабочих групп). Инсценировав фрагмент праздника (одно из состязаний и выступление шпильманов), в дискуссионной форме обсудить мировоззренческие основы средневековой смеховой культуры. Литература: v Аверинцев С. Истоки и развитие раннехристианской литературы. //В кн.: История всемирной литературы. Т. 1. М., 1983 v Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху. М., 1993 v Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской культурной традиции. М., 1996 v Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от Античности к Средневековью. М., 1976 v Аверинцев.С.С. Бахтин, смех, христианская культура.// В кн.: М.М.Бахтин как философ. М., 1992 v Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М., 1965 v Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975 v Гуревич А.Я. Народная культура раннего средневековья в зеркале «Покаянных книг» // Средние века. М., 1973 v Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981 v Гуревич А.Я. Смех в народной культуре средневековья //Вопросы литературы. 1966. № 6 v Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Пародия в литературе и искусстве IX – XVI вв. М., 1992 v Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве IX – XVI вв. М., 1988 v Дживелегов А.К. народные основы французского театра (жонглеры)// Ежегодник. Институт истории искусств. М., 1955 v Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. История: миф, время, загадка. М., 1994 v Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. М., 1996
Тема 2: Региональные особенности европейского Возрождения. 1. Выделить основные черты бюргерской культуры Германии и Нидерландов. Обратить внимание на особенности изобразительного искусства региона на основании изучения религиозной живописи братьев Ван Эйк, погружения в мрачные фантазии Иеронима Босха, народный колорит Питера Брейгеля - старшего. Отметить повышенную экспрессию и личностное начало немецкой религиозной живописи. Изучить особенности творчества великого живописца, гравера и мыслителя Альбрехта Дюрера. 2. Проследить влияние протестантизма на духовную жизнь Германии. (Доклад): Иоганн Гуттенберг и появление первых печатных книг революция в культуре Европы. (Доклад): “Похвала глупости” Эразма Роттердамского - великий памятник немецкого гуманизма. 3. Выявить особенности художественной культуры Возрождения в Англии на основании анализа гуманистических тенденций в творчестве Джефри Чосера и Уильяма Шекспира. Показать выдающуюся роль Шекспира в мировой художественной культуре. (Доклад): Человек перед лицом истории - хроники Шекспира. (Доклад): Ситуация ошибок и превратностей судьбы - комедии Шекспира. 4. Основываясь на анализе гуманизма Франсуа Рабле,поэзия Франсуа Вийона и Пьера де Ронсара, философской концепции Мишеля Монтеня, сделать вывод об особенностях французской модели Ренессанса. Доказать придворный характер французского искусства (архитектурный ансамбль Лувра и Фонтенбло). 5. Показать отличительные черты эпохи Возрождения в Испании, а так же специфику становления художественной культуры страны. Охарактеризовать стилевой синкретизм испанской живописи. (Доклад): Призрачное искусство Эль Греко (Доменико Тьетокопули).
Литература: v Авермат Р. Петер Пауль Рубенс. М., 1977 v Аникст А.А. Театр эпохи Шекспира. М., 1965 v Барг М.А. Шекспир и история. М., 1979 v Бахтин М.М. Дополнения и изменения к "Рабле" // Вопросы философии. 1992. N 1 v Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.,1990 v Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973 v Бордонов Ж. Мольер. М., 1983 v Виппер Ю.Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII в.М., 1967 v Воронина Т.С. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. М., 1994 v Герси Т. Шедевры немецкого Возрождения v Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.,1990 v Егорова К.С. Портрет в творчестве Рембрандта. М., 1975 v История искусства Западной Европы от Возрождения до начала ХХ века. Италия. Испания. Фландрия. М., 1988 v История французской литературы. М., Л. 1946. Т.1 v Коттье Ж. Эти ценности создали Европу // европейский альманах. История. Традиции. М., 1991 v Крусман В.Э. На заре английского гуманизма. Одесса, 1915 v Кузнецов Ю.И. Рисунки Рубенса. М., 1974 v Культура Западной Европы в эпоху Возрождения / Брагина Л.М. и др. М., 1996 v Либман М.Я. Искусство французского Возрождения. Опыт анализа // Классическое и современное искусство Запада. М., 1989 v Либман М.Я. Очерки немецкого искусства позднего средневековья и эпохи Возрождения. М., 1991 v Люблинская А.Д. Особенности культуры Возрождения и Реформация во Франции // Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л, 1981 v Михайлов А.Д. Некоторые черты французского Возрождения // Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967 v Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. Очерки. М., 1968 v От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела. М., 1969 v Петрарка Ф. Лирика. Автобиографическая проза. М.,1989 v Пуришов Б.И. О своеобразии немецкого Возрождения // Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967 v Ротенберг Е.И. Голландское искусство XVII в. М., 1971. v Сапрыкин Ю.М. От Чосера до Шекспира: этические и политические идеи в Англии. М., 1985 v Спор о древних и новых. /Сост. В.Я.Бахмутский М., 1985 v Тарасов Ю.А. Голландский пейзаж XVII в. М., 1983 v Утопический роман XVI - XVII вв./Волгина В.П., Шуваева Ф.Б. М., 1956 v Хейзинга Й. Осень средневековья. М.,1988 Тесты:
ВАРИАНТ 1.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |