Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Методическое пособие «Культура, литература, религия Западной Европы (V-XV вв.), часть первая, предназначается для студентов исторического факультета




 

Методическое пособие «Культура, литература, религия Западной Европы (V-XV вв.), часть первая, предназначается для студентов исторического факультета. Материалы пособия могут быть эффективно использованы как при изучении базовых курсов «Культура, литература, религия Западной Европы», «Культурология», «История мировой и отечественной культуры», так и в рамках научной специализации студентов.

Одна из ведущих идей данного пособия заключается в том, чтобы через творчество одного художника или литератора, может быть, даже через одно произведение искусства, осветить социокультурные доминанты эпохи, основные художественные идеи, создать ее неповторимый образ. Это позволит сформировать у студентов представление о культуре и цивилизации во всем их многообразии, понять межкультурные связи, объединяющие, а не разъединяющие человечество, научит их лучше ориентироваться в сложном и многообразном мире современной культуры.

Основная цель работы студентов в рамках предложенной тематики семинаров и коллоквиумов - изучение культурного наследия европейских стран, путей и форм развития европейского континента в V- XV вв. – т.е. во время становления и эволюции феодального общества в странах Западной Европы. Это эпоха окончательного складывания Европейской цивилизации, что и определило особое место данного курса в программе изучения отдельных регионов.

Образовательные задачи изучения данного материала по предложенной типологии учебной работы служат реализации его цели и состоят в следующем:

ü В усвоении основных закономерностей развития культуры европейских стран в их неразрывной связи с закономерностями мирового исторического процесса.

ü В формировании представлений о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение студентов к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях духовной культуры,

ü В выявлении исторической логики развития художественного мышления через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрытие его закономерностей,

ü В знакомстве с основными этапами и периодами становления систем художественно-образного видения мира в средние века у различных народов Западной Европы.

В ходе реализации образовательных задач у студентов должны формироваться следующие знания:

ü об эстетических идеалах народов Европы,

ü об основных стилях и направлениях в мировой художественной культуре

ü о выдающихся памятниках и произведениях различных эпох;

ü об особенностях религии и философии изучаемого региона;

ü об основных литературных жанрах и направлениях.

Реализация целей и задач тесно связана с формированием следующих умений студентов:

ü отличать произведения искусства различных стилей и эпох;

ü характеризоватькультурные процессы в их конкретно-историческом своеобразии;

ü анализировать тексты источников и литературных произведений;

ü самостоятельно оценивать произведения искусства, характерные для разных веков и регионов;

ü объяснять непреходящую роль классики для духовного развития современного человека;

ü формулировать собственные оценочные суждения о популярных жанрах искусства;

ü давать оценку культуре личности и межличностных отношений в условиях многообразия интересов и культурно - конфессионального плюрализма западноевропейского региона;

ü пользоваться справочной и специальной литературой по истории культуры, анализировать и пересказывать ее.

В данном пособии сочетаются два подхода: исторический и тематический. Сочетание этих подходов поможет студентам научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать все те знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, иностранные языки, история, география, философия, право).

Первая часть пособия построена по проблемно - хронологическому принципу. Она включает в себя тематические разделы, посвященные изучению генотипа европейской цивилизации, анализу основных подходов и способов осмысления западной культуры, а так же знакомству с наиболее значимыми этапами развития духовной культуры западноевропейского общества в V-XV вв. В рамках каждого из разделов предлагается блок материалов, состоящий из компонента учебной программы курса, списка базовой научной и учебной литературы, примерных планов семинарских занятий со списками рекомендуемых источников и литературы, коллоквиумы, тестовые задания.

Предложенные планы семинарских занятий следует рассматривать как типовые, отражающие общую логику построения курса и специфику различных форм аудиторных занятий. На семинарах, используя знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной работы студентов, рассматриваются ключевые проблемы развития культуры различных регионов Западной Европы.

Коллоквиумы, где большую роль играет самостоятельная работа студентов (групповая и индивидуальная), являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения источников, большого объема научной литературы, решения познавательных заданий творческого характера.

Тесты, вошедшие в пособие могут рассматриваться как целостный набор средств текущего и итогового контроля за знаниями студентов по всем курсам «Культура, литература, религия Западной Европы» и «История мировой и отечественной культуры». Основной задачей, решаемой при их составлении, было представление методики подобной формы учебной работы, ориентированной на специфику высших учебных заведений. В пособии представлены тесты следующих видов: выбор, группировка, соотнесение, установление последовательности событий, а также тесты с использованием разнообразного иллюстративного материала (репродукции произведений живописи, фотографии архитектурных сооружений и образцов скульптуры). Тесты имеют многоуровневый характер и предложены в трех вариантах. В этом качестве они, помимо основных задач, могут выступать в роли средства выборочной диагностики уровня развития познавательных умений и навыков студентов.

Отличительной особенностью пособия является расширенный список рекомендуемой литературы, включающий, в том числе и самые последние издания научных и научно-методических трудов по тематике курса, а так же наиболее примечательные публикации в научных периодических изданиях. При работе со списками источников и литературы следует учесть, что приоритетное значение при их составлении отдавалось проблематике семинаров и коллоквиумов.

 

Раздел 1 .




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.