Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Или общение окончено, общение продолжается




 

Цель: закрепление коммуникативных умений и навыков участниками тренинга и настройка их на активное и продуктивное общение в будущем. Рефлексия совместной работы; осмысление результатов личной работы в тренинге; обсуждение перспектив переноса того, чему научились участники в группе, в повседневную жизнь.

План занятия:

1. Приветствие «Дары учения».

2. Упражнения: «Чему я научился», «Обратная связь», «География команды», «Письмо – история», «Подсолнух».

3. Анализ занятия: беседа «Планы на будущее».

Вступление: сегодняшнее занятие завершает цикл тренинга коммуникативных умений. Мы расстаёмся, но общение продолжается в других жизненных и профессиональных ситуациях. В доверительной беседе нам предстоит рассказать о своих чувствах, о том, несколько мы стали общительнее.

 

 

ПРИВЕТСТВИЕ «ДАРЫ УЧЕНИЯ»

 

Цель: выражение благодарности тем членам группы, которые в наибольшей степени помогли конкретному участнику тренинга научиться позитивному общению.

Задание: сделать подарок участнику тренинга в знак благодарности за его помощь в учёбе.

Инструкция: мы работали вместе в течение довольно долгого времени. Каждый сделал то, что было в его силах, чему – то научился сам и внёс свой вклад в то, чтобы и другие тоже чему – то научились. Задумайтесь на минутку о том, кому из членов группы вы особенно благодарны. Кто оказал вам существенную поддержку в учёбе и чем? Постоянным противостоянием? Ещё

чем – нибудь?

Когда выражаем благодарность другому человеку, мы тем самым повышаем и самоудовлетворение.

Изо всех, кто помогал вам и оказывал поддержку, выберите только одного человека. Подумайте, какой маленький подарок вы можете ему приготовить. Этот подарок должен быть символом вашей благодарности. Важно, чтобы он был создан вами. Быть может, это будет стихотворение, рассказ, рисунок, афоризм или что – то ещё. И пожалуйста, не говорите заранее, кому вы хотите преподнести сюрприз.

Затем, собравшись вместе, участники по очереди торжественно преподносят свои подарки, сопровождая их короткими комментариями, - получается небольшой праздничный ритуал.

 

«ЧЕМУ Я НАУЧИЛСЯ»

 

Цель: систематизация опыта участников в единую многоцветную картинку.

Задание: дописать по выбору любое из неоконченных предложений для того, чтобы определить, что каждый участник тренинговых занятий приобрёл для расширения границ своей личностно – профессиональной компетентности.

Инструкция: на большом листе бумаги написаны следующие неоконченные предложения: «Я научился…», «Я узнал, что…», «Я нашёл подтверждение тому, что…», «Я обнаружил, что…», «Я был удивлён тем, что…», «Самым важным для меня было…», «В профессиональном плане я подготовлен к тому, что…». Каждому участнику предоставляется возможность записать свой вариант продолжения.

 

 

«ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ»

 

Цель: анализ работы каждого участника в ходе тренинговых занятий.

Задание: каждому члену группы дать информацию о том, что в его работе на тренинге встречало одобрение, что мешало другим.

Инструкция: каждый участник тренинга делал много такого, что остальные члены группы встречали с одобрением, так как это помогало им или всей команде в целом. Но каждый делал и что – то такое, что другие считали ненужным или даже вредным. Следует высказать одобрение или, наоборот, претензии к каждому из участников тренинга. Пусть каждый приготовит лист бумаги. Он должен быть разделён на три колонки: «Продолжай и дальше…», «Пожалуйста, перестань…», «Начни в будущем…». Другие члены команды должны будут вписать туда то, что считают нужным. Затем пусть каждый участник изучит свой листок. Обмен впечатлениями происходит в виде ответов на вопросы:

- Что хочется выполнять, а что нет?

- Что хотелось бы добавить к сказанному?

- Что хотелось бы изменить?

 

 

«ГЕОГРАФИЯ КОМАНДЫ»

 

Цель: выяснение мнений участников тренинга о месте и роли каждого члена группы в коллективной работе.

Задание: нарисовать совместную картину, которая изображала бы всех членов команды и её руководителя в виде какого – то образа.

Инструкция: данное упражнение поможет составить более точное представление о вашей команде. По – видимому, у каждого участника тренинга есть свой взгляд на то, какое место он занимает в команде: принадлежит ли к кругу центральных фигур, относится ли к «среднему классу» или находится на периферии. У каждого есть и представление о том, каким способом он вносит вклад в работу команды и какую функцию выполняет: является генератором идей, посредником, «совестью» группы и т.п. Однако мы часто упускаем из виду позицию других участников, какое мнение сложилось у них о нашем месте и роли в команде. А ведь это сущест-

венно влияет на то, как они общаются и взаимодействуют с нами.

Работа организуется в группах из трёх человек. Пусть каждая тройка нарисует совместную картину, которая изображала бы всех членов команды и её руководителя в виде какого – то образа. На этой картине группа должна быть представлена как нечто целое, а её члены – как отдельные части этого целого, выполняющие определённую функцию. Например, можно изобразить команду в виде машины, оркестра, усадьбы и т.п. Каждый член команды должен быть обозначен своим цветом, но не следует подписывать имена. Вместо этого на отдельном листе пишется пояснительная записка, в которой объяснялось бы, кто на каком месте изображён.

Обсуждение: тройки по очереди выкладывают свои картины в середину круга. Сначала все члены группы, кроме авторов, попробуют их объяснить, определив, кто на каком месте изображён, и расшифровать послание, которое несёт в себе ком-

позиция картины. И только после этого авторы могут рассказать о том, какие соображения они положили в основу картины. Когда все картины будут таким образом представлены, члены команды могут высказать свои впечатления. Прежде всего следует выяснить, насколько каждый удовлетворён своей ролью.

 

 

«ПИСЬМО – ИСТОРИЯ»

 

Цель: выражение отношения к проведённому тренингу коммуникативных умений.

Задание: сочинить историю, облачив её в форму письма.

Инструкция: дома вы выразили своё отношение к тренинговым занятиям, записав историю, которая как будто происходила в далёкой стране. Теперь каждому участнику тренинга предоставляется право огласить письмо.

Анализ упражнения:

1. Что вы испытывали, когда писали письмо?

2. Насколько старались соблюсти принцип открытости и откровенности?

3. Письмо писалось с удовольствием или, скорее, как необходимость выполнения домашнего задания?

4. Насколько эффективной кажется вам эта форма работы для выражения участником своих чувств и отношений?

 

«ПОДСОЛНУХ»

Цель: определение групповой сплочённости и эмоционального настроя, возникшего от общения со всеми участниками тренинга коммуникативных умений.

Задание: движением показать степень сплочённости и «флюидного излучения» каждого и всех участников тренинга.

Инструкция: сейчас, в конце наших занятий, мне хочется предложить вам небольшое упражнение, которое называется «Подсолнух». Встаньте широким кругом, затем сядьте на пол и закройте глаза… Вспомните о том, как мы начинали занятия. Теперь откройте глаза и медленно поднимитесь… Почувствуйте, что вы постепенно превратились в единую группу и стали ближе друг к другу… Сузьте круг, чтобы стоять вплотную друг к другу, и положите руки на плечи своим соседям. Представьте себе, что вы все – это цветок подсолнуха, который медленно покачивается от дуновения ветерка. Закройте глаза и медленно качнитесь сначала влево, а затем вправо… Продолжая двигаться в том же ритме, откройте глаза и посмотрите на остальных членов группы. Встретьтесь глазами с каждым… Теперь постепенно остановитесь, снова закройте глаза и опустите руки… Осознайте, что подсолнух уже созрел и каждый из вас сейчас превратится в самостоятельное подсолнуховое семечко… Отойдите с закрытыми глазами на пару шагов назад и медленно развернитесь… Почувствуйте, что ветер уносит вас сейчас от подсолнуха, что вы снова одни, но несёте в себе при этом энергию зародыша... Попытайтесь ощутить эту энергию в своём теле... Скажите себе: «Я наполнен жизненной силой, и у меня есть энергия для роста, развития и позитивного общения с другими людьми…» Теперь постепенно откройте глаза… работа нашей группы завершена.

Вариант выполнения задания: образный рассказ ведущего сопровождается музыкой (например, А. Вивальди – «Весна»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.