КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Примеры девятый и десятый
Высказывания Всевышнего «Мы ближе к нему, чем яремная вена»[75] и высказывание Всевышнего «Мы оказываемся ближе к нему, чем вы, хотя вы и не видите этого»[76] По мнению толкователей, под близостью в этих аятах подразумевается присутствие ангелов.
Ответ: Подобное толкование не является искажением очевидного смысла откровений, что становится ясно каждому, кто задумывается над их смыслом. Что касается первого аята, то контекст обсуждаемого откровения свидетельствует в пользу правдивости такого толкования. Всевышний сказал: «Мы создали человека и ведаем о том, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена. Два ангела сидят справа и слева от него и записывают [его деяния]. Он не проронит ни единого слова, чтобы его не записал недремлющий страж» Сура “Каф” (“Каф”), аяты 16-18. Продолжение суры ясно свидетельствует о том, что речь идет о двух ангелах, которые сидят около человека. Что же касается второго аята, то в нем говорится о положении умирающего человека, который расстается с миром в присутствии ангелов. Всевышний сказал: «А когда к кому-нибудь из вас придет смерть, его упокоят Наши посланцы, которые не делают упущений» Сура “аль-Ан’ам” (“Скот”), аят 18. А в обсуждаемом нами аяте говорится: «Мы оказываемся ближе к нему, чем вы, хотя вы и не видите этого» Сура “аль-Уаки’а” (“Неотвратимое”), аят 85. Речь идет о тех, кто находится недалеко от людей, в том же самом месте, хотя люди и не видят их. А поскольку подобное невозможно в отношении Всевышнего Аллаха, становится ясно, что в откровении имеются в виду ангелы. Кто-то может спросить, почему же тогда Аллах говорил от первого лица? Используются ли подобные обороты, когда речь идет об ангелах? В ответ мы должны сказать, что Всевышний Аллах говорил от первого лица, потому что ангелы являются воинами и посланцами Аллаха и приближаются к людям только по Его воле. В Священном Коране подобные обороты неоднократно используются, когда речь идет об ангелах. Например, Всевышний Аллах сказал: «А когда Мы прочтем его, то читай его следом» Сура “аль-Къийама” (“Воскресение”), аят 18. Здесь речь идет о том, как ангел Джибриль читал Коран посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и несмотря на это Аллах говорил от первого лица. А поскольку Джибриль читал Коран Пророку по воле Аллаха, чтение Корана действительно можно было связать с именем Всевышнего Аллаха. То же самое можно сказать о следующем высказывании Всевышнего: «Когда страх Ибрахима улегся, и он услышал радостную весть, он начал пререкаться с Нами по поводу народа Лута» Сура “Худ” (“Худ”), аят 74. В действительности Ибрахим препирался с ангелами, которыми были посланцами Всевышнего Аллаха.
Высказывание Всевышнего о ковчеге Нуха «Он поплыл у Нас на Глазах в воздаяние тому, кого отвергли» [77] и обращение Всевышнего к Мусе со словами «Я осенил тебя Своей любовью, и тебя взрастили у Меня на глазах» [78]
Ответ: Очевидный смысл этих аятов также является истинным, но каков в действительности их очевидный смысл?[79] Означают ли эти откровения, что ковчег Нуха плыл внутри Глаза Аллаха или что Муса воспитывался на Глазах Всевышнего Господа? Или же они означают, что Аллах наблюдал за происходящим и заботился о ковчеге Нуха и воспитании пророка Мусы? Вне всякого сомнения, первое мнение является ошибочным, и доказать это можно двумя способами. Во-первых, это толкование противоречит смыслу обсуждаемых нами откровений на арабском языке, и прекрасно известно, что Коран ниспослан только на этом языке. Всевышний сказал: «Воистину, Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке, – быть может, вы уразумеете» Сура “Йусуф” (“Йусуф”), аят 2. Всевышний также сказал: «Воистину, это – послание от Господа миров, с которым верный Дух снизошел на твое сердце, чтобы ты стал одним из увещевателей. Оно [ниспослано] на ясном арабском языке» Сура “аш-Шуара” (“Поэты”), аяты 192-195. Никто не понимает выражение “человек ходит у меня на глазах” (букв. “человек ходит в моем глазе”) буквально. И никто не думает, что выражение “он закончил учебу у меня на глазах” (букв. “он закончил учебу на моем глазе”) означает, что человек закончил учебу верхом на его глазе. И если кто-либо предположит, что подобные выражения следует понимать буквально, то смеяться над ним будут даже глупцы, не говоря уже о благоразумных мужах. Во-вторых, подобное толкование является совершенно неприемлемым. Если человек познал качества Аллаха и оценил Его достойным образом, то он никогда не предположит подобное о Всевышнем Аллахе. Аллах находится над Троном, и Его божественная сущность отделена от сущности Его творений. Ни одно творение не находится внутри Аллаха, и Сам Аллах не находится внутри Своих творений. Он пречист и превыше этого! Из всего сказанного становится ясно, что очевидный смысл этих откровений заключается в том, что Аллах наблюдал за происходящим и заботился о ковчеге Нуха и воспитании Мусы. Именно так истолковывали эти аяты ранние мусульманские богословы[80]. Если кто-либо находится под присмотром Всевышнего Аллаха, то это непременно означает, что Аллах видит его. Правильный вывод является неотделимой частью очевидного смысла любого выражения с точки зрения соответствия, содержания и необходимости.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |