Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Таргетирование валютного курса, монетарное таргетирование




 

При таргетировании валютного курса стоимость местной валюты может быть привязана к стоимости товара, такого как золото или к стоимости стабильных валют.

Таргетирование реального валютного курса – применение центральным банком инструментов денежно-кредитной политики для достижения определенного соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках.

Согласно определению МВФ, под реальным курсом понимается рассчитанный с учетом динамики национальных и международных индикаторов цен или издержек номинальный обменный курс национальной валюты.

Таргетирование реального валютного курса предполагает выполнение правила денежно-кредитной политики. Оно представляет собой функцию ответной реакции центрального банка, в соответствии с которой инструмент денежно-кредитной политики реагирует на изменения цен.

При таргетировании реального валютного курса денежные власти придерживаются одной из разновидностей правил денежно-кредитной политики под названием правило валютного курса. Его смысл заключается в том, что регулятор ускоряет девалювацию национальной валюты если ее реальный обменный курс находится ниже долгосрочного значения и замедляет девальвацию при завышении реального курса относительно долгосрочного равновесия. Если власти стремятся сохранить неизменный реальный валютный курс, они следуют правилу паритета покупательной способности, согласно которому центральный банк поддерживает соотношение цен на внутреннем и внешнем рынках на постоянном уровне.

Таргетирование реального валютного курса применяется в нескольких случаях:

1) с его помощью денежные власти обеспечивают конкурентоспособность отечественной экспортной продукции на внешнем рынке.

2) периодические девальвации на которых основывается таргетирование реального валютного курса, стимулируют замещение дорогой импортной продукции более дешевой отечественной, что способствует экономическому росту.

3) при недостаточной скорости и глубине макроэкономических изменений таргетирование реального валютного курса применяется для целенаправленной корректировки экономики. Изменение реального валютного курса позволяет гасить фундаментальные шоки, такие как ухудшение условий внешней торговли или повышение процентной ставки на международном рынке.

Таргетирование реального валютного курса использовалось в прошлом и применяется в настоящее время в развивающихся странах. Наибольший опыт таргетирования реального валютного курса накоплен в странах Латинской Америки, где с 1970-х годов активно осуществлялись стабилизационные программы на базе фиксации валютного курса.

Как правило, таргетирование реального валютного курса осущестляется в негласном режиме. Официально политику таргетирования реального валютного курса проводили лишь несколько стран: Чили, Бразилия, Колумбия, тунис и Югославия. Причем в Бразилии, Колумбии и Югославии таргетирования реального валютного курса привело к инфляционным последствиям, тогда ка опыт Чили и Туниса оказался вполне успешным.

Таргетирование валютного курса имеет несколько преимуществ:

1) номинальный якорь заданного валютного курса непосредственно способствует контролю за инфляцией, привязывая ее темп по экспортным товарам к аналогичному показателю по товарам, производимым в стране-якоре. Это происходит потому, что цена товаров, пользующихся спросом на международных рынках, устанавливается мировым рынком, а их цена внутри страны определяется заданным значением валютного курса.

2) заданный валютный курс автоматически вводит правило ведения денежно-кредитной политики, что помогает смягчить проблему временной стабильности.

3) простота и ясность, доступность для понимания людьми.

Недостатки таргетирования валютного курса:

1) страна, таргетируюшая валютный курс, не может больше осуществлять свою собственную независимую денежно-кредитную политику и, следовательно, реагировать на внутренние потрясения экономики, которые не связаны с ситуацией в стране-якоре.

2) потрясения в стране-якоре прямо влияют на таргетируюшую страну, поскольку изменение процентных ставок в первой ведет к соответствующему их изменению во второй стране.

3) такая политика открывает страны для спекулятивных атак на их национальные валюты.

4) оно может ослабить ответственность руководства страны, особенно развивающейся.

 

Разновидности таргетирования валютного курса: валютная привязка, долларизация.

Одно из решений проблем недостаточной прозрачности и выполнения условий таргетирования валютного курса — валютная привязка, при которой внутренняя валюта подкрепляется на 100% иностранной валютой (например, долларами). Органы, проводящие монетарную политику (центральный банк или правительство), устанавливают фиксированный обменный курс внутренней валюты к этой иностранной валюте и готовы обменять внутреннюю валюту по этому курсу по первому требованию населения.

Преимуществом валютной привязки по сравнению со стратегией простого валютного таргетирования является то, что денежная масса может увеличиться только в том случае, если иностранная валюта обменивается на национальную в центральном банке. Таким образом, возросший объем внутренней валюты равен аналогичному росту объема иностранных валютных резервов. Центральный банк уже не в состоянии печатать деньги и порождать инфляцию. Для такой политики свойственна повышенная уязвимость экономики в случае потрясений в стране-якоре.

Доллариза́ция эконо́мики — феномен международного денежного рынка, при котором иностранная валюта (чаще всего это доллар США) широко применяется для операций внутри страны или отдельных отраслей её экономики, вплоть до полного вытеснения национальной валюты.

Долларизация может носить полный, смешанный или частичный характер, как внутри секторов национальной экономики, так и по стране в целом. Явление полной долларизации, как правило, характерно для слаборазвитых в экономическом отношении государств, и является следствием крайней нестабильности внутренней денежной системы. Следует отметить, что полная долларизация является крайней мерой, и обычно означает признание полной политической невозможности контроля над денежным предложением в целях избежания инфляции.

Основной экономической причиной долларизации является предпочтение агентами доллара национальной валюте. Явление наблюдается в том случае, если доллар более стабилен и конвертируем, чем национальная валюта. Непосредственной причиной, за которой обычно следует долларизация экономики является слабый контроль правительства над предложением денег, вследствие национальная валюта постоянно обесценивается, поэтому агенты не желают держать активы в национальной валюте и оптимизируют свои портфели активов в пользу доллара.

 

Денежное таргетирование, или таргетирование денежного предложения (monetary targeting), родившееся из недр монетаризма, представляет собой режим денежно-кредитной политики, в ходе которого центральный банк устанавливает целевые ориентиры роста денежного предложения и управляет их достижением. В качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики выступают денежные агрегаты: денежная база, M l, М2, М3 или М4. Денежное таргетирование требует выполнения трех основных условий:

1) центральный банк влияет на ключевые макроэкономические показа (инфляция, безработица и экономический рост), управляя денежными агрегатами;

2) центральный банк публично объявляет целевые ориентиры роста денежного предложения и принимает на себя мягкие обязательства по их достижению;

3) центральный банк должен иметь в своем распоряжении достаточный набор инструментов, чтобы управлять денежным предложением.

Преимуществами денежного таргетирования считаются:

- автономия денежно-кредитной политики: центральный банк сосредотачивает свои усилия на реализации внутренних интересов национальной экономики;

- предсказуемость и транспарентность действий центрального банка;

- частичное решение проблемы несогласованной во времени денежно-кредитной политики;

- высокая управляемость «младших» денежных агрегатов (денежная база, ее компоненты и Ml);

- легкость в реализации (не требует сложных экономических моделей процедур и техник);

- простая форма подотчетности денежных властей.

Недостатками денежного таргетирования являются:

- отсутствие устойчивой и предсказуемой связи между промежуточными целями денежно-кредитной политики (денежными агрегатами) и инфляцией,

- слабый контроль широких денежных агрегатов (М2 и М3) со стороны центрального банка;

- низкая ответственность центрального банка перед обществом по достижению целевых ориентиров, поскольку они могут быть произвольно пересмотрены в связи со сменой экономической обстановки;

- слабая информационная эффективность: информация о динамике денежного предложения малополезна при принятии участниками рынка инвестиционных и потребительских решений.

Центральные банки вводили денежное таргетирование в первой половине 1970-х годов вследствие нескольких причин, главная из которых — поиск лучшего способа управления инфляцией. Они экспериментировали с различными параметрами таргетирования — горизонт таргетирования, темпы роста денежного предложения, виды денежных агрегатов и др. Провалы в достижении целевых ориентиров заставляли власти искать новые формы таргетирования денег. Частая смена целей и параметров таргетирования противоречила исходной теоретической предпосылке монетаризма — что связь между денежным предложением и инфляцией существует только в долгосрочной перспективе. Это не в последнюю очередь объясняет низкую эффективность денежного таргетирования, в рамках которого регуляторы метались между несколькими подходами. Известное исключение составил немецкий Бундесбанк, который по всеобщему признанию оказался успешен в денежном таргетировании.

В настоящее время ни одна развитая страна не следует в русле денежного таргетирования. Оно остается распространенным только в группе развивающихся стран: Китай, Аргентина, Руанда, Сьерра-Леоне, Бурунди, Гамбия и др.

 


Денежное таргетирование, или таргетирование денежного предложения, представляет собой режим денежно-кредитной политики, в ходе которого центральный банк устанавливает целевые оринетиры роста денежного предложения и управляет их достижением.

В качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики выступают денежные агрегаты: денежная база, М0, М1, М2, М3.

Денежное таргетирование требует выполнения трех основных условий:

1) центральный банк влияет на ключевые макроэкономические показатели (инфляция, безработица и экономический рост), управляя денежными агрегатами;

2) центральный банк публично объявляет целевые ориентиры роста денежного предложения и принимает на себя мягкие обязательства по их достижению;

3) центральный банк должен иметь в своем распоряжении достаточный набор инструментов, чтобы управлять денежным предложением.

Преимуществами денежного таргетирования считаются:

1) автономия денежно-кредитной политики: центральный банк сосредотачивает свои усилия на реализации внутренних интересов национальной экономики;

2) предсказуемость и транспарентность действий центрального банка;

3) частичное решение проблемы несогласованной во времени денежно-кредитной политики;

4) высокая управляемость «младших» денежных агрегатов (денежной базы, ее компоненты и М0);

5) легкость в реализации (не требует сложных экономических моделей процедур и техник);

6) простая форма подотчетности денежных властей.

Недостатками денежного таргетирования являются:

1) отсутствие устойчивой и предсказуемой связи между промежуточными целями денежно-кредитной политики (денежными агрегатами) и инфляцией;

2) слабый контроль широких денежных агрегатов (М2 и М3) со стороны центрального банка;

3) низкая ответственность центрального банка перед обществом по достижению целевых ориентиров, поскольку они могут быть произвольно пересмотрены в связи со сменой экономической обстановки;

4) слабая информационная эффективность: информация о динамике денежного предложения малополезна при принятии участниками рынка инвестиционных и потребительских решений.

Монетарное таргетирование эффективно только в условиях сильной взаимосвязи между стратегической целевой переменной и выбранным монетарным агрегатом; если такая связь слаба, таргетирование монетарного агрегата неэффективно.

Денежное таргетирование применялось в нескольких странах в течение 1970-х и 1980-х годов, однако в большинстве случаев оно потерпело неудачу и не нашло широкого распространения. Частая смена целей и параметров таргетирования противоречила исходной теоретической предпосылке монетаризма – что связь между денежным предложением и инфляцией существует только в долгосрочной перспективе. Исключение составил немецкий Бундесбанк, который по всеобщему признанию оказался успешен в денежном таргетировании.

В настоящее время денежное таргетирование уходит на второй план. Денежные агрегаты рассматриваются как суммарная информация о развитии детерминант спроса на деньги. Кроме того, динамика де­нежных агрегатов служит дополнительной информацией о будущем из­менении цен, которая пополняет анализ других макроэкономичес­ких переменных. Одним словом, центральные банки, включая такие учреждения, как ФРС США, Швейцарский национальный банк, Банк Италии, считают денежные агрегаты уже не операционной пе­ременной, а лишь информационным индикатором.

 

 


Иерархия целей денежно-кредитной политики (рисунок):

1. Первичные цели – итоговый результат ДКП.

Первичные цели денежно-кредитной политики:

- высокий уровень занятости.

- экономический рост.

- стабильность цен.

- стабильность процентных ставок.

- стабильность финансовых рынков.

- стабильность валютных рынков.

Примеры установления первичных целей денежно-кредитной политики:

1) в период золотого стандарта (Парижская валютная система, 1867 г.) конечной целью было поддержание постоянной цены на золото, фиксированного валютного курса;

2) в период Бреттон-Вудской системы конечной целью значилось низкая инфляция и фиксированный валютный курс;

3) в современный период (плавающие обменные курсы) конечной целью стала ценовая стабильность.

 

2. Промежуточные цели – таргетирование[1] переменных. Критерии выбора промежуточных целей: измеримость, управляемость, предсказуемое влияние на стратегические цели.

3. Операционные цели задаются на определенный период времени, которому соответствует количественное значение цели. Обладая монопольным правом на денежную эмиссию, центральный банк может регулировать либо цену, либо количество денег. В первом случае он управляет краткосрочными процентными ставками, а во втором – денежной базой либо ее компонентами, такими как банковские резервы, чистые иностранные активы, внутренний кредит.

Использование в качестве операционной цели процентной ставки зародилось в 1970-х гг., когда центральные банки впервые приступили к официальному установлению процентных ставок. Денежные власти устанавливают процентные ставки по привлекаемым депозитам и размещаемым кредитам, в результате чего на межбанковском рынке образуется процентный диапазон. Предпосылкой успешного использования процентной ставки в качестве операцион­ной цели является эффективный и ликвидный межбанковский денежный рынок, что подразумевает наличие развитого банковского сектора. Процентная ставка в качестве операционной цели обладает рядом несомненных достоинств. Ее легко наблюдать и анализиро­вать, она служит сигналом о текущей и предстоящей денежно-кре­дитной политике. С точки зрения трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики процентная ставка влияет на ликвид­ность и портфели банков, поскольку ее изменение неизбежно отра­жается на кредитной политике банков и их кэш-потоках. Как след­ствие этого, стабилизация процентной ставки на денежном рынке способствует успешному управлению ликвидностью в коммерческих банках.

Количественные цели (денежная база, денежные агрегаты) обычно выбираются в качестве операци­онной цели, когда межбанковский денежный рынок неэффективен, национальная финансовая система недостаточно развита. В таких обстоятельствах именно денежные агрегаты, а не процентная ставка играют основную роль в трансмиссионном механизме денежно-кре­дитной политики. Кроме того, количественные цели задают «тон» н денежно-кредитной политике во время гиперинфляции и в после­дующий период снижения инфляции. Нетрудно догадаться, что количественное таргетирование предпочитают страны с неразвитой экономикой. Среди промышленно развитых стран длительное ис­пользование количественных целей встречается достаточно редко.

Количественное таргетирование обладает рядом преимуществ пе­ред ценовым таргетированием в случае банковского кризиса или раз­ного рода финансовых потрясений.

К факторам, определяющим формирование и постановку целей денежно-кредитной политики, исследователи, как правило, относят [16]:

- макроэкономические условия;

- внешнеэкономические факторы;

- социально-экономическую политику страны;

- структурные изменения в экономике;

- состояние бюджетной сферы;

- информационную неопределенность;

- уровень развития (глубину) и степень либерализации финансового рынка, его вовлеченность в процессы глобализации.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.