КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие указания. Методические указания к выполнению лабораторных работ
Общие указания................................................. 4 Лабораторная работа № 2 Методические указания к выполнению лабораторных работ КОММУНИКАЦИОННО-НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ
Разработка требований по точности координатного обеспечения ИКНС
Ф а к у л ь т е т – радиотехники, электроники и связи Н а п р а в л е н и е и с п е ц и а л ь н о с т ь подготовки дипломированных специалистов: 654400 – Телекоммуникации 201200 – Средства связи с подвижными объектами
Санкт-Петербург
Утверждено редакционно-издательским советом университета
УДК 621.396.9
Интегрированные коммуникационно-навигационные системы: Мето-дические указания к выполнению лабораторных работ. Лабораторная работа № 2. Разработка требований по точности координатного обеспечения ИКНС /Составитель Г.И.Худяков. – СПб.: ГУАП, 2008. – 12 с.
Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисцип - лине “Интегрированные коммуникационно - навигационные системы” пред - назначены для студентов V курса ГУАП и составлены согласно рабочей программе дисциплины, разработанной в соответствии с требованиями Госу-дарственного образовательного стандарта высшего профессионального обра-зования по направлению и специальности подготовки дипломированных специалистов: 654400 – Телекоммуникации, 201200 – Средства связи с под-вижными объектами. В методических указаниях к выполнению лабораторной работы №2 рассматриваются основные теоретические положения, которыми руководст-вуются системотехнические проектировщики при разработке требований по точности координатного обеспечения современных интегрированных комму-никационно-навигационных радиоэлектронных систем, предназначенных для их эксплуатации в городских и междугородных условиях. Приводится мето-дика выполнения работы и указания по составления отчета о проведенных исследованиях.
Рассмотрено на заседании кафедры медицинской радиоэлектроники 24 мая 2008 г. Одобрено методической комиссией факультета радиотехники, электроники и связи 31 мая 2008 г.
Составитель: Г. И. Худяков, д-р техн. наук, проф.
© Государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2008
© Худяков Г. И., 2008
СОДЕРЖАНИЕ Литература..................................................... 4 1. Цель работы.................................................... 5 2. Основные теоретические положения................................ 5 3. Локализация истинного местоположения НТС....................... 8 4. Редукция местоположение НТС на трассу движения.................. 8 5. Разрешение соседних трасс дорожной гребенки...................... 8 6. Разрешение дорожной решетки.................................... 9 7. Принадлежности для выполнения лабораторной работы.............. 11 8. Порядок выполнения работы..................................... 11 9. Содержание отчета............................................. 12
Перед лабораторными занятиями каждый студент должен изучить соответствующий раздел конспектов курса лекций по дисциплине “Интегри-рованные коммуникационно - навигационные системы”. При выполнении лабораторной работы каждая бригада студентов проводит исследования на конкретной лабораторной установке. Работа счи-тается законченной после предъявления преподавателю результатов исследо-ваний. После проведения исследований студенты обязаны привести в поря-док свои рабочие места. Перед зачетом бригада студентов должна оформить отчет по лабора-торным работам и сдать его на проверку преподавателю.
ЛИТЕРАТУРА
Основная: 1. Радиотехнические системы / Под ред. Ю. М. Казаринова. – М.: Высш. шк., 1990. 2. Приёмоизмеритель "Балтика". Техническое описание и инструкция по эксплуатации. – Л.: РИРВ, 1991. 3. Худяков Г. И. Транспортные информационно-управляющие радиоэлектронные системы: Учеб. пособие. – СПб.: СЗТУ, 2008.
Дополнительная: 4. Никитенко Ю. И., Быков В. И., Устинов Ю. М. Судовые радио-навигационные системы. – М.: Транспорт, 1992. 4. Сайбель А. Г. Основы теории точности радиотехнических методов местоопределения. – М.: Оборонгиз, 1958.
1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Изучение топографического плана автодорог данного города и опре-деление требований по точности навигационного обеспечения радиосистемы дистанционного управления (РСДУ) автотранспорта, предназначенной для работы на территории города в целом или отдельного его района, а также на междугородних трассах.
2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Специфика процесса автоматизированного управления движением объ-ектов в РСДУ заключается в том, что информация о текущем местополо-жении любого наземного транспортного средства (НТС), извлекаемая на борту НТС из сигналов РНС и передаваемая по каналу радиосвязи на диспетчерский пункт (ДП) в виде значений плановых координат НТС, должна правильно отображаться на электронной топологической карте-схеме (ЭТКС) обслуживаемой РСДУ территории. В городских условиях эксплуатации РСДУ используют крупномас-штабные ЭТКС различных масштабов (от 1: 50 000 до 1: 5 000). Если масштаб и степень детализации ЭТКС (определяемые исходя из требований заказчика РСДУ) будут соизмеримы с величиной погрешностей радио-навигационного местоопределения НТС (например с величиной радиальной среднеквадратической погрешности местоопределения sr ), то изображение местоположения НТС на ЭТКС будет не совпадать с топологическими элементами городской автодорожной сети, вынуждая диспетчера перевозок самостоятельно принимать решение о том, по какой из городских улиц и на каком ее участке движется НТС. Система программно-картографического обеспечения (ПКО) РСДУ должна автоматически обеспечивать разрешение двух основных вопросов: а) с какой вероятностью P 0 находится истинное местоположение НТС в опре-деленной области ЭТКС и б) на каком именно участке топологии ЭТКС длиной 2 L находится данное НТС (интервально-трассовая оценка). Если НТС находится вне городской дорожной сети, топология которой включена в структуру ЭТКС, то диспетчера перевозок интересует ответ на вопрос: "Внутри какого контура на ЭТКС данной территории находится с заданной вероятностью Р 0 текущее местоположение НТС?" Автоматическое разреше-ние этого вопроса системой ПКО ДП назовем решением задачи локализации отображения истинного местоположения НТС на ЭТКС (см. рис.1).
Рис.1. Геометрия радионавигационного местоопределения НТС на городских улицах
Если расстояния d п – между соседними, параллельными маршруту дви-жения, и d – перпендикулярными маршруту движения НТС топологичес-кими участками ЭТКС (см. рис.1) существенно превышают значение s r (s r << d п и s r << d ), то система ПКО должна автоматически давать ответ на вопрос: "На каком участке топологии ЭТКС (изображения городской улицы), наиболее близком к радионавигационной отметке (x н, y н ), с заданной вероятностью Р 0 находится НТС?" Определим данную задачу как задачу редукции результатов радионавигационного местоопределения НТС, движущегося по городской улице, на изображение участка этой улицы на ЭТКС, соответствующего наиболее вероятному местонахождению НТС. Или кратко – как задачу редукции НТС на трассу движения.
Если отметка (x н, y н ) попадает в область ЭТКС, характеризующуюся условиями sr» d п и sr << d , то возникает неоднозначность редукции результатов радионавигационного местоопределения НТС, движущегося по одной из параллельных улиц, на изображение участка улицы на ЭТКС, соот-ветствующего наиболее вероятному местонахождению НТС. Назовем такой участок топологии ЭТКС "дорожной гребенкой", а соответствующую задачу – задачей разрешения соседних трасс дорожной гребенки. Если отметка (x н, y н ) попадает в топологически сложную область ЭТКС, определяемую условиями sr» d п» d , то данную область ЭТКС будем называть "дорожной решеткой". В таком случае перед системой ПКО ставится задача разрешения дорожной решетки. Введем на ЭТКС плоские декартовы координаты (x, y), начало которых совмещено с точкой z 0 = (x 0, y 0) истинного расположения НТС на улице. При этом будем считать, что ось О х направлена вдоль улицы, а ось О у – поперек улицы (рис.1). Наиболее полной характеристикой распреде-ления погрешностей радиоопределения координат (x, y) НТС является двумерная плотность вероятности p н (x, y): p н(x, y) = , (1) где средние значения погрешностей , их дисперсии по осям координат , и коэффициент корреляции координатных составляю-щих либо рассчитываются аналитически, либо оцениваются эксперимен-тально-статистически. Для решения перечисленных выше четырех задач ПКО необходимо знать распределение проекций навигационного местоположения НТС (x н, y н ) на произвольное направление. Считая априорное распределение угла y (ори-ентации большой полуоси эллипса рассеяния точки z н = (x н, y н ) относительно направления движения НТС) равновероятным в пределах от 0о до 360о, из выражения (1) можно найти среднюю по углу y дисперсию проекции точки z н на произвольное направление О x (см. рис.1): . (2) Величина (3) является радиусом круга, равновеликого единичному эллипсу рассеяния точки z н = (x н, y н ), и называется эквивалентным радиусом рассеяния радионавигационного местоположения НТС.
3. Локализация истинного местоположения НТС Пусть во введенной выше системе плоских декартовых координат (см. рис.1) в результате радионавигационных измерений получены значения теку-щих плановых координат НТС: z н = (x н, y н ). Для автоматического принятия решения о том, попадает ли отметка (x н, y н ) на участок улицы, направление которой совпадает с осью О х выбранной системы координат, нужно вели-чину y н сравнить с выбранным значением порога d пг : если y н ³ d пг, то в ПКО принимается решение о нахождении НТС вне топологической структуры ЭТКС. В этом случае на ЭТКС отображается точка z н = (x н, y н ) и круг радиуса (2-2,5) r э, внутри которого с выбранной вероятностью Р и = (0,86-0,95) находится НТС. Величина порога d пг выбирается исходя из заданной вероят-ности принятия правильного решения . (4) На рис.2 кривая 1 представляет зависимость , где
4. Редукция местоположения НТС на трассу движения Если в условиях рис.1 величина y н < d пг, то принимается решение о нахождении НТС на трассе (y = 0), а радионавигационная отметка z н = (x н, y н ) редуцируется на ось О х. При этом распределение вероятности истинного местоположения НТС Р и вдоль трассы y = 0 имеет приблизительно нор-мальное распределение с дисперсией sd 2 . Поэтому с заданной вероятностью P = P 0 · P и НТС находится в промежутке от (x н – L) до (x н + L), где величина L находится из равенства или из графика 1 на рис.2.
5. Разрешение соседних трасс дорожной гребенки Если на ЭТКС имеется ряд длинных параллельных улиц, отстоящих друг от друга на расстоянии d г = d п » sr (дорожная гребенка – рис.1), и направление которых совпадает с трассой движения НТС, то перед редук-цией НТС на трассу движения необходимо оценить, по какой именно из улиц гребенки движется НТС. Будем полагать, что априорные вероятности нахож-дения НТС на улицах гребенки одинаковы. Тогда оптимальным правилом разрешения трасс дорожной гребенки является редукция НТС на ближайшую из них относительно точки (x н, y н ).
Вероятность P пр правильного разрешения трасс гребенки в таком случае приближенно равна
или , где . (5) Вид функции представлен кривой 2 на рис.2. Заданием величины можно определить требуемое значение для различения улиц дорожной гребенки определенного района города. На ЭТКС при этом высвечивается соответствующий участок улицы длиной 2 L, на котором с заданной вероятностью P = P 0 · P и находится НТС в данный момент времени. Величина L определяется кривой 1 на рис.2.
координатного обеспечения РСДУ
6. Разрешение дорожной решетки Если маршрут движения НТС проходит через топологически сложный участок ЭТКС, представляющий собой решетку трасс движения с размером ячейки d р» d^» d п (рис.1), то (по аналогии с различением соседних трасс дорожной гребенки) можно получить выражение для вероятности нахождения НТС на i-й стороне городского квартала (ячейки дорожной решетки): . Отсюда , (6) где . Вид функции приведен на рис.2 (кривая 3). Как видим, требования по точности радионавигационного обес-печения различения улиц квартала вблизи перекрестка (по сравнению с разрешением дорожной гребенки) существенно жёстче и могут стать невы-полнимыми. Эти требования можно значительно ослабить, если решение об отнесении НТС к одной из улиц городской дорожной решетки вблизи данного перекрестка заменить решением об отнесении НТС к самому этому перекрестку, ибо на плотной дорожной решетке нам важно знать только то, через какие перекрестки проследовало НТС. Вероятность правильного отнесения НТС к данному перекрестку вычисляется по формуле: . Отсюда . Зависимость представлена на рис.2 кривой 4. Как видно из рис.2, требования к разрешению перекрестков дорожной решетки существенно "мягче", чем к разрешению улиц этой решетки.
В табл.1 приведены общие ориентировочные значения и их оценки для С.-Петербурга. Таблица 1
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |