Модуль I. Предмет риторики как науки и учебной дисциплины. Юридическая риторика как особая прикладная дисциплина, ее предмет и задачи. Риторический идеал античности и традиции русского красноречия
Определение риторики и современной риторики как дисциплины. Предмет и структура общей риторики. Понятие эффективной речи. Общая и частная риторики. Юридическая риторика как вид частной риторики, ее предмет и задачи.
Категории, закономерности и законы риторики.
Универсальный характер риторики. Использование в теории ораторского искусства познавательных возможностей философии, логики, социологии, психологии, этики, теории коммуникации, языкознания, а также основ сценической речи.
Неориторика как продолжение традиций классической риторики. Неориторика и психолингвистика.
0,5
0,5
Предпосылки формирования красноречия в Древней Греции. Демократия и риторика. Великие ораторы древнего мира: Перикл, Демосфен, Исократ и др. Идеал софистической риторики. Риторический идеал Сократа. Диалог Платона «Горгий»: риторика и этика; «Федр»: гносеология и эстетика риторики; «Софист». Аристотель и его «Риторика». Риторическое учение Цицерона: трактаты «Оратор», «Об ораторе», «Брут». Обобщение опыта античного красноречия в трудах Квинтилиана.
Возникновение и развитие красноречия как части культуры русского народа. Первая русская «Риторика» 1620 г. и ее особенности. Ораторское искусство в эпоху Петра I. М.В.Ломоносов – основоположник теории русского ораторского искусства.
Использование идей античной риторики в теории и практике русского красноречия в XIX–XX вв. Ораторское творчество М.М.Сперанского, труды Н.Ф.Кошанского, К.П.Зеленецкого и др.
Расцвет судебного красноречия в России после реформ 1864 г. Ораторская деятельность А.Ф.Кони, Ф.П. Плевако и др.
Традиции университетского красноречия: Т.П.Грановский, Д.И.Менделеев, К.А.Тимирязев и др.
Риторика советского периода: В.И.Ленин, А.В.Луначарский, Л.Д.Троцкий, С.М.Киров, Н.И.Бухарин и др. Институт живого слова в Петрограде.
2. Риторический канон
Инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио гипокризис — классическая система разработки выступления. Характеристика теории общих мест (топики). Смысловые схемы речи. Использование смысловых моделей в судебных речах.
Диспозиция (расположение материала речи) - стратегия и тактика изложения собранного материала.
Элокуция(словесное выражение) - «цветы красноречия».
Меморио (запоминание).
Акцио гипокризис (произнесение). Принцип гармонии звучащей речи с личностью оратора.
2.1
Инвенция. Смысловая модель «род и вид»; смысловая модель «определение», ее структура и место в речи; смысловая модель «целое-части» и мастерство детали; смысловая модель «свойства»: топы «признаки», «качества», «функции» и принципы их использования в речи; смысловая модель «сопоставление»: топы «сравнение» и «противопоставление», поиски сходства и различия; смысловая модель «причина и следствие», причинно-следственные отношения в смысловой структуре речи; смысловая модель «обстоятельства»: топы «как?», «где?», «когда?»; смысловые модели «пример» и «свидетельства», принципы их использования; смысловая модель «имя» как источник изобретения содержания.
2.2
Диспозиция. Риторические традиции и принципы расположения содержания в описании. Основные стратегии повествования. Рассуждение и хрия — основа судоговорения. Структура строгой хрии: дедуктивный образец. Искусственная хрия: индуктивный образец, особенности ее структуры и использования.
2.3
Элокуция Смысловые особенности тропов, их риторические возможности и назначение в речи. Использование тропов в судебных речах. Риторические возможности и функции тропов и фигур: метафоры, метонимии, иронии и парадокса, гиперболы, мейозиса, сравнения, олицетворения, антитезы, градации, анафоры, эпифоры, периода, фигур убеждения, украшения и эмоционального воздействия на слушателей.
2.4
Меморио. Способы подготовки и произнесения публичной (судебной) речи. Механическая и ассоциативная память, использование мнемотехник.
Акцио гипокризис. Техника речи как средство речевого воздействия.
Модуль II. 3. Риторика и речевое воздействие
3.
Способы речевого воздействия. Факторы, правила и приемы речевого воздействия. Коммуникативная позиция. Коммуникативные неудачи. Понятие эффективной коммуникации. Условия эффективного речевого воздействия. Коммуникативные барьеры. Вербальное речевое воздействие: фактор соблюдения коммуникативной нормы, фактор установления контакта с собеседником, фактор содержания речи, фактор языкового оформления, фактор стиля общения, фактор объема сообщения, фактор расположения информации, фактор адресата. Невербальное речевое воздействие. Виды невербальных сигналов. Имидж. Невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего: фактор внешности, фактор взгляда, фактор физического поведения, фактор организации пространства общения, фактор голоса.
Модуль III. 4. Общие особенности подготовки публичного выступления
4.
Виды публичных выступлений по цели и по форме. Основные требования к публичному выступлению: решительное начало выступления, драматизм, сдержанная эмоциональность, краткость, диалогичность, разговорность, установление и поддержание контакта с аудиторией, понятность главной мысли, решительный конец. «Борьба» слушателей с оратором.
Работа над речевой формой выступления: разговорность стиля, простота изложения, конкретность лексики, разнообразие номинативных средств. Риторические фигуры, передача графических знаков в устной речи, выразительность речи.
Подготовка к публичному выступлению: обдумывание выступления. Выбор темы и определение основного содержания будущего выступления, структура публичного выступления, обозначение структурных частей выступления, место важной информации, подготовка конспекта выступления, репетиция выступления, психологическая и физическая подготовка к выступлению.
Начало вступления: организационный момент в аудитории,вступление, его виды и функции, приемы привлечения внимания аудитории.
Завершение публичного выступления: функции концовки публичного выступления, варианты концовок, как не надо заканчивать выступление, ответы на вопросы аудитории.
Поведение оратора в аудитории: восприятие оратора аудиторией, ораторская индивидуальность, риторические позиции оратора в ходе выступления, внешний вид оратора, манера выступления, расположение в аудитории, движение, взгляд, позы и жесты, громкость, темп, интонация, приемы борьбы с волнением, реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления.
Поддержание внимания аудитории в ходе выступления: факторы, влияющие на внимание аудитории, «чтение» оратором аудитории, периоды внимания, приемы поддержания внимания, донесение главной мысли выступления, соблюдение регламента.
5. Жанры публичных выступлений
5.
Информационное выступление: виды и общие правила подготовки информационных выступлений.
Рекламное выступление: правила подготовки устного рекламного выступления.
Рассказ о себе: автобиография, свободный рассказ о себе.
Рассказ о событии: правила рассказывания о событии.
Протокольно-этикетное выступление: виды и основные требования к протокольно-этикетным выступлениям. Правила подготовки поздравительных и приветственных речей.
Похвальное слово: правила подготовки похвального слова.
Развлекательное выступление,его основные особенности: случай из жизни, анекдот, тост.
Убеждающее выступление и его основные особенности: воодушевляющее выступление, агитационное выступление, собственно убеждающее выступление. Аргументация: тезис и аргументы, убедительность аргументов, правила аргументации, способы аргументации, помехи восприятию аргументации, правила эффективной аргументации.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление