Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактические особенности системы дистанционного обучения




Фундаментальная информатика как неотъемлемая часть ДО

Участникам ДО (слушателям и педагогам) необходимо иметь определенный уровень подготовки, чтобы уметь пользоваться методами, средствами и организационными формами обучения ДО. Поэтому неотъемлемой частью ДО должна быть фундаментальная информатика как естественнонаучная дисциплина.

Использование новых технологий передачи информации, как уже отмечалось, существенно влияет на весь процесс обучения, основанный на этих технологиях. Требует пересмотра как номенклатура и предметное содержание получаемых дистанционно специальностей, так и методики обучения, модели деятельности и взаимодействия преподавателей и обучаемых.

Дидактические особенности СДО обусловливают новое понимание и коррекцию целей его внедрения, которые можно обозначить следующим образом:

· стимулирование интеллектуальной активности учащихся с помощью определения целей изучения и применения материал, а также вовлечения учащихся в отбор, проработку и организацию материала;

· усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого определения ценностей и внутренних причин, побуждающих учиться;

· развития способностей и навыков обучения и самообучения, что достигается расширением и углублением учебных технологий и приемов.

Дидактическая специфика дистанционного обучения в значительной степени направлена на особые познавательные стратегии (ПС) и стратегии обучения, мобилизующие познавательные ресурсы (например, долговременную память и внимание) для достижения цели обучения.

 

Характеристики познавательных стратегий в СДО таковы:

· целенаправленность;

· сформированность;

· предполагают усилие;

· привязаны к ситуации.

Важнейшими в дистанционном обучении являются:

· стратегии ориентации;

· стратегии отбора;

· стратегии повторения;

· стратегии проработки;

· стратегии организации;

· мета познавательные стратегии.

К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными технологиями передачи информации и общения, в первую очередь следует отнести:

· принцип активности;

· принцип самостоятельности;

· принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы;

· принцип мотивации;

· принцип связи теории с практикой;

· принцип эффективности.

Чтобы способствовать использованию компьютерных сетей студентами преподавателям рекомендуется предпринять следующие шаги:

· определить минимально допустимое количество сообщений в неделю;

· добиться, чтобы вся наиболее важная информация была доступна только через компьютер;

· довести до сведения студентов, что выпускной балл будет частично зависеть от содержания отсылаемых сообщений;

· осуществить полный переход к безбумажной технологии.

Для того, чтобы повысить активность и самостоятельность дистанционного обучения предлагается несколько приемов.

Во-первых, следует давать групповые задания (очевидно, для того, чтобы каждый обучаемый чувствовал ответственность перед своими коллегами).

Во-вторых, студенты допускаются к получению следующей порции знаний, только когда они освоили предшествующий материал. В-третьих, компьютерный доступ к той или иной деятельности допускается только в определенный промежуток времени. Например, чтение материалов и их обсуждение происходит в первой половине недели, а сдача зачетов в режиме прямого доступа - во второй половине.

Существуют определенные рекомендации по выбору размера группы (класса) для очного обучения. Он должен быть таким, чтобы с одной стороны группа была достаточно мала и каждый из студентов имел возможность высказать свое мнение, а с другой достаточно велика для организации плодотворной дискуссии. Проблема выбора оптимального размера группы становится особенно важной при переходе к СДО. Может оказаться, что при выбранном количестве участников количество получаемых сообщений недостаточно, им просто нечего читать и не на что отвечать. Исследования показывают, что 10% наиболее активных студентов ведут 50% всей переписки, в то время как 20-25% являются пассивными созерцателями, т.е. читают сообщения, но сами не выступают. Поэтому очевидно, что размер группы при СДО должен быть больше, чем размер группы при очном обучении. Однако чрезмерное увеличение размера групп требует слишком больших затрат времени от преподавателей и методистов. Поэтому, чтобы объем переписки был достаточным, следует увеличивать не размер группы, а активность студентов.

Важным моментом при проведении ДО является то, что остается полная запись (протокол) всех материалов, получаемых в процессе обучения. Естественно, что этого не происходит при традиционном обучении. Такие материалы весьма ценны во многих отношениях, в том числе:

· Разъяснение методиста, даваемое студенту, доступно всем остальным членам группы и может быть сохранено в специальной базе данных ответов. Это позволяет определить, какие вопросы являются наиболее типичными и наметить пути совершенствования курса СДО.

· Студенты получают полную и точную информацию для анализа и осмысления. При традиционном способе обучения у них в лучшем случае остаются конспекты занятий (если они их вообще ведут).

· Протокол позволяет оценить активность студента или группы, например, сколько раз в неделю посылались сообщения. Однако в больших рабочих группах оценка конкретного вклада участников затруднена.

· Студентам можно дать задание проанализировать протокол с точки зрения оценки динамики обсуждения, философской и этической позиции участников и их эволюции в процессе обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.