Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятия ДО




Вместе с новыми методами и технологиями обучения дистанционное обучение привносит в теоретическую педагогику и образовательную практику новые понятия и термины, в первую очередь к ним относятся:

· виртуальный класс (группа);

· поддержка обучения (поддержка учащихся);

· учебные телекоммуникационные проекты;

· обратная связь;

· диалоговая технология;

· компьютерная связь;

· телеконференция;

· координатор, модератор, телекоммуникационного проекта (телеконференции)

Под виртуальным классом (группой) в практике дистанционного образования понимается общность учащихся, взаимодействие между которыми при совместном выполнении ими учебных заданий происходит по компьютерным сетям. Виртуальный класс - понятие, свойственное трансформационной модели дистанционного обучения, так как можно предположить, что общение между учащимися с помощью компьютерной сети весьма существенно отличается от обычного.

Под поддержкой обучения (или поддержкой обучаемого) в дистанционном образовании понимают любые материалы, информацию, поступающую от преподавателя к ученику, находящемуся в другой географической точке. Процесс обучения мыслится как некоторая продолженная деятельность, в которой не должно быть перерывов (или они должны быть сведены к минимуму), связанных с тем, что учебно-методические материалы перестали поступать от преподавателя к обучаемому.

Учебный телекоммуникационный проект - одна из перспективных форм трансформационной модели дистанционного обучения, основанная на совместной (коллективной) деятельности учащихся, направленной на достижение некоторой модельной цели. Цель, которая обычно ставится перед учащимися, носит не учебный характер и моделирует цель какой-либо научной или производственной деятельности. Такая модельная цель придает деятельности учащихся в проекте интегрированный характер, стимулирует у них навыки и умения работы в коллективе, с использованием разделения труда и ролей, а также активную социальную направленность. Важными отличительными чертами учебного телекоммуникационного проекта являются:

· его временная определенность и ограниченность (от двух недель до трех месяцев);

· использование компьютерных телекоммуникационных сетей и программных средств для обмена информацией между всеми участниками проекта, которые часто образуют виртуальную или квазивиртуальную группу;

· необходимость четкой организации деятельности учащихся, которая устанавливается координатором проекта.

Обратная связь в дистанционном обучении - обобщение соответствующего кибернетического понятия - означает поток информации от педагога к дистанционному ученику на стадии оценивания педагогом деятельности учащегося, его продвижения и успехов и несущая реакцию педагога на успехи учащихся, оценку его деятельности (одобрение или неодобрение).

Установлено, что планомерно и рационально организованная обратная связь чрезвычайно важна, так как способствует формированию устойчивой позитивной мотивации учебной деятельности. В традиционном обучении обратная связь осуществляется неосознанно, на уровне подсознания, с помощью мимики, жестов, интонации голоса педагога, его непосредственной реакции на ответ ученика в классе. При дистанционном образовании многие невербальные каналы общения педагога и ученика оказываются перекрытыми, поэтому обратная связь оказывается важнейшим опознанным и планируемым элементом педагогической технологии.

Диалоговая технология - конфигурация программного обеспечения, оборудования, а также межличностного взаимодействия и деятельности, обеспечивающая свободное общение.

Телеконференция - способ обмена текстовыми сообщениями с некоторыми сообществами заинтересованных в этом людей.

Компьютерная связь - совокупность способов использования компьютеров и телекоммуникационных сетей в качестве инструментов для организации связи. Компьютерная связь включает в себя:

· электронную почту, которая позволяет направлять сообщения в почтовые ящики пользователей сети;

· телеконференции, которые позволяют направлять сообщения всем участникам одновременно;

· доступ к удаленным информационным источникам, например библиотечным ресурсам, базам данных, серверам.

Педагогическая система ДО

Цель обучения. Приобретение обучаемым системы умений и знаний, которые формируются в соответствии с моделью специалиста и госзаказом.

Содержание обучения. Педагогическая модель социального заказа. Процесс обучения, методы и организационные формы его реализации определяются его содержанием.

Объект обучения. Пользователи образовательных услуг ДО являются объектами данной формы получения образования (студенты, слушатели, обучаемые и т.д.). Слушатели ДО в отличие от студентов традиционных форм получения образования, должны проявлять большую настойчивость, стремление к знаниям, организованность, умение работать самостоятельно и иметь навыки работы с компьютером и телекоммуникационными средствами связи.

Субъекты обучения. Субъектами ДО являются преподаватели. Преподаватель - главное звено в обеспечении высокой эффективности образовательного процесса ДО. Значительная специфика деятельности преподавателя ДО вызвала необходимость ввести термин тьютор. Это - преподаватель-консультант, который должен знать основы фундаментальной информатики и телекоммуникаций, его образованность должна иметь опережающий характер.

Методы обучения. Дистанционная форма включает пять обще дидактических методов обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Средства обучения. В образовательном процессе ДО используются как традиционные, так и инновационные средства обучения, основанные на применении компьютерной техники и телекоммуникаций, а также последних достижений в области образовательных технологий.

Учебно-научная материальная база. Комплекс материальных и технических средств, необходимых для обучения в соответствии с учебными программами. Он включает в себя учебные и учебно-вспомогательные помещения; лабораторное оборудование, технические средства обучения, учебники, учебные пособия и другие учебно-методические материалы. Большая часть учебно-научной материальной базы образует виртуальную информационно-образовательную среду по причине удаленности ее слушателей.

Идентификационно - контрольная подсистема. Особенностью входного контроля ДО является оценка уровня развития профессиональных качеств и способностей абитуриента, и построение соответствующего социально-психологического портрета с тем, чтобы выбрать эффективные средства и методы обучения. В традиционном процессе контроль служит, в основном, для конкурсного отбора кандидатов на учебу. Очевидна возможность и целесообразность рейтингового контроля и непрерывного мониторинга, как положительной инновации ДО.

Дидактические принципы ДО

К дидактическим принципам ДО относятся:

· соответствие дидактического процесса закономерностям учения;

· ведущая роль теоретических знаний;

· единства образовательной и развивающей функций обучения;

· стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учебе;

· соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении;

· сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении;

· сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя;

· системность и последовательность в обучении;

· доступность;

· прочность овладения содержанием обучения.

Из дополнительных принципов применительно к ДО наиболее значимым является:

· Принцип гуманистичности обучения. Этот принцип является определяющим в системе непрерывного интенсивного обучения и усиливается применительно к СДО. Его сущность заключается в обращенности обучения и образовательного процесса в целом к человеку, в создании максимально благоприятных условий для овладения обучающимися социально накопленного опыта, заключенного в содержании обучения, освоении избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных качеств, которые обеспечивали бы ему социальную защищенность, безопасное и комфортное существование.

· Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в СДО. Суть названного принципа состоит в том, что проектирование СДО необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать. Опыт компьютеризации позволяет утверждать, что когда приоритетной является педагогическая сторона, система получается более эффективной.

· Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий. Он требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания СДО. Поэтому на первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг.

· Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в СДО. Необходимо предусматривать при необходимости организационные и технические способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений, обеспечения ее безопасности при хранении, передачи и использовании.

· Принцип стартового уровня образования. Эффективное обучение в СДО требует определенного набора знаний, умений, навыков. Например, для продуктивного обучения кандидат на учебу должен быть знаком с научными основами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения с компьютером и др.

· Принцип соответствия технологий обучения. Технологии обучения должны быть адекватны моделям ДО. Так, в традиционных дисциплинарных моделях обучения в качестве организационных форм обучения (видов занятий) используются лекции, семинарские и практические занятия, имитационные или деловые игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, производственная практика, курсовые и дипломные работы, контроль усвоения знаний. В процессе становления СДО могут появиться новые модели, которые в случае необходимости должны быть включены в нее. Примером таких новых моделей могут служить объектно-ориентированные или проектно-информационные модели. В числе организационных форм обучения в этих моделях будут использоваться компьютерные конференции, телеконференции, информационные сеансы, теле консультации, проектные работы и пр.

 

С дидактической и методической точек зрения ОБУЧЕНИЕ - последовательный процесс формирования знаний, умений и навыков; опирается на соответствующие учебные курсы по дисциплинам, разбитые на учебно-тренировочные занятия - лекции, семинары, лабораторные работы и т.п.; применяется, в основном, планирование обучения для группы студентов; промежуточный и завершающий контроль (экзамены); достаточно большой срок обучения.

ПОДДЕРЖАНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ требует определения пробелов в подготовке каждого специалиста; проведения восстанавливающего обучения с индивидуальным планированием обучения; обучение новым технологиям; проведения тренировок по отработке действий в редко возникающих или аварийных ситуациях; должно проводиться в сжатые сроки или без отрыва от производства.

При ОБУЧЕНИИ СДО должна реализовать системный подход от постановки целей и конструирования последовательного управляемого учебного процесса до проверки эффективности обучения и достичь планомерного формирования у обучаемого знаний, умений и навыков с заданными свойствами.

При ПОДДЕРЖАНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СДО должна обеспечить контроль (диагностику) уровня подготовки специалиста, формирование индивидуальных программ восстановления утраченных знаний, умений и навыков и тренировку действий специалиста в условиях нормальной деятельности и в нештатных ситуациях.

Если для восстановления утраченных профессиональных качеств использовать стандартный комплекс обучающих программ (несколько модифицировав методику подачи и контроля усвоения учебного материала), то можно создать универсальную программно-инструментальную среду сетевой СДО. Такая среда должна включать следующие компоненты:

· Сетевую операционную среду, обеспечивающую согласованную работу всех систем СДО как на локальной, так и на распределенной (глобальной) компьютерных сетях;

· Систему управления учебным процессом - планирование и контроль обучения;

· Систему контроля (диагностики) уровня подготовки специалиста;

· Комплекс автоматизированных учебных курсов, охватывающих все необходимые темы обучения:

· Систему обучаемого,

· Систему преподавателя,

· Систему автора учебных курсов,

· Распределенные сетевые базы данных и знаний СДО,

· Экспертную систему.

Отличие программно-инструментальной среды для локальной и глобальной компьютерной среды состоит в необходимости учета временных задержек при взаимодействии преподаватель - обучаемые в режиме on-line.

Существенным элементом СДО является единая методика обучения в СДО, обеспечивающая планомерное управляемое формирование, восстановление и тренировку необходимых специалисту знаний, умений и навыков.

Методические основы и средства обучения ДО

Метод обучения - дидактическая категория, дающая теоретическое представление о системе норм взаимодействия преподавателя и обучающихся для достижения целей обучения.

Дистанционная форма обучения включает в себя пять обще дидактических методов обучения:

· информационно-рецептивный;

· репродуктивный;

· проблемное изложение;

· эвристический;

· исследовательский.

Содержание обучения - это состав, структура и материал учебной информации, а также комплекс задач, заданий и упражнений, передаваемых студентам, которые формируют их профессиональные навыки и умение, способствуют накоплению первоначального опыта трудовой деятельности.

Средства обучения представляют содержание обучения, контроль и управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся.

В традиционном учебном процессе такими средствами являются: печатные издания учебников, учебно-методических пособий, справочников, дискеты с учебной информацией, записи на доске, плакаты, кинофильмы, видеофильмы, а также слово преподавателя. При получении дистанционного образования средства обучения значительно шире и, кроме традиционных, включают такие, как:

 

· учебные электронные издания;

· компьютерные обучающие системы;

· аудио- видео учебные материалы и др.

Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера или на дискете, гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость, возможность оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной почте. Это - автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Компьютерные обучающие системы - программные средства учебного назначения, которые широко используется в образовательном процессе ДО и позволяют:

· индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;

· контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;

· обеспечить самоконтроль и само коррекцию учебно - познавательной деятельности;

· сократить время обучения за счет трудоемких вычислений на компьютере;

· демонстрировать визуальную учебную информацию;

· моделировать и имитировать процессы и явления;

· проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;

· прививать умение в принятии оптимальных решений;

· повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации;

· передать культуру познания и др.

Аудио и видео учебные материалы - записываются на магнитные носители, аудио - и видеокассеты, и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM. Компьютерные сети - средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи. Глобальная сеть INTERNET является интегральным средством, широко используемым в ДО.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.