КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Электронный учебник
Электронный учебник (ЭУ) — это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного или при участии преподавателя освоения учебного курса или его большого раздела именно с помощью компьютера. Электронный учебник или курс обычно содержит три компонента: Ø презентационную составляющую, в которой излагается основная информационная часть курса; Ø упражнения, способствующие закреплению полученных знаний; Ø тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний учащегося.
Эти компоненты ЭУ реализуются с помощью следующих систем: • ядро (управляющий модуль) курса; • иллюстрированный учебно-справочный комплекс; • комплекс виртуальных лабораторий и интерактивных моделей; • тестирующий комплекс, интегрированный с базой данных задач; • поисковый комплекс; • систему помощи; • систему методической поддержки.
ЭУ (при том, что он часто дополняет обычный учебник) особенно эффективен в тех случаях, когда он: • обеспечивает практически мгновенную обратную связь (свойство интерактивности); • помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в обычном учебнике затруднен (повышение производительности поиска); • существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; • не просто выводит текст на экран, но и рассказывает, показывает, моделирует и т.д. — именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедийных технологий (принцип наглядности и доступности); • позволяет быстро, но в темпе, наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу(настройка на конкретного обучаемого); • может обновить необходимую учебную информацию, например, с помощью Интернет (принцип актуализации информации). Даже в тех случаях, когда используются электронные учебники или учебные энциклопедии, целесообразно использовать «твердую» копию текстовых разделов, которые выбраны в этих пособиях для использования их учениками (т. е. распечатывать с помощью принтера необходимый текст, а не читать его с экрана).
Электронное издание должно содержать достаточно полную информацию по рассматриваемым темам, приводимые иллюстрации или видеоотрывки должны представлять дополнительную информацию или являться основным объектом рассмотрения, звуковой комментарий также не должен быть повторением текстовой информации. В целом видеоотрывки должны быть насыщены значимой информацией. Если же видеоматериал представляет основную ценность издания, то целесообразнее создать видеофильм, который будет представлен со значительно лучшим качеством по сравнению с оцифрованными фрагментами в электронном издании. Электронный учебник, как правило, представляет собой мультимедийный продукт и должен обеспечить эффективное обучение школьников и студентов в режиме самообразования и в режиме, при котором преподаватель от обычного инструктирования переходит к консультированию учащихся. Из этого следует, что учебник должен обеспечивать как непрерывный режим обучения, так и пошаговый. Каждый выделенный заранее смысловой фрагмент курса должен заканчиваться практическими (упражнения) и контрольными (тестирование) занятиями, а каждый большой раздел курса — тестовым занятием или зачетом. Неотъемлемой частью электронного учебника являются фрагменты «живых» лекций лучших преподавателей. Технические возможности уже позволяет это сделать. При этом лектор должен так построить свое изложение учебного материала, чтобы структура лекции была очевидна и обучаемый мог определить для себя начало и конец каждого фрагмента и повторить его желаемое число раз.
Отличительные особенности ЭУ: 1. Информация по выбранному предмету или курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собой законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий (традиционное требование к любому учебнику, но для ЭУ оно становится решающим). 2. Структурным элементам учебного курса должны соответствовать ключевые темы с гипертекстом, иллюстрациями, аудио- и видеокомментариями или видеоиллюстрациями. 3.Основные фрагменты учебника (или отдельные темы) наряду с текстом и иллюстрациями должны содержать аудио- или видеозапись авторского (или лекторского) изложения материала. Можно назвать эти элементы «живыми» лекциями, т. е. короткими видеолекциями по ключевым понятиям объясняемого материала. Квалифицированный лектор даст здесь свое понимание изучаемого предмета, расставит необходимые смысловые акценты, которые бывает трудно передать в обычном учебнике. Обязательным элементом интерфейса для «живых» лекций (а также видеоиллюстраций) должна быть линейка прокрутки, позволяющая начать лекцию или повторить ее с любого места. 4.Текстовая информация может дублировать некоторую часть «живых» лекций. ЭУ должен обеспечивать возможность распечатки необходимых фрагментов текста. Это особенно важно для быстро меняющихся специальных курсов, для которых бывает трудно подготовить печатное издание, отвечающее требованиям сегодняшнего дня. Должен существовать механизм адаптации используемого шрифта к запросам пользователя. В любом случае размер шрифта для текста на экране монитора не должен быть меньше 12. 5. Иллюстрации, представляющие сложные модели или устройства, должны быть снабжены системой мгновенной подсказки (помощи), появляющейся или исчезающей синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т. д.). Использование гипермедийной графики наряду с проявляющимся текстом подсказки обеспечит как возможность увеличения отдельных элементов до размеров полноэкранной иллюстрации, так и гипермедийный переход к теме, связанной со сложным элементом иллюстрации. 6. В ЭУ рекомендуется использовать многооконный интерфейс, когда в каждом окне будет представлена связанная информация (например, на плане здания отображается выбранная комната, в основном окне -вид самой комнаты или ее панорама, в следующем — необходимая цифровая информация и т. д.). 7. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками (гипертекст), позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром и индексом. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области. 8. Дополнительная видеоинформация или анимированные клипы должны сопровождать те разделы курса, которые трудно понять в текстовом изложении. 9. Аудиоинформация представляется незаменимой при изучении звучания музыкальных инструментов, распознавании птиц по их пению, определении болезней по шумам в сердце, обучении иностранным языкам и т. д. Во многих случаях она является основной содержательной частью учебника. Полезно подключение звуковых сигналов для указания правильности навигации по ЭУ, оказания помощи и т. д. Кроме того, возможно использование соответствующей негромкой фоновой музыки, помогающей запоминать информацию. 10.Весь ЭУ должен включать возможность копирования выбранной информации, ее редактирования в блокноте и распечатки без выхода из самого учебника.Это позволит готовить курсовые работы и рефераты непосредственно с помощью ЭУ. 11.Электронный учебник не должен являться полным аналогом печатного издания; он должен обладать принципиально новыми качествами по сравнению с традиционным учебником, объединяя в себе компьютерные и педагогические технологии. В противном случае ЭУ, как правило, будет уступать обычному учебнику и по качеству, и по удобству использования.
Таким образом, электронный учебник должен составлять интерактивный учебный курс со следующими дидактическими функциями: • ориентация на современный активно-деятельностный способ обучения: активизация обучения за счет вовлечения в учебный процесс каждого обучаемого, организация самостоятельной работы учащихся, интерактивности при работе с каждой из систем курса при сохранении возможности использовать элементы курса в рамках традиционных форм; • комбинированное использование основных факторов интенсификации обучения (усиление целенаправленности, углубление мотивации, повышение интереса к деятельности, увеличение информативной емкости занятий, ускорение темпа учебных действий, активизация учебной деятельности учителя); • большое количество учебного, справочного, тестирующего материала по всем темам, изучаемым в средней школе и эффективная организация доступа к этому материалу; • повышение наглядности представления учебной информации; • дружественный, ясный и занимательный интерфейс курса, удовлетворяющий требованиям эргономики, учитывающий возрастные и личностные особенности учащихся, с возможностью модификации на основе индивидуальных предпочтений; • ориентация на личностно-ориентированное обучение, индивидуализацию и дифференциацию обучения, динамическая генерация учебного и тестирующего комплекса в соответствии с требуемым уровнем и возрастом ученика; • возможность создания проблемных ситуаций, при решении которых учащиеся не только могут принимать самостоятельные решения, но и творчески усваивать учебный материал; • контроль над результатами самостоятельной работы учащегося и выдача рекомендаций по дальнейшему изучению материала; • наличие сетевой версии для школ, которая даст учителю возможность экономить время и сочетать индивидуальный подход и статистический учет достижений учеников; • возможность с помощью интернет-версии курса осуществлять методическую поддержку через Интернет, направленную на получение учителями новых методических материалов, поиск учениками информации при выполнении творческих заданий, обеспечение ученикам из отдаленных районов страны доступа к лучшим образовательным ресурсам и консультациям ведущих преподавателей России; • наличие средств, позволяющих учителю пополнять задачник, составлять уроки, контрольные работы и отдельные задания; • организация системы обратной связи для учащихся и учителей с помощью виртуальных консультаций; • наличие полного набора методических материалов для учителя.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |