Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет физиологических особенностей восприятия цветов и форм




Восприятие предмета в целом (в совокупности его свойств) формируется на основе совместной деятельности ряда анализаторов человека, объединенных в функциональную систему. Экспериментально установлено, что существует определенная последовательность различения разных признаков сигнала. Например, прежде всего различается положение и яркость сигнала (по отношению к фону), затем его цветовые характеристики и только после этого — форма. При восприятии информации человеком пространственное и каузальное измерения модели ситуации поддерживаются и разрабатываются независимо друг от друга в различных подсистемах рабочей памяти.

С помощью зрительных ощущений человек может различать до 180 цветовых тонов и большое число их оттенков — 20 оттенков белого цвета и до 40 — черного. Декоративные возможности цвета и его сочетаний практически не ограничены. Ощущение различных цветов может вызывать у людей впечатление тепла или холода, хорошего или плохого настроения. Восприятие того или иного цвета может возбуждать или успокаивать.

При проектировании обучающих программ рекомендуется учитывать следующие физиологические особенности восприятия цветов и форм:

1. Стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия): красный, оранжевый, желтый.

2.Дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, вызывают сонное состояние (в том же порядке): фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый, зеленый.

3. Нейтральные цвета: светло-розовый, серо-голубой, желто-зеленый, коричневый.

4.Сочетание двух цветов — цвета знака и цвета фона — существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне).

Наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона:белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем,

5.Составление цветовой схемы обучающей программы начинается с выбора трех главных функциональных цветов, которые используются для представления обычного текста, гиперссылок и посещенных ссылок. Цветовая схема должна быть одинаковой на всех этапах прохождения программы. Это создает у обучающегося ощущение связности, преемственности, стильности, комфортности.

6.При выборе шрифтов для вербальной информации следует учитывать следующее: прописные буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные; лучше воспринимаются цифры, образованные прямыми линиями; отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75.

7. В результате исследования начертания букв русского алфавита выявлена следующая последовательность шрифтов по легкости их чтения:

а) для прописных букв: зубчатый, академический, стандартный, промышленный, зодчего, архитектурный, романский;

б) для строчных букв: академический, стандартный, романский, архитектурный, зодчего.

8. Белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности, малогарнитурный набор — признаком стиля.

9. При исследовании формы символов было выявлено, что наиболее быстро и точно распознаются символы, контур которых имеет резкие перепады; так, например, треугольник и прямоугольник опознать значительно легче, чем многоугольник или овальные фигуры; по точности их опознания простейшие фигуры располагаются в следующем порядке: треугольник, ромб, прямоугольник, круг, квадрат.

10.Любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала.

11.Большое влияние на подсознание человека оказывает мультипликация.Ее воздействие гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко «впечатываются» в подсознание. Причем, чем короче воздействие, тем оно сильнее.

12.Любой нерелевантный движущийся (анимированный) объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания. «Анимационный интерфейс, — пишет М. Донской, —орудие очень мощное и поэтому требует особой осторожности. Попытки потрясти мир приводят к быстрой утомляемости пользователя и, как следствие, отторжению системы».

13.Включение в качестве фонового сопровождения нерелевантных звуков(песен, мелодий) приводит к быстрой утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения. Причем выраженность эффекта не зависит от интенсивности нерелевантного звука (если она колеблется в пределах от 40 до 75 дБ).

14.Интенсивность визуальных и звуковых сигналов обучающей программы должна соответствовать средним значениям диапазона чувствительности анализаторов человека, что обеспечивает наиболее оптимальные условия для восприятия и переработки информации.

Природные и созданные человеком объекты порождают в его сознании устойчивые образы, сопровождаемые определенными эмоциями. Эти символические ассоциативные значения геометрических фигур, линий учитываются во всех видах деятельности, связанных с созданием визуальных форм:

• украшения строчек акцентируют внимание читателя, невольно притягивают взгляд именно к этим строчкам своей яркостью, необычностью; часто их ряд образует очень оригинальный, динамичный орнамент;

• броскость элементов украшенийпри непродуманном их использовании может не только привлечь внимание, но и дезорганизовать его;

• вертикаль при отсутствии членений воспринимается как нечто несоизмеримое, бесконечное, легкое, устремленное ввысь;

• если вертикаль имеет утолщения в нижней части или стоит на горизонтальном основании, то она воспринимается как нечто более устойчивое;

• горизонталь ассоциируется с надежностью, стабильностью;

• диагональ символизирует динамику, движение, развитие;

• композиция, построенная на четких горизонталях и вертикалях, тяготеет к устойчивости, статичности, торжественности. Композиция, базирующаяся на диагоналях, будет обозначать движение, изменчивость, нестабильность;

• горизонтальная композиция будет выглядеть более основательной, тяжеловесной, чем вертикальная.

Справедливость перечисленных утверждений в большой степени зависит и от соотношения длин сторон прямоугольных блоков с учебным материалом, и от размещения материала внутри этих блоков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.