Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Интенсификация, повышение эффективности и качества образовательного процесса на всех уровнях системы образования




Повышение эффективности и качества образовательного процесса может быть обеспечено за счет реализации уникальных, с точки зрения педагогики, возможностей средств информационных и коммуникационных технологий, которые были перечислены выше. При этом развиваются побудительные мотивы (стимулы) к получению образования, обусловливающие активизацию познавательной деятельности с использованием средств ИКТ, углубляются межпредметные связи за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной. Особое место принадлежит возможности реализации идеи открытого образования на основе использования распределенного информационного ресурса

Информационное взаимодействие образовательного назначения (ИВОН) в условиях использования средств ИКТ

ИВОН – деятельность, направленная на сбор, обработку, применение и передачу учебной информации, осуществляемая субъектами образовательного процесса и обеспечивающая психолого-педагогическое воздействие, ориентированное на формирование ЗУН и развитие творческого потенциала обучаемых

Информационно-коммуникационная среда – совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом (в том числе распределенным), с помощью интерактивных средств ИКТ и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью

ИВОН в информационно-коммуникационной предметной среде может быть реализовано различным образом — как с привлечением современных средств информационных и коммуникационных технологий, при условии реализации их возможностей, так и без них.

Примером последнего служит вся традиционно сложившаяся система обучения, в которой основными активными (с точки зрения осуществления обратной связи) участниками информационного взаимодействия являются ученик — учитель (обучаемый — обучающий). В этом случае структура информационного вза имодействия образовательного назначения обобщенно может быть представлена в виде двух вариантов (рис. 1, 2).

На рис. 1 изображена структура информационного взаимодействия, не предполагающая использования какого бы то ни было средства обучения (такого, как демонстрационная таблица, натурная модель, прибор, учебная книга и пр.) и ограничена наличием обратной связи только между двумя участниками учебного взаимодействия — обучаемым (обучающимся) и обучающим (стрелки показывают направления информационных потоков, предусматривающих информационные сообщения).

 

В случае применения в учебном процессе традиционных средств обучения (демонстрационная таблица, натурная модель, прибор, учебная книга и пр.), не обладающих интерактивностью и, следовательно, не обеспечивающих обратную связь ни с обучаемым (обучающимся), ни с обучающим (ни с учеником, ни с учителем), мы также имеем дело с наличием обратной связи только между двумя участниками учебного взаимодействия — обучающим и обучаемым (учителем и учеником). В этом случае традиционное средство обучения, не обладая интерактивностью, либо является источником определенной учебной или учебно-методической информации, которую может использовать ученик или учитель, либо выполняет определенные методические, организационные функции под руководством обучающего (учителя). Примером этого взаимодействия могут служить лекционные занятия, осуществляемые с привлечением настенных демонстрационных таблиц, раздаточного материала, учебных или демонстрационных видеофильмов. Или другой пример: практические занятия с использо ванием лабораторного оборудования, стендов, приборов и пр.

В рассмотренных первых двух вариантах информационного взаимодействия образовательного назначения обучаемый пользуется только той информацией, которую ему поставляет обучающий или средство обучения, не обладающее интерактивностью. Сам обучаемый является потребителем учебной информации, даже в случае самостоятельной работы с книгой или другим средством обучения. Его активность ограничивается лишь возможностью поиска информации в книгах или с помощью других традиционных средств обучения, не обладающих возможностью «отвечать» на его вопросы или каким-то образом реагировать на его неправильные действия.

Теперь рассмотрим случай активного информационного взаимодействия образовательного назначения между компонентами или субъектами информационного взаимодействия образовательного назначения — между обучаемым (обучающимся), обучающим и средством обучения, функционирующим на базе информационных технологий, при наличии обратной связи с каждым из них (рис. 3). При этом активность возможна со стороны как обучающегося, обучающего, так и средства обучения, функционирующего на базе информационных технологий которое может «задавать вопросы», «отвечать на вопросы», предлагать различные режимы работы с информационным ресурсом, корректировать действия обучающего и обучающегося

 

 

В рассматриваемом случае в средство обучения, функционирующее на базе информационных технологий, встроены элементы технологии обучения, обеспечивающие контроль или самоконтроль результатов обучения, тренировку формирования определенных знаний или умений, коррекцию в процессе приобретения нового знания. Активное взаимодействие в информационно-предметной среде со встроенными элементами технологии обучения осуществляется следующими компонентами системы (или субъектами информационного взаимодействия системы): обучающиеся, обучающий и средство обучения, функционирующее на базе информационных технологий. При этом проявление активности («задавать вопросы», «отвечать на вопросы», «выбирать/предлагать» различные режимы работы со средством обучения, функционирующим на базе информационных технологий, корректировать действия обучающего и обучающегося) в процессе информационного взаимодействия возможно как со стороны обучающихся (между собой напрямую и (или) посредством средств информационных и (или) коммуникационных технологий), так и между обучающим и обучающимися, между обучающим, обучающимися и средством обучения, функционирующим на базе информационных технологий.

Проявление активности со стороны средства обучения, функционирующего на базе средств информационных технологий, обусловлено реализацией таких их возможностей, как обеспечение:

• незамедлительной обратной связи между пользователем и средствами

информатизации и коммуникации;

• компьютерной визуализации учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, протекающих как реально, так и виртуально;

• автоматизации процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, операций по сбору, обработке, передаче, тиражированию информации, а также архивного хранения достаточно больших объемов информации с возможностью легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;

• автоматизации процессов обработки результатов учебного эксперимента (протекающего как реально, так и виртуально), его экранного представления с возможностью многократного повторения любого фрагмента или самого эксперимента;

• автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения и продвижения в учении.

 

Как видно из рис. 3, структура информационного взаимодействия образовательного назначения изменяется — появляется интерактивный партнер как для обучающегося (обучаемого), так и для обучающего. Роль обучающего как единственного источника учебной информации, обладающего возможностью осуществления обратной связи, изменяется. Она прежде всего смещается в направлении кураторства или наставничества. Обучающий уже не тратит время на передачу учебной информации, на сообщение «суммы знаний». Время, затрачиваемое ранее обучающим на пересказ учебных материалов, высвобождается для решения творческих и управленческих задач. Роль обучаемого как потребителя фактографической учебной информации или, в лучшем случае, участника проблемно поставленной учебной ситуации также меняется. Он переходит на более сложный путь поиска, выбора (например, по определенным признакам, представленным учителем) информации, ее обработки (возможно, в больших объемах за сравнительно малый промежуток времени) и передачи. Применение учебной информации, добытой обучающимся самостоятельно, переводит процесс обучения с уровня пассивного потребления информации на уровень активного преобразования информации, а в более совершенном варианте — на уровень самостоятельной постановки учебной задачи (проблемы), выдвижения гипотезы для ее разрешения, проверки ее правильности и формулирования выводов и обобщений по искомой закономерности. При этом важна организация как индивидуальных, так и групповых, а также коллективных форм и видов учебной деятельности с использованием средств информатизации.

Далее рассмотрим информационное взаимодействие образовательного назначения, которое осуществляется с возможностью «выхода вовне», с помощью современных средств телекоммуникаций в различных режимах работы во всемирной информационной сети Интернет. В этом случае речь можно вести об информационном взаимодействии в информационно-коммуникационной предметной среде, создающей совокупность условий для осуществления деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью средств обучения, функционирующих на базе информационных и коммуникационных технологий, которые взаимодействуют с обучающим и обучающимся как с субъектами информационного взаимодействия образовательного назначения. Представим схематически такую систему информационного взаимодействия образовательного назначения структурой, изображенной на рис. 4

 

Этот вариант информационного взаимодействия предполагает реализацию разнообразных способов поиска, отбора, передачи информации и различных видов знания из практически неограниченного информационного ресурса всемирной сети Интернет. Реализация возможностей информационного взаимодействия в информационно-коммуникационной предмет ной среде создает обучающемуся условия для самостоятельной разработки учебной тематики, сообразно своей индивидуальной программе, условия выбора направления дальнейшего продвижения в учении. Обучающий при этом выполняет роль куратора продвижения обучающегося на пути освоения знания, в некотором роде «навигатора» в информационной среде

Рассматривая структуру информационного взаимодействия, представленную на рис. 4, отметим, что впервые за всю историю развития педагогики во всех ее ипостасях (как науки, искусства, ремесла) активность в процессе осуществления информационного взаимодействия образовательного назначения проявляют не только обучающий и обучающийся (обучающиеся), но и средство обучения, функционирующее на базе информационных и коммуникационных технологий, благодаря таким возможностям, как обеспечение интерактивного диалога, компьютерной визуализации, обработки значительных объемов информации и др. Более того, такое взаимодействие в информационно-коммуникационной предметной среде предполагает проявление партнерской активности со стороны каждого компонента системы и осуществление возможного влияния, оказываемого как каждым компонентом на другие компоненты, так и средством информационных и (или) коммуникационных технологий на компоненты системы. Эта особенность является одним из существенных признаков информационно-коммуникационной предметной среды и определяет сугь инноваций, реализуемых с использованием средств информатизации и коммуникации.

Еще большего обобщения требует представление структуры информационного взаимодействия образовательного назначения, осуществляемого обучающимися, обучающим с источником распределенного информационного образовательного ресурса в информационно-коммуникационной предметной среде.

В этом случае, в отличие от произвольного использования потенциала распределенного информационного ресурса, информационно-коммуникационная предметная среда включает его в качестве компонента и создает совокупность условий для осуществления информационной деятельности как отдельного обучающегося, так и группы обучающихся или целого коллектива (коллективов) на базе его использования и информационного взаимодействия. При этом распределенный информационный ресурс образовательного назначения предоставляется в пользование обучающимся и обучающему из определенных, заведомо известных источников. В этом случае информационно-коммуникационная предметная среда, во-первых, является, источником учебной информации, предоставляя информационный потенциал информационно-коммуникационной предметной среды (совокупность содержания всего объема распределенного информационного ресурса, включая как семантическую, так и технико-технологическую компоненту, его структурные особенности, возможности режимов работы с ним, в том числе и поток сообщений, циркулирующий в сети — трафик сети, маршрутизирующий этот поток); во-вторых, обеспечивает осуществление информационной деятельности как обучающимися, так и обучающим; в-третьих, обеспечивает информационное взаимодействие интегративного характера, направленное на реализацию идей открытого образования и использования всего информационного потенциала информационно-коммуникационной предметной среды.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.