КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение все кооперативное для нас интересно
Алексей Фортунатов Кооперация в конце XX века представляет собой весьма распространенное общественное явление. Многозначное слово "кооперация" происходит от латинского cooperatio, состоящего их двух частей: со (cum) - совместно, заодно и opus (operis) - труд, работа. Следовательно, ставшее международным слово "кооперация" можно в самом общем виде перевести как сотрудничество, совместную деятельность, объединенное действие. Универсальное, сложное понятие кооперации имеет как очень широкое толкование, так и относительно узкую трактовку. В самом широком смысле под кооперацией наука подразумевает в одном случае всеобщее свойство окружающего нас мира с его связями и отношениями, в другом - синоним самого человеческого общества, в третьем - основной социальный механизм, созданный людьми для поддержания общественной жизни, либо общественное взаимодействие, взаимопомощь, трудовую ассоциацию, солидарность. Как очень точно выразился русский художник и ученый Николай Рерих, "все создается лишь истинной кооперацией"[1]. Зачатки, зародыши кооперации людей в форме их совместной жизни, а затем и совместного труда появились в первобытном обществе. Кооперация в ее еще примитивном виде тогда возникла и стала развиваться, а вот кооперативов (и, понятно, слова "кооперация") в те доисторические времена не существовало. Значит, то была кооперация без кооперативов. Она в возрастающих масштабах применяется во все последующие эпохи. Без кооперации нет самого общества. Кооперацию в указанном выше широком понимании наш курс не изучает. Его интересует кооперация в сравнительно узком значении. Здесь под кооперацией понимается совокупность особых общественно-хозяйственных объединений. Иначе говоря, в данном случае собирательное понятие "кооперация" включает прежде всего кооперативы (кооперативные общества). Это понятие охватывает также кооперативные союзы, другие кооперативные объединения, организации, предприятия и учреждения. Такая кооперация появилась лишь на определенной ступени развития кооперации как формы труда, когда лишь полтора-два столетия тому назад в английских городах начали возникать самые ранние кооперативы. С тех пор кооперация как "сумма кооперативов" получила практически во всех странах значительное развитие. Одним из ее старейших и наиболее распространенных видов является потребительская кооперация. Сегодня в Российской Федерации существуют три разновидности потребительских кооперативных обществ: во-первых, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой и сбытом продукции растениеводства и животноводства, снабжением сельскохозяйственных товаропроизводителей средствами производства, и т.д.; во-вторых, специализированные потребительские кооперативы, которые для своих участников строят дома и гаражи, предоставляют им кредиты, оказывают медицинские, консультационные и прочие услуги; в-третьих, потребительские общества, осуществляющие торговлю и общественное питание, производственную и другую деятельность в интересах своих членов. В курсе "История потребительской кооперации России" изучается лишь последняя, третья разновидность потребительских обществ. Система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов, образует потребительскую кооперацию. Именно она и только она является предметом курса "История потребительской кооперации России". Потребительская кооперация изучается под определенным, историческим углом зрения. Конечно, главное внимание уделяется закономерностям ее возникновения, становления и развития; но в поле зрения находятся и те случайные события, зигзаги в истории потребительской кооперации, которые имели для нее наиболее серьезные последствия. Данная учебная дисциплина суть общественная, гуманитарная, потому что история кооперации вообще и потребительской кооперации в частности представляет собой одну из областей обществознания. Основными участниками потребительских обществ являются простые люди труда — кооператоры, которые в своем стремлении к самопомощи и взаимопомощи добровольно объединяются в потребительские общества, самостоятельно управляют ими, совершенствуют их деятельность, пользуются их услугами. Они, кооперированные потребители, вдохнули жизнь в свои потребительские общества, совместно ведут морально оправданную хозяйственную и нехозяйственную кооперативную работу, были и остаются подлинными творцами потребительской кооперации. В курсе "История потребительской кооперации России" основное внимание уделяется тому особенному, что составляет отличительную черту отечественной потребительской кооперации. При этом прослеживается преимущественно ее экономическая и организационная история. Ядро курса составляют три темы, посвященные соответственно трем историческим этапам потребительской кооперации страны: на первом этапе (30-е годы XIX века - 1917 г.) потребительские общества возникли и развивались в естественных для них условиях складывающегося внутреннего рынка, причем кооператоры учитывали как зарубежный опыт, так и самобытные российские традиции; на втором этапе (1917 г. - конец 80-х годов XX века) потребительская кооперация продолжала существовать, но функционировала в условиях плановой (командной) экономики и была в значительной степени огосударствлена; третий, современный этап (с начала 90-х годов) характеризуется как этап возрождения кооперации в ходе нынешних рыночных, демократических реформ и ее возвращения к продолжению пути, прерванного в 1917г. Кроме истории, кратко излагаются основы общей теории кооперации всех видов, составляющим элементом которой является частная теория кооперации потребительской. В связи с этим рассматриваются и присущие кооперации понятия, например, такие, как кооперативное движение, потребительское общество, кооперативные ценности и принципы, кооперативные выплаты и др Раскрытие содержания подобных понятий, равно как и описание и объяснение исторических фактов, одна из задач данного курса В 10-х и 20-х годах нынешнего столетия теория, история и практика кооперации как учебная дисциплина в нашей стране изучалась в университетах, институтах, техникумах и школах Но очень скоро полезный опыт был отброшен Только в конце 50-х годов в учебных заведениях потребительской кооперации эта дисциплина вновь "обрела гражданство" Между тем во многих странах курс кооперации уже давно изучается в государственных и частных университетах и колледжах, во всех общеобразовательных школах Как учебная дисциплина "История потребительской кооперации России" призвана выполнять две важнейшие функции - познавательную и прикладную Познавательная заключается в том, что в курсе даются систематизированные научные знания, объективные представления об историческом прошлом потребительской кооперации нашей страны А знание истории необходимо для того, чтобы не повторить ошибки прошлого и использовать положительный опыт кооператоров предыдущих поколений в настоящем и будущем Прикладная функция состоит в том что в курсе рассматриваются некоторые актуальные вопросы практики российской потребительской кооперации, проблемы выхода ее экономики из глубокого кризиса в наши дни Таким образом, история "стыкается" с современностью В конечном счете обе указанные функции нацелены на приобщение учащихся, студентов к этическим ценностям кооперации, ориентированы на воспитание деятельного кооператора, знатока кооперативного дела, участника рыночных преобразований в России Задача формирования современного специалиста для кооперативных организаций и предприятий имеет большое самостоятельное значение И в кооперативных учебных заведениях первым шагом на пути ее осуществления является изучение истории потребительской кооперации нашего Отечества ГЛАВА 1 КООПЕРАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ И КООПЕРАТИВЫ КООПЕРАТИВ ЕСТЬ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИЦ, ОН ЯВЛЯЕТСЯ СОЕДИНЕНИЕМ ЛЮДЕЙ, А НЕ КАПИТАЛОВ
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |