Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение все кооперативное для нас интересно




Алексей Фортунатов

Кооперация в конце XX века представляет собой весьма рас­пространенное общественное явление.

Многозначное слово "кооперация" происходит от латинского cooperatio, состоящего их двух частей: со (cum) - совместно, заодно и opus (operis) - труд, работа. Следовательно, ставшее международ­ным слово "кооперация" можно в самом общем виде перевести как сотрудничество, совместную деятельность, объединенное действие.

Универсальное, сложное понятие кооперации имеет как очень широкое толкование, так и относительно узкую трактовку.

В самом широком смысле под кооперацией наука подразуме­вает в одном случае всеобщее свойство окружающего нас мира с его связями и отношениями, в другом - синоним самого человече­ского общества, в третьем - основной социальный механизм, соз­данный людьми для поддержания общественной жизни, либо обще­ственное взаимодействие, взаимопомощь, трудовую ассоциацию, солидарность. Как очень точно выразился русский художник и уче­ный Николай Рерих, "все создается лишь истинной кооперацией"[1].

Зачатки, зародыши кооперации людей в форме их совместной жизни, а затем и совместного труда появились в первобытном об­ществе. Кооперация в ее еще примитивном виде тогда возникла и стала развиваться, а вот кооперативов (и, понятно, слова "коопера­ция") в те доисторические

времена не существовало. Значит, то была кооперация без коопера­тивов. Она в возрастающих масштабах применяется во все после­дующие эпохи. Без кооперации нет самого общества.

Кооперацию в указанном выше широком понимании наш курс не изучает.

Его интересует кооперация в сравнительно узком значении. Здесь под кооперацией понимается совокупность особых общест­венно-хозяйственных объединений. Иначе говоря, в данном случае собирательное понятие "кооперация" включает прежде всего коо­перативы (кооперативные общества). Это понятие охватывает так­же кооперативные союзы, другие кооперативные объединения, ор­ганизации, предприятия и учреждения. Такая кооперация появилась лишь на определенной ступени развития кооперации как формы труда, когда лишь полтора-два столетия тому назад в английских городах начали возникать самые ранние кооперативы.

С тех пор кооперация как "сумма кооперативов" получила практически во всех странах значительное развитие. Одним из ее старейших и наиболее распространенных видов является потреби­тельская кооперация.

Сегодня в Российской Федерации существуют три разновид­ности потребительских кооперативных обществ:

во-первых, сельскохозяйственные потребительские кооперати­вы, занимающиеся переработкой и сбытом продукции растениевод­ства и животноводства, снабжением сельскохозяйственных товаро­производителей средствами производства, и т.д.;

во-вторых, специализированные потребительские кооперати­вы, которые для своих участников строят дома и гаражи, предос­тавляют им кредиты, оказывают медицинские, консультационные и прочие услуги;

в-третьих, потребительские общества, осуществляющие тор­говлю и общественное питание, производственную и другую дея­тельность в интересах своих членов.

В курсе "История потребительской кооперации России" изуча­ется лишь последняя, третья разновидность потребительских об­ществ.

Система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их чле­нов, образует потребительскую кооперацию. Именно она и только она является предметом курса "История потребительской коопе­рации России". Потребительская кооперация изучается под опреде­ленным, историческим углом зрения. Конечно, главное внимание уделяется зако­номерностям ее возникновения, становления и развития; но в поле зрения находятся и те случайные события, зигзаги в истории потре­бительской кооперации, которые имели для нее наиболее серьезные последствия.

Данная учебная дисциплина суть общественная, гуманитарная, потому что история кооперации вообще и потребительской коопе­рации в частности представляет собой одну из областей обществознания. Основными участниками потребительских обществ являются простые люди труда — кооператоры, которые в своем стремлении к самопомощи и взаимопомощи добровольно объединяются в потре­бительские общества, самостоятельно управляют ими, совершен­ствуют их деятельность, пользуются их услугами. Они, коопериро­ванные потребители, вдохнули жизнь в свои потребительские об­щества, совместно ведут морально оправданную хозяйственную и нехозяйственную кооперативную работу, были и остаются подлин­ными творцами потребительской кооперации.

В курсе "История потребительской кооперации России" основ­ное внимание уделяется тому особенному, что составляет отличи­тельную черту отечественной потребительской кооперации. При этом прослеживается преимущественно ее экономическая и органи­зационная история.

Ядро курса составляют три темы, посвященные соответственно трем историческим этапам потребительской кооперации страны:

на первом этапе (30-е годы XIX века - 1917 г.) потребитель­ские общества возникли и развивались в естественных для них условиях складывающегося внутреннего рынка, причем кооперато­ры учитывали как зарубежный опыт, так и самобытные российские традиции;

на втором этапе (1917 г. - конец 80-х годов XX века) потреби­тельская кооперация продолжала существовать, но функционирова­ла в условиях плановой (командной) экономики и была в значитель­ной степени огосударствлена;

третий, современный этап (с начала 90-х годов) характеризу­ется как этап возрождения кооперации в ходе нынешних рыночных, демократических реформ и ее возвращения к продолжению пути, прерванного в 1917г.

Кроме истории, кратко излагаются основы общей теории коо­перации всех видов, составляющим элементом которой является частная теория кооперации потребительской. В связи с этим рас­сматриваются и присущие кооперации понятия, например, такие, как кооперативное движение, потребительское общество, кооперативные ценности и принципы, кооперативные выплаты и др Раскрытие содержания подобных по­нятий, равно как и описание и объяснение исторических фактов, одна из задач данного курса

В 10-х и 20-х годах нынешнего столетия теория, история и практика кооперации как учебная дисциплина в нашей стране из­учалась в университетах, институтах, техникумах и школах Но очень скоро полезный опыт был отброшен Только в конце 50-х годов в учебных заведениях потребительской кооперации эта дис­циплина вновь "обрела гражданство" Между тем во многих странах курс кооперации уже давно изучается в государственных и частных университетах и колледжах, во всех общеобразовательных школах

Как учебная дисциплина "История потребительской коопера­ции России" призвана выполнять две важнейшие функции - позна­вательную и прикладную

Познавательная заключается в том, что в курсе даются систе­матизированные научные знания, объективные представления об историческом прошлом потребительской кооперации нашей стра­ны А знание истории необходимо для того, чтобы не повторить ошибки прошлого и использовать положительный опыт кооперато­ров предыдущих поколений в настоящем и будущем

Прикладная функция состоит в том что в курсе рассматри­ваются некоторые актуальные вопросы практики российской потре­бительской кооперации, проблемы выхода ее экономики из глубо­кого кризиса в наши дни Таким образом, история "стыкается" с современностью

В конечном счете обе указанные функции нацелены на приоб­щение учащихся, студентов к этическим ценностям кооперации, ориентированы на воспитание деятельного кооператора, знатока кооперативного дела, участника рыночных преобразований в Рос­сии

Задача формирования современного специалиста для коопера­тивных организаций и предприятий имеет большое самостоятельное значение И в кооперативных учебных заведениях первым шагом на пути ее осуществления является изучение истории потребительской кооперации нашего Отечества

ГЛАВА 1 КООПЕРАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ И КООПЕРАТИВЫ КООПЕРАТИВ ЕСТЬ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИЦ, ОН ЯВЛЯЕТСЯ СО­ЕДИНЕНИЕМ ЛЮДЕЙ, А НЕ КАПИТАЛОВ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.