Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции. Лекция 1. Итальянское Возрождение




Лекция 1. Итальянское Возрождение

Цели:

образовательные:

- создать условия для полноценного усвоения студентами культуры Арс Нова;

- поставить проблему адекватности соотнесения социально-экономического развития художественному и духовному, показать, что ценности Возрождения дали стимул развитию культуры;

- способствовать осмыслению ценностей Итальянского Возрождения;

- изучить отличительные особенности архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства;

развивающие:

- организовать полноценную познавательную деятельность, в ходе которой будут отработаны навыки сравнительно-сопоставительного анализа;

- развитие творческих способностей в поисково-исследовательских видах учебной деятельности;

- развивать у студентов способности зрителя, готового к восприятию произведений;

воспитывающие:

- воспитание художественного вкуса;

- выработка устойчивой потребности общения с произведениями мировой художественной культуры и умение находить в них духовно – ценностные ориентиры.

 

 

1. Предпосылки возникновения нового искусства на территории Италии.

2. Эпоха Джотто и Данте.

 

Колыбелью искусства эпохи Возрождения принято считать Италию. Именно Итальянские мастера вновь открыли искусство Древней Греции и Древнего Рима, Откуда и происходит само название – Возрождение. Итальянцы жили среди руин Римских памятников, ходили по той же земле и дышали тем же воздухом, что и древние римляне. Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма («человечный»).

Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества. Великое прошлое, постоянно напоминавшее о себе в Италии, воспринималось, в то время как высшее совершенство, тогда как искусство средних веков казалось неумелым, варварским.

Возникший в 16 в. термин «возрождение» означал появление нового искусства, возрождающего классическое античное искусство.

При всем творческом многообразии и богатстве истоков искусство Возрождения – явление, отмеченное глубокой и принципиальной новизной. Оно заложило основы европейской культуры Нового времени.

Искусство еще не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место уже выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то время была на редкость многообразна. Поразительная универсальная одаренность мастеров – они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи совмещали увлечение литературой.

Характерные особенности этого периода:

вдохновляла итальянских мастеров античность (искусство Др. Греции и Др. Рима), она служила источником знаний и образцом художественного творчества

возникло течение общественной мысли – гуманизм, при котором человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности.

это период романтики, поиска индивидуальности, борьбы с предрассудками

главная идея – прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.

Важнейший рубеж в развитии европейской культуры, прежде вceгo итальянской, приходится на последние десятилетия Хlll - начало XIV в., так называемую эпоху Данте и Джотто. Это была пора коммунальных революций и быстрого pocта коммун с их городской культурой. Новые условия жизни породили светское вольномыслие, сгладив типичный для Средневековья разрыв между греховным миром и небом, между телом и духом. Неслучайно слова «Воздух городов делает людей свободными» стали девизом эпохи. Однако развитие искусства совершалось крайне неравномерно, целиком coxpaияя традиционную религиозную подоснову и связь с поздней готикой. Время, когда ломались старые вековые устои и зарождались новые социальные и художественные идеи, получило название Проморенеееане или Арс нова.

Пафос борьбы двух мировоззрений с наибольшей силой проявился в литературе. Недаром caмoгo прославленнoго поэта этого периода Данте Алигьери (1265 - 1321) называют последним поэтом Средних веков и первым поэтом нoвoгo вpeмени.

Двойственность очевидна в eгo «Божественной кoмeдии», которая относится к жанру средневековых поэм о загробных видениях, но написана не на латыни, обусловленной традицией, а на тосканском наречии.

Двойственность заметна и в сочетании мистической кoнцепции мироздания (ад, чистилище, рай соответствуют подземному миру, земле и небесам) с реальной жизнью (историческими событиями и персонажами - участниками этих событий и просто современниками Данте).

Двойственность выражается также в том, как Данте размещает людей в загробном мире. Хотя пребывание грешников в аду, кающихся в чистилище, добродетельных в раю является якобы результатом божественного правосудия, но на деле не Бог, а Данте вершит суд над историей и человечеством. Самые страшные грешники для нeгo те, кто нарушил гражданские и политические нормы. Поэтому в глубине ада находятся Брут и Кассий - предатели Юлия Цезаря, в то время как юные Франческа да Римини и Паоло Малатеста, виновные в одном из смертных гpexoв - прелюбодеянии, отправлены Данте лишь во второй кpyг. Для поэтов и мыслителей древности предназначен лимб - первый кpyг, где они не подвергаются мучениям, хотя как язычники заслуживают большей кары. Этот знак yвaжения - предвестие новoгo отношения к античности, свойственное Арс нова.

Характеры обитателей загробного мира очерчены лаконично, но точно, и нет ни одной человеческой черты, которая не была бы подмечена Данте. Он описывает людей с индивидуальной внешностью, индивидуальным складом характера, индивидуальной cyдьбой. Отсюда поразительная осязательность их образов, столь кoнтрастирующая со средневековой аморфностью и бесплотностью.

В качестве наставника и руководителя в путешествии по загробному миру избран языческий поэт Вергилий, а не христианский святой. На себя же Данте, ничуть не смущаясь, возлагает задачу найти Божественную истину, воплощенную в образе eгo возлюбленной Беатриче. Сам поэт показан как реальный земной человек со всеми присущими ему страстями. И это первый в мировой литературе характер подобного масштаба, наделенный oгpoмной духовной энергией и интеллектом гения.

«Божественная комедия» Данте представляет собой уникальную картину мироздания, природы и человеческого бытия. В ней встречаются описания безбрежных просторов, залитых ярким светом, головокружительных пропастей в скaлах, безысходно тоскливой пустыни, столь глубоко потонувшей во мраке ночи, что лишь внезапный блеск молний озаряет ее бесконечную даль.

И хотя мир в «Божественной комедии» вымышленный, отдельные eгo образы воспроизводят жизненные реалии. Адские пучины и озера созвучны страшным провалам в Альпах, адские чаны похожи на чаны венециaнcкoгo арсенала, где кипятят смолу, чтобы конопатить суда, райские сады подобны благоухающим садам Флоренции.

Столь же осязаем мир в живописи флорентийского художника Джотто ДК Бондоне (1266/67 - 1337). Он первым в paмках готической традиции начал воссоздавать облик реальногo мира, т. е. «подражать природе».

В стенных росписях капеллы Скровепьи (церковь Сапта-Мария дель Арепа) в Падуе(начало XIV в.) Джотто воскресил приемы античной иллюзионистической живописи*, суть которой состоит в передаче тpexмepнoгo пространства и объема. Причем с увеличением объема фигур углубляется пространство, а с углублением пространства усиливается пластический объем фигуры.

* Иллюзионистическая живопись предполагает наличие световоздушной среды и точную передачу объекта вплоть до мельчайших деталей. так что он кажется реально существующим.

Джотто возродил технику античной фрески и античный прием размещения сцен по регистрам с заключением каждой сцены в нарядную рамку. Рамка имитирует панель с мpaмopной инкрустацией и живописной аллегорической вставкой. Роспись капеллы делится на четыре яруса.

Верхний ярус, расположенный в нижней части свода, включает композиции из жизни Марии, Иоакима и Анны. Второй и третий ярусы - композиции из жизни Иисуса Христа. Нижняя часть стен представляет собой роспись под лепку. Она имитирует мраморную облицовку с иллюзорными нишами и аллегорическими фигурами семи добродетелей и семи пороков.

Сюжеты на стенах находят соответствие с каким -либо сюжетом на триумфальной арке. Жизни Марии соответствует cцeна Благовещения, жизни Христа - Встреча Марии и Елизаветы и Предательство Иуды 34, как бы oткpывaющие и завершающие событийный евангельский цикл (см. цв. вкл., рис. 59-61). Страшный суд украшает входную стену.

Джотто строит композицию по горизонтали, размещая фигypы одну за другой. Такое построение ближе визуальному восприятию реального мира в отличие, скажем, от построения невидимого сверхчувственного мира иконы, который организуется по вертикали и обозревается духовным зрением. Левую нижнюю часть фрески занимает тело Христа, вытянутое на коленях Девы Марии и Марии Магдалины36. Диагональ скалы направляет взгляд к той точке, где сосредоточен драматический узел сцены: мать, оплакивающая погибшего сына. Острый угол, образованный гребнем скалы и телом Иисуса, повторяют поза Иоанна, отчаянно рвущегося с откинутыми назад руками к мертвому Учителю, и фигурка aнгeла, словно пикирующего с неба на распахнутых крыльях. Пронзительный острый угол несколько смягчен изумительно пластичной плавной линией, которая очерчивает горюющих женщин, окружающих Христа наподобие венка. Эти визуальные линии удивительно созвучны острой душевной боли, которую облегчает горький плач.

Сложное душевное состояние свойственно всем образам Джотто. Крайне скупыми средствами художник достигает нeвероятной глубины психологической характеристики, yмeло расставляя моральные акценты.

Вместе с тем в композициях еще сохраняется свойственная средневековой традиции связь евангельской истории с сюжетом из вeтxoгo Завета или аллегорическим образом, усиливающим смысловой подтекст. Так, в декоративную рамку, обрамляющую сцену Оплакивания, включены справа и слева две живописные вставки - Иона в пасти кита и тигрица над мертворожденными тигрятами.

Эти образы позволяют предугадать предстоящее Вocкpeсение Христа, проведшего в чреве земли, как Иона в чреве кита, три дня и вернувшегося к жизни по велению Бога Отца, как мертвые тигрята по зову своей матери.

Джотто уделял не слишком большое внимание колориту, используя приглушенную и как бы состаренную киноварь, охру, умбру.

Но на интенсивно синем фоне краски приобретают осязаемую пластичность, удивительным образом порождая визуальные ассоциации с розовой пастилой, бежевой кaрамелью, зеленым мармеладом.

 

Вопросы и задания

1. Как новое гуманистическое мышление проявилось в литературе?
2. В чем заключается новаторство Джотто?

 

 

Лекция 2. Раннее Возрождение

Цели:

образовательные:

- создать условия для полноценного усвоения студентами культуры Раннего Возрождения;

- - способствовать осмыслению ценностей эпохи Возрождения;

- изучить отличительные особенности архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства раннего Возрождения;

развивающие:

- организовать полноценную познавательную деятельность, в ходе которой будут отработаны навыки сравнительно-сопоставительного анализа;

- развитие творческих способностей в поисково-исследовательских видах учебной деятельности;

- развивать у студентов способности зрителя, готового к восприятию произведений;

воспитывающие:

- воспитание художественного вкуса;

- выработка устойчивой потребности общения с произведениями мировой художественной культуры и умение находить в них духовно – ценностные ориентиры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.