КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модель отдельных взаимодействий и сознательного опыта Шактера .. 187
Теория общего рабочего пространства Баарса...................188 Функции сознания....................................................192 Резюме.................................................................193 Рекомендуемая литература............................................194 Глава 6. Мнемоника и эксперты..........................................195 Король из Техаса в паре с королем Полом Баньяном из Миннесоты.....196 Мнемонические системы..............................................197 Метод размещения.................................................198 Система «слов-вешалок»...........................................199 Метод ключевых слов..............................................201 Организующие схемы..............................................203 Воспроизведение имен..........................................205 Воспроизведение слов..........................................206 Выдающиеся мнемонисты.............................................208 Ш.:Лурия..........................................................208 V. Р.: Хант и Лав....................................................211 Другие примеры....................................................213 Эксперты и мастерство................................................ 214 Н. О.: исследование на примере художника — Солсо; Майалл и Чаленко.................................................216 Структура знания и мастерство.....................................220 Теоретический анализ мастерства...................................221 Резюме...........:....................................................222 Рекомендуемая литература............................................223 Глава 7. Память: структуры и процессы..............................224 Кратковременная память..............................................225 Нейрокогнитология и КВП.........................................227 Рабочая память.....................................................229 Объем КВП.........................................................231 Кодирование информации в КВП...................................233 Воспроизведение информации из КВП..............................241 Долговременная память...............................................243 Нейрокогнитология и ДВП.........................................243 ДВП: структура и хранение.........................................245 Сверхдолговременная память (СДВП)..............................249 Автобиографические воспоминания.................................254 Ошибки памяти и свидетельские показания.........................257 Резюме................................................................ 260 Рекомендуемая литература.................:..........................261 Глава 8. Память: теории и нейрокогнитология............................262 Первые исследования..................................................263 Нейрокогнитология памяти............................................267 Два хранилища памяти................................................269 Место памяти в процессе познания.....................................272 Модели памяти........................................................ 273 Модель Во и Нормана..............................................273 Модель Аткинсона и Шифрина.....................................275 Уровень воспроизведения (УВ).....................................277 Уровни обработки (УО): Крэйк.....................................278 Эффект соотнесения с собой (ЭСС).................................283 Эпизодическая и семантическая память: Тульвинг...................285 Резюме..............................................................293 Рекомендуемая литература.............................................294 Глава 9. Репрезентация знаний...........................................296 Семантическая организация...........................................298 Ассоцианистский подход..............................................299 Организующие переменные: Бауэр..................................299 Когнитивные модели семантической памяти...........................301 Теоретико-множественные модели..................................301 Модель сравнительных семантических признаков...................302 Сетевые модели....................................................305 Пропозициональные сети...........................................309 Репрезентация знаний — нейрокогнитивистская позиция...............316 Поиск неуловимой энграммы.......................................316 О чем говорят нам больные амнезией, когда они забывают...........317 Знание «что» и знание «как»........................................319 Таксономия структуры памяти......................................319 Память: консолидация.................................................321 Коннекционизм и репрезентация знаний...............................322 Резюме................................................................325 Рекомендуемая литература............................................326 Глава 10. Мысленные образы.............................................327 Исторический обзор...................................................328 Образы и когнитивная психология.....................................329 Гипотеза двойного кодирования....................................332 Концептуально-пропозициональная гипотеза.......................333 Гипотеза функциональной эквивалентности.........................334 Нейрокогнитивные данные............................................339 Когнитивные карты...................................................345 Мысленные карты: где я?...........................................348 Синестезия: звучание цвета............................................350 Резюме................................................................354 Рекомендуемая литература............................................355 Глава 11. Язык (I): структура и абстракции..............................356 Язык: познание и нейронаука..........................................357 Лингвистика..........................................................360 Лингвистическая иерархия.........................................360 Фонемы............................................................361 Морфемы..........................................................362 Синтаксис..........................................................364 Теория грамматики Хомского..........................................364 Трансформационная грамматика....................................365 Психолингвистические аспекты........................................368 Врожденные способности и влияние окружения.....................368 Гипотеза лингвистической относительности.........................368 Когнитивная психология и язык: абстрагирование лингвистических идей «Война призраков»: Бартлетт.......................................371 «Муравьи ели желе»: Брансфорд и Франкс..........................374 Знание и понимание...................................................377 «Мыльная опера», «воры» и «полиция».............................378 Кинч и ван Дейк: «Копы и штрафные квитанции»...................381 Модель понимания: Кинч..............................................382 Пропозициональная репрезентация текста и чтения.................384 Язык и нейронаука....................................................386 Резюме................................................................389 Рекомендуемая литература............................................390 Глава 12. Язык (II): слова и чтение.......................................392 Объем восприятия.....................................................395 Обработка текста: регистрация движений глаз.......................399 Лексические задачи....................................................405 Опознание слов: когнитивно-анатомический подход....................409 Понимание............................................................412 Резюме................................................................418 Рекомендуемая литература............................................419 Глава 13. Когнитивное развитие..........................................420 Онтогенетическое развитие............................................421 Психология развития...............................................422 Нейрокогнитивное развитие........................................422 Сравнительное развитие............................................423 Когнитивное развитие..............................................423 Психология развития..................................................423 Ассимиляция и аккомодация: Пиаже................................424 Разум в обществе: Выготский.......................................431 Выготский и Пиаже................................................432 Нейрокогнитивное развитие...........................................435 Развитие нервной системы в раннем возрасте.......................435 Окружение и развитие нервной системы............................436 Исследования латерализации.......................................437 Когнитивное развитие.................................................438 Интеллект и способности...........................................439 Развитие навыков приобретения информации.......................441 Память.............................................................446 Познание «высшего порядка» у детей...............................450 Формирование прототипа у детей...................................454 Резюме................................................................456 Рекомендуемая литература............................................458 Глава 14. Мышление (I): формирование понятий, логика и принятие решений..............................................................459 Мышление............................................................460 Формирование понятий...............................................461 Ассоциация........................................................ 462 Проверка гипотез...................................................463 Логика................................................................ 465 Умозаключения и дедуктивное рассуждение........................467 Формальное мышление.............................................470 Принятие решений....................................................477 Индуктивное рассуждение..........................................477 Принятие решений в «реальном мире»..............................478 Рассуждение и мозг.................................................482 Оценка вероятностей...............................................485 Фреймы решения...................................................487 Репрезентативность................................................488 Теорема Байеса и принятие решений................................489 Принятие решений и рациональность.................................492 Резюме...............................................................493 Рекомендуемая литература............................................494 Глава 15. Мышление (II): решение задач, творчество и человеческий интеллект.....................496 Решение задач.........................................................497 Гештальт-психология и решение задач..............................498 Репрезентация задачи.............................................500 Внутренняя репрезентация и решение задач.........................503 Творчество............................................................ 507 Творческий процесс................................................507 Творчество и функциональная устойчивость........................509 Творчество с точки зрения теории инвестирования..................510 Анализ творчества..................................................512 Человеческий интеллект...............................................515 Проблема определения.............................................515 Когнитивные теории интеллекта....................................516 Нейрокогнитология и интеллект....................................525 Резюме................................................................530 Рекомендуемая литература............................................531 Глава 16. Искусственный интеллект......................................534 Искусственный интеллект: начало.....................................537 Компьютеры.......................................................538 Компьютеры и искусственный интеллект...........................539 Искусственный интеллект и человеческое познание.................543 Машины и разум: «имитирующая игра» и «китайская комната»..............................................546 «Имитирующая игра», или тест Тюринга............................547 «Китайская комната»...............................................548 Опровержение «китайской комнаты»...............................549 Восприятие и искусственный интеллект................................550 Распознавание линий...............................................550 Распознавание паттернов...........................................551 Распознавание сложных форм......................................555 Язык и искусственный интеллект......................................559 ELIZA, PARRY и NETtalk............................................560 Значение и искусственный интеллект...............................563 Непрерывное распознавание речи...................................564 Программа понимания языка.......................................565 Решение задач, игры и искусственный интеллект.......................566 Компьютерные шахматы............................................571 Искусственный интеллект и художественное творчество......................................572 Роботы................................................................575 Будущее искусственного интеллекта...................................576 Искусственный интеллект и научные исследования....................579 Резюме................................................................580 Рекомендуемая литература............................................581 Алфавитный указатель..............................................583 Предисловие Студенту Эта книга написана для вас и для всех детей XXI века. Мы, изучавшие психологию в прошлом веке, наблюдали быстрые и важные изменения, происходившие в теориях восприятия и осмысления мира, запоминания информации и мышлении. Эти изменения стали результатом усилий многих когнитивных психологов, совершенствовавших методы исследования. Сочетание упорных поисков и новых методов позволило нам многое узнать о восприятии, памяти, нервных основах познания, мышлении и обработке информации — фактически обо всех сферах человеческого познания. Среди важных открытий последних лет — установление связи между мыслительным процессом и соответствующей нейрофизиологической активностью. Эти успехи были достигнуты в течение второй половины XX столетия. Сегодня мы находимся на пороге новой эпохи во всех областях научных исследований. Я постарался уловить дух времени и подтолкнуть вас к дальнейшему исследованию данной темы. Надеюсь, что содержание этой книги поможет вам понять, чего достигли когнитивные психологи, точно передаст их лучшие идеи, теории и эксперименты и подготовит вас к пониманию новых исследований. В этой книге мы будем придерживаться модели человеческого познания, в соответствии с которой сначала мы рассмотрим ощущение, затем — восприятие, внимание, память, высшие когнитивные процессы и т. д. Такая система удобна для понимания и упорядочивает то, что могло бы показаться нагромождением информации. Однако известно, что в познании — восприятии, нервных основах нейропознания, памяти, сознании, речи, решении проблем и других областях — все процессы протекают одновременно. Всестороннее изучение когнитивной психологии включает в себя оценку всех компонентов, сплетающихся в тончайший узор психической жизни представителей нашего вида. В большинстве глав вы найдете рубрику «Критические размышления». Из теории научения и познания нам известно, что увлеченный читатель усваивает материал лучше и, возможно, на более глубоком уровне. Эти критические заметки посвящены одному или нескольким центральным вопросам главы. Я призываю вас погрузиться в текст, взаимодействуя с ним. Некоторые студенты могут выбрать профессию, связанную с когнитивными науками. Если содержание этой книги подвигнет вас на продолжение работы, которую начали мы, психологи, ваш труд будет полностью вознагражден. Хочу сказать, что меня очень интересует ваше мнение об этой книге, и я буду рад получить ваши предложения и замечания.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |