Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель отдельных взаимодействий и сознательного опыта Шактера .. 187




Теория общего рабочего пространства Баарса...................188

Функции сознания....................................................192

Резюме.................................................................193

Рекомендуемая литература............................................194

Глава 6. Мнемоника и эксперты..........................................195

Король из Техаса в паре с королем Полом Баньяном из Миннесоты.....196

Мнемонические системы..............................................197

Метод размещения.................................................198

Система «слов-вешалок»...........................................199

Метод ключевых слов..............................................201

Организующие схемы..............................................203

Воспроизведение имен..........................................205

Воспроизведение слов..........................................206

Выдающиеся мнемонисты.............................................208

Ш.:Лурия..........................................................208

V. Р.: Хант и Лав....................................................211

Другие примеры....................................................213

Эксперты и мастерство................................................ 214

Н. О.: исследование на примере художника — Солсо; Майалл и

Чаленко.................................................216

Структура знания и мастерство.....................................220

Теоретический анализ мастерства...................................221

Резюме...........:....................................................222

Рекомендуемая литература............................................223

Глава 7. Память: структуры и процессы..............................224

Кратковременная память..............................................225

Нейрокогнитология и КВП.........................................227

Рабочая память.....................................................229

Объем КВП.........................................................231

Кодирование информации в КВП...................................233

Воспроизведение информации из КВП..............................241

Долговременная память...............................................243

Нейрокогнитология и ДВП.........................................243

ДВП: структура и хранение.........................................245

Сверхдолговременная память (СДВП)..............................249

Автобиографические воспоминания.................................254

Ошибки памяти и свидетельские показания.........................257

Резюме................................................................ 260

Рекомендуемая литература.................:..........................261

Глава 8. Память: теории и нейрокогнитология............................262

Первые исследования..................................................263

Нейрокогнитология памяти............................................267

Два хранилища памяти................................................269

Место памяти в процессе познания.....................................272

Модели памяти........................................................ 273

Модель Во и Нормана..............................................273

Модель Аткинсона и Шифрина.....................................275

Уровень воспроизведения (УВ).....................................277

Уровни обработки (УО): Крэйк.....................................278

Эффект соотнесения с собой (ЭСС).................................283

Эпизодическая и семантическая память: Тульвинг...................285

Резюме..............................................................293

Рекомендуемая литература.............................................294

Глава 9. Репрезентация знаний...........................................296

Семантическая организация...........................................298

Ассоцианистский подход..............................................299

Организующие переменные: Бауэр..................................299

Когнитивные модели семантической памяти...........................301

Теоретико-множественные модели..................................301

Модель сравнительных семантических признаков...................302

Сетевые модели....................................................305

Пропозициональные сети...........................................309

Репрезентация знаний — нейрокогнитивистская позиция...............316

Поиск неуловимой энграммы.......................................316

О чем говорят нам больные амнезией, когда они забывают...........317

Знание «что» и знание «как»........................................319

Таксономия структуры памяти......................................319

Память: консолидация.................................................321

Коннекционизм и репрезентация знаний...............................322

Резюме................................................................325

Рекомендуемая литература............................................326

Глава 10. Мысленные образы.............................................327

Исторический обзор...................................................328

Образы и когнитивная психология.....................................329

Гипотеза двойного кодирования....................................332

Концептуально-пропозициональная гипотеза.......................333

Гипотеза функциональной эквивалентности.........................334

Нейрокогнитивные данные............................................339

Когнитивные карты...................................................345

Мысленные карты: где я?...........................................348

Синестезия: звучание цвета............................................350

Резюме................................................................354

Рекомендуемая литература............................................355

Глава 11. Язык (I): структура и абстракции..............................356

Язык: познание и нейронаука..........................................357

Лингвистика..........................................................360

Лингвистическая иерархия.........................................360

Фонемы............................................................361

Морфемы..........................................................362

Синтаксис..........................................................364

Теория грамматики Хомского..........................................364

Трансформационная грамматика....................................365

Психолингвистические аспекты........................................368

Врожденные способности и влияние окружения.....................368

Гипотеза лингвистической относительности.........................368

Когнитивная психология и язык: абстрагирование лингвистических идей

«Война призраков»: Бартлетт.......................................371

«Муравьи ели желе»: Брансфорд и Франкс..........................374

Знание и понимание...................................................377

«Мыльная опера», «воры» и «полиция».............................378

Кинч и ван Дейк: «Копы и штрафные квитанции»...................381

Модель понимания: Кинч..............................................382

Пропозициональная репрезентация текста и чтения.................384

Язык и нейронаука....................................................386

Резюме................................................................389

Рекомендуемая литература............................................390

Глава 12. Язык (II): слова и чтение.......................................392

Объем восприятия.....................................................395

Обработка текста: регистрация движений глаз.......................399

Лексические задачи....................................................405

Опознание слов: когнитивно-анатомический подход....................409

Понимание............................................................412

Резюме................................................................418

Рекомендуемая литература............................................419

Глава 13. Когнитивное развитие..........................................420

Онтогенетическое развитие............................................421

Психология развития...............................................422

Нейрокогнитивное развитие........................................422

Сравнительное развитие............................................423

Когнитивное развитие..............................................423

Психология развития..................................................423

Ассимиляция и аккомодация: Пиаже................................424

Разум в обществе: Выготский.......................................431

Выготский и Пиаже................................................432

Нейрокогнитивное развитие...........................................435

Развитие нервной системы в раннем возрасте.......................435

Окружение и развитие нервной системы............................436

Исследования латерализации.......................................437

Когнитивное развитие.................................................438

Интеллект и способности...........................................439

Развитие навыков приобретения информации.......................441

Память.............................................................446

Познание «высшего порядка» у детей...............................450

Формирование прототипа у детей...................................454

Резюме................................................................456

Рекомендуемая литература............................................458

Глава 14. Мышление (I): формирование понятий, логика и принятие

решений..............................................................459

Мышление............................................................460

Формирование понятий...............................................461

Ассоциация........................................................ 462

Проверка гипотез...................................................463

Логика................................................................ 465

Умозаключения и дедуктивное рассуждение........................467

Формальное мышление.............................................470

Принятие решений....................................................477

Индуктивное рассуждение..........................................477

Принятие решений в «реальном мире»..............................478

Рассуждение и мозг.................................................482

Оценка вероятностей...............................................485

Фреймы решения...................................................487

Репрезентативность................................................488

Теорема Байеса и принятие решений................................489

Принятие решений и рациональность.................................492

Резюме...............................................................493

Рекомендуемая литература............................................494

Глава 15. Мышление (II): решение задач, творчество и человеческий интеллект.....................496

Решение задач.........................................................497

Гештальт-психология и решение задач..............................498

Репрезентация задачи.............................................500

Внутренняя репрезентация и решение задач.........................503

Творчество............................................................ 507

Творческий процесс................................................507

Творчество и функциональная устойчивость........................509

Творчество с точки зрения теории инвестирования..................510

Анализ творчества..................................................512

Человеческий интеллект...............................................515

Проблема определения.............................................515

Когнитивные теории интеллекта....................................516

Нейрокогнитология и интеллект....................................525

Резюме................................................................530

Рекомендуемая литература............................................531

Глава 16. Искусственный интеллект......................................534

Искусственный интеллект: начало.....................................537

Компьютеры.......................................................538

Компьютеры и искусственный интеллект...........................539

Искусственный интеллект и человеческое познание.................543

Машины и разум: «имитирующая игра»

и «китайская комната»..............................................546

«Имитирующая игра», или тест Тюринга............................547

«Китайская комната»...............................................548

Опровержение «китайской комнаты»...............................549

Восприятие и искусственный интеллект................................550

Распознавание линий...............................................550

Распознавание паттернов...........................................551

Распознавание сложных форм......................................555

Язык и искусственный интеллект......................................559

ELIZA, PARRY и NETtalk............................................560

Значение и искусственный интеллект...............................563

Непрерывное распознавание речи...................................564

Программа понимания языка.......................................565

Решение задач, игры и искусственный интеллект.......................566

Компьютерные шахматы............................................571

Искусственный интеллект и художественное творчество......................................572

Роботы................................................................575

Будущее искусственного интеллекта...................................576

Искусственный интеллект и научные исследования....................579

Резюме................................................................580

Рекомендуемая литература............................................581

Алфавитный указатель..............................................583

Предисловие

Студенту

Эта книга написана для вас и для всех детей XXI века. Мы, изучавшие психологию в прошлом веке, наблюдали быстрые и важные изменения, происходившие в теориях восприятия и осмысления мира, запоминания информации и мышлении. Эти изменения стали результатом усилий многих когнитивных психологов, совершенствовавших методы исследования. Сочетание упорных поисков и новых методов позволило нам многое узнать о восприятии, памяти, нервных основах познания, мышлении и обработке информации — фактически обо всех сферах человеческого познания.

Среди важных открытий последних лет — установление связи между мыслительным процессом и соответствующей нейрофизиологической активностью. Эти успехи были достигнуты в течение второй половины XX столетия. Сегодня мы находимся на пороге новой эпохи во всех областях научных исследований. Я постарался уловить дух времени и подтолкнуть вас к дальнейшему исследованию данной темы. Надеюсь, что содержание этой книги поможет вам понять, чего достигли когнитивные психологи, точно передаст их лучшие идеи, теории и эксперименты и подготовит вас к пониманию новых исследований.

В этой книге мы будем придерживаться модели человеческого познания, в соответствии с которой сначала мы рассмотрим ощущение, затем — восприятие, внимание, память, высшие когнитивные процессы и т. д. Такая система удобна для понимания и упорядочивает то, что могло бы показаться нагромождением информации. Однако известно, что в познании — восприятии, нервных основах нейропознания, памяти, сознании, речи, решении проблем и других областях — все процессы протекают одновременно. Всестороннее изучение когнитивной психологии включает в себя оценку всех компонентов, сплетающихся в тончайший узор психической жизни представителей нашего вида.

В большинстве глав вы найдете рубрику «Критические размышления». Из теории научения и познания нам известно, что увлеченный читатель усваивает материал лучше и, возможно, на более глубоком уровне. Эти критические заметки посвящены одному или нескольким центральным вопросам главы. Я призываю вас погрузиться в текст, взаимодействуя с ним.

Некоторые студенты могут выбрать профессию, связанную с когнитивными науками. Если содержание этой книги подвигнет вас на продолжение работы, которую начали мы, психологи, ваш труд будет полностью вознагражден. Хочу сказать, что меня очень интересует ваше мнение об этой книге, и я буду рад получить ваши предложения и замечания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.