КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лексико – семантическое поле цвета в поэзии А. Блока
КОЛОРАТИВНАЯ ЛЕКСИКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. БЛОКА
А.Блок - бесспорно, самый яркий представитель символизма в русской литературе. В своей поэзии Блок использует изначально присущие цвету свойства символа и его способность порождать массу ассоциаций. Образования новых номинаций как самостоятельных слов (дериватов) в языке поэзии обусловлено необходимостью более полного и красочного отражения действительности в формировании поэтической картины мира. Поэзия Александра Блока насыщена цветовой символикой. Это означает, что в ней не только много цветообозначений, но и то, что они обладают неким смыслом, отличным от их прямых физических значений. Цветовые решения отражают своеобразие авторского мировидения в индивидуальных стилях А. Блока. Лирические темы этого поэта могут быть различными, однако цветопись составляет одну из доминант его художественного почерка. Цветообозначения участвуют в создании символов, выражающих основное содержание и многоликую направленность этой поэзии. «Признак цвета слит еще со всеми другими признаками предмета или существа, но уж если он извлечен и показан в поэтическом тексте как важное свойство их, тогда такой признак - не просто признак - не просто цвет, как сегодня у нас, он - символ[24]. Поэтическая функция, в концепции ГО. Винокура, самым решительным образом осложнена эстетическими (по содержанию - семантикостилистическими и, следовательно, семиотическими) коннотациями. Символика цвета в произведении, как правило, связана с его принадлежностью к какому-либо явлению, миру чувств, предмету. То что языковые явления в художественных произведениях всегда предстают перед нами иными, чем в речевом обиходе, объясняется тем, что они окрашиваются в них различными переносными оттенками и формируются выражаемой писателями идеей в единую образную систему. Природа в его поэзии иллюстративна. Она похожа на театральные декорации и изображается им в виде знаков, которые являются символами того или иного образа или чувства. Цвет в создании подобных символов играет важнейшую роль, т.к. способен порождать массу ассоциаций. Цветовые эпитеты А.Блока - живое движение красок. Создается атмосфера красочности:
Для описания лексико – семантического поля «цвет в поэзии А.Блока было отобрано семь лексико-семантических групп (ЛСГ), называющих наиболее часто встречающиеся у А.Блока абстрактные цветообозначения (ЦО).[25] 1. ЛСГ с доминантой «белый» Белый цвет характерен для мира Блока. Прилагательное «белый сочетается с такими существительными, как птицы, храм, церковь, ангел Бога, зарево, вьюга, мечта, огонь, ложь, русалка и т.д. Большинство эпитетов наряду с прямым значением (белый лебедь, белое платье, белый цветок) могут получать в контексте метафорический смысл:
Здесь прилагательное «белый», казалось бы, представлено в прямом значении, но из контекста виден семантический сдвиг: «лазурный чертог- нечто одухотворенное, божественное, поэтому «белый» характеризует чистоту, ясность предвестника Прекрасной Дамы. Сема чистоты уже заложена в белом цвете. Б.Соловьев отмечает, что у Блока «эпитет словно бы взрывает обычное представление о предмете повествования, поэт неожиданным образом сталкивает прилагательное с обозначаемым им явлением, переводя понятия духовного и морального порядка на сложную цветовую гамму[26].
Излюбленным приемом Блока является употребление белого цвета как ауры, сопровождающей описываемый предмет: белая мечта, белая смерть, белый стан, белая пристань:
В «Стихах о Прекрасной Даме», как известно, лирический герой поэта находится в постоянном ожидании прихода Прекрасной Незнакомки, и неслучайно он обращается к ней:
2. ЛСГ с доминантой «синий» Исследователи поэтического наследия А.Блока не раз отмечали, что особое место в его поэтике принадлежит синему цвету. «Синий передает не столько цвет, сколько эмоциональное осмысление контекста[27]. Традиционно «синий и его оттенки - символ гармонии и покоя, для Блока - символ непорочности и первозданности. Это цвет Прекрасной Дамы (цикл «Стихи о Прекрасной Даме»). Она - «голубая царица земли», пришедшая «голубыми путями», живущая в «лазурном чертоге». Хотелось бы отметить удивительную связь цветовых прилагательных А.Блока и магических цветов русской иконописи. «Голубая лазурь в иконах русских мастеров - цвет, символизирующий одухотворенность, возвышенность чувств, особое состояние души. И в стихах Блока:
Эпитеты «синий», «голубой», как правило, используются при изображении пространства. Семантика дальности, бесконечности, потенциально свойственная этому цвету, опирается на традиционно-фольклорные эпитеты (словосочетания типа «синее море», «синее небо») и проявляется в сочетаемостных сдвигах, т.е. когда определяемый компонент не является прямой номинацией водного или небесного пространства: синие окна, голубые пути, голубые химеры.
В данном примере речь идет именно о небе, однако перифрастическая номинация включает в себя такие обозначения пространства, которые на языковом уровне не сочетаются с прилагательным «синий». «Лазурный» у Блока преимущественно связан с обозначением небесного пространства как стихии. При этом «лазурь нередко является метафорой духовного стремления и пути в запредельность:
Также синий цвет часто употребляется при описании человека: синие глаза, сине черная коса, иссиня-черные волосы, синеокая, синеватые дуги бровей.
Вообще, голубой цвет - один из самых любимых цветов А.Блока. Доказательством этого может служить строка из его стихотворения:
Кроме того, первая любовь Блока Ксения Михайловна Садовская, по воспоминаниям М.А.Бекетовой, была «…высокая, статная дама с великолепными синими глазами…».[28] Именно ее в цикле «Через двенадцать лет поэт называет «синеокой», попадая в «синий, синий плен очей этой женщины, а когда узнает о ее смерти, с горечью пишет:
3. ЛСГ с доминантой «красный» Эпитет «красный сочетается со множеством слов: как со словами, имеющими именно такой цвет предмета или реалии (красное пламя, красные ленты, алый бархат), так и с абстрактными понятиями:
В последнем примере слово «красный употреблено в значении «опасный», «волнующий». Этот цвет - знак тревоги, трагедии. «Красный становится чисто условным обозначением очень сложной гаммы ассоциативно возникающих образов (красная тайна, красный смех и т.д.). Но при всей сложности соответствий оттенок угрожающего, страшного и вместе с тем волнующего и возбуждающего интерес, по-видимому, характерен для всех употреблений слова «красный в текстах Блока. Красный цвет представлен в эпитетах Блока множеством оттенков: розовый, алый, красноватый, пунцовый, багровый, кровавый, багряный и т.п. «Алый» реализуется как средство цветовой характеристики нарядной одежды (или ее деталей) в произведениях русского фольклора. «Яркость, нарядность предметов и деталей нарядной одежды, отраженных в поэтических произведениях, связанных с языком фольклора и получающих цветовую характеристику через слово «алый», свидетельствует об их не повседневном, праздничном назначении.[29] У Блока этот цвет в каком-то смысле тоже праздничный: это знак любви, которая есть или которая была, это праздник ожидания, это нежный и ласковый свет зари.
Словосочетание «алый сумрак позволяет увидеть мрак, отступающий при появлении Прекрасной Дамы. Эпитеты «кровавый», «багровый несут отрицательную сему. «Кровавый ассоциируется с чем-то зловещим, усиливает мрачную настроенность стихотворения:
На примере ЦО красный можно проследить эволюцию блоковского восприятия цвета. В «Стихах о Прекрасной Даме «красный- цвет «яркости и страсти»:
А в цикле «Город», написанном поэтом в смутные годы (1904-1908), Блок актуализирует значение «цвет крови». И здесь «красный - символ окружающего ужаса и смерти. ЦО красный, часто встречающееся у поэта в описании людей, в этом цикле имеет не только и не столько значение реального цвета (лица, озаренные огнем или красное от мороза лицо), но и более глубокий смысл. Так, в стихотворении, посвященном З.Н.Гиппиус, Блок пишет:
4. ЛСГ с доминантой «черный» Довольно часто А.Блок использует прилагательные ЛСГ с доминантой черного цвета. Эти ЦО употребляются, когда речь идет о чем-то ярком (выразительном), таинственном: черный гнев, черный смех, черный бриллиант.
Или когда речь идет о чем-то непостижимом, страшном, вызывающем ужас: черная душа, черная кровь, черные жилы, черный бред.
Употребление эпитета «черный» в контекстах, связанных с утратой и страданием, опирается на традиционную символику черного цвета как цвета скорби. Например, вот как говорится о думе, которая терзает поэта:
В «Стихах о Прекрасной Даме «черный» используется больше для обозначения цвета окружающих предметов, природных объектов (ворон, небо, ночь, скала и т.д.), которые символизируют мир во мраке, мир без Госпожи. Поэтому в этом цикле черный цвет не доминирует, а находится в равновесии с цветами Прекрасной Незнакомки. Господствующим «черный становится в циклах «Страшный мир», «Фаина». 5. ЛСГ с доминантой «серый» ЦО этой группы употребляются как в прямом значении (серые лужи, серые камни, серое небо, серый дым, серая ограда, серые избы, серые стены), так и в переносном (серый ветер, седой туман, серые сферы, седое утро).
Серый цвет - символ тоски, безысходности и душевной опустошенности. У Блока он является атрибутом «железно-серого города с «серыми оградами», «серыми лужами», «сизыми окнами (цикл «Город»). «Серо-каменное» тело города располагается под «серым небом», в «дымно-сизом тумане». 6. ЛСГ с доминантой «зеленый» Зеленый цвет не характерен для поэзии А.Блока и встречается нечасто. Обычно он реализуется в прямом цветовом значении, сочетаясь со словами, обозначающими растительные и природные объекты: зеленый клен, зеленая травка, зеленая поляна. В атмосферу зеленого цвета – спокойную, затягивающую – мы попадаем, читая поэму «Ночная фиалка. Сон»:
Сочетание эпитета «зеленый с существительным «звезда достаточно нетрадиционно и в стихотворениях Блока создает атмосферу волшебства, яркости:
7. ЛСГ с доминантой «желтый» Эпитет «желтый не характерен для поэтики Блока. Вот что отмечала критик и подруга А.Блока Е.Ф.Книпович, говоря о его цветовом восприятии: «Желтый он ощущал мучительно, но не глубоко. Желтый цвет для него не играл важной роли в мире искусства[30]. «Желтый встречается в поэзии Блока в ближайшем цветовом значении (желтый свет, желтое зарево, желтая нива и т.д.), но только в эмоционально-сниженных контекстах. Обычно «желтый передает оттенки вечернего неба, солнечного дня или электрического света:
К ЛСГ желтого цвета примыкают прилагательные «ржавый и «рыжий». Их употребление в текстах Блока очень специфично: ржавая вода, ржавый воздух, ржавая душа. Нередко поэт называет «рыжими не только волосы (рыжая ночь твоих кос), но и глаза (рыжий сумрак глаз, рыжи ее глаза от солнца и песка), одежду (грязно-рыжее пальто). Каждый цвет - определенный символ у Блока или средство создания символа. Он использует традиционную символику какого-либо цвета и создает собственный, неповторимый образ-символ.
Выделены наиболее употребительные ЛСГ с доминантами: белый, синий, красный, черный, серый, зеленый, желтый Все стихотворения А.Блока насыщены цветом. Цветовые прилагательные в его поэзии - живое движение красок, ими создается атмосфера красочности. Блок – поэт-символист. Для создания своих символов он постоянно использует цвет, что обусловлено изначально присущими цвету свойствами символа и способностью порождать массу ассоциаций[31].
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |