КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационные технологии в следственной деятельности
4. 3. 2. 1. Информационные технологии в следственной деятельности Следственный отдел при районном отделе (управлении) внутренних дел Следственное управление при ГУВД (УВД) субъекта РФ Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ План Органы предварительного расследования 1. Предварительное расследование: понятие и формы. Органы и должностные лица, осуществляющие предварительное расследование. Предварительное расследование представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечения лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечения возмещения вреда, причиненного в результате совершенного преступления, Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем, дознавателем или прокурором к своему производству, заканчивается составлением обвинительного заключения (обвинительного акта) и направлением его прокурору для утверждения и передачи в суд. Предварительное расследование является формой досудебного производства по уголовным делам. УПК предусматривает, что расследование по уголовному делу должно осуществляться в форме предварительного следствия или д ознания. Основной формой расследования по уголовно-процессуальному законодательству является предварительное следствие. Оно обязательно по делам: о наиболее опасных преступлениях; о преступлениях, совершенных лицами, которые силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту; лицами, заболевшими душевной болезнью после совершения преступления; а также по делам об общественно опасных деяниях невменяемых. Предварительное следствие может вестись и по делам, отнесенным к компетенции органов дознания, если прокурор признает это необходимым. Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со и возбуждения уголовного дела. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу. Срок предварительного следствия может быть продлен до шести месяцев прокурором района, города, приравненным к нему военным прокурором и их заместителями. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен прокурором субъекта РФ, приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ. Предварительное следствие ведет специально на то уполномоченное государством лицо — следователь. УПК возлагает производство предварительного следствия на следователей органов прокуратуры, федеральной службы безопасности и внутренних дел. Правом на его производство обладают также прокуроры и начальники следственных подразделений указанных государственных органов. Предварительное следствие ведется одним следователем, наделенным законом необходимыми полномочиями. Однако в случае сложности или большого объема производство предварительного следствий по уголовному делу может быть поручено следственной группе. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает прокурор по ходатайству начальника следственного отдела а по делам, расследуемым следователями прокуратуры, —по собственной инициативе. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Следователь - это должностное лицо, единственной функцией которого является деятельность по собиранию и исследованию доказательств, установлению факта преступления и лица виновного в его совершении. Предварительное расследование в форме дознания производится по уголовным делам, не представляющим большой степени общественной опасности и, как правило, не представляют большой сложности в собирании доказательств виновности лица в совершении преступления. Дознание производится в течении 20 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на десять суток. По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору для утверждения и затем в суд. Следователь уполномочен: - возбуждать уголовное дело; - принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности; - самостоятельно направлять ход расследования; принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с требованиями УПК требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора; - давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно - розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий исполнении постановлений о задержании приводе, аресте; производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении; - осуществлять иные полномочия, предусмотренные Несмотря на то что прокурор является руководителем предварительного расследования и его письменные указания обязательны для исполнения как следователем, так и органов дознания (дознавателем), следователь наделен определенной процессуальной самостоятельностью. Так, следователь вправе; представить уголовное дело, вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений в случае несогласия со следующими решениями или указаниями прокурора, о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления; об объеме обвинения; об избрании меры пресечения, либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий; о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия. В этих случаях прокурор отменяет указание нижестоящего прокурора или поручает производство предварительного следствия по данному уголовному делу другому следователю. Правом принять уголовное дело к своему производству и осуществить по нему предварительное следствие обладает также начальник следственного отдела. В этой связи он наделен УПК следующими полномочиями: - поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям; - отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия; - вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя. Начальник следственного отдела вправе принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы. При осуществлении своих полномочий начальник следственного отдела вправе: - проверять материалы уголовного дела; - давать следователю указания о направлении расследования,. производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и объеме обвинения. Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но могут быть обжалованы им прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением Случаев, когда указания касаются привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения а также производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению. При этом следователь вправе представить прокурору материалы уголовного дела и в суд письменные возражения на указания начальника следственного отдела. К органам дознания в соответствии с УПК относятся: • органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; • Главный судебный пристав РФ, Главный военный судебный пристав, Главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; • командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; • органы Государственной противопожарной службы РФ. На органы дознания возлагаются следующие полномочия: - производить дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; - выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания. Однако в соответствии с требованиями УПК не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит но данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Дознаватель наделен следующими полномочиями: - самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора или судебное решение; - осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему Обжалование данных указаний не приостанавливает исполнения. Следственный комитет при МВД России входит в структуру центрального аппарата министерства в качестве органа, обеспечивающего в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве и возглавляющего органы предварительного следствия в системе МВД России. Деятельность Следственного комитета осуществляется соответствии с принципами уважения прав и свобод человека в гражданина, законности, гуманизма, презумпции, невиновности на основе взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и общественными организациями. Следственный комитет возглавляет первый заместитель Министра внутренних дел РФ — начальник Следственного комитета при МВД России, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом предложению Председателя Правительства РФ. Начальник Следственного комитета имеет первого: • организационное управление; • контрольно методическое управление; • информационно-аналитическое управление; • следственная часть по расследованию организованной • управление делами. В непосредственном подчинении Следственного комитета находятся следственные управления Следственного комитета по федеральным округам. Деятельность Следственного комитета организуется на Личный состав Следственного комитета включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, имеющих специальные звания, государственных служащих и работников. Начальник Следственного комитета наделен следующими правами и обязанностями: - пользуется процессуальными полномочиями в соответствие сДействующим законодательством; - несет персональную ответственность за организацию работы Следственного комитета и выполнение возложенных на него задач; - определяет функциональные обязанности своих заместителей руководителей структурных подразделений Следственного комитета - представляет следственный комитет в федеральных органах государственной власти, других министерствах, ведомствах, учреждениях и организациях -издает приказы и указания по вопросам работы органов предварительного следствия - в соответствии с УПК передает дело от одного следователя другому, поручает расследование нескольким следователям подчиненных органов предварительного следствия, а также следователям следственного комитета - назначает на должность, перемещает и освобождает от должности сотрудников Следственного комитета - присваивает специальные звания начальствующего состава сотрудникам Следственного комитета, поощряет и налагает на них дисциплинарные взыскания; - проводит аттестацию сотрудников Следственного комитета, имеющих специальные звания начальствующего состава. Основные задачи Следственного комитета при МВД России: - организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел; - осуществление в пределах своих полномочий контроля за соблюдением законности в деятельности органов предварительного следствия; - организация расследования преступлений непосредственно следователями Следственного комитета; - проведение эффективной кадровой политики и повышение профессионального мастерства следственных работников. В целях решения возложенных на него задач Следственный комитет осуществляет следующие основные функции: - анализирует следственную практику, организацию и результаты деятельности органов предварительного следствия; разрабатывает и реализует меры по повышению качества и сокращению сроков предварительного следствия, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы; - изучает, обобщает и рекомендует к внедрению положительный, в том числе зарубежный, опыт предварительного следствия, разрабатывает для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступлений; организует и проводит совещания, научно-практические конференции и семинары по проблемам предварительного следствия; издает информационный бюллетень; - организует рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством РФ писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам; - осуществляет ведомственный процессуальный контроль за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказывает помощь в их расследовании; ведет контрольные производства по этим делам; - оказывает практическую и методическую помощь органам предварительного следствия, проверяет их работу, осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков; - осуществляет организационное и методическое обеспечение деятельности следственных управлений Следственного комитета по федеральным округам; - координирует расследование носящих межрегиональный и международный характер преступлений, производимое следователями органов внутренних дел; создает в необходимых случаях межрегиональные следственные группы; - организует взаимодействие следователей органов внутренних дел РФ с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции — с другими правоохранительными органами, министерствами, учреждениями и организациями; - изучает правоприменительную практику и осуществляет разработку предложений в проекты законодательных, подзаконных, ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к деятельности органов предварительного следствия; участвует в проведении экспертиз проектов правовых актов. В установленном порядке и в части, касающейся деятельности органов предварительного следствия, ведет систематизированный учет действующего законодательства, информирует подчиненные органы о его изменениях и дополнениях; - организует производство непосредственного расследования наиболее сложных, носящих межрегиональный и международный характер организованных преступлений; - обращается в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с международными договорами Российской Федерации и организует исполнение аналогичных запросов; - осуществляет подбор руководящих кадров, организацию профессиональной подготовки и повышение квалификации следственных работников, участвует в обеспечении органов предварительного следствия современной организационной и криминалистической техникой. Следственное управление при ГУВД (УВД) субъекта РФ является органом, обеспечивающим организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных органов предварительного следствия в системе МВД России на территории субъекта РФ. Возглавляет следственное управление начальник следственного управления ГУВД (УВД) субъекта РФ, являющийся по должности заместителем начальника ГУВД (УВД) субъекта РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета. Он имеет помощника — начальника отделения по кадровой и воспитательной работе, первого заместителя и заместителей — начальника контрольно-методического управления и начальника следственной части. Начальник следственного управления помимо полномочий, предоставленных ему уголовно-процессуальным законодательством: - осуществляет руководство следственным управлением и подчиненными органами предварительного следствия, несет персональную ответственность за организацию и результаты работы, обеспечивает исполнение возложенных на них задач; - представляет главное следственное управление в органах государственной власти субъекта РФ, местного самоуправления, других ведомствах, учреждениях и организациях; - планирует работу следственного управления, утверждает положения о его структурных подразделениях и планы их работы, распределяет функциональные обязанности между своими заместителями; - осуществляет подбор, расстановку, воспитание и обучение кадров органов предварительного следствия, проводит аттестацию сотрудников, представляет их к присвоению специальных званий; - организует взаимодействие следователей органов внутренних дел с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, а также внедрение в практику передового опыта, научных методов и технических средств; - проверяет и оценивает деятельность органов предварительного следствия, их руководителей и отдельных следователей; в пределах своей компетенции издает приказы, издает указания; в предусмотренном порядке запрашивает из органов предварительного следствия необходимые сведения и материалы, заслушивает отчеты их руководителей. В следственное управление входят следующие структурные подразделения: - следственная часть, включающая в себя: — отдел организации расследования тяжких преступлений против собственности, совершенных организованными ^преступными группами; — отдел организации расследования преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков, оружия и преступлении против личности; — отдел по расследованию организованной преступной деятельности в кредитно-финансовых учреждениях и в сфере компьютерной информации; — отдел по расследованию бандитизма и деятельности Организованных преступных сообществ; - контрольно-методический отдел, включающий в себя: — отдел по общеуголовным преступлениям; — отдел по дорожно-транспортным преступлениям и в Сфере компьютерной информации; — отдел по преступлениям в сфере экономики; - канцелярия; - группа ресурсного обеспечения деятельности следственного управления. Основными задачами следственного управления являются; - организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел; - осуществление в пределах своих полномочий контроля за соблюдением законности в деятельности подчиненных органов предварительного следствия; - организация расследования преступлений непосредственно следователями следственного управления; - проведение кадровой политики и повышение профессионального мастерства следственных работников. В соответствии с возложенными задачами следственное управление выполняет следующие основные функций: - осуществляет анализ статистической и иной информации о результатах деятельности органов предварительного следствия и на этой основе разработку и реализацию мер по улучшению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан; - обеспечивает контроль за работой подчиненных органов предварительного следствия, оказание им практической и методической помощи, проверку их деятельности, разработку и контроль за выполнением мероприятий по устранению выявленных недостатков; - организует процессуальный контроль за производством предварительного следствия и соблюдением законности следователями органов внутренних дел, оказание помощи в расследовании наиболее сложных уголовных дел; - обеспечивает взаимодействие следователей органов внутренних дел с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам; - осуществляет непосредственное расследование преступлений особой сложности или особого общественного значения, а также носящих межрегиональный и международный характер; - обобщение и анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений; организацию работы Следственный отдел при районном отделе внутренних дел организует расследование уголовных дел о преступлениях, отнесенных УПК к подследственности следователей органов внутренних дел. Следственный отдел возглавляет заместитель начальника отдела внутренних дел района — начальник следственного отдела при органе внутренних дел, который назначается на должность и освобождается от должности начальником вышестоящего органа внутренних дел по представлению начальника следственного управления ГУВД (УВД) субъекта РФ. Начальник следственного отдела имеет заместителя. Заместитель начальника следственного отдела, начальствующий состав органа предварительного следствия назначаются на должность и освобождаются от нее по представлению начальника следственного отдела заместителем начальника вышестоящего органа внутренних дел — начальником следственного управления при ГУВД (УВД) субъекта РФ. Начальник следственного отдела помимо полномочий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством: - осуществляет планирование работы и контроль за выполнением намеченных мероприятий, несет персональную ответственность за организацию и результаты работы органа предварительного следствия; организует исполнение возложенных на него задач; - определяет функциональные обязанности своих заместителей, осуществляет распределение служебных обязанностей следователей посредством установления их специализации по расследованию отдельных категорий преступлений и (или) закрепления за ними определенных территориальных зон (участков); - рассматривает поступающие в следственный отдел заявления и сообщения о совершении преступлений и принимает по ним решения в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона; - обеспечивает своевременный выезд следователей на места происшествий по сообщениям о совершении преступлений, отнесенйых законом к их подследственности - по согласовавши с начальником органа дел привлекает, к работе по обеспечению расследованияпреступлений необходимые силы и средства; - устанавливает время дежурства следователей в следственно-оперативной группе, предоставляет им в соответствии с законодательством время для еженедельного отдыха и отдыха после дежурства; - заслушивает следователей по вопросам взаимодействия с работниками других служб при расследовании преступлений, выполнения планов работы, повышению профессионального мастерства; - пресекает факты вмешательства в процессуальную деятельность следователей - анализирует оперативную обстановку, состояние работы по расследованию преступлений, результаты деятельности следственного отдела и каждого следователя - составляет согласованный с прокурором статистический отчет о следственной работе, обеспечивает объективность предоставляемых документов первичного учета - рассматривает представления прокуроров, определения судов о нарушениях норм УПК, жалобы на действия следователей в ходе предварительного следствия и по устранению недостатков в их работе. Следственный отдел при районном, отделе внутренних дел включает в себя следующие подразделения - отделение по расследованию преступлений в сфере экономики; - отделение по расследованию преступлений против личности; - отделение по расследованию преступлений в сфере незаконного оборота оружия и наркотиков; - отделение по расследованию преступлений против собственности. Основной задачей следственного отдела является обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве путем надлежащей организации расследования уголовных дел, подследственных следователям органов внутренних дел. С учетом требований уголовно-процессуального законодательства РФ следственный отдел выполняет следующие основные функции: - расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел; - разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан; - обеспечение взаимодействия следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроле по уголовным делам; - обобщение и анализ причин и условий, способствованию совершению преступлении, работу следователей по возмещению материального ущерба, восстановлению нарушенных прав и интересов граждан, учреждений и организаций, потерпевших от преступлений; - распространение и внедрение передовых методов расследования и использования технических средств. Кроме перечисленного следственный отдел осуществляет в обязательном порядке учет. - поступивших заявлений и сообщений о преступлениях, сроков их разрешения, а также материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела; - выездов следователей на места происшествий; - возбужденных следователями данного органа внутренних дел и поступивших из других органов уголовных дел, а также дел и материалов, выделенных в отдельное производство; - поручений о производстве следственных действий, поступивших для исполнения лиц, привлеченных к уголовной ответственности, а также задержанных по подозрению в совершении преступлений; - результатов расследования и рассмотрения в судах уголовных дел; - размера причиненного преступлениями материального ущерба и обеспечения его возмещения; - выявленных в ходе следствия ранее неизвестных преступлений; преступлений, раскрытых по ранее приостановленным делам; - представлений прокуроров, частных определении судов; - профилактических мероприятий по материалам следствия; ответов на представления.
Новые информационные технологии могут успешно использоваться в следственной деятельности. Основные задачи, которые рекомендуется решать с их помощью, это: - автоматизация следственной работы при создании документов, - автоматизация составления календарных планов и графиков расследования, - сбор, накопление и анализ информации по следственным делам (особенно со многими лицами и эпизодами), автоматизация составления по результатам анализа следственных документов и заключений; - получение справочной информации по уголовным делам из многих источников, - разработка автоматизированных методов расследования по различным видам преступлений, - статистический анализ расследуемых уголовных дел, - автоматизация контроля за ходом следствия и соблюдением сроков расследования, - создание, ведение, использование баз данных следственной информации, - анализ информации о прошлых преступлениях.
Реализация компьютерных технологий в деятельности следователя может осуществляться с использованием автоматизированного рабочего места следователя (АРМС). Такие рабочие места создаются на базе персональных компьютеров локальной или глобальной сети МВД и снабжаются соответствующим программным обеспечением. Программное обеспечение процесса расследования уголовного дела дает возможность выполнять такие трудоемкие действия, как: - создание следовательских документов (протоколов, постановлений, запросов, карточек и т.п.), - получение информации (справок) по запросам, - анализа документов (обвинительного заключения, обвинения, постановления о прекращении уголовного дела и др.), - заполнение документов, в том числе различных бланков; - отыскание необходимых сведений в материалах дела (фамилии, имена, отчества; клички, даты, эпизоды, протоколы, места происшествий и др.), - оформление материалов, - составление планов профилактических мероприятий, - систематизация материалов дела,
- составление формулы обвинения, - составление обвинительного заключения и других документов по делу, - подготовка материалов для суда.
Для ускорения работы могут использоваться стандартные (типовые) бланки и образцы документов. Программное обеспечение для обработки сопутствующей информации служит для: - получения информации о фигурантах по уголовному делу, - поиск и анализ связей фигурантов, - получения сведений о вещественных доказательствах, - поиска и анализа данных об эпизодах преступления (место, время, участники, способы совершения, вещественные доказательства и др.).
С помощью этого программного обеспечения автоматизируются поиск, анализ и выдача информации о лицах по делу и их связях, о вещественных доказательствах, эпизодах, сходных происшествиях. Основными требованиями к программному обеспечению АРМС должны быть:
- эффективная работа с текстовой информацией и документами, - проверка грамматики документов, - печать документов, - ведение архивов стандартных форм документов и отчетов, - поиск и компоновка текстовых фрагментов, - автоматизированный подбор данных для таблиц, - простейшие статистические расчеты, - поиск и анализ информации, - работа в диалоговом режиме.
Для следственной деятельности разработан ряд автоматизированных информационных систем. Одной из таких систем является «Диалоговый конструктор БИНАР –3» для информационного обеспечения принятия решений, информационно-логических задач, анализа связей и объектов в уголовном деле. БИНАР-3 может хранить и обрабатывать структурированные символьные и числовые данные, а также текстовые фрагменты; имеет средства настройки баз данных и получения отчетов по запросам. База данных конструктора состоит из так называемых объектов учета, включающих:
- информацию по делу (учетная карточка, эпизоды, лица, организации), - источники документов (показания лиц, описание вещественных доказательств, сведения о документах по делу). База данных может включать много сведений (до миллиона записей по каждому объекту учета). На экран или на принтер могут выводиться реквизиты учитываемых объектов и связанных с ним объектов; перечень прямых и косвенных связей большой глубины, т.е. с большим числом звеньев в цепочке связей; статистические данные о лицах, суммах, эпизодах; сведения о лицах, фигурирующих в базах данных; материалы допросов; фрагменты обвинительных заключений; взаимосвязи эпизодов, лиц, объектов. Имеется календарный план расследования по дням и часам. Для работы конструктора используется СУБД Clipper; ряд программных модулей написан на языке Ассемблера и языке С. Диалоговый конструктор удобно использовать в локальной сети с распределенной базой данных для коллективной работы следственной бригады. Система анализа и учета уголовных дел САУД-М функционирует на основе интегрированного пакета прикладных программ МАСТЕР. В САУД-М входят текстовый процессор, табличный процессор, простая СУБД, пакет прикладных программ для графического отображения данных, пакет для электронной телекоммуникации. САУД-М позволяет систематизировать и анализировать материалы дела; учитывать фигурантов, объекты преступных посягательств; время, место, способ совершения, мотив преступления. Работа организуется с помощью меню, как в ОС Windows. Имеются готовые бланки документов, удобно анализируются связи между различными следственными данными. Недостаток системы – невозможность работы в локальной вычислительной сети. Большие возможности открывает гипертекстовая система ИНТЕЛТЕКСТ, предназначенная для создания текстовых документов (отчетов, обзоров, рекомендаций, обоснований, результатов анализа). С ее помощью можно вести базу текстовых документов, устанавливать связи между ними, строить комбинированные тексты, создавать фрагменты текстов из первичных документов и компоновать их. Работа основана на оконной технологии. Для поиска фрагментов используются ключевые слова, рубрики (типы фрагментов: допросы, показания, протоколы, лица и др.), ссылки на источники фрагмента. Для источников составляется каталог. Для каждого фрагмента имеется набор атрибутов в виде меню. По комбинации атрибутов можно находить фрагмент и запоминать его в соответствующих папках, для которых имеется каталог папок. Папки можно просматривать и корректировать. Фрагменты могут иметь двунаправленные смысловые связи с другими фрагментами. Благодаря связям фрагменты могут объединяться в смысловую сеть в виде гипертекста. Связи могут указываться пользователем (например, по ключевым словам) в интерактивном или автоматическом режиме. По смысловой сети можно осуществлять навигацию автоматически или вручную. Созданная тематическая подборка затем преобразуется в единый текстовый документ, редактируется и отправляется в файл или на принтер. Само текстовое окно может иметь до трех полей: собственно текст, аннотация, заголовок. Допускаются «прокрутка», изменение размеров окна, масштабирование и другие редакционные действия. Информацию в базе текстовых документов можно отыскивать по строке текста, заголовку, строке аннотации и другим признакам.
АРМС для расследования конкретных видов преступлений разрабатываются Следственным комитетом МВД РФ совместно с ВНИИ МВД и предназначены для автоматизации методики раскрытия таких типичных преступлений, как: - грабежи и разбойные нападения, - кражи из жилищ, - незаконный оборот наркотиков.
АРМС для расследования грабежей и разбойных нападений имеет обширный банк данных, основанный на эмпирических исследованиях, нормативных актах и специальной литературе. АРМ включает три блока: - уголовно-правовая квалификация грабежей и разбойных нападений, - методика расследования грабежей и разбойных нападений, - справочный архив.
Методика расследования – это рекомендуемые следственные действия для различных случаев, а именно: имеются или не имеются подозреваемые, свидетели, потерпевшие; каковы вид и способ преступления и т.п.; рассматриваются различные способы грабежа и нападения, применение и виды оружия, применение насилия и другие характеристики преступления. Даются рекомендации по осмотру места происшествия, экспертизе оружия, проведению допросов и другим следственным действиям. Указываются рекомендуемые экспертизы по каждой категории преступлений. Приводится словарь жаргонных слов уголовного лексикона.
АРМС по расследованию краж из жилищ также имеет три блока: - уголовно-правовая квалификация краж, - методика расследования, - типовые версии.
Блок методики расследования предназначен для работы в диалоговом автоматизированном режиме с учетом разнообразных данных о происшествии: задержаны подозреваемые или нет, где задержаны, подозреваемый явился сам или нет, потерпевший известен или нет, есть ли свидетели, каков способ совершения преступления, как осуществлено проникновение в жилище и т.п. Даются рекомендации по осмотру и анализу места происшествия, порядку опознания лиц и предметов, проведению допросов, возможным экспертизам. В блоке типовых версий приводятся возможные предположения о личности преступника.
Программное обеспечение АРМС по расследованию незаконного оборота наркотиков содержит следующие блоки: - выдвижение версии, - методика расследования, - обстоятельства, подлежащие выяснению; - словари (жаргонные термины, названия наркотических средств, синонимы их названий, способы употребления, криминалистические рекомендации), - пояснения (классификация наркотических средств, краткие сведения о них), - формы следственных документов.
Версии выдвигаются в зависимости от исходных данных. Методика расследования зависит от обстоятельств дела, например: - подозреваемый задержан, известен, не известен: - оперативные данные (подозреваемый задержан с поличным или по другим причинам), - есть ли свидетели или очевидцы, - цель действий задержанного (задержанных): сбыт наркотических средств или без сбыта.
АРМС предназначено для работы в интерактивном режиме и не требует специальной подготовки по ее освоению. Имеется также специальная информационная система (SIS), предназначенная для автоматизации следственных действий, анализа работы следователей и следственных отделов, для управления их работой. Система имеет несколько модулей:
1) Учет уголовных дел (обвиняемые, подозреваемые, потерпевшие, свидетели; дела в целом). 2) Работа с документами – формирование следственных документов по уголовным делам, вплоть до обвинительного заключения. 3) Контроль сроков выполнения расследования и оформления документов. 4) Архив уголовных дел (хранение исполненных документов и дел, направленных в суд). 5) Модуль отчетности (статистика уголовных дел, статистический учет).
6) Сервис (справочники и вспомогательная информация). 7) Настройка (на аппаратные средства, обслуживание баз данных, копирование информации).
Пользователь устанавливает для SIS расчетный период, в течение которого все документы сохраняются в оперативном ведении; по истечении расчетного периода документы отправляются в архив. Существуют локальный и сетевой варианты системы. Локальный вариант предназначен для следственных подразделений с малой нагрузкой (с одним компьютером), сетевой – для подразделений с большим объемом работы (с несколькими компьютерами и сетевым программным обеспечением).
Отметим, наконец, следственные экспертные системы, применяемые для раскрытия и расследования преступлений. К таким экспертным системам относятся:
1) Экспертная система прогнозирования преступлений, позволяющая оценить зависимость между характерными особенностями личности преступника и возможным местом совершения преступления. 2) Экспертная система выявления скрытых преступлений (например, скрытых хищений в производстве или торговле) на основе анализа деятельности предприятий позволяет получить материал для ревизий. 3) Экспертная система поиска и установления личности преступника позволяет сделать предположения о личности преступника по материалам следствия и сузить круг подозреваемых лиц. 4) Экспертные системы расследования убийств, анализирующие следственные данные о преступнике, потерпевшем, способе совершения и сокрытия преступления, орудии убийства, возможных мотивах, месте и времени преступления. Такие экспертные системы могут иметь несколько разновидностей в зависимости от криминалистической характеристики преступления (убийство на сексуальной почве, с расчленением трупа, с особой жестокостью и др.). 5) Экспертные системы для расследования грабежей и разбоев
и многие другие.
Широкое использование новых информационных технологий в следственной деятельности позволит поднять ее на более высокий уровень, но пока это использование лишь внедряется, учитывая, в частности, появление все новых видов преступлений, таких, например, как терроризм (в том числе – действия террористов-смертников), захват заложников, похищение людей, изготовление и сбыт фальшивой продукции и др. Важнейшей задачей здесь является создание технического и программного обеспечения, необходимого для решения рассмотренных выше разнообразных правовых задач пользователями, не являющимися специалистами в области прикладной информатики, т.е. с максимально «дружелюбным к пользователю» интерфейсом. Пока эта задача еще очень далека от выполнения.
Автоматизация процесса раскрытия преступлений – наиболее сложная задача правовой информатики, хотя вполне можно автоматизировать составление следственных документов, отнимающее много времени. Существенную помощь может оказать «Специализированная территориально-распределенная автоматизированная система Следственного комитета РФ» («СТРАС-СК») с банками данных, включающая три уровня:
1) для центрального аппарата Следственного комитета, 2) для следственных управлений (отделов) МВД-УВД, 3) для следственных подразделений городских и районных органов внутренних дел.
Информационное обеспечение СТРАС-СК состоит из ряда подсистем по направлениям:
1) «Расследование». По данным о составе, способе, месте, объекте, жертве преступления, компьютер выдает рекомендации для планирования расследования, автоматизирует составление документов, поиск и сопоставление материалов по другим делам. 2) Контроль. Автоматизируются контроль деятельности следователя (дело «на контроле»), ведение каталога дел, планирование и соблюдение сроков. 3) «Статистика». Формируются и анализируются статистические данные, ведется накопление данных о преступлениях, лицах, ущербе. Автоматизируются составление обзорных и статистических отчетов, анализ работы конкретного следователя, выдача различных видов статистической информации. 4) «Справочные системы» по законодательству, нормативным актам и постановлениям, касающимся работы следователя. 5) «Банки данных» по различным категориям уголовных дел. 6) «Подсистема связи с банками криминальной информации» (Федеральным и региональными) для получения информации из учетов. 7) Подсистемы для автоматизации работы секретариата, канцелярии, учета кадров следственного аппарата.
Но в целом система СТРАС-СК еще находится в процессе дальнейшей разработки.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |